Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 14:25, реферат
Одной из проблем в уголовном праве, волнующей не только юристов, но и все общество, вызывающей множество дискуссий, споров и дебатов была и остается проблема смертной казни. В настоящее время ее актуальность связана также и с тем, что сейчас многие государства идут на смягчение законодательства, при этом отменяя и смертную казнь. В связи с этим возникает вопрос о правомерности и допустимости применения смертной казни, а также о ее необходимости и целесообразности. Тема выбрана не случайно. В настоящее время ведется множество дискуссий на эту тему, и я решила высказать свою точку зрения, кроме того меня лично интересует этот социально-юридический феномен.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. История смертной казни в России………………………………………...…..4
1.1. Типология смертных казней……………………………….…………….…..7
1.2. Современные способы смертной казни……………………………………..9
1.3. Применение смертной казни в современных государствах……………...11
2. За и против смертной казни…………………………………………………..14
2.2. Доводы за смертную казнь…………………………………………………15
Список литературы
Глобальные мировые тенденции направлены на отмену смертной казни. В 1989-1995 гг. смертная казнь была отменена в 25 странах. Таким образом, на конец 1995 г. смертная казнь полностью отменена в 72 государствах, в 30 - не
применяется, а в 90 – сохранена.
В Уголовном Кодексе РФ смертная казнь включена в перечень наказаний (ст.
44), а порядок применения регламентирует ст. 59, причем смертная казнь
может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет. В особенной части Уголовного Кодекса РФ смертная казнь предусмотрена за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах (ст. 105, ч. 2), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277), посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295), посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317), геноцид (ст. 357). В соответствии с частью 2 ст. 20 Конституции РФ рассмотрение уголовного дела с наказанием смертная казнь проводится с участием присяжных заседателей.
В ЭР смертная казнь официально отменена Парламентом в 1998 г. (5, с. 4),
причем смертные приговоры не приводились в исполнение уже с 1991 года.
В современных цивилизованных государствах цель смертной казни - лишить
преступника жизни, причиняя при этом минимум страданий. Но уже само
исполнение вызывает страдания осужденного. Сроки рассмотрения помилования и обжалования приговора иногда достигают нескольких лет. Только в некоторых странах установлен срок, по истечении которого смертная казнь автоматически заменяется пожизненным лишением свободы, если она не была приведена в исполнение (3, с. 75). Еще тяжелее состояние заключенного, которому объявляют, что его помилование отклонено и приговор будет приведен в исполнение. В некоторых государствах осужденному дату казни не сообщают вообще, а в некоторых сообщают за месяц. В первом случае период безнадежности сокращается, во втором - осужденный может сделать нужное для завершения жизни.
В наше время большинство государств отказалось от публичного приведения
приговора в исполнение. По данным ООН, в 1980-1990 гг. в 22 странах
смертная казнь исполнялась публично, среди них Китай, Пакистан, Сомали,
Нигерия, Иран, Йемен, Ливия, ОАЭ, Саудовская Аравия, Сирия и др.
Таким образом, большинство государств сокращает применение смертной казнь и гуманизирует ее способы.
Приведу некоторые факты из различных источников (пресса, интернет и др.):
- В РФ к 1997 году к
смертной казни было
помиловано 5 человек, в ЭР - 16 приговоренных и 2 помилованных.
- Последняя смертная казнь проводилась в РФ 02.08.1996, в ЭР - в 1991 году.
- По данным Международной Амнистии в 1996 году в мире было осуждено к
смертной казни 7107 человек, 5139 из них были казнены, в том числе 4367 в
Китае.
- В мире смертная казнь
как уголовное наказание
государствах, в том числе в США, Иране, Китае, Нигерии, ЮАР, Малайзии и др.
Интересны составы преступлений, которые в качестве наказания
предусматривают смертную казнь. Если назначение смертной казни за
умышленное убийство, терроризм, шпионаж и т.п. понятно, то в ряде стран
казнят также за следующие преступления:
- супружеская неверность со стороны женщины (Иран, КНДР, Мавритания, ОАЭ, Саудовская Аравия, Судан)
- подделка официальных документов (Ирак)
- проституция (Иран)
- недостойная жизнь на земле (Иран)
- несогласие с богом (Иран)
- употребление в четвертый раз пищи, воды и курение в дневное время в
период поста рамазан (Иран)
- неоднократное употребление алкогольных напитков (Иран)
- гомосексуализм (Иран, Мавритания)
- печатание и показ порнографических материалов (Китай)
- сутенерство, содержание публичных домов (Китай)
- хищение государственного имущества (Сомали)
- поджог (Марокко, Западная Сахара)
- изготовление фальшивых денег (Албания)
- торговля на черном рынке (Мозамбик)
- загрязнение воздуха
или воды при отягчающих
- осквернение имени пророка Мухаммеда (Пакистан)
- колдовство, приведшее к смертельному исходу (Руанда)
- изготовление, распространение,
продажа, хранение и
наркотических средств (Таиланд) (10, с. 76-77).
На протяжении истории многие люди, известные, и не очень, высказывали свои мысли относительно смертной казни. В прошлом большинство людей считало смертную казнь совершенно справедливым способом защиты общества от определенного вида преступлений, причем ни сама смертная казнь, ни ее ужасающие виды не вызывали ни дискуссий, ни осуждения, ни возмущения. Религия всегда одобряла применение смертной казни: "мне отмщение, и аз воздам" (Ветхий Завет) , подкрепляя это принципом талиона: "око за око, зуб за зуб", хотя главная заповедь Христа: "Не убий".
Первым государством в мире, отменившим смертную казнь за любые преступления стала в 1846 г. Венесуэла.
Интерес к институту смертной казни возрос после II Мировой войны. С одной стороны смерть миллионов людей обесценила человеческую жизнь, с другой - фашизм, с его ужасными казнями, вызвал новый взгляд на жизнь
человека, ее ценность и значимость.
В системе уголовного наказания смертная казнь занимает совершенно особенное место. Помимо того, что эта мера - исключительна, у нее нет цели
исправления, как у любого наказания. Цель же смертной казни - возмездие.
Социологические исследования показали, что страх наказания удерживает от
совершения преступления 14-24% совершеннолетних граждан.
Смертная казнь не порождает особого правового последствия - судимости, но
имеет при этом стопроцентную частную превенцию.
Я в целом за гуманизацию системы наказаний, но
все же считаю, что самые страшные преступления
- чудовищные, циничные - заслуживают смертной
казни. Таких преступников не исправить и не наказать,
превратятся, скажем, в ужа или майского жука.
А. Кулешов, писатель.
2.2. Доводы за смертную казнь.
Сторонники применения смертной казни приводят в защиту своих взглядов
аргументы, большинство из которых выдвигалось уже много лет и веков назад.
Поскольку смертная казнь
исключает повторность
наказание служит защитой для общества, которое имеет право на самооборону.
Общество вправе отнять жизнь у того, кто отнял жизнь у другого, иначе может вступить в действие суд Линча. Хотелось бы привести по этому поводу цитату из выступления депутата Государственной Думы РФ В.Семаго: "А не боитесь ли вы того, что если у кого-то отняли
жизнь, то его родственники просто возьмут на себя функцию и миссию
исполнения приговора, который по их мнению будет справедливым?.. Если государство не берет на себя функции отмщения за преступление, то это развязывает человеку руки..."
Существуют люди, которых невозможно исправить, при этом применение к ним смертной казни есть вынужденная мера. Еще один аргумент в том, что на содержание преступника требуются немалые средства бюджета, что негативно влияет на общественное мнение. Например, согласно эстонской прессе, содержание одного заключенного и надзор за ним обходятся в месяц
налогоплательщику в 7700 крон. Американский криминолог В. Реклесс сформулировал 4 основных положения в защиту смертной казни:
- соответствие наказания преступлению, принцип талиона;
- наказание как искупление вины, преступник должен страдать, чтобы искупить свой грех;
- наказание - устрашение других, напоминающее, что с ними может случиться то же самое, если они нарушат законы;
- наказание как защита интересов общества (1, с. 80).
Другой американский криминалист Э. Сазерленд сформулировал 5 таких причин:
- смертная казнь служит более эффективным средством предупреждения
преступности, чем другие виды наказаний;
- она экономичнее тюремного заключения;
- она необходима, чтобы
не допустить линчевания
- смертная казнь освобождает общество от дефективных личностей;
- она более надежна,
чем пожизненное заключение
умышленное убийство, ибо последние могут попасть под амнистию.
Считаю некоторые из этих утверждений правильными, некоторые нет. Но каждое из них подкреплено какими-то фактами, наблюдениями, статистикой. Хотелось бы привести некоторые мнения на этот счет.
Профессор Колумбийского университета Я. Барзун считает, что "лицо, которое не наделено способностью контролировать свои импульсы, способное лишить жизни другого, должно быть в законном порядке безболезненно убито, прежде чем оно повторит неконтролируемое им деяние. Также следует поступать и с душевнобольными и иными дефективными людьми, которые являются бременем для
общества". Полагаю, что это слишком радикальная точка зрения:
если казнь преступников еще можно объяснить, то казнь душевнобольных имеет уже фашистский оттенок.
Уинстон Черчилль, занимая в 40-х гг. пост министра внутренних дел, заявил,
что, хотя он уважает желающих отменить смертную казнь и заменить ее
пожизненным заключением, эта мера не гуманнее, поскольку "обрекает на
долгие годы ужасных лишений и страданий ума и души тех, кому хотели сделать благо". Нельзя не согласиться с этим утверждением. Еще не
известно, что гуманнее - смертная казнь или пожизненное лишение свободы.
Вспоминаю репортаж из камеры смертников одной из российских тюрем.
Приговоренные к смерти получили помилование, многие раскаялись в содеянном, но все обратились к президенту с просьбой привести приговор в исполнение.
"Лучше сразу расстрел,
чем всю оставшуюся жизнь
прокомментировал свое прошение один из них. Известны также многие случаи самоубийства заключенных, которым было объявлено решение о замене смертной казни пожизненным лишением свободы.
Необходимость применения смертной казни высказывают и некоторые учебники Уголовного права, например: "Включение смертной казни в строго ограниченных пределах как по числу преступлений, так и по категориям осужденных с учетом нынешнего высокого уровня преступности, к тому же имеющего тенденцию к росту.., наличия организованной и профессиональной преступности, мафиозных структур, охвативших многие сферы жизни общества и государства, вполне оправданно и жизненно необходимо. Смертная казнь, естественно, не может иметь своей целью исправление виновного, а выполняет задачи восстановления социальной справедливости и предупреждения совершения
преступлений самим осужденным и другими неустойчивыми лицами".
Как мне кажется, такая точка зрения выражает официальную позицию властей РФ, объясняющую, почему в России смертная казнь не отменена.
Хотя в Эстонии смертная казнь официально отменена Парламентом, этому
предшествовали бурные дебаты. Многие видные юристы и специалисты в области уголовного права считают, что смертная казнь была отменена преждевременно, поскольку общественная дисциплина находится на низком уровне и многим еще не ясно все своеобразие рыночной экономики.
Я согласен с мнением К. Киммеля и П.-У. Рахи на этот счет: "Было бы разумнее смертную казнь временно сохранить в качестве чрезвычайного наказания, разрешая ее применение только за некоторые отдельные, особенно опасные преступления, например за терроризм и совершение умышленного убийства при отягчающих обстоятельствах и во время чрезвычайного или военного положения".
Наиболее эмоциональную точку зрения в защиту смертной казни высказывает писатель А. Кулешов, одно из высказываний которого вынесено мной в эпиграф к этой части работы. Приведу несколько его цитат. "Те, кто ратует за отмену смертной казни... упорно молчат, за что выносится эта исключительная мера наказания. Будем честны сами с собой. Когда нам рассказывают о человеке, лишившем жизни другого человека (многих, ребенка), какие нас охватывают чувства? С трудом представляю себе человека, который воскликнет: "Казнить такого? Да вы что? Как мы можем лишить его жизни! Где же гуманность? Где человеколюбие?" Однако в отвлеченных беседах кое-кто именно так и восклицает". Здесь большой упор сделан на мнение рядовых граждан, законные права которых попраны. Безусловно, большая часть людей потребует казни такого преступника, поскольку сила гнева в людях велика.