Система реализации Кодификация Юстиниана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 22:00, контрольная работа

Описание работы

С древнейших времен люди в процессе своей жизнедеятельности вступают между собой в определенные отношения, большинство из которых регулируется нормами права, и соответственно называются правовыми отношениями. Значительная часть правовых отношений возникают по поводу создания, приобретения, отчуждения, использования, передачи различного имущества и т.п. Это имущественные отношения, они неоднородны и регулируются в настоящее время различными отраслями права, в числе которых и гражданское право Основным источником, из которого берет начало мировая правовая культура, является Римское право.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………....3 стр.
История создания………………………………………………….5 стр.
Рукописи Кодекса……………………………………………..….15 стр.
Заключение…………………………………………………………...20 стр.
Список литературы…………………………………………………..21 стр.

Файлы: 1 файл

ИГПЗС контрольная.docx

— 53.07 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………....3 стр.

  1. История создания………………………………………………….5 стр.
  2. Рукописи Кодекса……………………………………………..….15 стр.

Заключение…………………………………………………………...20 стр.

Список литературы…………………………………………………..21 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

С древнейших времен люди в  процессе своей жизнедеятельности  вступают между собой в определенные отношения, большинство из которых  регулируется нормами права, и соответственно называются правовыми отношениями. Значительная часть правовых отношений  возникают по поводу создания, приобретения, отчуждения, использования, передачи различного имущества и т.п. Это имущественные  отношения, они неоднородны и  регулируются в настоящее время  различными отраслями права, в числе  которых и гражданское право  Основным источником, из которого берет  начало мировая правовая культура, является Римское право.

В настоящее время в  мире происходят постоянные изменения  стратегий и методов, и проблематика данного исследования по-прежнему несет актуальный характер.

Представляется, что анализ тематики Кодификация Юстиниана  достаточно актуален и представляет научный и практический интерес.

Характеризуя степень  научной разработанности проблематики, Кодификация Юстиниана, следует  учесть, что данная тема редко анализировалась  у различных авторов в различных  изданиях: учебниках, монографиях, периодических  изданиях и в интернете. И поэтому, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований тематики Кодификация Юстиниана.

Научная значимость данной работы состоит в оптимизации  и упорядочивании существующей научно-методологической базы по исследуемой проблематике –  еще одним независимым авторским  исследованием.

С одной стороны, тематика исследования получает интерес в  научных кругах, в другой стороны существует недостаточная разработанность и нерешенные вопросы. Это значит, что данная работа помимо учебной, будет иметь теоретическую, так и практическую значимость.

Определенная значимость и недостаточная научная разработанность  проблемы Кодификация Юстиниана  определяют научную новизну данной работы.

При проведении исследования Кодификация Юстиниана были использованы следующие методы исследования:

    • анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа).
    • обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения).
    • моделирование на основе полученных данных авторского видения в раскрытии поставленной проблематики (метод моделирования).

Объект работы - система  реализации Кодификация Юстиниана.

Предмет исследования –  частные вопросы деятельности системы Кодификация Юстиниана.

Цель работы – изучение темы Кодификация Юстиниана.

Поставленная цель определяет задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические  подходы к Кодификации Юстиниана;

2. Показать пути решения  выявленных проблем в кодификации;

3. Провести обозначить  тенденции развития тематики Кодификация Юстиниана.

4. Провести оценку значения кодификации

 

1. История создания

Кодификация – форма систематизации законодательства, результат которой - составление нового сводного акта (например, кодекса, устава).

Юстиниан I (482 или 483-565), византийский император с 527. Завоевал Северную Африку, Сицилию, Италию, часть Испании. Провел кодификацию римского права, стимулировал большое строительство (храм св. Софии в Константинополе, система крепостей по Дунайской границе).

Устремления Юстиниановского периода (первая половина VI в.) были направлены на осуществления грандиозной и непосильной задачи восстановления единства Римской империи. К этой цели сводилась политика и в области законодательства.1

Законодательная политика ставила  задачей из двух потоков памятников прошлого – императорских законов (leges) и работ классических юристов (ius) – создать свод законов пригодных для применения новых политических и экономических условиях. Для того чтобы старые источники права превратить в живые источники нового права срочно нужно было создать из хаоса текстов, законов, конституций одно стройное и целое. Перед юристами была поставлена ещё задача использовать все, что дало развитие права за три столетия, прошедшие между классическим периодом и этой эпохой. Т.е. отразить изменения, которые претерпело римское право при пересадке его с Запада на Восток, под греческими восточными и христианскими влияниями, а также и тех изменений, которые происходили на востоке под влиянием западной послеклассической литературы, таким образом, свод законов Юстиниана источников, но многократно преобразованных и обобщенных.

Все другие опыты частных  и официальных компиляций вызывались одною общей потребностью — иметь  какой-либо единый сборник права, единый свод, в котором было бы суммировано  как jus vetus, так и императорское законодательство и который мог бы служить твердым основанием при отправлении правосудия. И чем дальше, тем эта потребность ощущалась все сильнее и сильнее. По отношению к императорским конституциям, благодаря кодексам Gregorianus, Hermogenianus и Theodosianus, задача судей была значительно облегчена; но конституции продолжали издаваться, многие из находившихся в кодексах оказывались отмененными, вследствие чего по истечении известного периода пересмотр кодексов и дополнение их делалось необходимым. Гораздо труднее было положение и частных лиц и судей, когда дело касалось jus vetus. Непосредственное пользование сочинениями классических юристов затруднялось уже тем обстоятельством, что они делались в обороте все более и более редкими. С другой стороны, если даже ограничиться сочинениями пяти юристов, легализованных в lex Allegatoria, то все же разобраться во всей массе их и найти в них надлежащее решение для данного конкретного случая было работой нелегкой, особенно при общем упадке юридической образованности. Далее, мнения юристов нередко друг другу противоречили, а механический подсчет голосов, установленный законом о цитировании, представлял, конечно, известное удобство для судей, но отнюдь не убеждал в юридической верности голоса большинства. Наконец, условия жизни за 2—3 столетия успели во многом существенно измениться, и обычные решения классических юристов оказывались иногда устаревшими. Одним словом, чувствовалась общая потребность в полном и официальном пересмотре всей правовой системы, в подведении итогов всего многовекового развития2.

Как было указано выше, уже  император Феодосий II имел мысль  сделать такой общий пересмотр, как конституций, так и юридической  литературы, и переработать все в  единый, цельный свод. Но мысль эта  осталась при нем неосуществленной. Выполнение этого плана, и притом в очень широком масштабе, составляет огромную заслугу Юстиниана и  его ближайшего помощника в этом деле Трибониана.

Колоссальный труд составления  Юстиниановского Свода был выполнен в несколько приемов и в сравнительно короткий срок.

Прежде всего, внимание Юстиниана  обратилось на собрание императорских  конституций. Необходимо было привести в порядок конституции, накопившиеся за столетний промежуток после издания  Codex Theodosianus. Ho Юстиниан возымел более широкую мысль пересмотреть и прежние кодексы (Gregorianus, Hermogenianus и Theodosianus), вычеркнуть из них все устаревшее, а все действующее объединить в одном сборнике. С этой целью Юстиниан 13 Февраля 528 г. назначил комиссию из 10 человек, среди которых находился и упомянутый Трибониан. Через год комиссия окончила свою работу, и 7 Апреля 529 г. указом "Summa reipublicae" был обнародован Codex Justinianus, отменивший собою три прежние.

Собрав и систематизировав leges, Юстиниан решил совершить то же самое и по отношению к jus vetus. Эта задача представляла, конечно, гораздо больше трудностей, но быстрый успех с Кодексом и наличность энергичных помощников укрепили Юстиниана в его намерении. 15 Декабря 530 г. указом "Deo auctore" - он дал Трибониану соответствующее поручение, предоставив ему самому выбрать себе помощников. Трибониан составил комиссию из 15 человек, между которыми были четыре профессора юриспруденции из Академий Константинопольской (Теофил и Кратин) и Беритской (Доротей и Анатолий) и 11 адвокатов. Комиссия имела пред собой очень сложную задачу: она должна была собрать сочинения не только пяти привилегированных в lex Allegatoria юристов, но и всех вообще классических юристов; из всех этих сочинений она должна была сделать извлечения, причем все устарелое должно было быть вычеркнуто и заменено новым, а всякие разногласия должны были быть устранены; наконец, весь этот материал нужно было расположить в известном систематическом порядке. Одним словом, вся огромная юридическая литература должна была быть пересмотрена и спаяна в одно систематическое целое. И с этой колоссальной задачей комиссия справилась чрезвычайно быстро: через 3 года со времени указа Трибониану, именно 16 Декабря 533 г. указом "Tanta" или "Dedwƒen" этот огромный свод, получивший название Digesta или Pandectae, был опубликован, а с 30 Декабря того же года вступил в действие.

Одновременно с работой  по составлению Дигест, под общим  руководством Трибониана, профессорами Теофилом и Доротеем был составлен, главным образом для учебных целей, официальный элементарный курс гражданского права, получивший обычное для такого рода курсов название Institutiones. 21 Ноября 533 г. особым указом, адресованным к юношеству—"cupidae legum Juventati" — Институции были санкционированы, причем им была придана сила, равная силе всех других частей свода.3

Ho пока шла работа по составлению Дигест и Институций, законодательство не бездействовало: самая эта работа вызывала правительство на пересмотр целого ряда вопросов. Как было только что сказано, комиссия должна была устранять все встречавшиеся между юристами контроверзы, но некоторые из этих контроверз по докладу комиссии были разрешены самим Юстинианом, причем эти решения были объявлены в виде указов; сохранилось известие о 50 подобных указах—т. н. quinquaginta decisiones. Ho и независимо от этого многие вопросы требовали пересмотра, и действительно в течение этих лет мы видим чрезвычайно оживленную законодательную деятельность: в 529 г. было издано около 80 конституций, в 530— около 130, в 531—около 100. Вследствие этого к тому времени, когда Дигесты и Институции были закончены, Кодекс, изданный в 529 г., оказался уже во многом устаревшим. Чтобы согласовать его с новыми частями свода, нужно было переработать его заново. Новая комиссия сделала это, и 16 Ноября 534 г. указом "Cordi nobis" был опубликован, в замену прежнего, Кодекс новой редакции —Codex repetitae praelectionis.

Этим составление Свода  было закончено. Выходившие после того указы называются новеллами (novellae leges), и некоторые из них имеют весьма существенное значение, представляя полную реформу в некоторых областях права (напр., в области наследования). Юстиниан имел намерение также собирать эти новеллы по мере их накопления, но сам он этой мысли уже не осуществил. Мы имеем, однако, несколько частных сборников новелл, причем новеллы рассматриваются, как последняя заключительная часть Юстиниановского законодательства.

Все указанные части Юстиниановской кодификации должны были, по мысли Юстиниана, составлять одно целое, один Corpus права, хотя они и не были тогда соединены под одним общим названием. Лишь в средние века, когда возродилось изучение римского права (начиная с XII ст.), весь Юстиниановский Свод стал называться общим именем Corpus Juris Civilis, под каковым названием он известен и теперь.

Рассмотрим несколько  ближе каждую из составных частей этого огромного свода.4

1. Institutiones. Хотя они созданы были в качестве элементарного руководства для учебных целей, однако они не стоят ниже других частей и в смысле своей юридической силы. Главным источником их послужили Институции Гая (хотя были использованы также Институции и других авторов); они дали Юстиниановским Институциям и свое внешнее деление на 4 книги и свой план (personae, res, actiones); сплошь и рядом даже сам текст взят у Гая. Каждая из четырех книг делится на титулы с особым заглавием; каждый титул в современных изданиях для удобства цитирования разделен на параграфы, причем нумерация параграфов начинается не с самого начала титула, а несколько дальше; начальная же, не нумерованная, часть титула носит название principium. Поэтому цитируются Институции так: pr. (principium) Inst. I (книга первая) 1 (титул первый); § 1 Inst. 1.1 и т. д. Вот, например начало Институций— titulus Institutionum I. 1 de justitia et jure:

"Iustitia est constans et perpetua voluntas jus suum cuique tribuens (principium). § 1. Iuris prudentia est divinarum atque humanarum rerum notitia, justi atque injusti scientia".

2. Digesta или Pandectae представляют собрание цитат из сочинений юристов, расположенных в известном систематическом порядке. Всего цитировано 39 юристов от Q. Mucius до Hermogenianus и, по исчислению самого Юстиниана, до 2000 сочинений. Являясь, таким образом, суммированием всей классической юридической литературы, Digesta представляют центральную часть Юстиниановского Свода, самую обширную по размерам и наиболее ценную по своему содержанию. Вся масса цитат разделена на 50 книг приблизительно по системе Digesta классических юристов, которые в свою очередь следовали системе edictum perpetuum. Каждая книга делится на большее или меньшее количество титулов с особым заглавием ("De actionibus empti venditi", "Locati conducti" и т. д.); только книги 30-я, 31-ая и 32-я не имеют этого деления на титулы, ибо все они посвящены одному вопросу и потому носят общее заглавие "de legatis" (o легатах, т. е. завещательных отказах).

Информация о работе Система реализации Кодификация Юстиниана