Глава 5. Следователи
СК РФ
УПК определяет положение и
полномочия следователя, указывая, что
следователь - это должностное лицо, уполномоченное
осуществлять предварительное следствие
по уголовным делам.
Согласно УПК РФ следователь
- самостоятельная процессуальная фигура
с достаточно широкими полномочиями.
Следователь оценивает доказательства
по своему внутреннему убеждению, основанному
на совокупности имеющихся в уголовном
деле доказательств, руководствуясь при
этом законом и совестью (ч. 1 ст. 17 УПК).16
Для производства качественного
полноценного, объективного и законного
следствия, предоставленных Законом инструментов
более, чем достаточно.
Вспомним, что когда в российском
уголовном судопроизводстве появилась
фигура следователя, он назначался главой
государства - императором, был наделен
широкими полномочиями, несменяем, практически
приравнен к судье.
Разве сейчас роль следователя
изменилась? Ведь и сегодня следователь
уполномочен не только собирать необходимые
материалы и доказательства, оценить их,
но и принять решения о прекращении уголовного
дела. Да, он поднадзорен прокурору, его
решение может рассмотреть суд и не согласиться
с ним, но все равно он правомочен принимать
решение по делу. В. Рохлин, Следователь:
положение и полномочия // Законность,
2005, N 10
Но, к сожалению, практически
не бывает решений о прекращении уголовного
дела
Уголовно-процессуальный закон
России предусматривает наличие у следователя
широкого спектра процессуальных полномочий
(ч. 2 ст. 38 УПК РФ):
• возбуждение уголовного дела
в установленном законом порядке
• принятие уголовного дела
к своему производству или передача его
руководителю следственного органа для
направления по подследственности
• направление хода расследования,
принятие решений о производстве следственных
и иных процессуальных действий, за исключением
случаев, когда в соответствии с уголовно-процессуальным
кодексом РФ требуется получение судебного
решения или согласия руководителя следственного
органа
• дача органу дознания в установленных
уголовно-процессуальным кодексом РФ
случаях и порядке обязательных для исполнения
письменных поручений о проведении оперативно-розыскных
мероприятий, производстве отдельных
следственных действий, об исполнении
постановлений о задержании, приводе,
об аресте, о производстве иных процессуальных
действий, а также получать содействие
при их осуществлении
• обжаловать с согласия руководителя
следственного органа в установленном
законом порядке решения прокурора об
отмене постановления о возбуждении уголовного
дела, о возвращении уголовного дела следователю
для производства дополнительного следствия,
изменения объема обвинения либо квалификации
действий обвиняемых или пересоставления
обвинительного заключения и устранения
выявленных недостатков.
• иные полномочия, предусмотренные
законодательством.
Глава 6. Взаимоотношения
с другими государственными органами
Следственный комитет должен
взаимодействовать с другими правоохранительными
органами, экспертными учреждениями и
судом в соответствии с действующим уголовно-процессуальным
Законодательством.
А также с другими государственными
органами в связи с возникающей необходимостью.
В настоящее же время вот уже
с февраля месяца Следственный комитет
усиленно поддерживает взаимоотношения,
а точнее противостояние с прокуратурой.
Так, 9 июня в Басманном суде
развернулась борьба между следователями
и прокурорами вокруг ареста милиционеров.
Зам Генпрокуратура Виктор Гринь отменил
постановление о возбуждении уголовного
дела отношении двоих сотрудников Темиргалиева
и Куликова (настоящее имя которого Мехман
Аббасов) управления "К" МВД РФ.
Однако следователям удалось
обойти это препятствие. По данным газеты
"Коммерсантъ", в суд тут же было направлено
повторное ходатайство об аресте Темиргалиева
и Куликова, но уже в рамках имеющегося
уголовного дела, фигурантами которого
являются находящиеся в розыске бывшие
первый заместитель подмосковного прокурора
Александр Игнатенко и прокурор Клина
Эдуард Каплун, а также взятые под стражу
бывший начальник одного из управления
Мособолпрокуратуры Дмитрий Урумов и
экс-прокурор Ногинска Владимир Глебов.
Всего под стражей оказались
11 человек - пятеро бывших прокуроров,
три милиционера и трое гражданских, включая
предполагаемого организатора игорного
бизнеса Ивана Назарова и двух его помощников.
Еще два экс-прокурора, как было сказано
выше, бывшие первый заместитель подмосковного
прокурора Александр Игнатенко и прокурор
Клина Эдуард Каплун, находятся в розыске.
Неудачной оказалась попытка
следователей привлечь к ответственности
действующего прокурора подмосковного
города Озеры Анатолия Дрока. В отличие
от оперативников его задерживать не стали,
и подозреваемый сам приехал в Басманный
суд.
Аргументом, который, в конце
концов, убедил суд, стал статус Дрока,
являющегося действующим сотрудником
прокуратуры. Для его ареста требовалось
согласие вышестоящего надзорного органа,
которое не было получено. В итоге, Дрок
остался на свободе и без уголовного дела.
Но следователи пообещали найти на него
новый компромат, который позволил бы
продолжить уголовное преследование прокурора.
А что в это время происходит
в Следственном комитете? Казалось бы,
происходит то, что называется рокировкой.
Сняли прокурора области, который допустил
весь этот развал. А что произошло с руководителем
управления Следственного комитета Московской
области господином Марковым? Причем,
замечу, с Марковым развивается интересная
история. Еще до всех скандалов с казино,
еще до всех возбуждений дел и арестов,
в январе текущего года Генеральная прокуратура
направила в Следственный комитет материалы
в отношении Маркова, из которых следует,
что господин Марков подозревается в получении
взятки в особо крупном размере от конкретного
лица. Это не голословное обвинение -- оно
подтверждается конкретными материалами.
Это связано с известной историей главы
Серпуховского района Шестуна и сотрудника
Генеральной прокуратуры Абросимова.
Кратко напомню фабулу. Абросимов
(Приговором Серпуховского городского
суда Московской области от 25 октября
2010 года Абросимов С.В. признан виновным
в совершении преступлений, предусмотренных
ч. 4 ст. 159, ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ. В соответствии
со ст. 69 ч. 3 УК РФ, по совокупности преступлений,
путем частичного сложения назначенных
наказаний, Абросимову С.В. назначено окончательное
наказание в виде лишения свободы сроком
на 8 (восемь) лет, без штрафа, с отбыванием
наказания в исправительной колонии общего
режима, приговор вступил в законную силу)
вымогал у Шестуна взятку за отказ от возбуждения
уголовного дела по одному из муниципальных
унитарных предприятий. При этом сам Абросимов
как работник управления Генеральной
прокуратуры Южного федерального округа
в силу своих должностных полномочий повлиять
на это решение, безусловно, не мог. И когда
Абросимова задержали после передачи
взятки, он с самого начала сказал, что
это деньги не ему, что он является лишь
посредником, и повторил это уже на суде.
При задержании у Абросимова
был изъят телефон, по которому было видно,
что предпоследний звонок перед тем, как
на руках у него защелкнулись браслеты,
был сделан им господину Маркову. Более
того, в руках у господина Абросимова находилось
постановление об отказе в возбуждении
уголовного дела. Это постановление еще
не было зарегистрировано в книге учета
Следственного управления Московской
области. И на тот момент в силу должностных
обязанностей Абросимова этот документ
просто не мог у него оказаться. Он никак
не мог оказаться в прокуратуре в целом,
потому что его туда еще не успели направить.
К этому документу имели доступ только
два, максимум три человека - следователь,
который вынес это постановление, начальник
отдела и начальник Главного следственного
управления господин Марков.
После того как приговор вступил
в законную силу, Абросимов дал показания,
что эти деньги он получал для Маркова.
Кстати говоря, еще раньше, когда Абросимова
только взяли и в отношении его велось
следствие, была получена информация (и
в материалах дела это есть), что Абросимов
планировал перейти на службу в Следственный
комитет. Как раз в Московскую область,
поскольку их с Марковым связывали тесные
отношения.17
Российские прокуроры мало
походят на ангелов в белых одеждах. Но
еще меньше походят на них работники Следственного
комитета. Поэтому сегодняшняя война между
ГП и СК - это борьба плохого с чудовищным.
Александр Хинштейн, подоплека войны Следственного
комитета и Генпрокуратуры - “Особая буква”18
Комментирует Юрий Скуратов,
бывший генеральный прокурор РФ, президент
фонда «Правовые технологии»
По мнению бывшего генерального
прокурора России Юрия Скуратова, с которым
связалась «Особая буква», обвинения в
адрес предполагаемых фигурантов дела,
исходящие от уже сотрудничающих со следствием,
не выводят последних из числа процессуальных
фигур. Эти показания столь же весомы,
как и все прочие. Проверить их можно лишь
в ходе суда, заранее же их отвергать некорректно.
«Я не думаю, что данный конфликт
имеет большее значение, чем само «игорное
дело» - беспрецедентное по своему размаху.
Это вопиющий показатель коррупции, царящей
как в самой прокуратуре, так и в органах
внутренних дел», - подчеркнул наш собеседник.
Эксперт уверен, что далеко
не все причастные к этому делу уже выявлены.
Но указанный межведомственный конфликт
имеет глубокие корни. «Когда Юрий Чайка
был главой Минюста, он конфликтовал с
генпрокурором Устиновым. Затем роли поменялись,
команды перетекли вслед за своими начальниками
из одного ведомства в другое -- и разлад
продолжился. Такого рода конфликты мы
помним и в советские времена. Правда,
тогда определенной грани они все же не
переходили, оставаясь в рамках подковёрной
борьбы, на уровне «кто быстрее доложит
руководству» и прочего. Но сейчас мы имеем
открытое противостояние, опасность которого
в том, что борьба с преступностью отходит
на второй план, если не дальше. А при нашей
тотальной коррупции затрагивает и основы
государственности», -- убежден Юрий Скуратов.
Эксперт подчеркнул, что позиция
сегодняшней Генпрокуратуры крайне двусмысленна.
ГП выглядит озабоченной не столько поиском
виновных, сколько защитой своих работников,
которые, видимо, все-таки «вляпались».
«По имеющимся у меня данным,
версии СКР выглядят убедительными. Недаром
же Назарова и некоторых прокуроров ведомство
Чайки пыталось оградить. И все же двое
крупных фигурантов ударились в бега,
а кто-то заключил сделку со следствием.
Поэтому нельзя сказать, будто люди Бастрыкина
хотят опорочить и оклеветать людей Чайки.
Повторяю, все это проверяется в суде.
А отбрасывать обвинения на досудебной
стадии -- как минимум непрофессионально»,
- считает президент фонда «Правовые технологии».
Вот такие в нашем государстве
взаимоотношения правоохранительных
органов. Часто ли раньше Виктор Гринь
отменял постановления о возбуждении
уголовных дел? И отменял ли вообще большой
вопрос? И сейчас отменяет только в отношении
прокуроров, а в отношении нормальных
людей наверно никогда!
Часто ли Бастрыкинское ведомство
возбуждало дела в отношении правоохранителей?
Скажем прямо - очень редко! А надо было
чаще.
Заключение
Как писал В. Рохлин, заслуженный
юрист Российской Федерации, почетный
работник прокуратуры Российской Федерации,
доктор юридических наук, профессор, имеющий
опыт практической работы (2,5 года - следователем,
8,5 лет - прокурором района и почти 14 лет
- начальником следственного отдела областной
прокуратуры), а затем, вот уже 31 год, научной
и преподавательской работы, причем не
порывая связи с практикой:
“Следователь - исключительно
важный и ответственный участник уголовного
судопроизводства. У него сложные задачи
и достаточно большие полномочия. Его
должность требует не только знания разных
разделов юриспруденции, но и обостренного
чувства справедливости, умения понимать
психологию человека, чтобы правильно
понимать и оценивать те или иные побуждения
и поступки. Чтобы быть следователем, надо
иметь призвание и желание ответственно
исполнять эти исключительно важные обязанности”.19
Однако сейчас мы видим совершенно
противоположное.
Даже если вынести за скобки
эту войну СК с генпрокуратурой, то в сухом
остатке всё равно остаётся, то, что создание
Следственного комитета ничего к лучшему
не изменило. Как я уже писала выше:
До тех пор, пока у следователя
не будет понятия о том, что суд выносит
не только обвинительные приговоры с одной
стороны, и с другой стороны понятия того,
что незаконно и необоснованно невозбуждённое
или прекращённое уголовные дела всё-таки
будут возбуждены, то и не будет качества
следствия.
И никакие выделения и отделения
следствия от чего-либо для этого не нужны,
надо просто работать по Закону!
Список использованных
нормативно-правовых актов и литературы:
I. Нормативные правовые акты
1. Указ Президента Российской
Федерации от 27 сентября 2010 г. N 1182 "Вопросы
Следственного комитета Российской Федерации"
2. Федеральный закон РФ от 5
июня 2007 года № 87-ФЗ «О внесении изменений
в УПК РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ»
3. Постановление Верховного
Совета РФ от 31 марта 1993 г. N 4715-I "О проекте
закона Российской Федерации "О Следственном
комитете Российской Федерации"
4. Федеральный закон Российской
Федерации от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О
Следственном комитете Российской Федерации»
5. Указ Президента РФ
от 1 августа 2007 г. N 1004 "Вопросы Следственного
комитета при прокуратуре Российской
Федерации" (с изменениями от 23 октября
2008 г.)
6. Постановление ВС РСФСР от 24.10.1991
N 1801-1 "О Концепции судебной реформы
в РСФСР"
7. Уголовно-процессуальный
кодекс Франции 1958 года по состоянию на
1 января 1995 года (перевод, предисловие
и примечания Л. В. Головко)
8."УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (УПК РФ)
от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ
22.11.2001) (действующая редакция от 22.10.2014)
II. Судебная практика
1.Пресс-релиз от 01.11.2010г. - Мошенничество.
Пресс-служба Серпуховского городского
суда Московской области.
III. Специальная и научная литература
1. Основные черты правовой системы
США // «Россия и Америка в XXI веке» - Электронный
научный журнал ИСКРАН , №3, 2007
2. А. Хинштейн, Подоплека войны
Следственного комитета и Генпрокуратуры
- “Особая буква”
3. В. Рохлин, следователь: положение
и полномочия // Законность, 2005, N 10
IV. Справочники, энциклопедии,
Интернет и т.п.
- Графическая структура СК РФ
- http://www.sledcom.ru/organizational-structure/
1 Указ Президента Российской
Федерации от 27 сентября 2010 г. N 1182 "Вопросы
Следственного комитета Российской Федерации"
2 Федеральный закон РФ от 5 июня 2007 года
№ 87-ФЗ «О внесении изменений в УПК РФ
и ФЗ «О прокуратуре РФ»