Социалистическая идеология в современном идеологическом процессе Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 23:11, контрольная работа

Описание работы

Для постсоветской Беларуси, как и для других постсоветских республик, характерна идеологическая пестрота, обусловленная наличием многопартийности.
Условно политические идеологии в постсоветской Беларуси можно разделять на три вида:
1) идеологии социалистической и левопатриотической ориентации;
2) прозападно-либеральные идеологии;
3) национал-экстремистские идеологии.
В данной работе рассмотрим влияние двух политических (социалистическая и коммунистическая) идеологий на становление современной государственной идеологи Беларуси.

Содержание работы

Введение
3
2
Социал-демократическое направление, его использование в идеологии белорусского государства.
3
3
Коммунистические идеи в структуре идеологии и жизни белорусского общества.
8
4
Выводы
11
5
Литература

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

МЕЖОТРАСЛЕВЫЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПО МЕНЕДЖМЕНТУ И РАЗВИТИЮ ПЕРСОНАЛА БНТУ

 

КАФЕДРА СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине

 

Основы идеологии

белорусского государства

 

Социалистическая идеология в современном идеологическом процессе Беларуси

 

 

 

 

 

Выполнил слушатель: Иванов И.А.

                                                    группы № 1610  

 

 

 

 

                                        Принял

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 2014

№№

пп

Содержание

Стр.

1

Введение

3

2

Социал-демократическое направление, его использование в идеологии белорусского государства.

3

3

 Коммунистические идеи в структуре  идеологии и жизни белорусского  общества.

8

4

Выводы

11

5

Литература

13

     
     
     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

 

Идеология - это мощное объединяющее средство, без которого любое государство разваливается, теряет свою монолитность, поэтому ни государство, ни партия, ни общественная организация не могут существовать без признания своими членами определённых целей, принципов и программ политического, экономического и социального развития.

В самом общем понимании идеология – это система целей, ценностей, программ политического, экономического и социального развития, отражающая интересы определённых слоёв, партий, государств, международных организаций.

Осознавая свои интересы, люди объединяются в общественные или политические организации, определенным образом участвуют в выборах и референдумах. Невозможно вообразить политическую партию или политического лидера, которые не предлагают никакой программы развития и не претендуют на поддержку граждан. Государство, в котором нет общепринятых правил и принципов политической, экономической и общественной жизни, не существует программ развития конкретных сфер, обуславливающих экономическое, социальное, политическое развитии и внешнюю политику просто не сможет существовать.

Идеология белорусского государства – это цели, задачи и принципы белорусского пути общественного развития, систематизированные и юридически закрепленные Республикой Беларусь

Идеологическая панорама современного мира достаточно сложна, многогранна, разнообразна. В ней сосуществуют и противоборствуют друг с другом идеологии разных направлений и течений.

 Для постсоветской Беларуси, как и для других постсоветских  республик, характерна идеологическая  пестрота, обусловленная наличием  многопартийности.

   Условно политические идеологии в постсоветской Беларуси можно разделять на три вида:

1) идеологии социалистической и  левопатриотической ориентации;

2) прозападно-либеральные идеологии;

3) национал-экстремистские идеологии.

В данной работе рассмотрим влияние двух политических (социалистическая и коммунистическая) идеологий на становление современной государственной идеологи Беларуси.

 

 

1. Социал-демократическое направление, его использование в идеологии белорусского государства.

 

Социализм (от лат. socialis — общественный) — это оформившаяся в XIX веке политическая идеология с такими ключевыми положениями, как идеал общественной собственности, защита интересов наиболее обездоленных слоев общества путем классовой борьбы, идеал равенства и принцип эгалитаризма.

Идеология социализма имеет многовековую историю. В своем развитии она прошла несколько этапов, начиная от утопического социализма и заканчивая современным социал-демократизмом. Родоначальником утопического социализма, совокупности идей о построении общества социальной справедливости и социального равенства, стал англичанин Томас Мор (1478—1535), который в «Золотой книге о наилучшем государственном устройстве и о новом острове Утопия» (1516) подверг острой критике господствовавшие в Англии социальные порядки, методы первоначального накопления капитала, осудил частную собственность, в которой видел первопричину нищеты, эксплуатации человека человеком. Мор предложил заменить капиталистический строй принципиально иным строем вымышленного острова Утопия, устройство которого носило демократичный характер и предполагало выборность должностных лиц. Основными функциями такого государства должно было стать руководство народным хозяйством, организация производства и распределение материальных и иных благ. Мор предложил заменить частную собственность общественной и сформировать общество, основанное на принципах грубой уравнительности, аскетизма и регламентации общественной и даже семейной жизни людей.  

К числу ранних представителей утопического социализма принадлежит и итальянский мыслитель Томмазо Кампанелла (1568—1639), раскритиковавший в своем произведении «Город солнца» (1623) социальный строй Италии того времени и предложивший проект идеального государства, основу которого составляла общность имущества. Отражая традиции экономической мысли Средневековья, мыслитель ориентировался на хозяйство натурального типа. Общество будущего ему рисовалось как совокупность сельскохозяйственных общин, в которых трудятся все граждане. Кампанелла признавал индивидуальность жилья и семьи, всеобщность труда и отвергал тезис о том, что после ликвидации частной собственности никто не будет работать. Потребление в Городе солнца, по мнению Кампанеллы, будет общественным при изобилии материальных благ, нищета и прочие беды, сопровождающие жизнь человека, исчезнут, отношения между людьми будут основываться на дружбе, товариществе, взаимопонимании. 

Поиски путей к более справедливому общественному устройству были продолжены в первой половине XIX века. Их вели представители критического утопического социализма — Клод Анри де Рувруа Сен-Симон (1760—1825), Шарль Фурье (1772-1837), Роберт Оуэн (1771-1858). В отличие от своих предшественников критические утописты дали более обоснованную критику капиталистического строя, отказались от идей грубой уравнительности и регламентации жизни людей. Кроме того, они выдвинули ряд новых положений, которые в последующем были использованы марксистами, в частности, идеи о плановом и коллективном ведении хозяйства, всестороннем развитии личности, распределении по труду, отмирании государства. Идеальный общественный строй они именовали по-разному: Сен-Симон называл его индустриализмом, Фурье — гармонией, Оуэн — коммунизмом. Но все они исходили из отсутствия в нем эксплуатации, различий между умственным и физическим трудом, частной собственности. 

Особое радикально-революционное течение в социалистической идеологии, впоследствии получившее название марксизм (или коммунистическая идеология), составили идеи К. Маркса и Ф. Энгельса. 

Марксизм, возникший во второй половине 40-х годов XIX века в русле европейских рационалистических традиций, — это сложная мировоззренческая система, включающая философское, экономическое, социально-политическое учение. Центральной категорией этой системы является категория отчуждения. Именно через отчуждение продукта труда, утверждал Маркс, проявляется сущность буржуазного строя, заключающаяся в противоречии между трудом и капиталом. При капитализме процесс самоотчуждения человека достигает высшей точки, поскольку его физические силы и умственные способности становятся товаром, а сам человек в результате этого превращается в вещь. Освободить человека от этой зависимости можно путем ликвидации товарно-денежных отношений и их причины — частной собственности и далее обобществления средств производства и уничтожения наемного характера труда. Главную роль в этом процессе, по мнению Маркса и Энгельса, должен был сыграть пролетариат - самый отчуждаемый, бесправный и угнетенный класс буржуазного общества, о чем сказано в «Манифесте Коммунистической партии» (1848) и других произведениях немецких мыслителей. 

Обосновывая неизбежность становления социально справедливого общества, Маркс и Энгельс исходили из следующих принципов: приоритет экономической сферы в жизни общества и ее существенное влияние на политику; движущей силой исторического прогресса является политическая борьба классов; пролетариат - носитель всеобщего политического интереса, способный совершить социалистическую революцию и открыть этим путь к строительству коммунизма - бесклассового, безгосударственного общества свободы и изобилия; социализм - переходная стадия исторического становления более отдаленного этапа развития общества - коммунизма, представляющего подлинную цель развития человечества. 

Таким образом, марксистская идеология по своей сути является революционной доктриной, поскольку предполагает насильственное разрушение капиталистического общества и построение средствами и методами «диктатуры пролетариата» социально справедливого общества. Она провозглашает принципы социального равенства, коллективизма, общественной собственности на средства производства, всестороннего развития личности в условиях свободы от эксплуатации человека человеком. 

Политические взгляды Маркса и Энгельса серьезно повлияли на политическую мысль конца XIX — начала XX века. Их суждения о политике стали основой целого ряда идеологий, доктрин, программ, а также руководством к действию многих революционных движений и партий леворадикального, коммунистического толка, провозглашавших свое мессианство и социальную исключительность. 

Несмотря на ясно обозначенную цель (построение коммунистического общества), идеология марксизма весьма противоречиво истолковывала способы достижения этой цели, чем вызвала различное понимание места и роли социализма в этом процессе. Эта внутренняя противоречивость в дальнейшем обусловила различные варианты политико-идеологической эволюции марксистского учения и различные его направления (ленинизм, сталинизм, маоизм, ревизионизм и др.).

 

 

 

Социал-демократизм 

Наибольшее влияние на общественное сознание в XX веке оказала социал-демократическая идеология, представляющая собой своего рода доктрину постепенного (мирного) преобразования капиталистического общества в социалистическое на основе последовательной демократизации всех сфер его жизни. Подобная система идей возникла на  почве западноевропейского рабочего движения и уходит своими корнями к реформистскому течению во II Интернационале. Ее создателями являются Э. Бернштейн (1850—1932) и К. Каутский (1854—1938).

В отличие от марксизма идеология социал-демократов проповедует реформизм и обосновывает политику регулирования и перераспределения доходов в эффективно работающей рыночной экономике. Практически все теоретики социал-демократизма отрицают неизбежность крушения капитализма и не связывают с этим крушением наступление социалистической эпохи.

Социализм в понимании социал-демократов представляет собой развитие новых форм производства в условиях мирного развития капиталистической экономики при непременном установлении социального равенства всех членов общества. По мнению Бернштейна, единственно верным путем к социализму являются социальные реформы, направленные на обеспечение эффективной работы экономики и реализацию принципа свободы, а главной целью - построение общества, основанного на либерально-демократических ценностях, мировоззренческом и политическом плюрализме.  Э.Бернштейн подвел систему аргументов под главный лозунг социал-демократизма: «движение – все, конечная цель – ничто». Такой подход, в сущности, стал стратегической установкой политических программ большинства партий демократического социализма. Перед социал-демократизмом вставал вопрос: как добиться того, чтобы социалистическое общество стало обществом наибольшей экономической эффективности и наибольшей свободы, не отказываясь при этом от социального равенства всех членов общества. В решении этого вопроса Э.Бернштейн видел главную задачу социал-демократизма.

После второй мировой войны социал-демократизм пошел на окончательный   разрыв с марксизмом и на признание непреходящей ценности правового государства, демократического плюрализма и демократического социализма. Этот выбор был зафиксирован в Венской программе Социалистической партии Австрии (1958) и Годесбергской программе СДПГ (1959), в которых отвергались марксистские принципы о диктатуре пролетариата, классовой борьбе, ликвидации частной собственности, обобществлении средств производства. По этому же сценарию были скорректированы программы других партий социал-демократизма. Важную роль в формировании идеологии современного социал-демократизма сыграли такие видные государственные деятели ХХ века, как В.Брандт, У.Пальме, Б.Крайский, Ф.Миттеран.

Составными частями идеологии социал-демократии являются политическая, экономическая и социальная демократия.

Политическая демократия означает наличие свободных выборов, политический плюрализм, возможность смены власти мирным путем, гарантию прав личности и меньшинства, существование независимой судебной системы, основанной на верховенстве закона. Демократия для социал-демократов — это абсолютная ценность, имеющая надклассовый характер.

Экономическая демократия означает общественную собственность, но при смешанной экономике. Частная собственность должна существовать только в определенных секторах экономики. Коллективная же собственность должна служить для повышения благосостояния государства и граждан. Приоритетными, по мнению социал-демократов, должны быть рыночные отношения, но при этом государство обязано регулировать рынок, а именно не допускать доминирования в нем большого бизнеса, добиваться использования технологий для высшего блага. В целом экономическая сфера должна отличаться социальной направленностью и быть подконтрольной обществу, но без утраты эффективности, присущей рыночной экономике.

Информация о работе Социалистическая идеология в современном идеологическом процессе Беларуси