Система права. Отрасли права в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 13:37, реферат

Описание работы

В данной работе рассматривается вопрос, системы права и отраслей права в Российской Федерации.
Люди с древних пор вступали в различные отношения друг с другом. По мере цивилизации человечества стали появляться законы, преобразованные из обычаев, для регулирования этих отношений. В дальнейшем развитии, развиваются и отношения, и это требует создания уже специального сложного законодательства, которое бы могло своими правовыми актами обеспечить законную систему общественных отношений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие системы права. Система права и система законодательства 4
2. Структурные элементы системы права 7
3. 0снования классификации норм по отраслям: Предмет и метод правового
регулирования 12
4. Общая характеристика отраслей права Российской Федерации 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 22

Файлы: 1 файл

Реферат по ТГП.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

    Обладая общими чертами и свойствами, общественные отношения одного вида тесно связаны между собой, благодаря чему складывается и более заметное взаимодействие регулирующих правовых норм. Относительная обособленность последних и позволяет говорить о наличии того или иного института права. Для него, таким образом, характерна и близость отношений между собой и их близость к регулирующим нормам. Обычно правовой институт - это сравнительно небольшая общность норм, специфика и автономность которой не выходят за рамки одной отрасли права. В то же время отдельные так называемые смешанные институты могут содержать нормы, характерные для разных отраслей права. Например, институт, устанавливающий ответственность за совершение дисциплинарных проступков, относится к сфере трудового права. В основе института лежат властные полномочия администрации предприятия, ее право налагать дисциплинарные взыскания на виновных работников. Однако трудовые споры по поводу наложения подобных взысканий могут рассматриваться в судебном органе по правилам гражданско-процессуального законодательства, то есть другой отрасли права. Наличие смешанных институтов объясняется тем, что однородность регулируемых отраслью права отношений является отнюдь не стерильной. В ней всегда (в одних случаях больше, в других - меньше) присутствует некоторое количество иных отношений, отличных по форме, но тесно связанных с остальными по своему  назначению. Так, в гражданском праве неизбежно присутствуют нормы конституционного, административного, финансового и иных отраслей законодательства.

             В кодифицированных нормативных  правовых актах институту права, как правило, соответствует отдельная глава. Институты, находясь в тесной взаимосвязи, образуют новые компонент системы права - отрасль права. Отрасль права - это совокупность юридических норм и институтов, регулирующих специальным методом определенную область однородных общественных отношений. Отрасль права характеризуют два основных критерия, сформулированных юридической наукой: предмет метод правового регулирования.

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                

        

3. 0снования  классификации норм по отраслям: Предмет и метод правового регулирования.

Предмет и метод правового  регулирования - это наиболее существенные основания для деления системы  права на отрасли. Предмет правового  регулирования - это то, на что воздействует право. А право, как известно, воздействует на общественные отношения. Общественные отношения являются той объективной основой, которая вызывает к жизни право и вносит в него системообразующие признаки.

  Каждая отрасль  объединяет такие правовые нормы,  которые регулируют особый, качественно определенный вид общественных отношений, объективно требующий специфической правовой регламентации. Объединение правовых норм в отрасли права происходит в силу объективных причин, не зависящих от усмотрения правотворческих органов. Главным фактором, обусловливающим отличие одной отрасли права от другой, является своеобразие общественных отношений, которые регулируются этими отраслями права. Отношения, регулируемые нормами различных отраслей права, отличаются друг от друга своим содержанием, конкретными целями и задачами. Так, нормы административного права регулируют отношения, связанные с исполнительными функциями государственной власти, а нормы гражданского права определяют порядок имущественных связей в государстве.

  Предмет правового  регулирования - это качественно  однородный вид общественных  отношений, на который воздействуют  нормы определенной отрасли права.  Предмет регулирования является  главным основанием для распределения правовых норм по отраслям права. При указании на отрасль права можно отметить целый ряд ее признаков. У каждой из отраслей есть "свой предмет" т.е. особый участок общественной жизни, целый комплекс однородных   общественных   отношений   -   конституционных,   трудовых, земельных, по социальному обеспечению и др. Каждая из отраслей имеет

 

 

"свое законодательство", как правило, самостоятельные кодексы, иные кодифицированные законодательные акты.

  Так, уголовному праву соответствует уголовное законодательство во главе с Уголовным  кодексом  (УК);  гражданскому праву -  гражданское законодательство  во главе с Гражданским кодексом (ГК).

       Выделение отраслей права обусловлено  объективно существующей спецификой, качественным своеобразием регулируемых ими общественных отношений, предметом правового регулирования

        Вторым, вспомогательным основанием  для распределения норм права  по отраслям служит метод правового регулирования. Под ним понимаются способы воздействия норм данной отрасли права на поведение людей, на регулируемые этой отраслью общественные отношения.

         Метод правового регулирования  - это особый юридический режим,  который во многом ориентирован  на способы правового регулирования -дозволения, запрещения, обязывания. К дозволениям, скажем, тяготеет гражданское право, трудовое право; к запрещениям уголовное; к обязываниям - административное.

         Метод правового регулирования  состоит из следующих элементов:  специфического способа взаимосвязи прав и обязанностей между участниками урегулированных отраслью правоотношений. Так, главной чертой административно-правового метода является "вертикальный" характер взаимного расположения субъектов отношений, которые находятся в состоянии власти и подчинения. В гражданском праве субъекты правоотношений имеют равные, позиции; той или иной совокупности юридических фактов, служащих основанием возникновения, изменения или прекращения правоотношений. В административном, финансовом праве правоотношения возникают на основе актов применения норм права, принимаемых компетентными органами государства, в гражданском праве - из договора, в гражданско-процессуальном праве - по заявлению (иску) лица, которому причинен моральный или материальный ущерб неправомерными действиями других физических или юридических лиц либо государственных органов, особых способов формирования содержания прав и обязанностей субъектов права. Такие права могут возникать, в частности, из норм права, либо из соглашений сторон, либо из административно- правовых актов и иными способами; санкций, способов и процедур их применения.

   Каждая  отрасль права имеет достаточно  широкий спектр мер государственного принуждения, которые могут быть применены к нарушителям соответствующих нормативно-правовых установлений. Особенно ярко это проявляется на примере уголовного, административного, гражданского и трудового права, санкции которых могут применяться только в пределах названных отраслей права. Система мер государственного принуждения в остальных отраслях права также носит специфический характер и сводится к той или иной комбинации из административно-правовых и гражданско-правовых санкций. Из названных компонентов формируется метод правового регулирования конкретной отрасли права. При этом различное сочетание способов, приемов правового воздействия на общественные отношения образует специфику отраслевого метода, определяет его особый юридический режим, который последовательно проводится через все институты и нормы отрасли и с помощью которого осуществляется регулирование соответствующей сферы общественных отношений.

      Лишь взятые в единстве предмет  и метод правового регулирования позволяют привести отраслевое разделение в системе права.

 

 

                                                                                                                          

 

4. Общая характеристика  отраслей права Российской Федерации

      

Отрасли права  Российской Федерации могут быть подразделены на три основных звена:

   1. Профилирующие, базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы; базовая отрасль всей системы - конституционное право; материальные отрасли -гражданское, административное; уголовное право, соответствующие им три процессуальные отрасли. Именно здесь, в этой 
группе сконцентрированы главные, первичные с правовой стороны 
юридические средства регулирования.

2.  Специальные  отрасли,   где   правовые  режимы   модифицированы, 
приспособлены к особым сферам жизни общества: трудовое право, земельное 
право, финансовое право, право социального обеспечения, семейное право, исправительно-трудовое право.

3. Комплексные отрасли, для которых характерно соединение разнородных 
институтов профилирующих и специальных отраслей: хозяйственное право, 
сельскохозяйственное право, природоохранительное право, торговое, право 
прокурорского надзора, морское право.

Материальное и процессуальное право.

     Специализация отраслей права не ограничивается регулированием координационных или субординационных отношений. Она распространяется и на механизм реализации юридических предписаний. С этой точки зрения одни отрасли регламентируют общественные отношения напрямую, другие же определяют процедуру применения правовых норм. В соответствии с этим в системе права принято выделять отрасли материального и отрасли процессуального права.

Материальное право  представляет совокупность отраслей, непосредственно регулирующих общественные отношения. Их нормы содержат правила, являющиеся первичным, исходным, юридическим основанием для возникновения у субъектов соответствующих прав и обязанностей, а также для принятия компетентными органами государственной власти решений по существу рассматриваемых ими вопросов. К отраслям материального права относятся в частности:

1) Конституционное право представляет собой совокупность юридических норм и их объединений, устанавливающих основы государственного и общественного строя Российской Федерации. Нормы государственного права закрепляют основные права и свободы человека и гражданина, национально-государственное устройство Российской Федерации, порядок формирования и компетенцию высших органов законодательной, исполнительной и судебной властей, органов местного самоуправления. Они определяют избирательную систему, статус депутатов представительных органов, правовое положение прокуратуры, а также регламентируют иные важнейшие отношения, связанные с организацией и осуществлением государственной власти.

Основными источниками  государственного права являются Конституция  Российской Федерации, конституции  республик в составе Российской Федерации, уставы иных субъектов Российской Федерации, Федеративный и иные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, конституционные законы Российской Федерации и республик в ее составе, иные федеральные и региональные законодательные акты.

2) Административное право - это отрасль, регулирующая общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства. Нормы административного права закрепляют принципы государственного управления в Российской Федерации, регламентируют процедуру создания и правовой статус его органов. Они определяют порядок прохождения государственной службы, права и обязанности служащих государственного аппарата. Административное право охватывает такие области государственного управления, как управление в сфере экономики (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т. д.), социального развития и культуры (народное образование и наука, культура, здравоохранение и социальное обеспечение), обороны, охраны порядка и безопасности, иностранных дел и внешних сношений.

 

 

Отличие предмета административного  права от предмета государственного права заключается в том, что административное право регулирует лишь отношения в сфере государственной исполнительной власти.

    3) Гражданское право регламентирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Предметом гражданско-правового регулирования выступают, в первую очередь, отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением материальными благами, за исключением налоговых и бюджетных отношений. В тоже время наряду с ними в предмет регулирования гражданского права входят личные неимущественные отношения, возникающие в результате авторства на научное открытие, изобретение, произведение науки, литературы, искусства и иные результаты интеллектуальной деятельности, а также отношения, связанные с защитой чести и достоинства субъектов гражданских правоотношений.

Источниками гражданского права являются Гражданский Кодекс, федеральные законы о собственности, о предприятиях и предпринимательской деятельности, о приватизации, Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, а также иные нормативно-правовые акты, содержащие гражданско-правовые нормы.

4) Финансовое право представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере финансовой деятельности.

5) Земельное право регулирует общественные отношения в области использования и охраны земли, ее недр, вод, лесов, что является материальной основой жизнеобеспечения человеческого общества.

6) Трудовое право регулирует трудовые отношения наемных работников, гарантируя надлежащий уровень условий труда и охрану трудовых прав. Его нормы регламентируют порядок заключения трудовых и коллективных договоров, рабочее время и время отдыха, заработную плату, трудовую дисциплину, порядок разрешения трудовых споров, надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, закрепляют гарантии, льготы и компенсации работникам.

 

 

Основными источниками являются Трудовой Кодекс Российской Федерации и иные федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства, генеральные, отраслевые (тарифные), специальные (региональные) соглашения и коллективные договоры.

     7) Семейное право - отрасль права, которая регулирует брачно-семейные 
отношения. Ее нормы устанавливают условия и порядок вступления в брак, 
определяют права и обязанности супругов, родителей и детей по отношению 
друг к другу.

  1. Уголовное право - отрасль, регулирующая отношения по охране

государственного и  общественного строя, собственности, личности, прав, свобод граждан и всего правопорядка от преступных посягательств. Нормы уголовного права определяют, какие общественно-опасные деяния являются преступными и дают их исчерпывающий перечень, закрепляют цели и виды наказаний, принципы их назначения, основания возникновения уголовной ответственности. Основные источники: Уголовный Кодекс, разъяснения пленумов Верховного Суда Российской Федерации.10

Информация о работе Система права. Отрасли права в РФ