Социальное государство : понятие и признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 20:35, доклад

Описание работы

Социальное государство - это новый этап в развитии государства, который стал возможным при наличии у государства достаточных ресурсов, чтобы обеспечить реальную ответственность за судьбу общества, каждого гражданина.
Социальное государство представляет собой тип такого государства, которое стремится создать каждому гражданину максимально благоприятные условия существования, реализации своих индивидуальных талантов и способностей, обеспечить высокий уровень социальной защищенности.

Файлы: 1 файл

Политология.doc

— 39.00 Кб (Скачать файл)

Социальное государство : понятие и признаки.

Социальное государство - это новый этап в развитии государства, который стал возможным при наличии у государства достаточных ресурсов, чтобы обеспечить реальную ответственность за судьбу общества, каждого гражданина.

Социальное государство представляет собой тип такого государства, которое стремится создать каждому гражданину максимально благоприятные условия существования, реализации своих индивидуальных талантов и способностей, обеспечить высокий уровень социальной защищенности.

Конечно, немногие государства могут быть отнесены к социальным, а лишь те, где большинство населения достигло высокого уровня жизни, душевого потребления товаров и услуг. Например, к социальным государствам могут быть отнесены Швеция, Норвегия, Япония, Швейцария, Франция и др.

Среди признаков социального государства отметим следующие.

1. Достойный уровень жизни. Государство ответственно за  предоставление каждому гражданину  прожиточного минимума, гарантирующего  достойное существование. Эту функцию государство осуществляет путем справедливого перераспределения общественного богатства от богатых к бедным слоям населения. Обычно прожиточный минимум составляется по стоимости двухсот наименований продуктов, товаров и услуг, которые необходимы для нормальной жизни человека.

Конечно, это не означает, что взрослый здоровый человек должен ожидать социального пособия, он обязан зарабатывать сам, кормить свою семью. Ответственность государство берет только за тех граждан, которые сами не могут удовлетворить свои потребности по возрасту, болезни, инвалидности и т.п.

К социальным государствам принято относить те страны, прожиточный минимум в которых составляет 7-10 тыс. долл. на человека в год.

2. Социальное равенство. Речь не идет об уравниловке. Социальное равенство следует понимать как равенство стартовых возможностей, а не равенство результатов деятельности. Проявлений социального неравенства множество: это и возраст, образование, район проживания, здоровье, специальность, пол и т.п.

Государство стремится смягчить, а где возможно, и устранить социальное неравенство, активно вмешиваясь в различные сферы жизни человека. Так. оно закрепляет принцип равного доступа к государственным должностям, что ликвидирует правовые предпосылки неучастия в управлении каких-либо групп населения.

Кроме того, государство вмешивается в трудовые отношения, уравнивая в правах мужчину и женщину при найме па работу. Имущественные различия государство сглаживает с помощью налоговой политики, перераспределяя собранные средства в пользу малоимущих.

3. Социальная защита тех, кто потерял доход или средства  к существованию (по причине болезни, инвалидности, старости, потери кормильца, безработицы), а также оплата расходов  на медицинское обслуживание. Система социального обеспечения возникла в форме социального страхования. Она провела границу между самостоятельным заработком и средствами, идущими по линии социального обеспечения и страхования. К этим средствам относятся, например, пенсии, пособия по безработице, выплаты из государственного бюджета, благотворительных фондов.

4. Подъем благосостояния  всего общества. Показателем благосостояния  является уровень нищеты. Обычно  в развитых странах он не  превышает 10%. а в Швеции - чуть  больше 5%. Это позволяет включать  в пользование материальными благами (оплата жилья, стипендии учащимся, пособия на детей и т.п.) все более широкий круг лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие «Политическое лидерство». Классификация и функции.

 

  Под лидерством понимают механизм взаимодействия лидеров и ведомых. Основными аспектами лидерства являются: 1) способность лидера точно оценить ситуацию, найти оптимальные решения проблем, мобилизовать людей на выполнение решений; 2) принятие ведомыми идей лидера, готовность сознательно и добровольно подчиняться ему. 
  Политическое лидерство - легитимное влияние лица (или группы лиц) на общество, организацию или группу, механизм и конкретные способы реализации власти. 
  Главные компоненты политического лидерства: личностные характеристики самого лидера (природные, нравственные, профессиональные), инструменты осуществления власти (политические партии, законодательные органы, суды, бюрократический аппарат, средства массовой информации), ситуация, в которой действует лидер и влияние которой испытывает. 
  Различается формальное и неформальное политическое лидерство. Формальное лидерство основывается на положении определенного лица в общественной иерархии и закрепляется в правах и нормах. Субъективная готовность и способность человека к выполнению роли лидера, а также признание за ним права на руководство со стороны группы людей характеризуется категорией неформального лидерства. В политике формальный, институциональный аспект лидерства является ведущим, поскольку общественная потребность в самоорганизации зависит не столько от личных качеств, сколько от силы и влияния институтов власти. 
  Важнейшими функциями политического лидера являются: 
  • интеграция общества вокруг общих целей и ценностей, олицетворение национального единства во взаимоотношениях с другими государствами; 
  • нахождение и принятие оптимальных политических решений; 
  • осуществление социального арбитража и патронажа, защита граждан от беззакония и произвола; 
  • коммуникация власти и народа; 
  • охрана традиций и инициирование обновления, мобилизация населения на достижение политических целей. 
  Завышенная оценка роли и функций политических лидеров может принять форму их культа. Это явление наиболее характерно для тоталитарных и авторитарных государств, где политические лидеры нередко обожествляются, наделяются качествами пророков и ясновидцев. 
  Основные предпосылки возникновения культа политических лидеров: 
  • концентрация огромной власти в руках одного человека, тотальная личная зависимость нижестоящих не столько от результатов своего труда, сколько от благосклонности руководства; 
  • патриархальная и подданническая политические культуры общества, которые исходят из веры в «хорошего царя» или руководителя, из принятия жесткой иерархической организации общества; 
  • претензии идеологии на монопольное обладание истиной. 
  Для обеспечения демократического развития общества необходимо включение в механизм лидерства системы контроля за деятельностью лидеров, состоящей из таких процедур, как выборность, сменяемость, отчетность, создание сдержек и противовесов и пр. 
  В функционировании политического лидерства проявляются следующие тенденции: 
  • институционализация лидерства; процесс рекрутирования и деятельности политических руководителей осуществляется прежде всего в рамках политических институтов - государства, партий, общественных движений; 
  • концентрация усилий лидеров на решении прежде всего повседневных экономических и социальных проблем; 
  • профессионализация лидерства, возрастание роли знаний, навыков и опыта; 
  • сокращение границ власти политических лидеров вследствие ограниченных сроков пребывания у власти, функционирования механизма разделения властей, контроля со стороны выдвинувших их политических партий, оппозиции и общественности; 
  • уменьшение вероятности появления политических лидеров - героев типа Наполеона вследствие непродолжительности сроков пребывания у власти и отсутствия чрезвычайных обстоятельств (войн, революций), порождающих такое лидерство; 
  • возрастание роли и влияния неформальных лидеров (типа М. Ганди, Мартина Лютера Кинга, А. Сахарова). 
  Основные подходы к объяснению феномена лидерства в современной политической науке — теория черт, ситуационная концепция и концепция конституентов. Теория черт объясняет этот феномен выдающимися качествами лидеров. Ситуационная концепция исходит из понимания лидерства как функции определенных социальных условий и ситуаций. Близка к ситуационному подходу концепция конституентов, согласно которой поведение лидера определяется прежде всего влиянием его последователей и избирателей. 
  Классификация политического лидерства осуществляется по ряду оснований. Исходя из корней лидерства М. Вебер выделил три его типа — традиционное (вожди племен, монархи), рационально-легальное (легитимируется законом), харизматическое (основывается на вере в выдающиеся качества руководителей). В зависимости от поставленных целей и воздействия лидеров на общество различают консерваторов, реформаторов и революционеров. В зависимости от технологии выработки и принятия решений, методов управления обществом выделяют два стиля политического лидерства - демократическое и авторитарное. В зависимости от субъекта управления обществом различается лидерство индивидуальное (руководитель) и коллективное (правительство, партия, руководящий орган парламента и т.д.). Наличие ряда классификаций политического лидерства отражает сложность и многогранность этого феномена.

 


Информация о работе Социальное государство : понятие и признаки