Система российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Вопрос о системе права — это вопрос о составных элементах права, их взаимосвязи между собой, способе организации в процессе развития. Другими словами, исследовать систему права, значит выявить ее структурную организацию, указать принципы ее структурную организацию, указать принципы ее строения и развития.

Содержание работы

Введение……………………………………………………......................................................2-3
Основная часть:
Глава 1. Цели и предмет работы………………………………………………………………...4
Глава 2. Понятие и элементы системы права :
2.1. Понятие системы права. Система права и правовая система. ……………………….. 5
2.2. Структурные элементы системы права……………………….………………………..6-11
2.3. Система права как юридическая реальность ……………………………..…………..12-14
Глава 3. Система Российского права:
3.1. Представление системы права…………………………………………………………..15-16
3.2. Особенности системы российского права……………………………………………..17-20
3.3. Особенности классификации норм по отраслям : предмет и метод правового
Регулирования…………………………………………………………………….……….….21-23
3.4. Общая характеристика отраслей права Российской Федерации……………….……….. 24
4. Заключение……………………………………………………………………………….. 25-26
5. Список используемой литературы …………………………………………….…………….

Файлы: 1 файл

курсач таня.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

(Приволжский  Филиал)

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

(ЮРИДИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ)

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине «Теория государства  и права»

 

 

Система Российского права

 

Выполнила:

Студентка 1 курса

очной формы обучения

Балагурова И.В.

 

 

 

Научный руководитель:

_________________________

ученая степень, ученое звание, должность

______________________

фамилия, и., о

 

 

Дата  представления работы

« » ____________200 __ г.Нижний Новгород

2013

 

 

Содержание: 

 

 

Введение……………………………………………………......................................................2-3

Основная часть:

Глава 1. Цели и  предмет работы………………………………………………………………...4

Глава 2. Понятие  и элементы системы права :                        

  2.1.   Понятие  системы права. Система права  и правовая система. ………………………..  5            

2.2.   Структурные  элементы системы права……………………….………………………..6-11

2.3.  Система  права как юридическая реальность  ……………………………..…………..12-14                                      

Глава 3. Система  Российского права:

3.1. Представление  системы права…………………………………………………………..15-16

3.2.  Особенности  системы российского права……………………………………………..17-20

3.3.  Особенности  классификации норм по отраслям : предмет и метод правового 

Регулирования…………………………………………………………………….……….….21-23

3.4. Общая характеристика  отраслей права Российской Федерации……………….……….. 24       

4.  Заключение……………………………………………………………………………….. 25-26                                                           

5. Список  используемой литературы …………………………………………….…………….27                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В данной курсовой работе я рассматриваю вопрос  системы российского права.

С древнейших времен люди вступали в различные взаимоотношения  друг с другом. По мере

развития цивилизации появились законы, преобразованные из обычаев,

которые регулировали отношения людей, законы развивались и

требовалось создание уже специального законодательства,

которое бы могло  своими правовыми актами обеспечить законную систему

отношений в обществе.

На мой взгляд, понятие «система права» появилось  тогда, когда общество пришло

к выводу, что для рационального регулирования общественных отношений

необходимо разбить  право по специфике области регулирования  общественных

отношений. Таким  образом,  появляются отрасли права,  а следовательно и кодексы

как законодательство этой отрасли. (см табл1)

Система права — это внутренняя структура права, которая выражается в единстве

 и согласованности  составляющих его норм и одновременной  дифференциации на

отрасли и институты, что позволяет ориентироваться в законодательстве ,

квалифицировать нарушения и принимать соответствующие  меры воздействия , так как 

главная особенность  каждой отрасли – это наличие особого юридического метода

регулирования. Преобразование права в систему  путем деления его на отрасли, институты

права  позволяет  оперативно ориентироваться в законодательстве.

Следовательно, вопрос о системе права — это  вопрос о составных элементах  права, их

 Взаимосвязи  между собой,  способе организации  в процессе развития. Другими  словами,

  исследовать систему права, значит  выявить ее структурную организацию,  указать принципы

  строения и развития.

Поскольку, тема моей курсовой работы  «Система Российского права», то его строение

предопределено  системой общественных отношений и  если российскому праву надлежит

представлять  собой внутренне согласованную, взаимосвязанную систему правового

регулирования, то законодатель не может, произвольно  издавая правовые нормы,

изменять  исторический тип права, его основные черты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

Цели и задачи работы.

Цель  данной работы заключается в рассмотрении системы права.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

1. понятие  системы права;

2.рассмотрение  структурных элементов системы права;

3.рассмотрение  системы права как объективной  юридической реальности;

4.рассмотрение особенности системы российского права;

5.рассмотрение систематизации юридических норм.

Объект  исследования – система права.

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением

системы права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

2.1 Понятие  системы права. Система права и правовая система.      

Отношения, в которые вступают люди, объединения  граждан, государство и

общество  находятся между собой в тесной взаимосвязи, образуя единое целое.

Соответственно  и право, отражая общественные отношения, их устойчивые

признаки, свойства, представляет собой целостное образование, систему.

Правовая  система как философское понятие  — это некое целостное явление,

состоящее из элементов, взаимосвязанных и  взаимодействующих между

собой. Как целое невозможно без его  составляющих, так и отдельные

составляющие  не могут выполнять самостоятельные  функции вне системы.

Сразу же следует обратить внимание на то, что, несмотря на схожесть

выражения, нужно четко различать два  понятия - «правовая система» и «система

права». Первое - это взятые в единстве основные правовые явления данной

страны - и собственно право, и правовая идеология , и судебная (юридическая)

практика . Понятие «правовая система» имеет  существенное значение для

характеристики  права той или иной страны. Обычно, в этом случае говорится о

«национальной правовой системе», например, России.

И вот , в отношении той или иной страны использование понятия «национальная

правовая  система» очень важно потому, что  в ней наряду с собственно правом

могут играть определяющую роль либо судебная (юридическая) практика, либо

правовая  идеология, от чего в свою очередь  зависит весь строй, «весь мир»

правовых  явлений.

Система права - это внутреннее строение права, которое выражается в единстве

и согласованности  действующих в государстве правовых норм и вместе с тем в

разделении  права на относительно самостоятельные  части.

 

 

 

2.2 Структурные  элементы системы права                   

Первым  элементом системы права следует  определить норму права, которая

регулирует  типовое общественное отношение.

Норма права  - это исходный элемент всего  права

данной  страны. Из этих норм складываются правовые институты ( см табл1; 2 )

и в  регулятивной, и в правоохранительной областях, а

затем из институтов образуются отрасли права (см табл 3 ) т.е. наиболее крупные 

подразделения права .

Правовой  институт — это система взаимосвязанных  норм, регулирующих

относительно  самостоятельную совокупность общественных отношений или какие-

либо  их компоненты, свойства. Например, в  сфере трудовых отношений

выделяются, в частности, отношения, связанные с заключением трудового

договора, установлением и выплатой заработной платы, привлечением нарушителей

трудовой  и производственной дисциплины к  ответственности. Соответственно в

трудовом  праве образуются институты трудового  договора, заработной платы,

трудовой  дисциплины.

Подобным  образом выделяются и другие правовые институты. Именно некоторая

специфичность одной группы общественных отношений  по сравнению с другими

служит  причиной возникновения соответствующих  нормативно-правовых институтов.

Вместе  с тем есть и такие институты, которые регулируют лишь какое-либо одно

специфическое общественное отношение или даже один из его элементов. Так, в

уголовно-процессуальном праве известны институты потерпевшего,

подозреваемого, обвиняемого, гражданского истца, гражданского ответчика,

определяющие  правовой статус одного из субъектов  уголовно-процессуальных

отношений. В гражданском праве имеется  ряд институтов, которыми

регламентируется  какая-либо общая для всех гражданско-правовых отношений

отдельная сторона. Это, в частность, институты представительства, исковой

давности, зашиты чести и достоинства гражданина, регламентирующие такие

принципиально важные моменты всех гражданско-правовых отношений, как порядок

назначения  и права представителей субъектов правоотношения, определение

сроков  исковой давности, порядок и способы  защиты чести и достоинства

гражданина  от любых порочащих его слухов и домыслов.

Обычно  правовой институт — это сравнительно небольшая общность норм,

специфика и автономность которой не выходят за рамки одной отрасли права. В

то  же время отдельные так называемые смешанные институты могут содержать

нормы, характерные для разных отраслей права. Например, институт,

устанавливающий ответственность за совершение дисциплинарных проступков,

относится к сфере трудового права. В основе института лежат властные

полномочия  администрации предприятия, ее право  налагать дисциплинарные

взыскания на виновных работников. Однако трудовые споры по поводу наложения

подобных  взысканий могут рассматриваться  в судебном органе по правилам

гражданско-процессуального  законодательства, то есть другой отрасли  права.

Наличие смешанных институтов объясняется  тем, что однородность регулируемых

отраслью  права отношений является отнюдь не стерильной. В ней всегда (в  одних

случаях больше, в других — меньше) присутствует некоторое количество иных

отношений, отличных по форме, но тесно связанных  с остальными по своему

назначению. Так, в гражданском праве неизбежно  присутствуют нормы

конституционного, административного, финансового и иных отраслей

законодательства. В трудовом праве— нормы конституционного,

административного, гражданского и гражданско-процессуального

законодательства.

Таким образом институты, находясь в тесной взаимосвязи образуют новые

компонент системы права - отрасль права.

Отрасль права - это главное подразделение  системы права, отличающееся

специфическим режимом юридического регулирования  и охватывающее целые

участки, комплексы однородных общественных отношений. Отрасль права не

представляет  собой механическое объединение норм из нескольких институтов.

Это целостное образование, характеризующееся  рядом свойств, признаков, не

присущих  правовым институтам. В частности, отрасль  права регулирует

общественные  отношения, связанные с осуществлением какой-либо широкой сферы

предметной  деятельности общества, государства, граждан  и иных субъектов

права. Например, гражданское право регулирует все имущественные и связанные  с

ними  личные неимущественные отношения, семейное право — отношения, связанные

с браком и принадлежностью человека к семье. Трудовое право регулирует

отношения, в которые вступают рабочие и  служащие в процессе осуществления

трудовой  деятельности в сфере производства. Способность осуществлять правовое

регулирование обширной сферы общественных отношений  отличает отрасль права от

любого  правового института, регулятивные функции которого ограничиваются

какой-либо сравнительно узкой совокупностью  отношений. Кроме того, в отличие

от  института отрасль права содержит исчерпывающий набор юридических  средств,

методов правового воздействия, устанавливаемых государством в процессе

регулирования отношений соответствующей сферы.

Отрасль права содержит полный набор юридических  средств, призванных

обеспечить  эффективное действие как отрасли  в целом, так и каждого ее

компонента на уровне правовых институтов и конкретных норм права. При этом

для каждой отрасли характерен специфический, только ей присущий набор

юридических средств правового регулирования, что позволяет не только

объединять  нормы права единое целое, придавать им упорядоченный, системный

характерно  и отличать одну отрасль права  от другой. В крупных и сложных  по

составу отраслях права имеется еще один компонент — под отрасль права  —

целостное образование, которым регламентируется специфический вид отношений  в

пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права. Так, в

гражданском праве в качестве подотраслей  выделяют жилищное, транспортное,

авторское, наследственное право. Имеются подотрасли в трудовом, уголовном и

других  отраслях права. В отличие от правового института подотрасль не

является  обязательным элементом каждой отрасли  права. В небольших и тесно

консолидированных отраслях (например, в уголовно-процессуальном, гражданско-

процессуальном  праве) подотраслей вообще нет. Таким  образом, система права

представляет  собой совокупность действующих  норм права, объединенных по

институтам, подотраслям и отраслям в соответствии с характером и спецификой

регулируемых  ими общественных отношений.

Система права современного общества объединяет следующие основные отрасли:  

1. Государственное  (конституционное) право — это  отрасль права, закрепляющая

основы  общественного и государственного устройства страны, основы правового

положения граждан, систему органов государства  и их основные полномочия.

2.Административное право регулирует общественные отношения, которые

складываются  в процессе осуществления исполнительно-распорядительной

деятельности  органов государства.

3. Финансовое  право представляет собой совокупность  норм, регулирующих

общественные  отношения в сфере финансовой деятельности.

4. Земельное  право регулирует общественные  отношения в области использования

и охраны земли, ее недр, вод, лесов, что является материальной основой

жизнеобеспечения  человеческого общества.

5. Гражданское  право - наиболее объемная отрасль системы права, которая

регулирует  разнообразные имущественные и  связанные Сними личные

неимущественные отношения. Нормы гражданского права  закрепляют и охраняют

различные формы собственности, определяют права  и обязанности сторон в

имущественных отношениях, регламентируют отношения, связанные с созданием

произведений  искусства, литературы и т. д. Гражданским  правом охраняются и

такие личные неимущественные права, как  честь и достоинство гражданина или

организаций.

6. Трудовое  право — это отрасль права, регулирующая общественные отношения в

процессе  трудовой деятельности человека. Нормы  трудового права определяют,

например, условия приема на работу, устанавливают  рабочее время и время

отдыха, правила безопасности условий труда.

7. Семейное  право — отрасль права, которая регулирует брачно-семейные

отношения. Ее нормы устанавливают условия  и порядок вступления в брак,

определяют  права и обязанности супругов, родителей и детей по отношению  друг

к другу.

8. Гражданско-процессуальное  право регулирует отношения, возникающие в

процессе  рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров. Нормы

гражданско-процессуального  права определяют цели, задачи, права  и обязанности

суда  при осуществлении правосудия; закрепляют правовое положение участников

гражданского процесса; регламентируют ход судебного разбирательства; порядок

вынесения и обжалования судебного решения.

9. Уголовное  право представляет собой комплекс  норм, которые устанавливают,

какое общественно опасное  поведение  является преступным и какое наказание за

его совершение применяется. Нормы уголовного права определяют понятие

преступления; устанавливают круг преступлений, виды и размеры наказания за

преступное  поведение и другое.

10. Уголовно-процессуальное  право объединяет нормы, определяющие порядок

производства  по уголовным делам. Нормы данной отрасли регулируют деятельность

органов дознания предварительного следствия, прокуратуры, суда и их

взаимоотношения с гражданами при расследовании, в ходе судебного

разбирательства и при разрешении уголовных дел.

11. Исправительно-трудовое  право регулирует отношения, складывающиеся  при

исполнении  мер уголовного наказания и связанные  с исправительно-трудовым

воздействием. Нормы этой отрасли устанавливают  порядок отбытия осужденными

назначенной им меры уголовного наказания, а также регламентируют деятельность

по  исправлению осужденных при отбытии  наказания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Система  права как юридическая реальность

 

Система права как юридическая реальность - результат исторической эволюции.

Будучи только стороной социального целого, право не развивается изолированно, само по

себе, и структурные изменения в  нем - лишь следствие изменений общества. Высшей формой

социального развития является современное гражданское  общество и соответствующая ему 

политическая  форма - правовое государство.

Гражданское общество структурировано. В каждой из его сфер

складываются  свои специфические отношения, особенности  которых отражаются в 

отраслевых  признаках юридических норм.

Право делится на публичное и частное. Различие между ними нами уже проводилось в

разделе, посвященном соотношению личности, общества, права и государства. Там  было

показано, что публичное право регулирует ту область общественных отношений, в которой 

главенствующую  роль играет государство. Если не упускать из виду, что государство –

орган реализации общих дел страны, то становится понятным, почему

публичное право основывается на принципе юридической  централизации, предполагающем,

что юридически значимые решения исходят  от высших государственных органов. Напротив,

частное право регулирует ту область общественных отношений, где поступки субъектов

определяются  их собственной волей, юридически оформляемой  договором.

Если "наложить" частное и публичное  право на структуру гражданского общества, то станет

очевидным, что культурно-бытовая и экономическая  сферы регулируются преимущественно

частноправовыми, а сфера политики - публично-правовыми  нормами. В целом отражая 

объективное различие всеобщего и частного в  общественной жизни, принцип разделения

права на публичное и частное не был, однако, последовательно осуществлен  ни в одной 

юридической системе. Отсюда и многолетние, до сих  пор продолжающиеся споры о том,

какие отрасли права должны включаться в эти правовые общности, а следовательно, что 

представляет  собой система современного права  в целом.

С точки зрения И. Коллера, частное право охватывает: 1) личное право (по современной

терминологии - комплекс личных неимущественных  прав), 2) вещное право,

3) обязательственное  право, 4) торговое право, 5) семейное и имущественное право супругов и

наследников. В публичное право, по И. Коллеру, входят: 1) государственное и

церковное право, 2) охрана права, гражданский  процесс, уголовное право, уголовный 

процесс, 3) международное право.

Немецкая  юридическая мысль в интересующей нас области развивалась примерно в том же

русле. Г. Еллинек, например, расчленяя публичное  право "на международное и 

государственное право в широком смысле", отмечал, что "последнее распадается на

судебное  и процессуальное право, административное и государственное право в тесном

смысле". По мнению автора, отнесение к публично-правовой сфере церковного права как 

права публичных союзов неточно. Церковный  порядок основан на совершенно других

началах, чем правопорядок государственный, и потому церковное право – как внутреннее

право церкви – может быть поставлено рядом с частным и публичным  правом в качестве

самостоятельного  элемента. Как видим, различия в трактовке  публичного права 

российскими и  европейскими юристами невелики1.

Введение понятия "государственное право в широком  смысле" положения не меняет,

поскольку в обоих  случаях речь идет по существу об одном  и том же: публично-правовая

сфера регулируется международным, государственным, административным, уголовным,

процессуальным правом. Вопрос о месте церковного права не влияет решающим образом

на структуру  права.

В итоге, можно выделить следующие свойства системы права. Во-первых, она –

объективное качество права, действующего в данном обществе. Ее не строят, не

конструируют по заранее намеченному плану, а открывают подобно тому, как

естествознание  открывает законы природы.

Во-вторых, система  права в целом соответствует структуре общества, то есть, системе

общественных  отношений, закрепленных и регулируемых правом. Право - момент,

сторона общества и отражает его свойства, в том  числе и в своей собственной  структуре.

В-третьих, система  права исторически изменчива; она  эволюционирует вместе с развитием 

общества.

В-четвертых, предмет  правового регулирования и, как  правило, его метод, будучи

Решающими дифференцирующими  признаками системы права, образуют единство. В 

принципе, метод  права есть лишь юридическое выражение  объективных свойств предмета

юридического  воздействия.

Наконец, в-пятых, особенность системы права, как отмечается в теории, состоит в том, что

входящие в  ее состав отрасли, будучи взаимосвязанными, в то же время не дублируют, а,

наоборот, взаимно  исключают друг друга. Объясняется  это тем, что "одна и та же норма  не

может одновременно регулировать два различных  вида общественных отношений,

заключать в себе два различных метода правового  регулирования". Именно поэтому одна и 

та  же норма не может находиться одновременно в двух структурных единицах правовой

системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Система российского права

3.1. Представление системы российского  права.

Система права и система законодательства России составляют  правовую систему, содержанием

которой следует считать систему права, а формой - систему законодательства. Системность

правовых  явлений представляет собой одну из наиболее сложных проблем, стоящих  перед 

юридической наукой во всех ее подразделениях - от общей теории права до самых конкретных

отраслевых  наук. Характеристика права как системы  обычно опирается на философское

понимание систем и включает в себя указание на два непременных признака правовой системы.

Во-первых, правовая система России есть органически  целое явление, обусловленное реально 

наличествующей  системой общественных отношений и потому имеющее столь же объективное

  существование. Право, с одной  стороны, отражает в специфической  форме эту систему 

отношений, а с другой стороны, оказывает  на нее регулирующее воздействие. Для  системы 

права характерны единство и взаимосвязь  норм, которые не могут функционировать

изолированно, их регулирующая сила состоит во взаимосогласованности  и общей 

целенаправленности. Любой структурный элемент, извлеченный  из системы права, лишается

системных функций, а следовательно, и социальной значимости.

  Во-вторых, система российского права  характеризуется наличием в ней  различных по 

содержанию  и объему структурных элементов (норм, институтов, подотраслей, отраслей).

Подобное  подразделение системы права  на составляющие ее элементы есть, конечно  же,

некоторое (вполне объяснимое и даже необходимое) упрощение действительного положения 

вещей, поскольку каждый из названных элементов  не просто внутренне структурирован, но и 

более того, внутренне системен.

Составные части нормы – это не простая  совокупность, а своеобразное системное образование,

которое имеет собственное качество. Построение системы права из названных внутренне  – 

системных элементов представляет собой весьма специфическое отражение с помощью

юридических средств и инструментов системы  объективно существующих общественных

отношений, подвергающихся правовому регулированию  и правовому воздействию 

(предмет  правового регулирования). Эти отношения,  составляющие предмет права в  целом и 

предмет каждой правовой отрасли в частности, в силу их фактической неоднородности и

разнообразия  требуют применения к себе особых приемов воздействия (методов), которые 

воспроизводятся , прежде всего, в строении и содержании юридических норм, институтов,

отраслей  и , даже, надотраслевых образований (правовых общностей, например, частного и

публичного  права).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Особенности системы российского  права.

 

Особенности современной российской системы  права обусловлены тем наследием, которое ей

досталось от послеоктябрьского периода истории  нашей страны. Этот советский этап

характеризовался, в частности, безусловным преувеличением роли планового начала в 

общественном  развитии и стремлением сознательно  сконструировать такую систему  права,

которая в наибольшей степени отвечала бы конкретным  нуждам социалистического

строительства. Значение юридической науки в  решении  правотворческих проблем 

декларативно  признавалось, но на практике дело сводилось  к аксиоматическому

постулированию  наличия десяти отраслей права. Такими оказались "теоретические"

итоги первого совещания научных работников права, проходившего в июле 1938 г., и 

теоретической дискуссии о правовой системе 1938-40 гг. В число десяти отраслей

входили государственное, трудовое, земельное, колхозное, административное, бюджетно-

финансовое, семейное, гражданское, уголовное, судебное право. Существование публичного и

частного  права в социалистическом обществе отрицалось, ибо, как утверждалось, социализм не

знает противоречий между личностью и  обществом, между частным и публичным. Свою роль

здесь сыграло и высказывание В. И. Ленина о том, что "мы ничего "частного" не признаем, для 

нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное".

В ходе проходившей второй раз дискуссии по этим проблемам, в 1956-59 гг., предпринимались

попытки сформулировать такие предпосылки  системы права, которые опирались  бы на

объективные свойства самого права и лежащих  в его основе общественных, в конечном счете,

производственных  отношений. В результате в советской  юридической науке восторжествовало

убеждение в необходимости при поисках  основы дифференциации права на отдельные  отрасли 

выйти за пределы чисто юридических  явлений. Большинство пришло к выводу, что такой 

основой является особенность того или иного  вида общественных отношений, т.е. предмет

правового регулирования. Вместе с тем то же большинство признало невозможным 

отправляться  от одного только предмета юридического воздействия. Каждый предмет можно 

многократно дробить и тем самым создавать  базу для множества новых отраслей права 

(например : право водное, лесное, горное, промышленное, транспортное, железнодорожное и  т.

д. и  т.п.). Поэтому должен быть выявлен  дополнительный критерий, которым был  признан

  метод правового регулирования. "Не могут существовать отрасли  права с различными

предметами  и тождественными методами, точно  так же как при данных исторических условиях

один  и тот же предмет не может регулироваться при помощи различных юридических  методов.

Отрасли права, входящие в состав единой системы  права, отличаются друг от друга по единству

предмета  и метода правового регулирования", - эта формулировка дает достаточно полное

представление о наиболее распространенном понимании  принципов построения системы права.

Попытки конкретно построить систему  права выявили необходимость  еще одного критерия –

той функции, которую осуществляет данная отрасль в праве как целостности. В результате

было  выделено три составных части  подобной целостности: 1) государственное  право как 

основополагающее  звено системы советского права; 2) материальные отрасли, включившие

уголовное, гражданское, административное, трудовое, колхозное и семейное право;

3) процессуальные  отрасли, включившие уголовно - процессуальное  и гражданско-

процессуальное  право. При этом под материальным правом, с точки зрения его функций,

понимались  отрасли, чьи юридические нормы  прямо регулируют поведение людей, если их

деятельность  не связана с формированием государственной  власти. Функции же

процессуальных  отраслей - регулирование отношений, складывающихся в ходе

принудительного осуществления прав и обязательств, вытекающих из норм материального

права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Очевидны  недостатки этой схемы, применимой только к социалистическому праву. Во-первых,

в ней  не удается выявить единого критерия объединения отраслей права в  правовые общности и

систему права. Этот упрек, в первую очередь, касается государственного права. Сами авторы

рассматриваемой схемы признавали, что оно несопоставимо с другими отраслями, ибо,

закрепляя основы общественного и политического строя, включает в свой предмет

практически все комплексы социалистических общественных отношений. По-своему вполне

логичен сделанный в то время вывод о том, что государственное право "имеет первостепенное

значение  как средство юридического закрепления достигнутых в борьбе за построение в нашей

стране  коммунистического общества экономических и политических завоеваний трудящихся,

руководимых Коммунистической партией".

Во-вторых, недостаточно ясны основания выделения  в самостоятельные отрасли трудового,

колхозного, а в других, близких к этой схемах - хозяйственного и земельного права2.

Если  административное и гражданское  право имеют четко выраженный предмет

(управленческие  и имущественные отношения) и  метод правового регулирования 

(императивный  и метод, основывающийся на юридическом равенстве сторон), то трудовое,

колхозное, земельное и т.д. - своей собственной базой не обладают. Их корни - в

административном  и гражданском праве. Образование этих отраслей - результат вмешательства государства в сферы

  частной и общественной жизни, которое является следствием ликвидации частной

собственности и превращения всех средств производства в государственную собственность.

Невозможно регулировать поземельные, хозяйственные, трудовые отношения гражданско-

правовыми средствами, если у земли, фабрик, заводов и т.д. есть только один собственник –

государство. Возникает сомнение: не являются ли некоторые из функционирующих здесь

групп юридических норм, выдаваемых за исторически сложившиеся отрасли права,

искусственными  образованиями, отразившими лишь специфику того, что называли

социализмом?

В-третьих, анализируемая схема представляется неполной, логически незавершенной, ибо в 

юридической действительности не существует специфических  процессуальных форм, в 

которых принудительно могут быть реализованы колхозные, земельные, трудовые права

субъектов соответствующих общественных отношений. Положение было лишь немного

смягчено  предложением ввести в схему административно- процессуальное право, что до конца 

задачу  не решает: по-прежнему не все отрасли материального права имеют свою

процессуальную  форму.

Таким образом, проблемы системы права в российском правоведении пока не решены.

Возникшие трудности обусловлены, прежде всего, переходным состоянием права, в свою

очередь обусловленным переходным состоянием социально-экономического и политического

строя. В России еще не сформировалось гражданское общество и соответствующая ему

государственно-правовая форма. Если развитие пойдет в сторону расширения обмена как

генерального  способа общественных связей, то опосредствовать его может лишь правовая

система, дифференцированная на публичное и частное право. В их рамках и придется, по-

видимому, открывать объективные начала дифференциации реально существующего права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Основания классификации норм по отраслям: Предмет и метод правового

                               регулирования.                              

Предмет и метод правового регулирования  — это наиболее существенные основания

для деления системы права на отрасли. Предмет правового регулирования— это

то, на что воздействует право. А право, как известно, воздействует на

общественные  отношения. Общественные отношения  являются той объективной

основой, которая вызывает к жизни право  и вносит в него системообразующие

признаки.

Каждая  отрасль объединяет правовые нормы,  регулирующие особый,

качественно определенный вид общественных отношений, объективно требующий

специфической правовой регламентации. Объединение  правовых норм в отрасли

права происходит в силу объективных причин, не зависящих от усмотрения

правотворческих органов. Главным фактором, обусловливающим  отличие одной

отрасли права от другой, является своеобразие  общественных отношений,

регулирующихся  этими отраслями права. Отношения, регулируемые нормами различных

отраслей права, отличаются друг от друга своим содержанием, конкретными

целями  и задачами. Так, нормы административного  права регулируют отношения,

связанные с исполнительными функциями  государственной власти, а нормы

гражданского  права определяют порядок имущественных связей в государстве.

Предмет правового регулирования — это  качественно однородный вид общественных

отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права. Предмет

регулирования является главным основанием для  распределения правовых норм по

отраслям  права. При указании на отрасль права  можно отметить целый ряд ее

признаков. У каждой из отраслей есть «свой  предмет» т.е. особый участок

общественной  жизни, целый комплекс однородных общественных отношений -

конституционных, трудовых, земельных, по социальному обеспечению и др. Каждая

из  отраслей имеет «свое законодательство», как правило, самостоятельные

кодексы, иные кодифицированные законодательные  акты. Так, уголовному праву

соответствует уголовное законодательство во главе  с Уголовным кодексом (УК);

гражданскому  праву - гражданское законодательство во главе с Гражданским

кодексом (ГК).

Выделение отраслей права обусловлено объективно существующей спецификой,

качественным  своеобразием регулируемых ими общественных отношений, предметом

правового регулирования

Вторым, вспомогательным основанием для  распределения норм права по отраслям

служит  метод правового регулирования. Под ним понимаются способы воздействия

норм  данной отрасли права на поведение  людей, на регулируемые этой отраслью

общественные отношения.

Метод правового регулирования - это особый юридический режим, который во

многом  ориентирован на способы правового  регулирования - дозволения,

запрещения, обязывания. К дозволениям, скажем, тяготеет гражданское право,

трудовое  право; к запрещениям уголовное; к обязываниям - административное.

Метод правового регулирования состоит  из следующих элементов:         

специфического  способа взаимосвязи прав и обязанностей между участниками

урегулированных отраслью правоотношений. Так, главной  чертой административно-

правового метода является "вертикальный" характер взаимного расположения

субъектов отношений, которые находятся в  состоянии власти и подчинения. В

гражданском праве субъекты правоотношений имеют  равные, позиции; той или иной

совокупности юридических фактов, служащих основанием возникновения, изменения

или прекращения правоотношений. В административном, финансовом праве

правоотношения  возникают на основе актов применения норм права, принимаемых

компетентными органами государства, в гражданском праве — из договора, в

гражданско-процессуальном праве — по иску лица, которому причинен

моральный или материальный ущерб неправомерными действиями других физических

или юридических лиц либо государственных  органов, особых способов

формирования  содержания прав и обязанностей субъектов права. Такие права

могут возникать, в частности, из норм права, либо из соглашений сторон, либо

из  административно-правовых актов и  иными способами; санкций, способов и

процедур  их применения.

Каждая  отрасль права имеет достаточно широкий спектр мер государственного

принуждения, которые могут быть применены  к нарушителям соответствующих

нормативно-правовых установлений. Особенно ярко это проявляется  на примере

уголовного, административного, гражданского и  трудового права, санкции

которых могут применяться только в пределах названных отраслей права. Система

мер государственного принуждения в  остальных отраслях права также  носит

специфический характер и сводится к той или  иной комбинации из

административно-правовых и гражданско-правовых санкций. Из названных

компонентов формируется метод правового  регулирования конкретной отрасли

права. При этом различное сочетание  способов, приемов правового воздействия

на  общественные отношения образует специфику  отраслевого метода, определяет

его особый юридический режим, который  последовательно проводится через  все

институты и нормы отрасли и с помощью  которого осуществляется регулирование

соответствующей сферы общественных отношений.

       

 

 

 

 

 

 

 

3.4. Общая характеристика отраслей права Российской Федерации        

Отрасли права Российской Федерации могут  быть подразделены на три основных

звена:

1. Профилирующие,  базовые отрасли, которые охватывают  главные правовые режимы;

базовая отрасль всей системы - конституционное  право; материальные отрасли -

гражданское, административное; уголовное право, соответствующие им три

процессуальные  отрасли. Именно здесь, в этой группе сконцентрированы главные,

первичные с правовой стороны юридические  средства регулирования.

2. Специальный  отрасли, где правовые режимы модифицированы, приспособлены к

особым  сферам жизни общества: трудовое право, земельное право, финансовое

право, право социального обеспечения, семейное право, право социального

обеспечения , семейное право, исправительно-трудовое право.

3. Комплексные  отрасли, для которых характерно  соединение разнородных

институтов  профилирующих и специальных  отраслей: хозяйственное право,

сельскохозяйственное  право, природоохранительное право, торговое, право,

прокурорского надзора, морское право.

                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Заключение                               

В процессе изучения материала по теме «Система права» и подготовки курсовой работы, я 

пришла  к выводу, что:

Система права - это внутренняя структура  права , состоящая из взаимосвязанных

норм, институтов и отраслей права.

Система права обладает своими чертами:

- ее  главным элементом выступают нормы права;

- ее  элементы не противоречивы, внутренне  согласованы, взаимосвязаны, что

придает ей целостность и единство;

- она  обусловлена социально-экономическими, политическими, религиозными,

культурными, историческими факторами;

- имеет  объективный характер.

Понятие «системы права»  и «правовая система» два разных понятия, которые не следует

понимать  как одно и то же. Последнее шире по своему объему и включает в себя, помимо

системы права, юридическую практику и господствующую правовую идеологию. Таким

образом правовая система и система права  соотносятся как целое и часть.

Для деления норм права на отрасли  используют 2 критерия:

предмет и метод правового регулирования.

Проще говоря, предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, а

метод - как регулирует.

Отрасль права - это совокупность юридических  норм, регулирующих определенную

сферу общественных отношений. Отрасль - наиболее крупное подразделение

системы права.

Институт  права - это совокупность юридических  норм, регулирующих определенный

вид (группу) общественных отношений. Если отрасль регулирует род общественных

отношений, то институт -  лишь их вид.

     Система права совершенствуется, развивается, появляются новые юридические нормативы,

отражающие  общественные потребности и готовые  к обособлению сообразно специфике 

регулируемых  общественных отношений. Так, российская система позитивного права ныне

обогащена естественно-правовыми ценностями и превращается в мощный регулятивный и

охранительный фактор, утверждающий ценности цивилизации. Ориентиром для ее развития

является  человек, его права и свободы. Поэтому на ряде направлений заметен  безусловный 

приоритет частного права, которое оттеснило публичное право и даже проникает в него. Также

усиливается консолидация законодательства, имеющего социальный характер. Наконец, не

менее важной тенденцией является сближение  системы права и системы законодательства, т. е.

сближение содержания права и формы его выражения.

 

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы                     

1. Алексеев  С.С. Право и правовая система  // Правоведение. 2004. N 1.  
2. Ануфриева Л.П. Соотношение международного публичного и международного частного

права: правовые категории. М., 2005.  
3. Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух

  веков). Саратов, 2007.  
4. Байтин М. И. О принципах и функциях права: новые моменты // Правоведение. 2006. № 3.  
5. Бобылев А. И. Современное толкование системы права и системы законодательства //

Государство и право. 2004. № 2. . Лившиц Р. 3. Современная теория права. М., 2005.  
6. Малько А. В. Поощрение как правовое средство // Правоведение. 2003. № 3  
7. Марочкин С.Ю. Действие норм международного права в правовой системе Российской

Федерации.М., 2006.  
8. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. М., 2005.  
9. Поленина С. В. Взаимодействие системы права и системы законодательства в современной

России // Государство и право. 2005. № 9.  
10. Рукавишникова И.В. Метод в системе правового регулирования общественных отношений //

Правоведение. 2003. N 1.  
 
12. Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. 3-е изд., расширенное и

доп.М., 2006.  
13. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д.

Перевалова. 2-е изд., изм. и доп. М., 2005.  
14. Поляков А. В. Общая теория права. СПб., 2006.  
15. Поленина С. В. Взаимодействие системы права и системы законодательства в современной

России. М., 2006. 


1 Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права. М., 2008. С. 294.

2 Морозова Л. А. Теория государства и права. М., 2008. С. 173.


Информация о работе Система российского права