• Правовое регулирование — принимаемые на всех уровнях
государственной власти правовые акты
и нормативные документы, действие которых
распространяется на предприятия всех
форм собственности.
• Финансово-кредитное регулирование
— использование рычагов по управлению
финансовыми потоками. Основной формой
реализации данного метода является выделение
в государственном бюджете статей, за
счет которых финансируются бюджетные
отрасли - отрасли социальной сферы. Другой
формой финансового регулирования является
создание внебюджетных социальных фондов:
пенсионного, социального страхования,
обязательного медицинского страхования,
занятости населения, за счет которых
финансируются соответствующие отрасли
социальной сферы.
• Приватизация
— передача предприятий социальной
сферы в частную собственность, как правило, ограничена.
Расходы по содержанию таких предприятий,
оплате труда работников несет государство.
• Целевые программы
— программы, имеющие социальную
направленность по наиболее острым социальным
проблемам. Эти программы также
финансируются из государственного бюджета.
• Социальные стандарты
— разработка форм и объемов социальных
услуг, бесплатное предоставление которых
всем гражданам РФ гарантируется
Конституцией РФ.
Государственное
регулирование в области социальной
политики осуществляется как административными,
так и экономическими методами. Одним
из основных методов является законодательное
регулирование. В законодательных актах
заложены основы функционирования всей
социальной сферы, закреплены основные
направления развития, определены социальные
стандарты, условия и права на получение
социальной помощи различными социальными
группами и т.п. В качестве регулятора
выступают также государственные заказы
в области здравоохранения, образования,
науки, культуры, искусства, тарифная система
оплаты труда. Социально-экономические
программы относятся к высшим формам государственного
регулирования. Разрабатываются и целевые
государственные программы трудоустройства
населения, стимулирования роста занятости,
создания рабочих мест в госсекторе, помощи
инвалидам, усиления правовой защищенности.
Государство воздействует на состояние
рынка рабочей силы, профессиональное
переобучение и переквалификацию, занимается
развитием системы страхования от безработицы,
устанавливает пределы в оплате труда,
регулирует колебание цен на товары и
услуги, носящие жизненно важный характер,
например, жилищно-коммунального хозяйства,
топливно-энергетического, транспортного
комплекса. Государство выделяет на развитие
социальной сферы ассигнования из бюджета:
дотации, субвенции, субсидии. Инструментами
проведения социальной политики государства
служат социальные гарантии, стандарты,
потребительские бюджеты, минимальный
размер оплаты труда и другие пороговые
социальные ограничители. Социальные
гарантии обеспечиваются на законодательно
основе, фиксирующей обязанности и ответственность
как государства перед гражданами, так
и граждан перед государством. На социальные
нужды за счет всех источников финансирования,
в том числе предприятий и населения, направляется
около 18% валового внутреннего продукта
(ВВП). В приоритетном порядке выделяются
средства на реализацию федеральных программ
поддержки семьи и детства, инвалидов
и пожилых людей, охрану здоровья, развитие
услуг образования и культуры. Значительные
денежные ресурсы концентрируются в следующих
внебюджетных социальных фондах: пенсионном,
занятости, социального страхования, медицинского
страхования. Бюджет этих фондов составляет
почти 40% по отношению к расходам федерального
бюджета. Социальные стандарты являются
средством обеспечения прав граждан в
области социальных гарантий, предусмотренных
Конституцией. Они необходимы также для
определения финансовых нормативов. Государственные
минимальные социальные стандарты разрабатываются
на единой правовой базе и общих методических
принципах. Например, постановлениями
Правительства РФ устанавливается величина
прожиточного минимума в расчете на душу
населения по представлению Министерства
труда и социального развития РФ и Государственного
комитета РФ по статистике. Этот показатель
используется для оценки уровня жизни
населения, при разработке и реализации
социальной политики, федеральных социальных
программ, обоснования минимального размера
оплаты труда и минимального размера пенсии
по старости, а также для определения размеров
стипендий, пособий и других социальных
выплат и формирования бюджетов всех уровней.
Минимальный потребительский бюджет служит
основой для планирования поддержки малообеспеченных
слоев населения в период кризиса экономики,
используется также для расчета минимальной
оплаты труда, пенсий. В варианте повышенного
стандарта он обеспечивает нормальное
воспроизводство рабочей силы, а в варианте
пониженного стандарта является показателем
прожиточного (физиологического) минимума
Прожиточный минимум — минимальный доход,
один из самых важных инструментов социальной
политики. С его помощью оценивается уровень
жизни населения, регулируются доходы,
он учитывается при социальных выплатах.
Прожиточный минимум - стоимостная оценка
минимального научного обоснованного
набора продуктов питания, непродовольственных
товаров и услуг, необходимых для сохранения
здоровья и поддержания жизнедеятельности
человека при определенном уровне развития
экономики. В него включаются расходы
на продукты питания из расчета минимальных
размеров потребления, расходы на непродовольственные
товары и услуги, а также налоги и обязательные
платежи.
Государством
также определен законодательный
объем гарантированных социальных услуг, предоставляемых
на бесплатной и льготной основе. Разрабатываются
пороговые значения показателей по науке,
образованию, культуре, здравоохранению;
они берутся за основу при исчислении
объемов финансирования этих отраслей.
Согласно Декларации прав и свобод человека
и гражданина, пенсии, пособия и другие
виды социальной помощи должны обеспечивать
уровень жизни не ниже установленного
законом прожиточного минимума.
5.Основные направления
социальной политики
Основными направлениями
социальной политики государства являются:
1.Повышение
уровня жизни населения. Под уровнем жизни понимаются
обеспеченность населения необходимыми
материальными благами и услугами, достигнутый
уровень их потребления и степень удовлетворения
разумных (рациональных) потребностей.
Денежная оценка благ и услуг, потребляемых
в среднем домохозяйстве, представляет
собой стоимость жизни. Можно выделить
четыре уровня жизни: (1) достаток — уровень,
обеспечивающий всестороннее развитие;
(2) нормальный — обеспечивающий восстановление
физических и интеллектуальных сил; (3)
бедность — на уровне сохранения работоспособности:
(4) нищета — поддержание жизнеспособности
по биологическим критериям. Уже бедность
считается недопустимо низким уровнем
жизни.
2. Важным направлением
социальной политики государства
является формирование эффективной системы
социальной защиты. Беднейшие слои населения,
к которым относятся, как правило, те, кто
уже или еще не в состоянии самостоятельно
обеспечить минимальный уровень жизнедеятельности
— больные, инвалиды, старики многодетные
семьи, нуждаются в первую очередь в социальной
защите со стороны государства. В стране
создаются фонды дешевого муниципального
жилья, функционируют бесплатные государственные
школы, студенты из малообеспеченных семей
получают специальные стипендии, скидки
по оплате обучения, целевые кредиты на
период учебы, лицам с низким уровнем доходов
или с определенными заболеваниями предоставляются
бесплатное или льготное медицинское
обслуживание, помощь в приобретении необходимых
медикаментов. Разработана программа
социальной интеграции инвалидов, адаптации
военнослужащих, обеспечения их занятостью
и жильем и др. Проводится работа по созданию
сети центров комплексного социального
обслуживания, отделений социальной помощи
на дому. Каждый гражданин независимо
от уровня его доходов также обеспечивается
со стороны государства определенным
минимумом жизненно необходимых благ.
В стране действует единая система пособий
для поддержки материнства, отцовства
и детства.
3. Социальная
политика государства обязательно
включает такое направление, как трудовые отношения и занятость
населения. Государство должно гарантировать
равноправие субъектов на рынке труда,
свободный выбор профессии, сферы и места
приложения труда. Для этого существует
общедоступная система получения среднего,
специального и высшего образования, законодательно
регламентируются социально допустимые
условия труда, уровень минимальной оплаты
труда, продолжительность рабочей недели,
отпуска, определяются права работников
при найме или увольнении.
4. Регулирование миграционных
процессов. В последние годы миграции являются
важным фактором социального развития.
5. Совершенствование пенсионной
системы.
6. В области здравоохранения и социального
страхования государством обеспечиваются
всеобщая доступность базовой программы
государственных гарантий бесплатной
медицинской помощи, хорошее качество
лечебных услуг на основе выбора пациентами
врачей и лечебных учреждений.
Список литературы:
- Экономика. (Учебник) Под ред. Булатова А.С. (2002, 3-е изд., 896с.)
- Экономика. (Учебное пособие) Ефимова Е.Г. (2005, 368с.)
- Экономика. (Учебник для не экономистов) Липсиц И.В. (2006, 656с.)
- Экономика. (Учебник) С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи (1995, 864с.)
- Экономика. Конспект лекций. Салов А.И. (2009, 175с.)
- Экономика. Курс лекций. (Учебное пособие для юристов) Янова В.В. (2005, 384с.)
- Экономика. Общий курс (Учебник) Войтов А.Г. (2003, 8-е изд., 600с.)