Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:02, реферат
Президент РФ издает указы и распоряжения, которые не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Как по форме, так и по содержанию акты главы государства являются подзаконными. Однако своеобразие российской президентской власти позволяет утверждать, что глава государства “соединяет в себе как функции исполнительной, законодательной, так и судебной власти”[1].
Достаточно часто возникают коллизии между указами Президента РФ и уже действующими федеральными законами. Поскольку в ч. 2 ст. 4 Конституции РФ провозглашен принцип верховенства закона как конституционный принцип, положенный в основу построения демократического государства, акты, не соответствующие закону, подлежат опротестованию, отмене, изменению[34].
Указы Президента РФ — акты подзаконные, но не все они доступны судебному контролю.
Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ нормативных указов Президента (п. “а” ч. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”). Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает дела о признании недействительными ненормативных актов Президента Российской Федерации, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан (п. 1 ст. 10 Федерального конституционного закона “Об арбитражных судах в Российской Федерации”; п. 2 ст. 24 АПК РФ)[35]. Ненормативные указы Президента, нарушающие права в иной сфере деятельности, кроме экономической, подсудны Верховному Суду РФ (ст. 116 ГПК РСФСР). В частности, Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает в первой инстанции дела об оспаривании ненормативных актов Президента, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы (п. 1 ч. 3 ст. 9 Федерального конституционного закона “О военных судах Российской Федерации”).
Проверка законности нормативных указов Президента РФ ни конституционно, ни законодательно не урегулирована. Поэтому вполне логично предложение предоставить Высшему Арбитражному Суду РФ права рассматривать нормативные указы в сфере экономической деятельности, а Верховному Суду — все остальные указы Президента РФ[36].
Такая мера, на наш взгляд, заставит более детально и продуманно относиться к разработке нормативных указов главы государства и наметит тенденцию к уменьшению издания не соответствующих закону указов. Важно добавить, что судебный порядок оспаривания нормативно-правовых актов Президента РФ будет иметь место только в том случае, если глава государства не приведет их в определенный срок в соответствие с законом. Такой срок указывается, как правило, в заключительных положениях федеральных конституционных (федеральных) законов.
Из вышеизложенного следует, что:
1) указы Президента
РФ должны быть подзаконными
актами, не противоречащими
2) в современных условиях
глава государства издает
3) “законодательные”
указы носят временный
4) если нормативные
указы Президента РФ не
Сегодня существует необходимость в указах, восполняющих пробелы в законодательстве, поскольку важнейшие общественные отношения до сих пор не урегулированы законами. Тем не менее по мере развития российской государственности, утверждения принципа верховенства закона нормотворческие указы Президента РФ должны стать скорее исключением, нежели правилом
------------------------------
[1] Кабышев В.Т. Конституционная система власти в современной России//Вестник СГАП. 1998. № 3. С. 8.
[2] См.: Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1906. С. 302, 308.
[3] См.: Закон: создание и толкование. С. 192.
[4] См.: Конституция, закон,
[5] См.: Закон в переходный
период: опыт современной России//
[6] См.: Конституция, закон, подзаконный акт. С. 57; Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Указ. работа. С. 356; Конституция Российской Федерации; Проблемный комментарий/Отв. ред. В.А. Четвернин. М., 1997. С. 407; Козлов А.Е. Статус Российской Федерации и проблемы совершенствования механизма государственной власти//Конституционный строй России. Вып. 3. М., 1996. С. 71-72.
[7] См.: Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 1997. С. 126.
[8] См.: Дрейшев Б.В.
Проблемы законотворчества в
новых условиях//Правоведение. 1994. №
5-6. С. 64; Выстропова А.В. Акты
[9] См.: Сенякин И.Н.
Федерализм и безопасность
[10] См., например: Указ Президента РФ от 31 декабря 1993г. “О дополнительных гарантиях права граждан на информацию”//САПП РФ. 1994. № 2. Ст. 74; Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. “О совершенствовании работы банковской системы Российской Федерации//СЗ РФ. 1994. № 7. Ст.696.
[11] См.: Российская газета. 1995. 17 февраля; 1996. 27 февраля.
[12] См.: Андреев Н. Дума и закон//Российская газета. 1999. 5 июня.
[13] См.: Российская газета. 1997. 7 марта; 1998. 24 февраля; 1999. 31 марта.
[14] См.: Российская газета. 1999. 24 апреля.
[15] См.: Халфина P.O. Почему
не работает закон?//Журнал
[16] Окуньков Л.А. Правовые
акты Президента: их статус направленность
содержание//Журнал
[17] Конституционный Суд
Российской Федерации.
[18] Конституция и закон: стабильность и динамизм. М., 1997. С. 26.
[19] См.: Колесников Е.В.
Источники российского
[20] См.: Тихомиров Ю.А. Теория закона М., 1982. С. 166-178; Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995. С. 28; Алюшин А. Россия//Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1995. №2(11). С. 30; Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996. С. 48; Тихомиров Ю.А. Конфликт закона и правовая реформа. Выступление на “круглом столе” журнала//Государство и право 1997. № 12. С. 7.
[21] См.: Авакьян С.А.
Полномочия Конституционного
[22] Амеллер М. Парламенты. М., 1967. С. 256.
[23] См.: Конституции государств Европейского Союза. М.. 1997. С. 435, 389, 565-566.
[24] См.: Новые конституции стран СНГ и Балтии. С. 122, 437-438, 287, 241, 153.
[25] См.: Конституции стран СНГ и Балтии. С. 161-162.
[26] Пастухов М. Декреты
Президента Республики
[27] См.: Конституция, закон, подзаконный акт. С. 57.
[28] См.: Новые конституции стран СНГ и Балтии. С. 246, 298.
[29] Мазуров А.В. Указ
Президента Российской
[30] См.: Российская газета. 1999. 31 марта.
[31] См.: САПП РФ. 1993. № 51.Ст. 4761, 4928, 4929.
[32] Закон: создание и толкование/
[33] Баглай М.В. Конституционное
право Российской Федерации. М.
[34] См.: Колесников Е.В.
[35] См.: СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1589; Комментарий
к Арбитражному