Система органов публичной власти в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 22:28, реферат

Описание работы

Публичная власть может осуществляться двумя путями - непосредственно населением (народом в целом или территориальными обществами) или через соответствующие институты, которые называются органами публичной власти. В зависимости от форм публичной власти различают органы государственной власти и органы местного самоуправления. Органы публичной власти представляют собой довольно жесткую, внутренне согласованную и взаимосвязанную в своих элементах систему.

Файлы: 1 файл

Система органов публичной власти в Украине.docx

— 32.42 Кб (Скачать файл)

Система органов публичной власти в Украине

Публичная власть может  осуществляться двумя путями - непосредственно  населением (народом в целом или  территориальными обществами) или через  соответствующие институты, которые  называются органами публичной власти. В зависимости от форм публичной  власти различают органы государственной  власти и органы местного самоуправления. Органы публичной власти представляют собой довольно жесткую, внутренне  согласованную и взаимосвязанную  в своих элементах систему.


Система органов  публичной власти в Украине - это  совокупность установленных Конституцией Украины органам государственной  власти и местного самоуправления, обеспечивающих защиту прав, свобод и  законных интересов граждан, безопасности государства и общества, решают вопросы  социально-экономического и культурного  строительства. Согласно положениям Конституции  Украины, эта система делится  на следующие звенья:

И. Система органов  государственной власти:

1. Глава государства  - Президент Украины.

2. Единственный  орган законодательной власти (парламент) - Верховная Рада Украины.

3. Система государственных  органов исполнительной власти: а) Кабинет Министров Украины  - высший орган в системе органов  государственной исполнительной  власти, б) министерства, государственные  комитеты, центральные органы со  специальным статусом - центральные  органы исполнительной власти, в)  местные государственные администрации  - местные органы государственной  исполнительной власти ;

4. Система государственных  органов судебной власти.

II. Система органов  власти Автономной Республики  Крым:

1. Единый представительный  орган автономии - Верховный Совет  Автономной Республики Крым.

2. Система органов  исполнительной власти автономии:

а) Совет министров  Автономной Республики Крым - высший исполнительный орган автономии;

б) министерства и  республиканские комитеты - центральные  исполнительные органы автономии.

IИИ. Система органов местного самоуправления:

1. Представительные органы местного самоуправления: а) сельские, поселковые, городские советы - органы местного самоуправления, которые представляют соответствующие территориальные громады и осуществляют от их имени и в их интересах функции и полномочия местного самоуправления; возглавляют их соответственно сельские, поселковые, городские председатели, избираемые территориальными общинами; б) районные и областные советы - органы местного самоуправления, которые представляют общие интересы территориальных громад сел, поселков, городов; возглавляют их председатели этих советов, которые избираются самими советами из числа депутатов, в) районные в городах советы - представительные органы местного самоуправления, которые могут создаваться по решению территориальной общины города или городского совета.

2. Исполнительные органы  местного самоуправления - исполнительные  комитеты, отделы, управления сельских, поселковых, городских, районных  в городах советов и другие  создаваемые советами исполнительные  органы.

3. Органы самоорганизации  населения - домовые, уличные,  квартальные советы и комитеты, а также советы микрорайонов - могут создаваться по инициативе  жителей и с разрешения сельских, поселковых, городских советов.

Таким образом Конституция Украины четко разделяющий две системы органов публичной власти - органы государственной власти и органы местного самоуправления. Согласно положению ч.1 ст.5 Основного Закона, народ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и местного самоуправления. Это означает, что и органы государственной власти, и органы местного самоуправления - суть органы власти народа, но одновременно - это разные формы осуществления этой власти.

Орган государственной власти - составная часть государственного аппарата, участвует в осуществлении  функций государства, действующего от его имени и по поручению, имеет  государственно-властные полномочия, соответствующую компетенцию и  структуру, применяет присущие ей организационно-правовые формы деятельности.

Государственная власть является единой в том смысле, что она  осуществляется государственным аппаратом  в целом и не существует нескольких конкурирующих "государственных  властей». Это является одной из составляющих государственного суверенитета. Однако, во-первых, единую государственную власть осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы. Во-вторых, с историческим развитием государственности формируется определенный принцип взаимоотношений, дифференциации и кооперации этих органов, который называется разделением властей.

Единую государственную  власть осуществляет государственный  аппарат, представляющий собой систему  государственных органов. В рамках этой системы различаются три  основных подсистемы органов или  ветви государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная. В основе такого структурного устройства аппарата государства лежит функциональная дифференцированность государственной власти. Обычно эту функциональную дифференцированность объясняют как разделение труда по государственному управлению. Рациональная организация и разделение труда по государственному управлению порождают государственные органы, имеющие разную компетенцию: есть органы, которые устанавливают общеобязательные нормы, органы, которые управляют согласно этим нормам, и органы, которые решают споры о праве.

Три основные ветви власти отражают основные правовые формы влияния  государственного аппарата на общество, прерогативных функции соответствующих органов направлены наружу государственного механизма, на целенаправленное упорядочение общественных отношений. Однако с усложнением задач, стоящих перед обществом и государством происходит усложнение государственного аппарата и дальнейшая специализация государственных органов, появляются новые органы, не входящие ни в одну из основных ветвей власти. К таким органам следует отнести президента в полупрезидентской республике, конституционный суд, прокуратуру, счетную палату, избирательные комиссии и др.. Их функции в первую очередь направлены внутрь государственного механизма, имеющих целью обеспечение его оптимального функционирования в рамках Конституции и законов. На сегодня все больше отечественных государствоведов склонны рассматривать принцип разделения властей как доктринальный, не ограничивая систему органов государственной власти тремя ветвями, о которых говорится в ст.6 Конституции Украины.

Орган местного самоуправления - это орган самоуправляющегося территориального сообщества (территориальной общины), которым он формируется и перед  которым отвечает за надлежащее осуществление  своих полномочий.

Система органов местного самоуправления, в отличие от системы  государственных органов, не подчиняется  принципу разделения властей. Однако это  не исключает их функционального  и компетенцийних разграничения. Содержательная классификация этих органов сводится к их разделению на представительные и исполнительные. Представительные (совета) являются выборными, их основная функция заключается в выявлении и отражении мнений, настроений и интересов членов территориальной громады и их оформлении в виде общеобязательных решений по вопросам местного значения. Как справедливо отмечает по этому поводу российский автор В. И. Васильев, «главный признак представительного органа в том и состоит, что будучи выборным органом, он один объединяет в своем лице всю местную общину и уполномоченный этой сообществом для решения важнейших вопросов его жизнедеятельности». Воплощением этих решений в жизнь занимаются исполнительные органы, которые могут быть выборными или назначаемыми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Система органов публичной власти в Украине