Система права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 18:23, контрольная работа

Описание работы

1. Характеристика системы права, ее структура
Понятие «система права» часто раскрывается как результат систематизации юридических норм, т.е. как продукт рациональной деятельности государственных органов. Подобный взгляд хорошо вписывался в общую теорию научного коммунизма, которая объявлялась концепцией планомерного движения общества к своему коммунистическому будущему.

Файлы: 1 файл

контрольная система права ТГП.docx

— 31.08 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное  государственное  бюджетное образовательное  учреждение

высшего  профессионального образования

«Горно-Алтайский государственный университет»

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ   ФАКУЛЬТЕТ

 

Кафедра  теории и истории государства и права

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по

Теории государства  и права

 

 

ТЕМА: «Система права»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                             Выполнил(а) студент(ка)

  1   курса 1042 группы

                                                                             заочного отделения ЮФ 

                                                                           

Чильчинова  Кристина

Леонидовна

 

 

 

 

 

 

Горно-Алтайск  2012

1. Характеристика системы права, ее структура  

Понятие «система права» часто раскрывается как результат систематизации юридических норм, т.е. как продукт рациональной деятельности государственных органов. Подобный взгляд хорошо вписывался в общую теорию научного коммунизма, которая объявлялась концепцией планомерного движения общества к своему коммунистическому будущему.

При характеристике системы права необходимо помнить, что она представляет собой явление  объективного характера, складывающееся не произвольно, а в связи с  системой существующих общественных отношений. Говоря о единстве права, еще Ф. Энгельс подчеркивал, что «в современном государстве право должно не только соответствовать общему экономическому положению, не только быть его выражением, но также быть внутренне согласованным выражением, которое не опровергало бы само себя в силу внутренних противоречий».

Существующий  социальный строй общества и государства  определяет в конечном счете ту или  иную систему права, его внутреннее строение. Система права показывает, из каких частей состоит право  и как они соотносятся между собой.

Каждому историческому типу права присуща  своя система, отражающая особенности  этого типа государства. Законодатель не может, произвольно издавая правовые нормы, изменять исторический тип права. Он при помощи правовых предписаний  лишь юридически оформляет потребности  общественного развития. Следовательно, в основе системы права лежат  юридические предписания, которые  группируются внутри нее как целостные  композиции. Они отражают в системе  права такие качества, как объективность, согласованность правовых норм, их единство, различие, способность обособления и т. д.

Правовые  нормы, помимо прочего, обеспечивают развитие системы права, делают подвижными ее элементы, обеспечивая тем самым  устойчивость системы права в  целом. Как известно, по мере изменения  общественных отношений появляется необходимость и в новых юридических  нормах, отражающих эти изменения. Происходит качественное наполнение структурных  элементов системы права, готовых  к обособлению сообразно специфике  регулируемых общественных процессов.

В теории государства и права акцентируется  внимание на том, что следует различать понятия «система права» и «правовая система».(1 стр. 106)

Правовая  система - это предельно широкая, собирательная категория, отражающая всю правовую организацию данного  общества. Ее можно определить как  совокупность внутренне согласованных  и взаимосвязанных юридических  средств, с помощью которых государство  оказывает нормативное воздействие  на общественные отношения. Система  же права - это его сугубо внутреннее строение, выступающее составным  компонентом правовой системы.

Итак, наше правопонимание исключает характеристику системы права как искусственной конструкции и результата построения государством логически стройной структуры. Если право - продукт естественно-исторического развития, то и объективно присущая ему системность - того же самого происхождения. Оно изначально структурировано, упорядочено, и рассматривать его структуру (системность) в отрыве от него самого, можно только условно, понимая, что речь идет лишь об искусственном препарировании для частных познавательных целей. Изучать право - значит изучать его систему, а изучать его систему - значит изучать право с одной из его существенных сторон. В свою очередь, право - только сторона общества, и изучать общество - значит изучать и право, а изучать право - значит изучать и общество, поскольку оно представлено в юридической действительности.

В системе  права действуют связи четырех  уровней:

1) между  элементами нормы права; 2) между  нормами, объединенными в правовые  институты; 3) между институтами соответствующей  отрасли права; 4) между отдельными  отраслями права.

Система права – это внутреннее строение права, которое выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части.

В юридической  действительности сложилось однозначное  мнение, что структурными элементами системы права являются: норма права; институт права; подотрасль права; отрасль права.

Первым  элементом системы права следует  определить норму права, которая  регулирует типовое общественное отношение, образуя первичный элемент системы  права. (5 стр. 87)

Норма права  – это «кирпичик права», исходный элемент всего здания права данной страны. Из этих «кирпичиков» складываются правовые институты т.е. разнообразные блоки, и в регулятивной, и в правоохранительной областях, а затем из блоков образуются отрасли права т.е. наиболее крупные подразделения права, так сказать, целые этажи, службы правового здания. Правовые нормы регулируют лишь те общественные отношения, которые на данный момент являются для государства наиболее важными, объективно нуждающимися в таком опосредовании.

Правовой  институт — это система взаимосвязанных  норм, регулирующих относительно самостоятельную  совокупность общественных отношений  или какие-либо их компоненты, свойства. Например, в сфере трудовых отношений  выделяются, в частности, отношения, связанные с заключением трудового  договора, установлением и выплатой заработной платы, привлечением нарушителей  трудовой и производственной дисциплины к ответственности. Соответственно в трудовом праве образуются институты  трудового договора, заработной платы, трудовой дисциплины.

Институты делятся по отраслям права на гражданские, уголовные, административные и т. д. Поэтому же признаку они делятся на материальные и процессуальные. Кроме того, институты подразделяются на отраслевые и межотраслевые, простые и сложные, регулятивные, охранительные и т. д.

Подобным  образом выделяются и другие правовые институты. Именно некоторая специфичность  одной группы общественных отношений  по сравнению с другими служит причиной возникновения соответствующих  нормативно-правовых институтов. Вместе с тем есть и такие институты, которые регулируют лишь какое-либо одно специфическое общественное отношение  или даже один из его элементов. Так, в уголовно-процессуальном праве  известны институты потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, гражданского истца, гражданского ответчика, определяющие правовой статус одного из субъектов уголовно-процессуальных отношений. В гражданском праве  имеется ряд институтов, которыми регламентируется какая-либо общая  для всех гражданско-правовых отношений  отдельная сторона. Это, в частности, институты представительства, исковой давности, защиты чести и достоинства гражданина, регламентирующие такие принципиально важные моменты всех гражданско-правовых отношений, как порядок назначения и права представителей субъектов правоотношения, определение сроков исковой давности, порядок и способы защиты чести и достоинства гражданина от любых порочащих его слухов и домыслов.

Обычно  правовой институт — это сравнительно небольшая общность норм, специфика  и автономность которой не выходят  за рамки одной отрасли права. В то же время отдельные так  называемые смешанные институты  могут содержать нормы, характерные  для разных отраслей права. В основе института лежат властные полномочия администрации предприятия, ее право  налагать дисциплинарные взыскания  на виновных работников. Однако трудовые споры по поводу наложения подобных взысканий могут рассматриваться  в судебном органе по правилам гражданско-процессуального  законодательства, то есть другой отрасли  права. Наличие смешанных институтов объясняется тем, что однородность регулируемых отраслью права отношений  является отнюдь не стерильной. В ней  всегда (в одних случаях больше, в других —меньше) присутствует некоторое  количество иных отношений, отличных по форме, но тесно связанных с остальными по своему назначению. Так, в гражданском  праве неизбежно присутствуют нормы  конституционного, административного, финансового и иных отраслей законодательства. В трудовом праве— нормы конституционного, административного, гражданского и  гражданско-процессуального законодательства. (8 стр. 102)

Таким образом, институты, находясь в тесной взаимосвязи, образуют новые компонент системы права – отрасль права.

Отрасль права – это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки, комплексы однородных общественных отношений.

Критериями  обособления отраслей права в  его структуре принято считать  предмет правового регулирования  и метод правового регулирования.

Предмет и метод правового регулирования  — это наиболее существенные основания  для деления системы права  на отрасли. Предмет правового регулирования— это то, на что воздействует право. А право, как известно, воздействует на общественные отношения. Общественные отношения являются той объективной  основой, которая вызывает к жизни  право и вносит в него системообразующие  признаки.

Каждая  отрасль объединяет такие правовые нормы, которые регулируют особый, качественно  определенный вид общественных отношений, объективно требующий специфической  правовой регламентации. Объединение  правовых норм в отрасли права  происходит в силу объективных причин, не зависящих от усмотрения правотворческих  органов. Главным фактором, обусловливающим  отличие одной отрасли права  от другой, является своеобразие общественных отношений, которые регулируются этими  отраслями права. Отношения, регулируемые нормами различных отраслей права, отличаются друг от друга своим содержанием, конкретными целями и задачами. Так, нормы административного права  регулируют отношения, связанные с  исполнительными функциями государственной  власти, а нормы гражданского права  определяют порядок имущественных  связей в государстве.

Предмет правового регулирования — это  качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права. Предмет регулирования является главным основанием для распределения  правовых норм по отраслям права. При  указании на отрасль права можно  отметить целый ряд ее признаков. У каждой из отраслей есть «свой  предмет» т.е. особый участок общественной жизни, целый комплекс однородных общественных отношений – конституционных, трудовых, земельных, по социальному обеспечению и др. Каждая из отраслей имеет «свое законодательство», как правило, самостоятельные кодексы, иные кодифицированные законодательные акты. Так, уголовному праву соответствует уголовное законодательство во главе с Уголовным кодексом (УК); гражданскому праву - гражданское законодательство во главе с Гражданским кодексом (ГК).

Выделение отраслей права обусловлено объективно существующей спецификой, качественным своеобразием регулируемых ими общественных отношений, предметом правового  регулирования

Вторым, вспомогательным основанием для  распределения норм права по отраслям служит метод правового регулирования. Под ним понимаются способы воздействия  норм данной отрасли права на поведение  людей, на регулируемые этой отраслью общественные отношения.

Метод правового  регулирования - это особый юридический  режим, который во многом ориентирован на способы правового регулирования - дозволения, запрещения, обязывания. К дозволениям, скажем, тяготеет гражданское  право, трудовое право; к запрещениям  уголовное; к обязываниям - административное.

Система права современного общества объединяет следующие основные отрасли:

1. Государственное  (конституционное) право — это  отрасль права, закрепляющая основы общественного и государственного устройства страны, основы правового положения граждан, систему органов государства и их основные полномочия.

2.Административное  право регулирует общественные  отношения, которые складываются  в процессе осуществления исполнительно-распорядительной  деятельности органов государства.

3. Финансовое  право представляет собой совокупность  норм, регулирующих общественные  отношения в сфере финансовой  деятельности.

4. Земельное  право регулирует общественные  отношения в области использования и охраны земли, ее недр, вод, лесов, что является материальной основой жизнеобеспечения человеческого общества.

5. Гражданское  право - наиболее объемная отрасль  системы права, которая регулирует  разнообразные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные формы собственности, определяют права и обязанности сторон в имущественных отношениях, регламентируют отношения, связанные с созданием произведений искусства, литературы и т. д. Гражданским правом охраняются и такие личные неимущественные права, как честь и достоинство гражданина или организаций.

Информация о работе Система права