Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 19:32, курсовая работа
Целью работы является дать обобщенную и по возможности всестороннюю характеристику системы права.
Задачи:
1) Изучить общетеоретические основы понятия и признаки системы права как явления объективного порядка;
2) Дать характеристику структурным элементам системы права;
3) Рассмотреть отрасли, которые образуют систему права современного общества;
4) Изучить принцип формирования отрасли законодательства в отличие от отраслей права.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
1.ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ СИСТЕМЫ ПРАВА………………………………………………………………...4
2. СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ПРАВА…………………8
3. СООТНОШЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА И СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА………………………………………………………….13
4. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ПРАВА И СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА…………………………………………………………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...........................................................
6. Трудовое право – это отрасль права, регулирующая общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека. Нормы трудового права определяют, например, условия приема на работу, устанавливают рабочее время и время отдыха, правила безопасности условий труда.
7. Семейное право - отрасль права, которая
регулирует брачно-семейные отношения.
Ее нормы устанавливают условия и порядок
вступления в брак, определяют права и
обязанности супругов, родителей и детей
по отношению друг к другу.
8. Гражданско-процессуальное право регулирует
отношения, возникающие в процессе рассмотрения
судами гражданских, трудовых и
семейных споров. Нормы гражданско-процессуального
права определяют цели, задачи, права и
обязанности суда при осуществлении правосудия;
закрепляют правовое положение участников
гражданского процесса; регламентируют
ход судебного разбирательства; порядок
вынесения и обжалования судебного решения.
9. Уголовное право представляет собой комплекс норм, которые устанавливают, какое общественно опасное поведение является преступным и какое наказание за его совершение применяется. Нормы уголовного права определяют понятие преступления; устанавливают круг преступлений, виды и размеры наказания за преступное поведение и другое.
10. Уголовно-процессуальное право объединяет нормы, определяющие порядок производства по уголовным делам. Нормы данной отрасли регулируют деятельность органов дознания предварительного следствия, прокуратуры, суда и их взаимоотношения с гражданами при расследовании, в ходе судебного разбирательства и при разрешении уголовных дел.
11. Исправительно-трудовое право регулирует
отношения, складывающиеся при исполнении
мер уголовного наказания и связанные
с
исправительно-трудовым воздействием.
Нормы этой отрасли устанавливают порядок
отбытия осужденными назначенной им меры
уголовного наказания, а также регламентируют
деятельность по исправлению осужденных
при отбытии наказания.
Система права, как и общественная жизнь, находится в постоянном изменении и развитии. С возникновением новых, более прогрессивных отношений, требующих правового регулирования, она пополняется новыми нормами, институтами, отраслями, становится более совершенной и эффективной.
3. СООТНОШЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА И
СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Система права - это объективное правовое явление, которое формируется на основе общих закономерностей общественной жизни. Являясь отражением реально существующей системы общественных отношений, система права строится не по произвольному усмотрению людей, а на основе объективной действительности.
С одной стороны, нормы права - это продукт субъективной, сознательно-волевой деятельности правотворческих органов. С другой стороны, нормы права становятся естественным элементом системы права лишь в случае объективного отражения потребностей общественной жизни, определяя максимальную меру свободы и справедливости в социальных отношениях. Поэтому нормы права объективно, независимо от воли правотворческого органа, объединяются в относительно самостоятельные группы норм, которые регулируют данные отношения. Правотворческий орган не может по своему усмотрению, произвольно, отнести изданную им норму права к той или иной отрасли права. Если норма издана для регулирования определенного вида общественных отношений, то она объективно входит в ту отрасль права, которая регулирует эти отношения.
Система законодательства строится по иному принципу. В ее формировании значительное место занимает субъективный фактор, обусловленный потребностью правовой практики, необходимостью учитывать изменяющиеся формы человеческого общения.
Функциональную основу человеческой жизни составляет взаимосвязь и взаимозависимость различных по своему содержанию общественных отношений. В определенные сферы человеческой деятельности объективно включаются многие виды и разновидности социальных связей. Не всегда можно обнаружить такую изолированную область общественной жизни, где бы доминировал только один вид общественных отношений, являющийся предметом регулирования одной отрасли права. Отсюда практическая необходимость охватить общим правовым регулированием все многообразие общественных отношений, возникающих в различных сферах человеческой жизнедеятельности (на производстве, в быту, в здравоохранении, в сфере услуг и т. д.).
Законодатель должен учитывать объективные потребности общественной жизни в своей субъективной правотворческой деятельности, однако не волен изменять содержание правовых норм, регулирующих определенный отраслевой вид общественных отношений.
Таковы общие предпосылки
Система законодательства - это совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм. Поэтому право не существует вне законодательства. Они соотносятся как форма и содержание. Именно в законодательстве (источниках права) правовые нормы и их различные структурные образования получают свое реальное выражение, внешнее проявление. В этом смысле система права и система законодательства в целом совпадают.
Вместе с тем они различаются по структурным элементам и по своему содержанию. Как отмечалось выше, первичным элементом системы является норма права, состоящая из гипотезы, диспозиции и санкции. Первичным же элементом системы законодательства является статья нормативно-правового акта, которая не всегда содержит все три структурных элемента правовой нормы. В ней иногда излагаются лишь два элемента: гипотеза и санкция, диспозиция же может содержаться в другой статье данного нормативно-правового акта (отсылочный способ изложения) или в совершенно другом акте (бланкетный способ изложения). Более того, в одном и том же нормативном акте могут содержаться нормы различных отраслей права, которые обеспечиваются санкциями, содержащимися в других нормативных актах (например, законы о собственности, предприятиях и предпринимательской деятельности, народном образовании, местном самоуправлении и другие).
Как видно, один и тот же нормативно-правовой акт может регулировать различные по своему содержанию виды общественных отношений, включая нормы нескольких отраслей права, поэтому у него не может быть единого предмета и метода правового регулирования. Как отмечалось, это объясняется тем, что в реальной жизни возникает потребность урегулировать одним или группой нормативно-правовых актов не один вид общественных отношений, а целую группу разновидовых отношений, действующих в определенной сфере: сельскохозяйственном производстве, транспортном обслуживании, оборонной деятельности государства.
Разнообразие и взаимосвязь социальных отношений, возникающих в различных сферах общественной жизни, необходимость их эффективной организации обусловливает создание в системе законодательства таких структурных элементов, которые не совпадают с системой права. Поэтому отрасли права не всегда соответствуют отраслям законодательства.
4. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ПРАВА И СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
«Особенности современной
российской системы права обусловлены
тем наследием, которое ей досталось
от послеоктябрьского периода
Спиридонов Л. И. Отмечает,
что «значение юридической
Разделение законодательства
на отдельные отрасли, казалось бы,
не должно вызывать серьезных трудностей.
Нужно просто выделить отрасли по
предмету регулирования, по той группе
общественных отношений, которые составляют
реальную жизнь правовых норм. Однако
в нашей правовой теории проблема
эта оказалась излишне
В 1938 г. в докладе об основных
задачах науки советского социалистического
права А. Я. Вышинский (который занимал
тогда пост Генерального прокурора
страны и одновременно считался главным
ученым-юристом) в директивном порядке
определил отрасли советского права:
государственное, административное, гражданское,
трудовое, земельное, колхозное, уголовное,
процессуальное и международное. Список
был исчерпывающим, никаких других
отраслей не предусматривалось. Отрасли,
названные Вышинским, составили
альфу и омегу системы
Однако в 50-е гг., особенно после XX съезда партии, когда дышать стало свободнее, и появилась первая возможность с чем-то в официозе не соглашаться, выяснилось, что этот исчерпывающий перечень отраслей явно не достаточен. Потребности развития законодательства, обусловленные усложнением общественных отношений, требовали расширения круга признанных ранее отраслей. Особенно остро этот вопрос встал во время дискуссии о хозяйственном праве, проходившей в конце 50-х - начале 60-х годов. В то время велась подготовка Основ гражданского законодательства и в связи с этим возникла проблема: должно ли гражданское законодательство регулировать имущественные отношения между всеми субъектами - и гражданами, и предприятиями - или только отношения с участием граждан. А отношения между предприятиями и другими юридическими лицами (хозяйственные отношения) нужно выделить в специальную отрасль и разрабатывать для нее специальные законы. В том, что хозяйственные отношения имеют серьезные отличия от отношений с участием граждан, никто не сомневался. Но достаточны ли эти отличия для формирования новой отрасли?
Для ответа на вопрос (а речь
велась не только о хозяйственном
праве, но и о других молодых отраслях)
была создана теоретическая
Если оба эти признака наличествовали, мы имели дело с отраслью права. Если же предмет «делился» с другой отраслью или метод оказывался несамостоятельным, то речь шла об отрасли законодательства.
По этой конструкции, отрасли права всегда выглядят образованиями первосортными, полноценными, а отрасли законодательства - подчас второсортными, не вполне полноценными. Чтобы признать отрасль законодательства отраслью права, нужно было признать за ней двойной мандат - свой предмет и свой метод. Отрасли, названные Вышинским, получили статус отраслей права, в отношении же молодых, нарождающихся отраслей вопрос решался каждый раз в длительных дискуссиях, увы, не всегда плодотворных. Был выдвинут и формальный признак отличия отрасли права от отрасли законодательства: первая (отрасль права) имела в качестве первичного основания конкретную правовую норму, а вторая (отрасль законодательства) - нормативный акт.
Так в теории права родилась дихотомия: отрасль права - отрасль законодательства.
В ходе второй дискуссии
по этим проблемам, проходившей в 1956-59
гг., предпринимались попытки
Л. И. Спиридонов отмечает, что «попытки конкретно построить систему права выявили необходимость еще одного критерия - той функции, которую осуществляет данная отрасль в праве как целостности. В результате было выделено три составных части подобной целостности:
1) государственное право
как основополагающее звено
2) материальные отрасли,
включившие уголовное,
3) процессуальные отрасли,
включившие уголовно-
При этом под материальным
правом, с точки зрения его функций,
понимались отрасли, чьи юридические
нормы прямо регулируют поведение
людей, если их деятельность не связана
с формированием