Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 23:11, контрольная работа
Для постсоветской Беларуси, как и для других постсоветских республик, характерна идеологическая пестрота, обусловленная наличием многопартийности.
Условно политические идеологии в постсоветской Беларуси можно разделять на три вида:
1) идеологии социалистической и левопатриотической ориентации;
2) прозападно-либеральные идеологии;
3) национал-экстремистские идеологии.
В данной работе рассмотрим влияние двух политических (социалистическая и коммунистическая) идеологий на становление современной государственной идеологи Беларуси.
Введение
3
2
Социал-демократическое направление, его использование в идеологии белорусского государства.
3
3
Коммунистические идеи в структуре идеологии и жизни белорусского общества.
8
4
Выводы
11
5
Литература
БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
МЕЖОТРАСЛЕВЫЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПО МЕНЕДЖМЕНТУ И РАЗВИТИЮ ПЕРСОНАЛА БНТУ
КАФЕДРА СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
Основы идеологии
белорусского государства
Социалистическая идеология в современном идеологическом процессе Беларуси
Выполнил слушатель: Иванов И.А.
Принял
Минск, 2014
№№ пп |
Содержание |
Стр. |
1 |
Введение |
3 |
2 |
Социал-демократическое направление, его использование в идеологии белорусского государства. |
3 |
3 |
Коммунистические идеи в |
8 |
4 |
Выводы |
11 |
5 |
Литература |
13 |
1. Введение
Идеология - это мощное объединяющее средство, без которого любое государство разваливается, теряет свою монолитность, поэтому ни государство, ни партия, ни общественная организация не могут существовать без признания своими членами определённых целей, принципов и программ политического, экономического и социального развития.
В самом общем понимании идеология – это система целей, ценностей, программ политического, экономического и социального развития, отражающая интересы определённых слоёв, партий, государств, международных организаций.
Осознавая свои интересы, люди объединяются в общественные или политические организации, определенным образом участвуют в выборах и референдумах. Невозможно вообразить политическую партию или политического лидера, которые не предлагают никакой программы развития и не претендуют на поддержку граждан. Государство, в котором нет общепринятых правил и принципов политической, экономической и общественной жизни, не существует программ развития конкретных сфер, обуславливающих экономическое, социальное, политическое развитии и внешнюю политику просто не сможет существовать.
Идеология белорусского государства – это цели, задачи и принципы белорусского пути общественного развития, систематизированные и юридически закрепленные Республикой Беларусь
Идеологическая панорама современного мира достаточно сложна, многогранна, разнообразна. В ней сосуществуют и противоборствуют друг с другом идеологии разных направлений и течений.
Для постсоветской Беларуси,
как и для других
Условно политические идеологии в постсоветской Беларуси можно разделять на три вида:
1) идеологии социалистической и левопатриотической ориентации;
2) прозападно-либеральные
3) национал-экстремистские
В данной работе рассмотрим влияние двух политических (социалистическая и коммунистическая) идеологий на становление современной государственной идеологи Беларуси.
1. Социал-демократическое направление, его использование в идеологии белорусского государства.
Социализм (от лат. socialis — общественный) — это оформившаяся в XIX веке политическая идеология с такими ключевыми положениями, как идеал общественной собственности, защита интересов наиболее обездоленных слоев общества путем классовой борьбы, идеал равенства и принцип эгалитаризма.
Идеология социализма имеет многовековую
историю. В своем развитии она прошла несколько этапов, начиная от
утопического социализма и заканчивая
современным социал-демократизмом. Родоначальником
утопического социализма, совокупности
идей о построении общества социальной
справедливости и социального равенства,
стал англичанин Томас Мор (1478—1535), который
в «Золотой книге о наилучшем государственном
устройстве и о новом острове Утопия»
(1516) подверг острой критике господствовавшие
в Англии социальные порядки, методы первоначального
накопления капитала, осудил частную собственность,
в которой видел первопричину нищеты,
эксплуатации человека человеком. Мор
предложил заменить капиталистический
строй принципиально иным строем вымышленного
острова Утопия, устройство которого носило
демократичный характер и предполагало
выборность должностных лиц. Основными
функциями такого государства должно
было стать руководство народным хозяйством,
организация производства и распределение
материальных и иных благ. Мор предложил
заменить частную собственность общественной
и сформировать общество, основанное на
принципах грубой уравнительности, аскетизма
и регламентации общественной и даже семейной
жизни людей.
К числу ранних представителей утопического социализма принадлежит и итальянский мыслитель Томмазо Кампанелла (1568—1639), раскритиковавший в своем произведении «Город солнца» (1623) социальный строй Италии того времени и предложивший проект идеального государства, основу которого составляла общность имущества. Отражая традиции экономической мысли Средневековья, мыслитель ориентировался на хозяйство натурального типа. Общество будущего ему рисовалось как совокупность сельскохозяйственных общин, в которых трудятся все граждане. Кампанелла признавал индивидуальность жилья и семьи, всеобщность труда и отвергал тезис о том, что после ликвидации частной собственности никто не будет работать. Потребление в Городе солнца, по мнению Кампанеллы, будет общественным при изобилии материальных благ, нищета и прочие беды, сопровождающие жизнь человека, исчезнут, отношения между людьми будут основываться на дружбе, товариществе, взаимопонимании.
Поиски путей к более справедливому общественному устройству были продолжены в первой половине XIX века. Их вели представители критического утопического социализма — Клод Анри де Рувруа Сен-Симон (1760—1825), Шарль Фурье (1772-1837), Роберт Оуэн (1771-1858). В отличие от своих предшественников критические утописты дали более обоснованную критику капиталистического строя, отказались от идей грубой уравнительности и регламентации жизни людей. Кроме того, они выдвинули ряд новых положений, которые в последующем были использованы марксистами, в частности, идеи о плановом и коллективном ведении хозяйства, всестороннем развитии личности, распределении по труду, отмирании государства. Идеальный общественный строй они именовали по-разному: Сен-Симон называл его индустриализмом, Фурье — гармонией, Оуэн — коммунизмом. Но все они исходили из отсутствия в нем эксплуатации, различий между умственным и физическим трудом, частной собственности.
Особое радикально-революционное течение в социалистической идеологии, впоследствии получившее название марксизм (или коммунистическая идеология), составили идеи К. Маркса и Ф. Энгельса.
Марксизм, возникший во второй половине 40-х годов XIX века в русле европейских рационалистических традиций, — это сложная мировоззренческая система, включающая философское, экономическое, социально-политическое учение. Центральной категорией этой системы является категория отчуждения. Именно через отчуждение продукта труда, утверждал Маркс, проявляется сущность буржуазного строя, заключающаяся в противоречии между трудом и капиталом. При капитализме процесс самоотчуждения человека достигает высшей точки, поскольку его физические силы и умственные способности становятся товаром, а сам человек в результате этого превращается в вещь. Освободить человека от этой зависимости можно путем ликвидации товарно-денежных отношений и их причины — частной собственности и далее обобществления средств производства и уничтожения наемного характера труда. Главную роль в этом процессе, по мнению Маркса и Энгельса, должен был сыграть пролетариат - самый отчуждаемый, бесправный и угнетенный класс буржуазного общества, о чем сказано в «Манифесте Коммунистической партии» (1848) и других произведениях немецких мыслителей.
Обосновывая неизбежность становления социально справедливого общества, Маркс и Энгельс исходили из следующих принципов: приоритет экономической сферы в жизни общества и ее существенное влияние на политику; движущей силой исторического прогресса является политическая борьба классов; пролетариат - носитель всеобщего политического интереса, способный совершить социалистическую революцию и открыть этим путь к строительству коммунизма - бесклассового, безгосударственного общества свободы и изобилия; социализм - переходная стадия исторического становления более отдаленного этапа развития общества - коммунизма, представляющего подлинную цель развития человечества.
Таким образом, марксистская идеология по своей сути является революционной доктриной, поскольку предполагает насильственное разрушение капиталистического общества и построение средствами и методами «диктатуры пролетариата» социально справедливого общества. Она провозглашает принципы социального равенства, коллективизма, общественной собственности на средства производства, всестороннего развития личности в условиях свободы от эксплуатации человека человеком.
Политические взгляды Маркса и Энгельса серьезно повлияли на политическую мысль конца XIX — начала XX века. Их суждения о политике стали основой целого ряда идеологий, доктрин, программ, а также руководством к действию многих революционных движений и партий леворадикального, коммунистического толка, провозглашавших свое мессианство и социальную исключительность.
Несмотря на ясно обозначенную цель (построение коммунистического общества), идеология марксизма весьма противоречиво истолковывала способы достижения этой цели, чем вызвала различное понимание места и роли социализма в этом процессе. Эта внутренняя противоречивость в дальнейшем обусловила различные варианты политико-идеологической эволюции марксистского учения и различные его направления (ленинизм, сталинизм, маоизм, ревизионизм и др.).
Социал-демократизм
Наибольшее влияние на общественное сознание в XX веке оказала социал-демократическая идеология, представляющая собой своего рода доктрину постепенного (мирного) преобразования капиталистического общества в социалистическое на основе последовательной демократизации всех сфер его жизни. Подобная система идей возникла на почве западноевропейского рабочего движения и уходит своими корнями к реформистскому течению во II Интернационале. Ее создателями являются Э. Бернштейн (1850—1932) и К. Каутский (1854—1938).
В отличие от марксизма идеология социал-демократов проповедует реформизм и обосновывает политику регулирования и перераспределения доходов в эффективно работающей рыночной экономике. Практически все теоретики социал-демократизма отрицают неизбежность крушения капитализма и не связывают с этим крушением наступление социалистической эпохи.
Социализм в понимании социал-демократов представляет собой развитие новых форм производства в условиях мирного развития капиталистической экономики при непременном установлении социального равенства всех членов общества. По мнению Бернштейна, единственно верным путем к социализму являются социальные реформы, направленные на обеспечение эффективной работы экономики и реализацию принципа свободы, а главной целью - построение общества, основанного на либерально-демократических ценностях, мировоззренческом и политическом плюрализме. Э.Бернштейн подвел систему аргументов под главный лозунг социал-демократизма: «движение – все, конечная цель – ничто». Такой подход, в сущности, стал стратегической установкой политических программ большинства партий демократического социализма. Перед социал-демократизмом вставал вопрос: как добиться того, чтобы социалистическое общество стало обществом наибольшей экономической эффективности и наибольшей свободы, не отказываясь при этом от социального равенства всех членов общества. В решении этого вопроса Э.Бернштейн видел главную задачу социал-демократизма.
После второй мировой войны социал-демократизм пошел на окончательный разрыв с марксизмом и на признание непреходящей ценности правового государства, демократического плюрализма и демократического социализма. Этот выбор был зафиксирован в Венской программе Социалистической партии Австрии (1958) и Годесбергской программе СДПГ (1959), в которых отвергались марксистские принципы о диктатуре пролетариата, классовой борьбе, ликвидации частной собственности, обобществлении средств производства. По этому же сценарию были скорректированы программы других партий социал-демократизма. Важную роль в формировании идеологии современного социал-демократизма сыграли такие видные государственные деятели ХХ века, как В.Брандт, У.Пальме, Б.Крайский, Ф.Миттеран.
Составными частями идеологии социал-демократии являются политическая, экономическая и социальная демократия.
Политическая демократия означает наличие свободных выборов, политический плюрализм, возможность смены власти мирным путем, гарантию прав личности и меньшинства, существование независимой судебной системы, основанной на верховенстве закона. Демократия для социал-демократов — это абсолютная ценность, имеющая надклассовый характер.
Экономическая демократия означает общественную собственность, но при смешанной экономике. Частная собственность должна существовать только в определенных секторах экономики. Коллективная же собственность должна служить для повышения благосостояния государства и граждан. Приоритетными, по мнению социал-демократов, должны быть рыночные отношения, но при этом государство обязано регулировать рынок, а именно не допускать доминирования в нем большого бизнеса, добиваться использования технологий для высшего блага. В целом экономическая сфера должна отличаться социальной направленностью и быть подконтрольной обществу, но без утраты эффективности, присущей рыночной экономике.
Информация о работе Социалистическая идеология в современном идеологическом процессе Беларуси