Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 15:47, доклад
Под социальной политикой в прикладном, практическом смысле (контексте) обычно понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. В зависимости от того, от кого исходят эти меры, кто их главный инициатор (субъект), различают соответствующие виды социальной политики — государственная, региональная, корпоративная и т.д. Социальная политика всегда имеет место не только чисто с теоретических позиций, но и в практической жизни. Другое дело, социальная политика может быть, к сожалению, ошибочной, слабой, деформированной и т.д., ибо в широком смысле и с научных позиций — это не столько система мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых и главная их конечная цель — человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом.
Социальная политика по Волгину
Под социальной политикой в прикладном,
практическом смысле (контексте) обычно
понимают совокупность (систему) конкретных
мер и мероприятий, направленных
на жизнеобеспечение населения. В зависимости
от того, от кого исходят эти меры,
кто их главный инициатор (субъект),
различают соответствующие виды
социальной политики — государственная,
региональная, корпоративная и т.д.
Социальная политика всегда имеет место
не только чисто с теоретических
позиций, но и в практической жизни.
Другое дело, социальная политика может
быть, к сожалению, ошибочной, слабой, деформированной
и т.д., ибо в широком смысле и с научных
позиций — это не столько система мер
и мероприятий, сколько система взаимоотношений
и взаимодействий между социальными группами,
социальными слоями общества, в центре
которых и главная их конечная цель —
человек, его благосостояние, социальная
защита и социальное развитие, жизнеобеспечение
и социальная безопасность населения
в целом.
Т.е., социальная политика — многогранный
процесс и структурно сложное явление.
Объект и предмет социальной
политики далеко не линейный, а многоуровневый
и системный. Объект и предмет этой
политики совпадают с главными элементами,
блоками и структурами, входящими в крупный
единый комплекс — социально-трудовую
сферу (СТС) — систему взаимосвязанных
компонентов и частей, среди которых:
• отрасли социальной сферы (образование,
здравоохранение, культура, спорт, туризм,
жилищно-коммунальный сектор и т.д.);
• рынок труда, занятость, безработица;
• социальное партнерство;
• социальная защита;
• оплата и охрана труда;
• социальное страхование;
• пенсионная система и др.
Взаимосвязь и взаимозависимость
социальной
политики и экономики
Эффективность реализации социальной
политики любого уровня — федерального,
регионального, корпоративного во многом
зависит от экономики, бюджетного обеспечения,
финансовых ресурсов государства, субъектов
Федерации, муниципалитетов, предприятий
и т.д. Без достаточных финансовых средств
сложно говорить об адекватном развитии
образования, здравоохранения, культуры,
жилищно-коммунального сектора, рынка
труда, обеспечении продуктивной занятости,
социальной защиты населения, своевременной
выплате заработной платы, пенсий, пособий
и других источников и механизмов жизнеобеспечения
граждан.
Неудовлетворительное развитие социальной
сферы, рост нищеты, безработицы, в том
числе в ее скрытых формах, провалы в обеспечении
жилищно-коммунальными услугами населения,
живущего на территориях российского
Се вера, другие острые социальные потрясения
объясняются во многом экономическими
проблемами и ошибками формирования расходной
части бюджетов, когда на финансирование
социальных мероприятий предусматривают
необоснованно ограниченные средства.
Социальная политика. Социальное положение
Каковы интересы социальных групп? По
какому поводу они все время политически
(т.е. межгрупповым образом) взаимодействуют?
По разным важным поводам. По характеру
повода (по предмету интереса) политика
как бы делится на разделы (сферы). Если
социальные группы сталкиваются (или сотрудничают)
по поводу дел в хозяйстве, в экономике,
— то это экономическая политика. Если
по поводу природной среды, ее состояния
и использования, то это экологическая
политика. Есть демографическая, культурная,
образовательная и другие политики (сферы
взаимоотношений). И есть социальная политика.
Социальная политика — это взаимоотношения
социальных групп по поводу сохранения
и изменения социального положения населения
в целом и составляющих его классов, слоев,
социальных, социально-демографических,
coциалъно-профессиональных групп, социальных
общностей (семьи, народы, па-селение города,
поселка, региона и т.п.).
Как видите, главная тема социальной политики
— социальное положение тех или иных частей
народа и народа в целом. Как определить
социальное положение? Г е. за что по существу
выступают и борются социальные группы?
Социальное положение — ото основная
комплексная характеристика жизнедеятельности
населения в целом и его составных частей.
Социальное положение формируется как
результат действия системы существенных
факторов (причин), которые образуют общественные
условия существования и развития структурных
частей общества.
Среди общественных условий, формирующих
социальное положение, наиболее важными
являются:
1. Общественное устройство (общественный
строй), в котором закреплено генеральное
распределение ролей в обществе, в первую
очередь разделение на эксплуататоров
и эксплуатируемых, господ и подчиненных.
Принципиально важно, осуществляется
ли прогресс на основе эксплуатации или
эксплуатация не допускается. В обществах,
развивающихся на основе эксплуатации,
значительная (обычно большая) часть общества
оказывается объективно (и субъективно)
отчужденной от установившихся порядков,
не воспринимает их как свои, считает их
навязанными. Реальный внутренний раскол
общества, основанного на эксплуатации,
предопределяет главную проблему социальной
политики — проблему обеспечения гражданского
мира, социального компромисса, социально
го партнерства, как минимум — социального
перемирия.
2. Власть в обществе как способ поддерживания
социальной устойчивости. Существенно
важен тип (модель) доминирования господствующих
классов во власти, варьирующий от прямой
диктатуры до социального партнерства.
3 Власть в хозяйстве (собственность). Собственность
— это властно-хозяйственные отношения,
т.е. разделение на тех, кто принимает в
хозяйстве самые важные, а то и все решения
и тех, кто обязан их только исполнять.
В распре делении имущества это разделение
на господ и подчиненных отражается и
закрепляется. Но основными, определяющими
в собственности являются не имущественные,
а именно властно-хозяйственные отношения.
Собственность — это проекция общественного
устройства и распределения власти в обществе
на экономическую сферу. В обществах, где
доминирует частная капиталистическая
собственность, социальное положение
частных собственников воспроизводится
и упрочивается за счет сохранения социальною
неравенства и подчиненного положения
социальных групп, занятых наемным трудом.
Это абсолютный закон. Модели социального
рыночного хозяйства и социального партнерства
позволяют смягчать жесткость действия
этого закона.
4. Экономические условия — комплекс условий
обеспечения средств существования и
развития, необходимых и достаточных для
воспроизведения и общественно нормальной
эволюции социального положения социальных
групп и общностей. Сюда относятся не только
доходы, но и условия просвещения, образования,
здравоохранения, обеспечение жилищами,
коммунально-бытовыми услугами, уровень
благоустройства населенных мест и т.п.
5. Экологическая безопасность (уровень
экологических опасностей как в природной
среде, так и в поселениях, и в сфере производства).
6. Защищенность от социальных опасностей
(социальная защищенность) — тот общественный
порядок, в котором субъекты могут опираться
на общественный строй при выдвижении
требований по улучшению или отстаиванию
своего положения в обществе.
Параметры социального положения — конкретные
измерители социального положения, его
качественно-количественные характеристики
(показатели и оценки), система которых
позволяет достоверно и с необходимой
и достаточной определенностью судить
о реальном, прогнозируемом или программируемом
социальном положении и комплексно оценивать
его состояние (достигнутый рубеж).
Параметры социального положения применяются
также при определении качественных соотносительных
уровней благосостояния (нищета, достаток,
бедность, богатство и другие).
2. Содержание социальной политики (субъекты
и цели)
Понятие содержания
Определив сущность социальной политики,
перейдём к уяснению её содержания, т.е.
тех важнейших общественных процессов,
которые и составляют социальную политику.
Но предварительно сделаем замечание,
цель которого предостеречь читателя.
Наряду с научно строгим определением
социальной политики, подчёркивающим
её сущность, распространены поверхностные
определения социальной политики, ограничивающиеся
её отдельными содержательными характеристиками,
а зачастую и поверхностными формами.
Например, часто социальную политику сводят
к совокупности мер или мероприятий, направленных
на обеспечение тех или иных параметров
социального положения. Нередко ограничивают
социальную политику деятельностью государства,
забывая о деятельности иных субъектов
общества. Или выпячивают лишь некоторые
параметры социального положения (например,
уровень жизни или занятость). Все подобные
недостаточно глубокие представления
о социальной политике затрудняют восприятие
её существа и проблематики во всей полноте
и на уровне общественных закономерностей,
а не только на уровне поверхностных проявлений
или выхватывания из целостного контекста
отдельных свойств и сфер.
Для содержательного раскрытия содержательной
политики необходимо охарактеризовать
процесс взаимодействия социальных групп
в нескольких важнейших аспектах:
• кто реально участвует в социальной
политике, т.е. определить круг её реально
действующих и социально пассивных субъектов;
• состав наиболее влиятельных субъектов
(классов, социальных групп);
• решающие параметры их социального
положения;
• их самые важные современные социальные
проблемы;
• место государства в социальной политике;
• цели наиболее влиятельных субъектов
социальной политики, их стратегии и программные
приоритеты;
• конкретно-историческое соотношение
социальных сил',
• сложившиеся устойчивые тенденции и
векторы социального развития,
• степень социальной устойчивости общества,
важнейшие факторы его стабильности и
нестабильности (это проблемы социальной
безопасности, устойчивости, стабильности).
Субъекты социальной политики
Если в социальной политике, как и во всякой
политике определяющим являют ся общественные
взаимодействия, то правомерным с точки
зрения уяснения со держания будет вопрос
о том, кто с кем взаимодействует, кто ведёт
социальную политику.
Сущность политики вообще и социальной
политики выявляется через взаимоотношения
устойчивых элементов социальной структуры
— социальных групп. Устойчивость таких
групп воспроизводится благодаря действию
комплекса общественных условий их существования
и развития (основные из них были обозначены).
Социальные группы, структурные части
народа (общества) — несомненная реальность.
Но эти группы могут действовать или бездействовать,
осознавать свои интересы и не осознавать,
организовываться для действий в обществе
или быть политически не организованными.
Словом, они могут быть активными действующими
социальными силами (реальными субъектами
политики). А могут быть и пассивными неорганизованными
участниками социальных процессов (лишь
потенциальными, формальными субъектами).
Субъекты социальной политики — это реально
самостоятельные и притом фактически
действующие социальные группы и представляющие
их органы, организации, институты, структуры.
Кроме самих социальных групп к субъектам
политики относятся и представляющие
их интересы организационные структуры.
Получается, что субъекты как бы раздваиваются
(удваиваются). «Первородные» (первичные)
субъекты — это сами социальные группы.
А вторичные (как бы по рожденные первичными
для удобства практического действия
в политике) — это представляющие их интересы
органы, организации и т.п.
К примеру, летчики, писатели, ученые, горняки
— разные социально-профессиональные
группы. Они создали свои организации:
• Профсоюз летного состава гражданской
авиации;
• Союз писателей;
• Академию наук, профсоюз горняков.
Создаются классовые политические организации,
союзы, ассоциации, движения. И всё это
действующие лица социальной политики,
ее субъекты.
Особенностью тоталитарного общества
времен СССР была пассивность, формальность
многих субъектов. Профсоюзы, комсомол,
женские советы, местные советы, но действовали
они несамостоятельно. Исполняли предписанное
сверху. При такой монополии на власть
многие субъекты приобретают декоративный
вид, фактически не являются субъектами.
От тоталитаризма Россия пытается теперь
уйти к демократии. Если бы это уда лось,
возникло бы гражданское общество.
Гражданское общество — тип общественного
устройства, отличительный при знак которого
— реальная многосубъектность общественной,
экономической, социальной, культурной,
политической жизни. В гражданском обществе
реально действует множество независимых
друг от друга субъектов (центров) подготовки,
принятия и осуществления решений. Их
взаимодействие регулируется законами
страны и международными актами.
В наиболее развитом виде гражданское
общество существует в форме демократии.
Диктаторская форма правления существенно
деформирует гражданское обще ство, порождает
тенденции и опасность его фашизации.
В фашистском (тоталитарном) обществе
многосубъектность, как уже отмечалось,
носит декоративный вид или отсутствует
даже формально.
Субъекты социальной политики — это граждане
и социальные группы, а также представляющие
их институты, организации и органы власти,
реально активно взаимодействующие в
социальной сфере, т.е. формирующие, предъявляющие
и отстаивающие интересы граждан и социальных
групп в этой сфере.
Соотношение социальной политики и государственной
социальной политики
Главным субъектом социальной политики
является государство, осуществляющее
социальную политику.
Государственная социальная политика
— действия государства в социальной
сфере, преследующие определенные цели,
соотнесенные с конкретно-историческими
обстоятельствами, подкрепленные необходимыми
организационными и пропагандистскими
усилиями, финансовыми ресурсами и рассчитанные
на определенные этапные социальные результаты.
В тоталитарном обществе социальная политика
суживается до действий тоталитарного
режима в социальной сфере. В демократическом
обществе социальная политика представляет
собой совместную функцию демократического
государства и других субъектов гражданского
общества. Период перехода от тоталитарного
общества к демократическому формирует
своеобразную социальную политику переходного
периода
Тоталитарное прошлое укоренило абсолютизм
государственной власти в про ведении
социальной политики при полной пассивности
населения в предъявлении прав, осознании
интересов, формулировании претензий
и требований, в защите своего социального
положения. Продвижение к демократии обеспечивается
одно временным и согласованным отходом
от абсолютизма государственного управления
и от пассивности населения. В переходный
период постоянно остается соблазн и опасность
диктаторских методов «наведения демократии»,
соразмерные гражданскому бездействию
населения. Пассивность, неорганизованность,
социальная бесструктурность послетоталитарного
общества — постоянная питательная основа
перекосов социальной политики в сторону
политически бесконтрольных и социально
безответственных действий государственных
властей. Облик и содержание социальной
политики в этот период могут определяться
властями практически це ликом и практически
произвольно.
Все зависит, следовательно, от характера
государства в переходный период, степени
его приверженности интересам страны,
народа, от уважения им традиций, достижений,
культуры страны, уходящей от тоталитаризма.
Реальная возможность проводить практически
любую социальную политику делает остро
актуальным вопрос об исторической ответственности
государственных властей за перемены
в социальном положении населения страны
в целом и всех составляющих его групп
и общностей.
Сведение всего содержания социальной
политики к государственной социальной
политике имеет историческую причину
— привычку мыслить понятиями тоталитарного
общества. Такое сведение — распространённый
в современной России стерео тип мысли
(шаблон, грубая прямолинейность, заскорузлость).
Он не безобиден, как и всякая иная негибкость,
заскорузлость. От него следует избавляться.
Содержание социальной политики (функции
и
основные задачи социальной политики)
В каких бы исторических условиях ни протекала
социальная политика, какой бы её исторический
тип ни складывался, всегда есть круг более
или менее схожих, постоянных, типовых,
возобновляющихся проблем, которые и составляют
её реальное содержание. Все эти проблемы
касаются состояния и потребностей улучшения
общественного положения, общественных
условий жизни различных социальных групп.
Выше основные условия жизни в обществе
перечислялись.
Обозначим основной круг функций (т.е.
главных общественных задач, направлений)
социальной политики.
Первая из основных её функций — обеспечение
социальной устойчивости общества, социальной
безопасности общества. Социальная структура
может быть разной в разных обществах,
она может качественно меняться в истории
одно го и того же общества в результате
революций и революционных реформ. Но
она должна обладать свойствами устойчивости
и самовозобновляемости (динамичности),
иначе данное общество разрушается, приходит
в упадок, перестаёт существовать. Социальная
структура должна быть настолько устойчивой,
чтобы выдержать как внутренние, так и
внешние опасности её разрушения и вместе
с тем выносить в себе перспективу и потенциал
качественного обновления путём реформ
и революций.
Все ныне существующие общества и современный
мировой порядок основаны на принудительном
социальном донорстве одних социальных
групп и стран в пользу других социальных
групп и стран (т.е. на эксплуатации). Отношения
принудительного социального донорства
в корне своём антагонистичны. Проблемы
социальной устойчивости в том и состоят,
чтобы избежать открытых форм антагонизма,
включая войны между странами и гражданские
войны.
Господствующие классы накопили исторический
опыт силовой консервации антагонизмов,
подавления восстаний и революций, • запрета
и дискредитации освободительных идеологий,
движений и партий. Но ими же, особенно
в XX веке, накоплен и богатый опыт поддержания
социальной безопасности путём компромисса
интересов стран и классов, налаживания
механизмов социальной направленности
антагонистически противоречивых процессов.
Примеры известны: социальное рыночное
хозяйство, социальное государство, международная
по мощь слаборазвитым странам и др. Центральным
пунктом в таких случаях всегда является
крупномасштабное властное (государственное)
перераспределение части эффекта в пользу
социальных доноров, что и компенсирует
их потенциальное массовое недовольство
социальной несправедливостью эксплуататорской
системы.
Видный теоретик и практик социального
рыночного хозяйства — бывший канцлер
ФРГ Вилли Брандт писал:
«...История напоминает и о том, что социальный
упадок и унижение большинства народа
были слишком высокой ценой за благополучие
элитарного меньшинства. Она напоминает
нам о творческих способностях трудящихся
классов и о том, что эти способности должны
не подавляться, а высвобождаться для
того, чтобы прогресс мог осуществиться.
Она напоминает нам о том, что расширение
индивидуальной свободы остаётся фразой,
пока из неё может извлекать выгоду лишь
меньшинство, ибо так называемая свободная
игра сил распределяет жизненные шансы
крайне неравномерно в пользу этого меньшинства.
... Общество может более или менее полно
удовлетворить притязания всех граждан
на приличную жизнь лишь тогда, когда оно
возлагает обязанность заботиться об
этом на государство, лучше сказать, на
социальное государство. ...Мы рассматриваем
социальное государство как институциональный
гарант человеческого достоинства, в том
числе и человеческого достоинства простого
мужчины и простой женщины...» [4 Вилли Брандт.
Демократический социализм. Статьи и речи.
—М.: Изд «Республика», 1992.]
По мысли В.И. Ленина, суть выбора и проведения
той или иной социально-экономической
политики — нахождение властями подходящего
«подхода к массе». Ленин стремился к максимальной
социальной активизации масс Социальное
рыночное хозяйство смягчает социальное
неравенство в обмен на социальное партнёрство.
Социальная политика «шоковой терапии»
погружает массы в режим выживания и тем
самым отключает их от активной социальной
жизни на период проведения радикальных
рыночных реформ. Но какой бы ни была конкретная
модель социальной политики, её задача
всегда —обеспечить социальную устойчивость,
динамизм социального развития.
Вторая из основных функций социальной
политики — обеспечить политическую устойчивость
власти. Такая устойчивость по-разному
достигается в обществах разного типа
и в разных конкретных исторических, но
суть всегда сводится к такому распределению
реального участия социальных групп (и
классов) в политических решениях, которое
удерживало бы доминирующее влияние во
власти того же самого господствующего
класса. В противном случае меняется классовый
тип власти и становятся неизбежными революционные
преобразования. Среди этих преобразований
опять-таки приоритетным становится обеспечение
политической устойчивости, но уже новой
власти.
Третья основная функция социальной политики
— обеспечение такого распределения власти
в хозяйстве (собственности), которое признавалось
бы большинством справедливым, не требующим
борьбы за передел.
Четвёртая основная функция социальной
политики — налаживание та кой системы
распределения экономических ресурсов
и экономического эффекта, которая более
или менее устраивает подавляющее большинство
населения. От распределения экономических
ресурсов в решающей мере зависят материальные
условия жизни людей в обществе, возможности
решения проблем разных социальных групп.
Инвестиции и их структура, уровень и дифференциация
доходов, совокупный размер и структура
ежегодных социальных расходов, условия
и размеры социальной помощи и поддержки
— эти и иные экономические параметры
имеют социальный смысл и социальное предназначение.
Пятая основная функция социальной политики
— обеспечение обществом и государством
необходимого и достаточного уровня экологической
безопасности.
Шестая основная функция социальной политики
— обеспечение обществом и государством
необходимого и достаточного уровня социальной
защищённости как населения в целом, так
и каждой из его социальной групп.
Содержание социальной политики: основные
сферы
осуществления социальной политики
Социально-политические отношения не
существуют в обществе обособленно, они
представляют собою общественную форму
всех без исключения хозяйственных, культурных,
потребительских процессов. Социальная
политика привносит в эти процессы их
связанность с разнообразием интересов
классов, социальных групп, общностей.
К примеру, увязанность экономических
процессов с интересами делает их политико-экономическими
процессами. В некоторых отраслях хозяйства
и сферах отношений влияние (роль, значение)
социально-политических отношений особенно
существенно и даже является фактором,
задающим их качественную определённость.
Таковы комплекс отраслей социального
хозяйства и социально-трудовая сфера.
Социальное хозяйство — это комплекс
отраслей народного (национального) хозяйства
страны, сектор реальной экономики, производящий
вещные блага и услуги, предназначенные
для жизнеобеспечения населения как народа
с собственной культурой трудовой, семейно-бытовой
о досуговой жизнедеятельности, с привычным
(и притом структурно дифференцированным)
уровнем и образом жизни, идеалами, психологией
и ценностями.
Отрасли социального хозяйства, как и
иные отрасли народного хозяйства, имеют
каждая свою отраслевую специфику и являются
звеньями особенного (в отличие от общего
и единичного) разделения общественного
труда. Однако не эти отраслевые особенности
объединяют отрасли социального хозяйства
в крупный народнохозяйственный комплекс,
стоящий в ряду других — таких, как топливно-энергетический,
аграрно-промышленный. путей сообщения,
военно-промышленный и др. В содержательном
плане социальное хозяйство как крупный
народнохозяйственный комплекс вычленяется
в составе хозяйства страны не по технико-технологическим
особенностям и не по месту его отраслей
в производственной кооперации труда,
а по общему для его отраслей социально-хозяйственному
предназначению. Это предназначение —
обеспечение необходимых и достаточных
для расширенного воспроизведения и прогрессивного
развития социальных условий жизнедеятельности
народа на конкретном этапе его истории.
Народ при этом понимается не как сумма
индивидов, не как численность населения
(народонаселение), а как историческая
общность социальных групп, способная
на осознание и выдвижение общественной
исторической цели, на самоорганизацию
ради её достижения, на историческое действие
и творчество, на обеспечение своей социальной
устойчивости (социальной и национальной
безопасности) посредством своей материальной
и духовной культуры, на накопление и возвышение
уровня своей цивилизованности.
Социальное предназначение социального
хозяйства предопределяет социальную
заданность профиля его отраслей. Каждая
из отраслей Х.С. структурно об разуется
из низовых звеньев (предприятий, учреждений,
организаций и т.п.), ресурсы которых организованы
в соответствии с социально заданным профилем
отрасли, а в совокупности представляют
собою целостную систему ресурсов социального
хозяйства.
К социальному хозяйству относятся просвещение,
образование, культура, здравоохранение,
жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство,
санаторно-курортный комплекс, оздоровительный
и туристический комплекс (без экспортной
части), физкультура и спорт (без профессионального
спорта), социальная работа и др. Чёткое
отграничение отраслей социального хозяйства
(выделение «чистых отраслей») на практике
не требуется (как, кстати сказать, и в
других отраслях и комплексах хозяйства
страны). Поэтому состав как крупного народнохозяйственного
комплекса практически определяется с
точностью до организационных границ.
Исторически в СССР сложилось так, что
многие отрасли Х.С. не признавались частью
реальной экономики, а результаты их деятельности
не включались в национальный доход, в
совокупный общественный продукт и валовый
внутренний продукт (ВВП). Под влиянием
вульгарной трактовки производительного
труда труд во многих отраслях социального
обслуживания считался непроизводительным,
а сами эти отрасли — не производящими,
а лишь потребляющими национальный доход.
Даже оценка результатов их деятельности
осуществлялась в СССР по затратам на
функционирование, т.е. с большим искажением
и занижением.
Отсюда возникло и соответствующее наименование
для совокупности многих отраслей, составляющих
социальное хозяйств, — непроизводственная
сфера, а позже — социальная сфера. Сейчас
это становится анахронизмом, хотя категория
«социальное хозяйство» пока не заняла
должного места в науке и хозяйственной
практике. Особенно слабо проработанными
и теоретически, и практически остаются
общие проблемы, закономерности и принципы
организации социального хозяйства как
крупного народнохозяйственного комплекса.
Эта слабость неизбежно сказывается и
на формировании экономической, финансовой,
кредитной, кадровой политики применительно
к социальному хозяйству как комплексу,
а также на подходах к его реформированию
в целом и его крупных отраслей.
Структура социального хозяйства, находится
в состоянии сбалансированности (пропорциональности),
если (и когда) функционирование всего
комплекса социального хозяйства и его
отраслей соответствует социальному предназначению
и достигаются и устойчиво воспроизводятся
нормальные (благоприятные, привычные)
социальные условия жизнедеятельности
народа и составляющих его социальных
групп.
Обеспечение социальной заданности отраслевого
профиля конкретных отраслей и социального
предназначения всего социального хозяйства
как народнохозяйственного комплекса
происходит по-разному в разных общественных
системах.
В демократическом
обществе социальная заданность и сбалансированность
социального хозяйства складывается как
результат социальной политики, под влиянием
взаимодействий множества реальных самостоятельных
субъектов (социальных групп и их представителей,
среди которых ведущую роль играет демократическое
государство).
Ещё более наглядно неотделимость и существенность
социальной формы процессов и отношений
проявляется при формировании и развитии
социально-трудовых отношений. Экономисты
и управленцы нередко склонны рассматривать
труд как один из факторов производственного
процесса, как рабочую силу, а трудовые
отношения — как куплю-продажу и производственное
использование рабочей силы. Социальная
политика (т.е. социальные взаимодействия)
оказывается в стороне и вне трудовых
процессов.
Однако труд имеет большое отличие от
других факторов производства:
• у него есть гражданские права и свободы,
• собственные интересы и представления
о справедливости,
• право объединяться для самозащиты
в отношениях с работодателем и т п. Наемный
работник продает свою способность к труду,
берет на себя обязательства трудиться
в соответствии с установленными законом
или оговоренными в контракте условиями.
Но на время труда никуда не исчезает все
остальное, что не продавалось и не покупалось
на рынке труда.
И на рынке труда, и в производстве, и после
работы человек есть целостность. И с этим
приходится считаться в практике управления
Управлять приходится не просто соединением
фактора труда с другими факторами, а всей
совокупностью взаимосвязей живых людей
с обществом и друг с другом, возникающих
в связи с трудом. Для производства обществу
и предпринимателю нужна вроде бы только
рабочая сила, а проблема управления разрастается
до охвата всего, что связано с трудом.
Круг процессов и отношений, которые не
просто как-либо связаны с трудом, а увязаны
с ним как с доминирующим, конституирующим
(основополагающим), сферообразующим процессом,
относятся к социально-трудовыми отношениям,
или к социально-трудовой сфере.
Сущность управления трудом состоит в
обеспечении воспроизводимых и социально
устойчивых условий участия людей в труде.
Обеспечивается это посредством воспроизведения
нормального общественного положения
трудящихся и их семей.
Совокупность социально-трудовых отношений
как отношений непременно социально-политических
представляет собою реальную качественно
определённую сферу. Не случайно и в законодательстве
эта сфера регулируется по-особенному
— посредством трудовых кодексов, социальных
кодексов, социальных хартий, деклараций
о социальном развитии и т.п.