Система Российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 14:51, реферат

Описание работы

Особенности современной российской системы права обусловлены тем наследием, которое ей досталось от послеоктябрьского периода истории нашей страны. Этот советский этап характеризовался, в частности, безусловным преувеличением роли планового начала в общественном развитии и стремлением сознательно сконструировать такую систему права, которая в наибольшей степени отвечала бы конкретным нуждам социалистического строительства.

Содержание работы

1. Особенности системы российского права
2. Общая характеристика отраслей российского права
3. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Калужский филиал юридического колледжа Российской секции.docx

— 26.87 Кб (Скачать файл)

Калужский филиал юридического колледжа Российской секции

Международной полицейской  ассоциации.

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Система Российского права

 

 

 

Выполнила:

студентка 1 курса

Андреева Екатерина

Руководитель:

Преображенская Я.А.

 

 

 

 

 

 

 

г. Калуга 2013 год.

Содержание:

  1. Особенности системы российского права
  2. Общая характеристика отраслей российского права
  3. Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Особенности системы российского права

Особенности современной российской системы  права обусловлены тем наследием, которое ей досталось от послеоктябрьского  периода истории нашей страны. Этот советский этап характеризовался, в частности, безусловным преувеличением роли планового начала в общественном развитии и стремлением сознательно  сконструировать такую систему  права, которая в наибольшей степени  отвечала бы конкретным нуждам социалистического  строительства. Значение юридической  науки в решении правотворческих  проблем декларативно признавалось, но на практике дело сводилось к  аксиоматическому постулированию наличия  десяти отраслей права. Такими оказались "теоретические" итоги первого совещания научных работников права, проходившего в июле 1938 г., и теоретической дискуссии о правовой системе 1938-40 гг. В число десяти отраслей входили государственное, трудовое, земельное, колхозное, административное, бюджетно-финансовое, семейное, гражданское, уголовное, судебное право. Существование публичного и частного права в социалистическом обществе отрицалось, ибо, как утверждалось, социализм не знает противоречий между личностью и обществом, между частным и публичным. Свою роль здесь сыграло и высказывание В. И. Ленина о том, что "мы ничего "частного" не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное".

В ходе второй дискуссии по этим проблемам, проходившей  в 1956-59 гг., предпринимались попытки  сформулировать такие предпосылки  системы права, которые опирались  бы на объективные свойства самого права и лежащих в его основе общественных, в конечном счете, производственных отношений. В результате в советской  юридической науке восторжествовало убеждение в необходимости при  поисках основы дифференциации права  на отдельные отрасли выйти за пределы чисто юридических явлений. Большинство пришло к выводу, что  такой основой является особенность  того или иного вида общественных отношений, т.е. предмет правового  регулирования. Вместе с тем то же большинство признало невозможным  отправляться от одного только предмета юридического воздействия. Каждый предмет  можно многократно дробить и  тем самым создавать базу для  множества новых отраслей права (например, право водное, лесное, горное, промышленное, транспортное, железнодорожное  и т.д. и т.п.). Поэтому должен быть выявлен дополнительный критерий, которым  был признан метод правового  регулирования. "Не могут существовать отрасли права с различными предметами и тождественными методами, точно  так же как при данных исторических условиях один и тот же предмет  не может регулироваться при помощи различных юридических методов. Отрасли права, входящие в состав единой системы права, отличаются друг от друга по единству предмета и  метода правового регулирования", - эта формулировка дает достаточно полное представление о наиболее распространенном понимании принципов  построения системы права.

Попытки конкретно  построить систему права выявили  необходимость еще одного критерия - той функции, которую осуществляет данная отрасль в праве как  целостности. В результате было выделено три составных части подобной целостности: 1) государственное право  как основополагающее звено системы  советского права; 2) материальные отрасли, включившие уголовное, гражданское, административное, трудовое, колхозное и семейное право; 3) процессуальные отрасли, включившие уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право. При этом под материальным правом, с точки зрения его функций, понимались отрасли, чьи юридические  нормы прямо регулируют поведение  людей, если их деятельность не связана  с формированием государственной  власти. Функции же процессуальных отраслей - регулирование отношений, складывающихся в ходе принудительного  осуществления прав и обязательств, вытекающих из норм материального права.

Недостатки  этой схемы, применимой лишь к социалистическому  праву, очевидны. Во-первых, в ней  не удается выявить единого критерия объединения отраслей права в  правовые общности и систему права. Этот упрек, прежде всего, касается государственного права. Сами авторы рассматриваемой  схемы признавали, что оно несопоставимо  с другими отраслями, ибо, закрепляя  основы общественного и политического  строя, включает в свой предмет практически  все комплексы социалистических общественных отношений. По-своему вполне логичен сделанный в то время  вывод о том, что государственное  право "имеет первостепенное значение как средство юридического закрепления  достигнутых в борьбе за построение в нашей стране коммунистического  общества экономических и политических завоеваний трудящихся, руководимых  Коммунистической партией".

Во-вторых, недостаточно ясны основания выделения в самостоятельные  отрасли трудового, колхозного, а  в других, близких к этой схемах - хозяйственного и земельного права  Морозова Л. А. Теория государства и  права. М., 2008. С. 173..

Если административное и гражданское право имеют  четко выраженный предмет (управленческие и имущественные отношения) и  метод правового регулирования (императивный и метод, основывающийся на юридическом  равенстве сторон), то трудовое, колхозное, земельное и т.д. - собственной  базой не обладают. Их корни - в административном и гражданском праве. Образование  этих отраслей - результат вмешательства  государства в сферы частной  и общественной жизни, явившееся  следствием ликвидации частной собственности  и превращения всех средств производства в государственную собственность. Невозможно регулировать поземельные, хозяйственные, трудовые отношения гражданско-правовыми средствами, если у земли, фабрик, заводов и т.д. есть только один собственник - государство. Возникает сомнение: не являются ли некоторые из функционирующих здесь групп юридических норм, выдаваемых за исторически сложившиеся отрасли права, искусственными образованиями, отразившими лишь специфику того, что называли социализмом?

В-третьих, анализируемая  схема представляется неполной, логически  незавершенной, ибо в юридической  действительности не существует специфических  процессуальных форм, в которых принудительно  могут быть реализованы колхозные, земельные, трудовые права субъектов  соответствующих общественных отношений. Положение было лишь отчасти смягчено предложением ввести в схему административно- процессуальное право, что до конца задачу не решает: по-прежнему не все отрасли материального права имеют свою процессуальную форму.

Итак, проблемы системы права в российском правоведении пока не решены. Возникшие трудности  обусловлены, прежде всего, переходным состоянием права, в свою очередь  обусловленным переходным состоянием социально-экономического и политического  строя. В России еще не сформировалось гражданское общество и соответствующая  ему государственно-правовая форма. Если развитие пойдет в сторону расширения обмена как генерального способа  общественных связей, то опосредствовать  его может лишь правовая система, дифференцированная на публичное и  частное право. В их рамках и придется, по-видимому, открывать объективные  начала дифференциации реально существующего  права.

 

 

 

 

 

2. Общая характеристика  отраслей российского права

Правовые отрасли —  основные, наиболее крупные структурные  подразделения системы права, регулирующие соответственно и наибо­лее обширные сферы (области) общественных отношений.

1. Конституционное право.  В круг «ведения» входят такие  вопросы, как формирование и  структура представительной, исполнительной  и судебной власти, принципы их  деятельности; политическая система,  экономическая основа, формы собственности,  федеративное устройство, административно-террито­риальное деление, избирательная система, правовое положение (ста­тус) граждан, их права, свободы и обязанности, общественный строй и др. Главным нормативным актом этой отрасли, естественно, является Конституция (Основной Закон).

2. Административное право.  Регулирует сферу управленческой, ис­полнительно-распорядительной деятельности  государственных орга­нов, общественных организаций и должностных лиц (правительства, министерств, ведомств, президентских структур, предприятий, учреж­дений, местных администраций). Объектами управления вы­ступают экономика, наука, культура, образование, здравоохранение, оборона, правопорядок, охрана прав граждан и т.д. Основной метод — власть и подчинение, императивные приказы, указания, иерархия и субординация по службе, ответственность за порученный участок.

3. Финансовое право. Предмет  данной отрасли — финансовые  от­ношения, формирование и исполнение  госбюджета, денежное обраще­ние, банковские операции, кредиты, займы, налоги. Субъектами этих отношений выступают все юридические и физические лица. Нормы финансового права тесно связаны с государственным правом и адми­нистративным, так как сферы этих трех отраслей во многом переплета­ются. Финансовая деятельность в значительной мере носит исполни­тельно-распорядительный характер. Методы регулирования — контроль, ревизии, властные предписания.

4. Земельное право. Отрасль  призвана регулировать вопросы  землепользования и землеустройства,  сохранения и распределения земельного  фонда, определения правового  режима различных видов земли  в соответствии с их административно-хозяйственным  назначе­нием (государственные, колхозные, совхозные, фермерские, арендные, городские и т.д.). Подотраслями данной отрасли выступают лесное право, водное и горное. Основной нормативный акт — Земельный ко­декс. Методы регулирования — дозволения, разрешения, запреты.

5. Сельскохозяйственное  право. Регулирует порядок организации  и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, колхозов, акци­онерных обществ, арендаторов, их взаимоотношения с другими субъ­ектами (госорганами, предприятиями, учреждениями, членами самих этих хозяйств); порядок использования и оплаты труда, распределения доходов; отражает особенности сельскохозяйственного производства.

6. Трудовое право. Предмет  данной отрасли — сфера трудовых  от­ношений (формы рациональной  организации труда, его оценка  и опла­та, определение тарифных ставок, разрядов, окладов, норм выработки, рабочее время, отпуска; прием на работу и увольнение; порядок заклю­чения трудовых соглашений). Субъектами трудовых отношений вы­ступают рабочие и служащие, государственные, общественные и коопе­ративные организации, профсоюзы. Метод регулирования — поощре­ние, стимулирование, придание соответствующим договорам норма­тивного значения.

7. Гражданское право. Наиболее  крупная отрасль, регулирующая  обширную область имущественных  и личных неимущественных отно­шений (имя, честь, достоинство, авторство). Весь гражданский оборот, хозяйственная деятельность предприятий, организаций, учреждений и граждан осуществляются на основе норм гражданского права (владение, пользование и распоряжение собственностью, ее приобретение и отчуждение, купля, продажа, дарение, наследование, передача в аренду, на хранение, в залог; пересылка, транспортировка, взаимные поставки сырья и продукции производителями и потребителями).

8. Семейное право. Примыкает  и тесно связано с гражданским  правом. Тем не менее, это самостоятельная отрасль, регулирующая порядок заключения и расторжения брака, отношения между супругами, родителями и детьми, вопросы патронирования, усыновления, опеки и попечительства, имущественного положения членов семьи, их взаимных прав и обязанностей. Основной нормативный акт — Семейный кодекс. Ведущие методы — равенство сторон и диспозитивный. 

9. Уголовное право. Совокупность  норм, определяющих, какие общественно опасные (вредные) действия и поступки следует считать уголовно наказуемыми; правомочия компетентных органов по отношению к лицам, совершившим преступления, основания и условия привлечения их к ответственности; принципы карательной политики государства, виды и систему санкций, составы конкретных деяний, формы и степень вины и т.д. Основной нормативный акт — Уголовный кодекс. Метод регулирования — императивно-запретительный. 

10. Уголовно-исполнительное  право. Включает в себя нормы,  регламентирующие порядок отбывания наказания лицами, осужденными судом к лишению свободы, а также деятельность соответствующих государственных органов и учреждений по перевоспитанию правонарушителей в местах заключения. Уголовно-исполнительное право является как бы продолжением уголовного права, что дает основание некоторым ученым считать УИП подотраслью уголовного права. Однако, по мнению большинства специалистов в данной области, это все же самостоятельная отрасль, имеющая свой предмет, своих субъектов и свой специфический метод регулирования — воспитание, поощрение в сочетании с методом власти и подчинения. Основной нормативный акт — Уголовно-исполнительный кодекс. 

11. Уголовно-процессуальное  право. Отрасль, регулирующая  деятельность суда, прокуратуры, органов предварительного следствия и дознания по раскрытию и рассмотрению уголовных дел, определяет процессуальные формы этой деятельности, права и обязанности участвующих в ней субъектов (подследственных, подсудимых, свидетелей, потерпевших, экспертов, представителей обвинения и защиты), их правовое положение. Основополагающий нормативный акт — Уголовно-процессуальный кодекс. Ведущие методы регулирования — императивный и метод равенства сторон, которые тесно взаимосвязаны между собой. 

12. Гражданское процессуальное  право. Совокупность норм, регулирующих  деятельность органов правосудия  и других участников процесса  при разрешении споров о праве  гражданском, а также по трудовым, семейным, личным, финансовым и иным  делам. В гражданском процессе действуют в основном те же субъекты, что и в уголовном. Различия заключаются в предмете и методах регулирования. В состав данной отрасли входят также нормы, регламентирующие работу арбитражных и нотариальных органов. Главный нормативный акт — Гражданско-процессуальный кодекс. Строгое соблюдение всех процессуальных норм служит важной гарантией реализации материальных.  
В литературе выделяются также комплексные отрасли: хозяйственное право, природоохранительное (экологическое), военное, торговое, прокурорско-надзорное и другие.  
Международное право не входит ни в одну национальную систему права, поэтому ни одно государство мира не может считать его своим. Оно занимает особое (наднациональное) место, поскольку регулирует не внутригосударственные, а межгосударственные отношения. В нем выражается коллективная воля народов, выступающих субъектами данного права. Его нормы и институты закрепляются в различных международных договорах, соглашениях, уставах, конвенциях, декларациях, документах ООН. В международном праве сохраняется деление на публичное и частное. 

Информация о работе Система Российского права