Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 12:37, курсовая работа
Цель работы заключается в том, чтобы показать развернутую картину о системе нормативно-правовых актов, её составляющих и их особенностях.
Реализация данной цели подразумевает выполнение ряда задач:
1. Изучить научные труды известных учёных-юристов в области форм права, источников права и их видового разнообразия;
2. Раскрыть содержание понятие «нормативно-правовые акты», рассмотреть их признаки и классификацию;
3. Изучить нормативно-правовые акты Российского права, их виды и действие нормативно-правовых актов в Российской Федерации;
4. Изучить систематизацию нормативно-правовых актов.
Введение 4
1. Внешние формы права 6
1.1. Понятие формы права 6
1.2. Источники права и их видовое многообразие 7
2. Нормативный правовой акт как источник права 15
2.1. Понятие и признаки нормативно-правовых актов 15
2.2. Классификация нормативно-правовых актов 18
3. Нормативно-правовые акты Российского права 24
3.1. Виды нормативно-правовых актов в Российской Федерации 24
3.2. Действие нормативно-правовых актов в Российской Федерации 29
4. Систематизация нормативно-правовых актов 33
Заключение 39
Список использованной литературы 42
4. Нормативно-правовой акт
5. В нормативных актах нормы
права группируются по
Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объему и характеру действия; субъектам, их издающим. 18
По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования.
В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.
Нормативно-правовые акты классифицируются также по содержанию. Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство — примеры комплексных нормативно-правовых актов.
По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются:
— на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории;
— на акты ограниченного действия — распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;
— на акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).
По основным субъектам государственного
правотворчества нормативно-
Закон - это главный и преимущественный нормативно-правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Определение закона можно сформулировать следующим образом: это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.
Признаками закона как основного источника права, как нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой, являются:
1) законы принимаются высшими
представительными органами
2) законы принимаются по
3) законы принимаются в особом
законодательном порядке, что
не Присуще подзаконным
4) законы не подлежат контролю или утверждению со стороны какого-либо другого органа государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной властью. Конституционный или другой аналогичный суд может признать закон, принятый парламентом, неконституционным, однако отменить его может только законодательный орган;
5) законы представляют собой ядро всей правовой системы государства, они обусловливают структуру всей совокупности нормативно-правовых актов, юридическую силу каждого из них, субординацию нормативно-правовых актов по отношению друг к другу.
Ведущее и определяющее положение
законов в системе нормативно-
В свою очередь, законы подразделяются
на конституционные и
Подзаконные нормативно-правовые акты - это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Эффективное регулирование общественных отношений имеет место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными интересами. Подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать основные, принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных, интересов.
По своему содержанию подзаконные
акты, как правило, являются актами
различных органов
1. Общие подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. По своей юридической силе и значению в системе правового регулирования общие подзаконные акты следуют за законами. Посредством подзаконных актов осуществляется государственное управление обществом, координируются экономические, социальные и другие вопросы общественной жизни.
К общим подзаконным актам
Нормативные указы президента. В системе подзаконных, актов они обладают высшей юридической силой и издаются на основе и в развитие законов. Полномочия президента в правотворческой деятельности определяются конституцией страны или специальными конституционными законами. Они регламентируют самые разнообразные стороны общественной жизни, связанные с государственным управлением.
Постановления правительства. Это подзаконные нормативные акты, принимаемые в контексте с указами президента и призванные в необходимых случаях урегулировать более подробные вопросы государственного управления экономикой, социальным строительством, здравоохранением, народным образованием, строительством вооруженных сил и т. д.
2. Местные подзаконные акты.
Это нормативно-правовые акты
органов представительной и
3. Ведомственные нормативно-
4. Внутриорганизационные
Система нормативно-правовых актов современных государств неоднородна. Это объясняется особенностями форм государственного правления, многовековыми традициями отдельных стран, национальными и другими факторами. Подавляющее большинство нормативно-правовых систем строится по признаку степени юридической силы акта. Нижестоящие акты в интересах стабильности общественной жизни и ее оптимальной организованности должны соответствовать предписаниям актов вышестоящих органов. Все коллизии, противоречия между подзаконными актами в цивилизованном государстве решает закон, обладающий высшей юридической силой.
Степень юридической силы нормативно-правовых актов может быть различна, но степень обязательности содержащихся в них норм абсолютно одинакова для всех тех, к кому относятся их предписания. Это принципиальное положение составляет основу функционирования правового государства.
В нормативном регулировании
Акты судебной власти. Решения судебных
органов приобретают
Правотворческие функции судов
формируются самой судебной практикой,
потребностями правового
Высшие органы судебной власти не только конкретизируют действующие нормы права, но и создают в пределах своей компетенции новые правовые нормы с целью руководящего разъяснения применения законодательства по вопросам, возникающим при практическом разрешении юридических дел (примером таких норм будут постановления Верховного суда). Обязательная сила судебной практики состоит не в ней самой, а в велениях законодательной власти.
Закон — это нормативный акт, принятый высшим законодательным органом или путем референдума, обладающий высшей юридической силой.
Закон— это, во-первых, нормативный
акт, содержащий нормы права. Во-вторых,
он принимается путем всенародного
голосования (референдума) или высшим
законодательным органом —