Соборное Уложение 1649 года и государственный строй России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 11:19, контрольная работа

Описание работы

Соборное уложение 1649 года было первым печатным памятником русского права, само будучи кодексом, исторически и логически оно служит продолжением предшествующих кодексов права - Правды Русской и судебников, знаменуя вместе с тем неизмеримо более высокую ступень феодального права, отвечавшего новой стадии в развитии социально-экономических отношений, политического строя, юридических норм, судоустройства и судопроизводства Русского государства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
Земский собор 1648 – 1649 г., состав его участников…………………….4
Принятие Соборного Уложения, его основные положения……………..6
3. Государственный строй России в середине – второй половине XVII в…7
Заключение………………………………………………………………….13
Литература…………………………………………………………………..14

Файлы: 1 файл

Кр.docx

— 42.61 Кб (Скачать файл)

УО  «Гродненский государственный  университет им. Я.Купалы» 

Факультет: Истории и социологии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

По  предмету: История  славянских стран

Тема: Соборное Уложение 1649 года и государственный строй России. 
 
 
 
 
 

Выполнил  студент 1 курса 2 гр.

Думчев  Д.С. 
 
 
 

Гродно 2010 

Содержание:

  1. Введение……………………………………………………………………..3
  2. Земский собор 1648 – 1649 г., состав его участников…………………….4           
  3. Принятие Соборного  Уложения, его основные положения……………..6 
    3.   Государственный строй России в середине – второй половине XVII в…7
  4. Заключение………………………………………………………………….13
  5. Литература…………………………………………………………………..14
 
 
 

 

Введение

 

Соборное  уложение 1649 года было первым печатным памятником русского права, само будучи кодексом, исторически и логически оно служит продолжением предшествующих кодексов права - Правды  Русской  и  судебников, знаменуя вместе с тем неизмеримо более высокую  ступень  феодального  права, отвечавшего новой  стадии   в  развитии  социально-экономических  отношений, политического строя, юридических  норм,  судоустройства  и  судопроизводства Русского государства. 

      Как кодекс права  Уложение  1649  г.  во  многих  отношениях  отразило тенденции дальнейшего  процесса в развитии  феодального  общества.  В  сфере экономики оно закрепило путь образования единой формы  феодальной  земельной собственности на основе слияния двух ее разновидностей — поместий и  вотчин. В социальной сфере Уложение отразило процесс консолидации  основных  классов — сословий, что привело  определенной стабильности феодального общества и  в то же время вызвало обострение классовых противоречий и  усиление  классовой борьбы, на которую безусловно влияло  установление  государственной  системы крепостного права. Недаром с XVII в. открывается эра  крестьянских  войн.  В сфере политической кодекс  1649  г.  отразил,  начальный  этап  перехода  от сословно-представительной монархии к абсолютизму. В сфере  суда и  права   с

Уложением связан определенный этап  централизации  судебно-административного аппарата, детальная разработка и  закрепление  системы  суда,  унификация  и всеобщность права на основе принципа права-привилегии.  Уложение 1649  г.  — качественно новый в истории феодального  права  России  кодекс,  значительно продвинувший разработку  системы  феодального   законодательства.  В  то  же время  Уложение  является  крупнейшим  памятником  письменности   феодальной эпохи. 

Уложение 1649 г. более двухсот лет не утрачивало своего значения:  оно открыло в 1830 г. «Полное собрание законов Российской империи» и  в  большой мере было использовано при создании  XV  тома  Свода  законов  и  уголовного кодекса 1845 г. — Уложения о наказаниях. Использование  Уложения    1649  г. во  второй  половине  XVIII  и  первой  половине  XIX   в.   означало,   что консервативные режимы того времени искали в Уложении опору  для   укрепления самодержавного строя.

 

Земский собор 1648 – 1649 г., состав его участников.

Формирование  сословно-представительной монархии представляет собой формирование и сословий и  соответствующего государственного устройства. Составной частью этого процесса были земские соборы. В различных  источниках, посвященных земским  соборам, неоднозначно представляется содержание этого понятия по составу  его  представительства.

Авторы  учебников по вопросу о том, что  такое «земский собор» с точки  зрения представительства едины  с мнением, высказанным С. В. Юшковым  в учебнике «История государства  и права СССР». Юшков пишет: «Земские соборы состоят из трех частей —  боярская дума, которая обычно присутствовала в полном составе, сбора высшего  духовенства («освященного собора») и  собрания представителей от людей всяких чинов, то есть поместного дворянства и купечества.

Что включает в себя понятие «земский собор»?

В памятниках XVI века термин «земский собор» не встречается, он редко встречается и в документах XVII в. Слово «земский в XVI веке значило  «государственный». Отсюда «дела земские» означают в понимании XVI — XVII вв. общегосударственные  дела. Иногда термин «земские дела»  употребляется для отличия от «ратных дел» — воинских. Так, в документах о земских соборах XVII в. читаем: выборные приезжают «для нашего (то есть царского) великого и земского дела», для того чтобы «исправить и земля устроить». Таким образом, для современников земские соборы — это совещание представителей «Земли», посвященное государственному строительству, это совет «об устроении земском», о чинах, «судах и управах земских». Это о термине «земский». Что касается термина «собор», то в XVI в. он обычно употреблялся для обозначения корпорации высших духовных иерархов («освященный собор») или совещании духовенства, в которых могли принимать участие царь и его приближенные. Совещания светского характера в источниках XVI в. обычно назывались «советом». Однако сложилась традиция называть светские общегосударственные совещания XVI— XVII вв. светских и духовных лиц не земским совещанием, а земским собором.

Земские соборы общегосударственного характера  с участием представителей господствующего  класса всей земли, в какой-то мере унаследовали функции и политическую роль прежних  форм общения князя с руководящей  верхушкой общества. В то же время  земские соборы — это орган, пришедший  на смену вече, он воспринял от веча традицию участия всех общественных групп в решении общих вопросов, но заменил присущие вече элементы демократизма началами сословного представительства.

Для понимания  роли земских соборов большое  значение имеет изучение состава  их представителей, изучение тех слоев  общества, которые на соборах были представлены. В XVI — XVII вв. на соборы призывали  представителей от дворян и детей, боярских каждого уезда и от тяглых посадских людей каждого уездного города. Это по нынешним понятиям означает, что каждый уезд, и каждый уездный город представлял собой избирательный округ. Обычно от дворян каждого уезда посылали по два депутата (от некоторых и более — до шести депутатов), а от уездного города по одному депутату. О созыве земского собора посылалась царская грамота, в которой указывался срок вызова собора, количество представителей разных сословий от каждой административной единицы конкретно.

Переходя  к Земский собор 1648 – 1649 г хотелось бы описать события предшествующие ему.

Летом 1645 г. умер царь Михаил Фёдорович, передав  престол Алексею Михайловичу, (но так как Алексей Михайлович был ещё не совершеннолетним, то у власти несколько лет находился его регент Б. Морозов). 7 февраля 1646 г. правительство Морозова издало указ о введении соляного налога, породившего бунты (если раньше взималось около 40 налогов, то сейчас один единственный - соляной). Средняя цена на соль увеличилась в 4-6 раз. Количество налоговых чиновников уменьшилось в 10 раз.

Восстание 1648 года представляло собой стихийное  выступление посадских людей, стрельцов, холопов и боярской дворни против правящей верхушки во главе с Б. И. Морозовым. Дворяне и дети боярские, собравшиеся в столице по пути на юг для несения сторожевой службы, в первые дни июня участия в  антиправительственных выступлениях не принимали. Однако вскоре с целью  предотвратить дальнейшее развитие восстания они совместно с  верхами посада взяли инициативу переговоров с царем в свои руки. 10 июня на совещании дворян и  торговых людей была принята челобитная царю, авторы которой говорили от лица всенародного множества московского  государства, требуя созвать Земский  собор для принятия уложенной  книги с целью упорядочения законодательства. Еще в челобитной 1637 года дворяне  ставили вопрос о создании «уложенной судебной книги». Таким образом, дворянство, по мере консолидации его рядов, исподволь  вынашивало мысль о создании нового крупного закона и подготавливало его  идейное обоснование.

Стремясь  предотвратить объединение сил  народа и служилого дворянства, правительство  пошло на уступки последнему. 16 июля 1648 года был созван Земский собор. На нем дворяне подали челобитную о составлении Уложения, чтоб вперед по той Уложенной книге всякие дела делать и вершить. Для выработки проекта Уложения была создана специальная комиссия (по тем временам - приказ), во главе с князем Одоевским, также в эту комиссию вошли окольничий Волконский, дьяки Леонтьев и Грибоедов. 28 июля вышел царский указ о присылке выборных людей на Земский Собор в Москву. Но большая часть этих людей должна занимать высокие государственные должности. Тогда же было решено начать практическую работу Земского собора 1 сентября. Ответная палата в четыре раза больше Верхней палаты (выборные люди). Верхняя палата - Боярская Дума. Председатель Верховной палаты – сам царь. Нижней палаты – Ю. В. Долгорукий. Обсуждение проекта Уложения, его составление и редактирование продолжалось до 29 января 1649 г. Внешне оно представляло собой свиток, состоящий из 959 узких бумажных столбцов. В конце шли подписи участников Земского собора (всего - 315), а по склейкам столбцов - подписи дьяков. С этого подлинного свитка была составлена копия в виде книги, с которой дважды в течение 1649 года Уложение было напечатано по 1200 экземпляров в каждом тираже и разослано по России. Соборное Уложение заменило все предыдущие судебники и Новоуказные книги. Около 60 статей 
Соборного Уложения возникло по просьбам Ответной палаты. На Собор оказывал давление московский люд, с требованием ввести ряд просьб. Принят Литовский статут. 56 статей Соборного Уложения заимствованы из Литовского статута, из Судебника Ивана 3, Новоуказных книг (книга Разбойного приказа, Поместного приказа, Холопьего приказа). Всего в Соборном Уложении 967 статей, разделённых на 25 глав (но нет чёткого деления права на отрасли). Имеются статьи казуального права (4. гл. – о подделке печатей 5гл. о подделке монет). Собранный в сентябре 1648 г. Земский Собор (один из самых представительных) призван был соизмерить содержание статей кодекса с интересами местного населения – законосовещательный орган. По итогам деятельности Земского Собора было сделано ряд поправок. В итоге документ был скреплен подписями членов Земского Собора. 

Принятие  Соборного  Уложения, его основные положения

 
Владимирский-Буданов разделил на 5 разделов Соборное Уложение: 
 
1-9 гл. – нормы государственного права 
10-15 гл. – устав судоустройства и судопроизводства 
16-20 гл. – вещное право 
21-22 гл. – уголовное право 
22-25гл. – добавочная часть (все нормы, не вошедшие в другие главы).

 
Анализ основных нововведений Соборного  Уложения: Начало регулировать церковь (под опёку государства). Введение главы, ограничивавшей имущественные права церкви, без царского указа нельзя покапать и продавать земли. Учреждён Монастырский приказ. Контроль над церковным имуществом и церковным судопроизводством. 
Чётко выделялись государственные правонарушения. Измена, заговор, покушение на здоровье государя, неприличное поведение на государевом дворе – карались смертной казнью (были заимствованы из литовского статута). Путь укрепления абсолютной монархии. 
Регламентация положений сословий. Выравнивание в правах боярского и дворянского сословий. Условие владение вотчиной – государственная служба. 16-17 гг. – любой человек на государственной службе вправе иметь вотчину, распоряжаться ею. Разрешён обмен поместья на вотчину.

Гл. 11 –  суд о крестьянах. Устанавливался бессрочный сыск беглых крестьян, отмена Юрьева дня, высокие штрафы за укрывательство беглых крестьян (до 10 руб. за год укрывательства). Отмечается закрепление крепостного права, нет различия боярских и дворянских крестьян. За крестьянами закреплялось право иметь только движимое имущество (недвижимое нельзя). Крестьяне становятся зависимой группой населения. Порядок вступления в крестьянство: явка в Поместный приказ, подать челобитную о своём желании, итог – пожизненно в разряд крепостных. Крепостные и крестьяне уравнивались в правах.

Гл. 20 –  суд о холопах. Если крестьяне  теряют юридические права, то холопы приобретают права, становится больше личностью, чем вещью. Полное холопство – человек рождён холопом. Кабальное холопство – за долги (пока жив хозяин, которому дана кабала). Усложняется система введения в холопство (только регистрация в холопьем приказе, три месяца на оформление). На родственников холопа, холопство не распространялось. Отныне холопы могли владеть движимым и недвижимым имуществом, высокие штрафы за рукоприкладство (5 руб.), холоп мог быть освобождён, если хозяин не кормил его в голодные годы. Сближение юридических прав крепостных крестьян и холопов, их слияние постепенно. 
19 гл. – о посадских людях. Страдали от бояр «белого посада» – слободы («белые слободы»), которые не платили налогов. Люди не желающие платить налоги, должны покинуть город и не заниматься ремеслом и торговлей в городе. Жителям посада запрещено переселятся с посада. Государство дало исключительную привилегию торговать в городе, но забрало личную свободу, прикрепило к посаду.

Упорядочение  судопроизводства в стране. Вводятся выборные суды – «губные избы» на местах. По мелким имущественным спорам крестьяне могли вершить суд в общине. Уголовная ответственность за «неправый суд»; у судей отбирается право судить по тем, которые не прописаны в норме, надо обратиться в вышестоящие органы (отмена произвольного толкования казусов). Декларирует, что суд и расправа должны быть одинаковы для всех сословий – равноправие перед судом, но по содержанию усиливалась ответственность для административных и судебных чиновников, в случае совершения ими должностного преступления. Соборное Уложение считается одним из самых жестоких кодексов в области уголовного права (63 случае вынесения смертной казни, но за один и тот же вид преступления). Глубоко разработаны вопросы гражданского права, вводится понятие сервитутов. Расширяются виды собственности, порядок ее приобретения и наследования, стирание граней между вотчиной и поместьем.

Информация о работе Соборное Уложение 1649 года и государственный строй России