Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 10:25, курсовая работа
Цель исследования - выявить и рассмотреть некоторые виды систематизации права.
В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи:
выявить существенные признаки и задачи данного вида юридической деятельности;
выделить основные этапы работы по систематизации;
рассмотреть основные формы систематизации нормативно - правовых актов.
Введение……………………………………………………………………….........3
Глава 1. Понятие и необходимость систематизации нормативных правовых актов...5
Систематизация, ее основные признаки и задачи…………………………5
Основные этапы систематизации законодательства……………….10
Глава 2. Виды систематизации……………………………………………..…….16
2.1. Инкорпорация как форма систематизации…………………………..16
2.2. Консолидация как форма систематизации…………………………..19
2.3. Кодификация как форма систематизации………………………..…..23
Заключение ………………………………………………………………………..26
Список используемой литературы……………………………………………….28
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Забайкальский государственный университет»
Кафедра теории государства и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ
Чита - 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие и необходимость систематизации нормативных правовых актов...5
Систематизация, ее основные признаки и задачи…………………………5
Основные этапы систематизации
Глава 2.
Виды систематизации…………………………………………
2.1. Инкорпорация как форма систематизации…………………………..16
2.2. Консолидация как форма систематизации…………………………..19
2.3. Кодификация как форма систематизации………………………..…..23
Заключение
………………………………………………………………………..
Список
используемой литературы……………………………………………….
Нормативно-правовые акты создаются
различными правотворческими органами
государства. Они имеют неодинаковую юридическую
силу, несовпадающее временное действие,
распространяются на различных субъектов
и разное территориальное пространство.
Естественно, что с течением времени между
ними появляются противоречия. Количественное
увеличение нормативного материала создает трудности в его
Цель исследования - выявить и рассмотреть некоторые виды систематизации права.
В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи:
выявить существенные признаки
выделить основные этапы
рассмотреть основные формы систематизации нормативно - правовых актов.
Курсовая работа состоит из 2-х глав, заключения и списка литературы. В первой главе раскрыты понятие и необходимость систематизации нормативно - правовых актов. Вторая глава состоит из четырех пунктов, которые включают в себя виды систематизации нормативно - правовых актов.
Глава1. Понятие и необходимость систематизации нормативно - правовых актов
Систематизация, ее основные признаки и задачи
Нормативно - правовые акты создаются различными правотворческими органами государства. Они имеют неодинаковую юридическую силу, несовпадающее временное действие, распространяются на различных субъектов и разное территориальное пространство. Естественно, что с течением времени между ними появляются противоречия. Количественное увеличение нормативного материала создает трудности в его использовании. Выход из этой затруднительной ситуации, нарушающей оптимальные основы правового регулирования общественных отношений, состоит в систематизации законодательства.
Систематизация нормативно - правовых актов - это целенаправленная деятельность компетентных субъектов, направленная на упорядочение и совершенствование нормативного материала, путем его обработки и расположения по классификационным критериям, избираемом в соответствии с разрешаемыми это деятельностью задачами1. Результаты систематизации - своды, кодексы, сборники нормативных актов.
Систематизация необходима для:
1. анализа и обработки действующих нормативных
правовых актов;
ликвидации пробелов и противоречий в
действующей системе нормативных правовых
актов;
2. реализации потребности юридической
практики в более удобном использовании
все возрастающего количества нормативных
правовых актов;
3. облегчение удобства поиска необходимого
нормативно-правового материала;
4. обеспечение соответствия системы права
развивающимся общественным отношениям,
развитию самого общества.
Необходимость систематизации обусловлена тем, что постоянно идет процесс издания новых нормативно-правовых актов, с течением времени некоторые акты фактически утрачивают силу, устаревают, накапливаются противоречия между юридическими предписаниями и т. п.
Главное в систематизации нормативно - правовых актов заключается в упорядочении и совершенствовании содержащихся в них правовых норм, устранения имеющихся противоречий, несогласованностей и других недостатков.
В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они группируются по особым системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты.
Можно выделить следующие существенные признаки систематизации законодательства:
особый вид юридической деятельности;
цель систематизации - это создание единой стройной, эффективно функционирующей системы законодательства, обладающей внутренней упорядоченностью и структурностью;
систематизация осуществляется компетентными органами, но может быть и неофициальная систематизация;
объектом данного вида деятельности является действующее законодательство как система нормативно-правовых актов;
научно обоснованная, унифицированная;
в идеале должна быть непрерывной, так как постоянно издаются новые нормативно-правовые акты;
результатом систематизации является создание кодифицированных актов.
В странах, где действует прецедентное или обычное право, систематизация правовых норм представляет собой сложную проблему, поскольку современное законодательство лишь формально признаёт нормативно - правовую состоятельность прецедентов и правовых обычаев.
Систематизация законодательства - это постоянная форма развития и упорядочения действующей правовой системы. В современных цивилизованных государствах имеется значительное число нормативных актов, принимаемых различными правотворческими органами. Правотворчество не может остановиться на определенном этапе, а все время находится в движении, развитии в силу динамизма социальных связей, возникновения новых потребностей общественной жизни, требующих правового регулирования.
Постоянно меняющаяся правовая система, ее развитие и совершенствование, принятие новых нормативных актов, внесение в них изменений, отмена устаревших нормативных решений объективно обусловливают упорядочение всего комплекса действующих нормативных актов, их укрупнение, приведение в определенную научно обоснованную систему, издание разного рода сборников и собраний законодательства. Такая деятельность по приведению нормативных актов в единую, упорядоченную систему обычно называется систематизацией законодательства.
Основные задачами систематизации законодательства:
анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов, обеспечивающие эффективность правотворческой деятельности, способствующие ликвидации пробелов, устарелостей и противоречий в действующем законодательстве;
обеспечение удобств при реализации права, возможность оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы.
В разные периоды жизни государства потребность
в систематизации законодательства бывает
различна. Когда накапливается в течение
многих лет большой объем нормативно-правового
материала, когда действует значительное число нормативных актов,
принятых в разное время и к тому же перекрывающих
друг друга, действующих в усеченном объеме
или попросту устаревших, фактически утративших
силу, систематизация законодательства
особенно необходима. В условиях же существенной
ломки, революционного преобразования
правовой системы, когда отменяются целые
нормативные блоки, регулирующие отживающие,
подлежащие существенному реформированию
отношения, когда по сути дела создается
качественно новая общественно-экономическая
система, объективно требующая обновленных
законов, систематизация законодательства
как бы уходит на второй план.
Систематизация
нормативных актов имеет целью упорядочение
правового материала, расположение его
по определенным разделам и рубрикам,
т.е. классификацию, облегчающую поиск
необходимых нормативных актов и служащую
условием выполнения требований законности.
В этом аспекте принято говорить о внешней
систематизации нормативных актов. Во
внутреннем плане систематизация направлена
на достижение внутреннего единства правовых
норм, т.е. на устранение коллизий и пробелов
в праве.
Ныне в России темпы правотворческой и в первую очередь законодательной деятельности как никогда высоки. Создаются сотни и тысячи новых нормативных актов, существенно меняющих характер и основные принципы правового регулирования. Между тем, попытка привести в систему действующий нормативный материал наталкивается на значительные трудности, в процессе работы обнаруживаются все более сложно решаемые проблемы. Представляется, что виной тому две главные причины: первая - попытка систематизировать законодательство в границах старой системы, сложившейся до принятия ныне действующей Конституции; вторая - состояние законодательного массива. Противоречивость законодательных актов, их дублирование, нарушение других правил законодательных процедур, импульсивность законотворчества - все это препятствует строительству эффективной правовой системы. Разумеется, причины недостатков и невысокого качества законодательного регулирования нельзя относить лишь на счет законотворческих органов. Они глубже, зачастую - вне права, в сути тех процессов, которые протекают в обществе и в конечном итоге отражают состояние противоборства различных социальных сил. Однако если сейчас не заниматься упорядочением действующей нормативной базы, которая увеличивается весьма быстрыми темпами, в будущем возникнут большие трудности в нахождении и использовании действующих норм права, хаос и неразбериха в российском нормативном хозяйстве. Дело осложняется еще и тем, что сейчас, когда создается практически новая правовая система в Российской Федерации, нужно также срочно решить судьбу формально действующих нормативных актов России и их частей, которые полностью либо частично противоречат новым нормативным решениям или попросту безнадежно устарели.
Обычно в понятие систематизации законодательства включаются четыре самостоятельных формы правовой деятельности:
1) сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и другими учреждениями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам (учет нормативных актов);
2) подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативных актов (инкорпорация законодательства);
3) подготовка и принятие укрупненных актов на базе объединения норм разрозненных актов, изданных по одному вопросу (консолидация законодательства);
4) подготовка и принятие новых актов (типа кодексов), в которые помещаются как оправдавшие себя нормы прежних актов, так и новые нормативные предписания (кодификация законодательства).
Таким образом, в теории права различает три основных вида (формы) систематизации: инкорпорацию, кодификацию и консолидацию. Однако в настоящее время используется еще одна форма систематизации нормативно - правовых актов - учет нормативно - правовых актов.
Субъекты систематизации - государственные органы, юридические службы организаций и частные лица.
Итак, необходимость и значимость систематизации нормативных правовых актов проявляется в том, что в результате этой деятельности устраняются противоречия правовых норм, изменяются или устраняются устаревшие правовые предписания, создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития.
Основные этапы систематизации
Систематизация законодательства - процесс многогранный, комплексный. Как всякий сложный процесс его можно рассматривать в широком и в узком аспектах. В широком аспекте данный процесс связан и с созданием схемы собрания, и с отбором (а соответственно, и анализом) актов действующего законодательства, подлежащих включению в собрание, и с организационными формами подготовительных работ по созданию собрания, и с изданием собрания, его поддержанием в действующем состоянии. В узком аспекте - это техника работы с уже отобранными для включения в собрание актами: их расположение внутри корпуса собрания, оформление помещаемых в собрание актов, составление справочных материалов, официальное «закрепление» итогов работы над систематическим собранием и т. д.
Выделяя этапы работы по систематизации законодательства, Д.А. Керимов ввел понятие "кодификационный процесс", последовательно объединяющий все формы систематизации законодательства: "кодификационный процесс - это деятельность соответствующих государственных органов по внешней и внутренней обработке и совершенствованию законодательства в целях приведения его в единую логическую систему и создание нового объединенного законодательного акта, заменяющего собой ранее принятые и применявшиеся правовые нормы"2. При этом кодификация, как высшая форма систематизации законодательства включает в себя все остальные формы систематизации в качестве подготовительных этапов.
Информация о работе Систематизация нормативно-правовых актов