Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 17:55, курсовая работа
Целью является: охарактеризовать правовую систему.
Задачи курсовой работы логически вытекает из ее цели и представляет собой самостоятельные направления исследования. Задачами являются:
· Исследовать систему права;
· Обозначить структурные элементы системы права;
· Рассмотреть основания классификации норм права по отраслям;
Введение 3
Понятие системы права 4-5
Нормы права 6-10
Правовой институт 11-13
Отрасль права 14-19
Предмет и метод правового регулирования 20-24
Развитие права в современной России 25-27
Заключение 28-29
Список литературы 30
10. Уголовно-процессуальное
право объединяет нормы, определяющие
порядок
производства по уголовным делам. Нормы
данной отрасли регулируют
деятельность органов дознания предварительного
следствия, прокуратуры,
суда и их взаимоотношения с гражданами
при расследовании, в ходе
судебного разбирательства и при разрешении
уголовных дел.
11. Исправительно-трудовое
право регулирует отношения, складывающиеся
при исполнении мер уголовного наказания
и связанные с
исправительно-трудовым воздействием.
Нормы этой отрасли устанавливают
порядок отбытия осужденными назначенной
им меры уголовного наказания, а также
регламентируют деятельность по исправлению
осужденных при отбытии наказания.
В юридической практике нередко возникает вопрос: "Какой отраслью права регулируется интересующее отношение?" Для того чтобы на него ответить, следует знать критерии, по которым различаются отрасли права. Такими критериями являются предмет и метод правового регулирования.
Правовое регулирование - это осуществляемое при помощи особой системы правовых средств упорядочивающее воздействие права на общественные отношения. Признаки правового регулирования состоят в том, что оно, во-первых, специфично для права, т.е. свойственно только праву, а, во-вторых, осуществляется при помощи специальной системы правовых средств, именуемой механизмом правового регулирования. Предмет правового регулирования – взаимоотношение людей и государства, людей между собой, социальные и технические нормы. Правовые методы регулирования:
- централизованное или императивное регулирование (иначе - авторитарный прием, субординации, подчинения) - это жесткое одностороннее регулирование "сверху донизу" на властно-императивных началах. Отношения субъектов в данном случае характеризуются прямым подчинением одного другому. Этот прием используется в сфере публичного права.
- децентрализованное или диспозитивное регулирование (иначе - автономный метод, координации, равноправия) - это регулирование, при котором субъекты общественных отношений выступают как равноправные стороны; само регулирование осуществляется законодателем сверху лишь по основным направлениям, а непосредственное регулирование реализовывается самими участниками общественных отношений, их индивидуальными согласованными действиями. Этот прием используется в основном в сфере частного права.
Сочетание этих приемов предопределяет
использование различных
- запрет - возложение обязанности воздержаться от определенных действий;
- обязывание - возложение обязанности совершить активные положительные действия в пользу государства или третьих лиц;
- дозволение - предоставление права на совершение активных положительных действий в своих интересах.
- факультативным способом правового регулирования является рекомендование как совет законодателя по поводу оптимальных форм поведения в определенной ситуации. Использование этих способов дает тип правового регулирования - определенный порядок регулирования, выражающий общую направленность воздействия на общественные отношения, которая зависит от соотношения дозволений и запретов в праве. Существуют два типа правового регулирования:
1. Общедозволительный - выражается формулой "разрешено все, что прямо не запрещено законом". В основе такого регулирования лежит общее дозволение, а само регулирование осуществляется при помощи конкретных запретов.
2. Разрешительный - выражается
формулой "запрещено все, что прямо
не разрешено законом". В основе такого
регулирования лежит общий запрет, а само
регулирование осуществляется при помощи
конкретных дозволений. Тип правового регулирования - это наиболее широкая категория, он
может характеризовать как всю правовую
систему, общество в целом (например, общедозволительное
Под предметом правового регулирования понимается совокупность однородных общественных отношений, подлежащих правовому регулированию.
Предмет правового регулирования является основным (объективным) критерием разграничения права на отрасли. Именно он обусловливает необходимость выделения той или иной отрасли права.
Метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов и средств воздействия права на общественные отношения.
Метод правового регулирования
относится к дополнительному (субъективному)
критерию. Он зависит от предмета правового
регулирования и воли законодателя.
К основным методам правового
регулирования относятся импера
Императивный метод - это метод властных предписаний, основанный на обязываниях и запретах. Он используется в уголовном, административном и некоторых других отраслях права.
Диспозитивный метод - это метод равенства и автономии воли субъектов права. Он дает участникам правоотношений возможность выбора вариантов поведения в рамках закона. Диспозитивный метод используется в основном в гражданском праве.
Метод поощрения свойственен трудовому праву, где для выполнения трудовых обязанностей и повышения квалификации используется стимулирование работников.
Метод рекомендаций нередко применяется в аграрном праве для управления сельскохозяйственными организациями.
Метод правового регулирования
состоит из следующих элементов:
специфического способа взаимосвязи прав
и обязанностей между участниками урегулированных
отраслью правоотношений. Так, главной
чертой административно-правового метода
является "вертикальный" характер
взаимного расположения субъектов отношений,
которые находятся в состоянии власти
и подчинения. В гражданском праве субъекты
правоотношений имеют равные, позиции;
той или иной совокупности
юридических фактов, служащих основанием
возникновения, изменения или
прекращения правоотношений. В административном,
финансовом праве
правоотношения возникают на основе актов
применения норм права,
принимаемых компетентными органами государства,
в гражданском праве — из договора, в гражданско-процессуальном
праве — по заявлению (иску) лица, которому
причинен моральный или материальный
ущерб неправомерными действиями других
физических или юридических лиц либо государственных
органов, особых способов формирования
содержания прав и обязанностей субъектов
права. Такие права могут возникать, в
частности, из норм права, либо из соглашений
сторон, либо из административно-правовых
актов и иными способами; санкций, способов
и процедур их применения.
Каждая отрасль права
имеет достаточно широкий спектр
мер
государственного принуждения, которые
могут быть применены к нарушителям соответствующих
нормативно-правовых установлений.
Особенно ярко это
проявляется на примере уголовного, административного,
гражданского и
трудового права, санкции которых могут
применяться только в пределах
названных отраслей права. Система мер
государственного принуждения в
остальных отраслях права также носит
специфический характер и сводится к
той или иной комбинации из административно-правовых
и
гражданско-правовых санкций. Из названных
компонентов формируется метод правового
регулирования конкретной отрасли права.
При этом различное сочетание способов,
приемов правового воздействия на общественные
отношения образует специфику отраслевого
метода, определяет его особый
юридический режим, который последовательно
проводится через все
институты и нормы отрасли и с помощью
которого осуществляется
регулирование соответствующей сферы
общественных отношений.
В теории права различают два
противоположных метода правового
регулирования: метод автономии и авторитарный
Авторитарный метод базируется на применении властных юридических предписаний, которые не допускают отступлений от четко установленного правила поведения. Иными словами, субъекты правоотношений вправе совершать только действия, которые им разрешены ("запрещено все, кроме прямо дозволенного"), например, право избирать и быть избранным в представительные органы власти.
Метод автономии предоставляет возможность самим участникам правоотношений самостоятельно определять свое поведение в рамках правовых предписаний. При этом стороны выступают в качестве равных субъектов, добровольно принимают на себя обязательства по отношению друг к другу. Иначе говоря, лица вправе совершать любые действия прямо не запрещенные законом ("дозволено все, кроме прямо запрещенного").
Развитие права в современной россии
Главным
событием в развитии права в современной
России считается принятие в 1993 г. новой
Конституции РФ. К ее содержанию вы не
раз обращались и поэтому знаете, что именно
она дала правовой импульс трудному, противоречивому,
но грандиозному по масштабам и значимости
процессу реформирования всех сторон
жизни нашего общества, с которым вы уже
достаточно обстоятельно познакомились
в ходе изучения курса.
Основное значение новой Конституции
состоит в том, что вместе с ней в жизнь
нашего общества вошли новые правовые
ценности и ориентиры: права и свободы
человека, демократическое, социальное,
федеративное, правовое государство и
гражданское общество с различными формами
собственности, свободой экономической
деятельности, идеологическим многообразием
и многопартийностью и др. Будучи высшей
юридической силой страны, Конституция
впервые в истории России поставила право
выше власти, закрепив обязанность всех
органов государственной власти соблюдать
Конституцию и законы.
По мере того как Основной закон
входил в жизнь страны, становилось
ясно, что вся старая система советского
права изжила себя. Начался длительный
процесс строительства правовой
системы России. Охарактеризуем некоторые
его этапы.
Прежде всего, следует сказать о разработке
первой и второй частей нового Гражданского
кодекса РФ (ГК РФ) (1994 и 1996 гг.). В условиях
развития рыночных отношений этот законодательный
акт стал правовой базой регулирования
всех имущественных и связанных с ними
неимущественных отношений, основанных
на равенстве, автономии воли и имущественной
самостоятельности участников. ГК РФ открыл
правовой простор участию граждан в экономической
деятельности, заложил гарантии для занятий
предпринимательской и другой не запрещенной
законом деятельностью.
К числу важнейших отнесем и другой правовой
шаг — принятие нового Уголовного кодекса
РФ (УК РФ) (1997). Он опирается на систему
социальных ценностей, которые приняты
в демократических правовых государствах
и соответствуют общепринятым международным
нормам. Вместе с тем он соответствует
реальной криминологической ситуации,
сложившейся в стране. В число основных
задач УК РФ включается необходимость
охраны прав человека и гражданина, собственности,
общественного порядка, общественной
безопасности, окружающей среды. Наряду
с этим УК РФ ставит задачу охраны конституционного
строя РФ, обеспечения мира и безопасности
человечества, предупреждения преступлений.
К важнейшим правовым шагам следует
отнести также целый ряд
И наконец, об одной из самых трудных правовых
задач — реформировании судебной системы.
Преобразование судебных органов — процесс
не только долгий, но и чрезвычайно трудный.
Сложность реформирования объясняется
рядом обстоятельств. Из трех ветвей власти,
существующих в правовом государстве,
судебную власть правоведы считают наиболее
слабой. Объясняется это тем, что она не
опирается непосредственно на волеизъявление
избирателей и не может найти у них поддержки.
К тому же она не располагает такими значительными
финансовыми и силовыми средствами, как
исполнительная власть. А это имеет свои,
порой печальные, последствия. И еще одно
важное обстоятельство. Дело в том, что
основная опора судебной власти имеет
нематериальный характер: в цивилизованном
обществе такой опорой служит уважение
общества к праву и суду. Понятно, что добиться
подобного отношения непросто. И дело
не только в самой судебной власти. Важную
роль играет состояние общественной нравственности
и правовой культуры.
В цепочке законов, реформирующих
судебную систему, следует, прежде всего,
указать на Федеральный конституционный
закон «О судебной системе Российской
Федерации» (1996), который закрепил единство
судебной системы нашей страны; Закон
РФ «О статусе судей» (1992 г., в 2001 г. этот
закон получил новую редакцию),
закрепивший положение о том,
что судебная власть самостоятельна
и действует независимо от законодательной
и исполнительной власти. Важен и
активно действующий
Заключение
Российская система права и система законодательства находятся сегодня в ситуации глубоких структурных реформ. При этом основным направлением их развития является построение правового государства на базе развитого гражданского общества, где центральным звеном, высшей ценностью выступали бы права человека, реально обеспеченные, гарантированные и защищенные.
Система права - это объективно существующее строение права, которое выражается в разделении единого права на отдельные части (отрасли), связанные между собой.
Основанием деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.