Система законодательной власти на различных уровнях государственного устройства России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Арсенал методов реализации государственной власти достаточно разнообразен. В современных условиях значительно возросла роль методов морального и особенно материального стимулирования, используя которые, государственные органы воздействуют на интересы людей и тем самым подчиняют их своей властной воле. К общим, традиционным методам осуществления государственной власти, несомненно, относятся убеждение и принуждение. Эти методы, по-разному сочетаясь, сопровождают государственную власть на всем ее историческом пути.

Содержание работы

Введение……………………………………………………..3

Государственное устройство……………………………………..4

Законодательная власть РФ…………………………………8

Федеральное собрание РФ…………………………………..9

Структура и организация деятельности
Совета Федерации…………………………..……………...11

Структура и организация деятельности
Государственной Думы……………………………………..15
Правовой статус депутата Госдумы и члена
Совета Федерации…………………………………………...19

Высшее должностное лицо Субъекта Федерации…………21

Заключение…………………………………………………...24

Список использованной литературы……………………….25

Файлы: 1 файл

Введение в специальность .doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Тульский государственный  университет»

 

Региональный центр  повышения квалификации

Кафедра государственного и муниципального управления

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа заочника

 

по дисциплине «Введение в специальность»

 

 

на тему «Система законодательной власти

на различных  уровнях государственного устройства России»

 

Вариант № 7

 

 

 

 

 

Выполнил:                                               слушатель гр. Б760301в

Срещикова Ю.И.

 

 

 

Проверил:                                                      д. э. н. (к. э. н.), профессор (доцент)

Сычева И.В.

 

 

 

 

Тула 2012

 

 

 

Содержание:

 

 

 

 

Введение……………………………………………………..3

 

Государственное устройство……………………………………..4

 

Законодательная власть РФ…………………………………8

 

Федеральное собрание РФ…………………………………..9

 

Структура и организация деятельности

 Совета Федерации…………………………..……………...11

 

Структура и организация деятельности

Государственной Думы……………………………………..15

Правовой статус депутата Госдумы и члена 

Совета Федерации…………………………………………...19

 

Высшее должностное  лицо Субъекта Федерации…………21

 

Заключение…………………………………………………...24

 

Список использованной литературы……………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Власть - центральная ось, вокруг которой вращается вся политика. Она вездесуща и пронизывает все структуры общества, выступая его цементирующим элементом, поддерживая внутреннюю организованность и иерархичность общественных отношений. В политологической теории не сложилось единого определения власти.

Арсенал методов  реализации государственной власти достаточно разнообразен. В современных  условиях значительно возросла роль методов морального и особенно материального  стимулирования, используя которые, государственные органы воздействуют на интересы людей и тем самым подчиняют их своей властной воле. К общим, традиционным методам осуществления государственной власти, несомненно, относятся убеждение и принуждение. Эти методы, по-разному сочетаясь, сопровождают государственную власть на всем ее историческом пути.

Рассмотрим  подробнее формы государственного устройства в России и проанализируем различия в структуре законодательной власти.

Государственное устройство:

виды и признаки

Форма государственного устройства – это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами и государственной власти.

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы: унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное государство – это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Во-первых, унитарное  устройство предполагает единые, общие  для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное  руководство соответствующими местными органами.

Во-вторых, на территории унитарного государства действует  одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует  единая денежная система, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.

В-третьих, составные  части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом  не обладают. Они не имеют своих  законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью

В-четвертых, унитарное  государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию.

В-пятых, в унитарном  государстве все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные  органы, которые официально представляют страну на международной арене.

В-шестых, унитарное государство  имеет единые вооруженные силы, руководство  которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Федеративное государственное  устройство неоднородно. В различных  странах оно имеет свои уникальные особенности.

1. Территория федерации  состоит из территорий ее отдельных  субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т.п.

2. В союзном государстве  верховная законодательная, исполнительная  и судебная власть принадлежит  федеральным государственным органам.  Компетенция между федерацией  и ее субъектами разграничивается  союзной (федеральной) конституцией.

3. Субъекты федерации  обладают правом принятия собственной  конституции, имеют свои высшие  законодательные, исполнительные  и судебные органы.

4. В большинстве федераций  существует единое союзное гражданство  и гражданство федеральных единиц.

5. При федеральном  государственном устройстве в  парламенте имеется палата, представляющая  интересы членов федерации.

6. Основную общегосударственную  внешнеполитическую деятельность  в федерациях осуществляют союзные  государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).

Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые  в значительной мере определяют характер, содержание и структуру государственного устройства. Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации.

Во-первых, государственные  образования, составляющие территориальную  федерацию, не являются сверенными государствами, поскольку их деятельность в сфере внутренних и внешних отношений зависит от властных полномочий общефедеральных (союзных) государственных органов.

В-третьих, в территориальных  федерациях конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает  односторонний выход из союза.

В-четвертых, управление вооруженными силами в территориальных  федерациях непосредственно осуществляется союзными государственными органами. Главнокомандующим вооруженными силами является глава федерального государства..

Конфедерация – это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При конфедеративном устройстве государства (члены конфедерации) сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах. Конфедеративные государства недолговечны. Они или распадаются по достижении общих целей, или превращаются в федерации.

Конфедерация характеризуется следующими чертами:

Во-первых, конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, характерных для федерации.

Во-вторых, конфедеративное  устройство не имеет единой армии, единой системы налогов и единого  государственного бюджета.

В-третьих, конфедерация сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном  союзе, хотя режим перемещения граждан одного государства на территорию другого государства значительно упрощен (без виз и других формальностей).

В-четвертых, конфедеративные  государственные органы могут договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах, а также единой межгосударственной кредитной политике на период существования данного государственного образования.

Россия является многонациональным  государством. По форме государственного устройства современное Российское государство является федерацией. Правовой основой ее образования послужила Конституция Российской Федерации 1992 г, закрепившая на конституционном уровне федеративную форму государственного устройства постсоветской России и установившая равнозначность наименования «Российская Федерация» и «Россия» (ст. 1 Конституции Российской Федерации), и Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.

Статья 4 Конституции  Российской Федерации, констатируя, что  Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов  федерального значения, автономной области и автономных округов, в тоже время устанавливает, что все субъекты Российской Федерации, независимо от их видов, равны во взаимоотношениях как между собой, так и с федеральными органами государственной власти.

Республика – это государство в составе Российской Федерации. В республике имеются свои конституция и законодательство, свое гражданство, свой государственный язык, свои органы государственной власти.

Края, области, города федерального значения – это государственно-территориальные образования, имеющие свои устав и законодательство, органы государственной власти.

Автономная область, автономные округа – это национально-государственные образования, имеющие свои устав, законодательство, органы государственной власти.

Каждый субъект Федерации имеет свою территорию.

Каждый субъект  Федерации имеет свою систему  права. Вне пределов ведения РФ и  совместного ведения Федерации  и ее субъектов республики, края, области и другие субъекты осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов, подзаконных актов. Республики принимают свои конституции, причем процедура их принятия и изменения устанавливается самими республиками. Другие субъекты Федерации имеют уставы, которые принимаются законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта (ч. 2 ст. Конституции РФ). По своей юридической силе конституции республик и уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов равнозначны, различаются только в терминах, присущих государствам и государственным образованиям.

Система прав субъектов Федерации являются составной  частью системы права Российской Федерации. Поэтому конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в субъектах  Российской Федерации, должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам. Система органов государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно. При этом должны быть соблюдены требования ст. 77 Конституции РФ о том, что система органов государственной власти субъектов должна соответствовать основам конституционного строя РФ (в том числе принципу разделения властей) и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, которые устанавливаются федеральным законом.

Оценивая организацию  государственной власти республик, принято условно подразделять их на президентские – Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Северная Осетия – Алания, Татарстан, Чувашия; парламентские – Дагестан, Мордовия, Удмуртия; смешанные – Карелия, Коми.

Законодательную власть в краях, областях, городах федерального значения, автономных образованиях осуществляют думы, законодательные собрания, собрания депутатов (название этих органов устанавливаются в уставах). Они также отличаются друг от друга объемом полномочий, системой выборов, структурой (однопалатные и двухпалатные).

  Многообразие субъектов подобного федеративного государства требует многоаспектной политики парламента, правительства, высших судебных органов, других федеральных ведомств и учреждений: необходимо всесторонне учитывать специфические интересы всех субъектов федерации, умело интегрировать общие и индивидуальные вопросы государственно-правового строительства страны. От этого зависит эффективность и гармония экономической, социальной, духовной, религиозной, национальной жизни федерации в целом.

Законодательная власть РФ

Законода́тельная власть — власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти — парламент.

В России законодательная  власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах — законодательными собраниями (парламентами).

Информация о работе Система законодательной власти на различных уровнях государственного устройства России