Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 00:06, реферат
Принцип социального государства является в последние годы объектом пристального внимания как российских, так и зарубежных исследователей: юристов, социологов, политологов и экономистов. Его анализу посвящено немало публикаций, в которых рассматриваются проблемы сущих и целесообразных масштабов и форм социальной деятельности государства, ее исторической и современной динамики, правового оформления принципа социального государства и его соотношения с принципами государства правового и демократического.
ПЛАН
Введение
Принцип социального государства является в последние годы объектом пристального внимания как российских, так и зарубежных исследователей: юристов, социологов, политологов и экономистов. Его анализу посвящено немало публикаций, в которых рассматриваются проблемы сущих и целесообразных масштабов и форм социальной деятельности государства, ее исторической и современной динамики, правового оформления принципа социального государства и его соотношения с принципами государства правового и демократического.
В настоящее время принцип социального государства признан во многих странах как один из основополагающих принципов современного цивилизованного государства – наряду с его правовым, демократическим и светским характером. Вместе с тем размах и способы осуществления социальной политики государств постоянно меняются, сталкиваясь с различными вызовами и рисками и заставляя науку и практику находиться в постоянном поиске их совершенствования и оптимизации.
Проблематика социального государства чрезвычайно актуальна для России. Действующая Конституция провозглашает нашу страну социальным государством (ст. 7). Но в силу ряда объективных и субъективных причин данное положение во многом остается лишь идеалом.
1. Понятие и признаки социального государства
Социальное государство – это новый этап в развитии государства, который стал возможным при наличии у государства достаточных ресурсов, чтобы обеспечить реальную ответственность за судьбу общества, каждого гражданина.
Социальное государство представляет собой тип такого государства, которое стремится создать каждому гражданину максимально благоприятные условия существования, реализации своих индивидуальных талантов и способностей, обеспечить высокий уровень социальной защищенности.
К социальным государствам могут быть отнесены Швеция, Норвегия, Япония, Швейцария, ФРГ. Франция и др1.
Среди признаков социального государства отметим следующие2.
1. Достойный уровень жизни.
Государство ответственно за
предоставление каждому
2. Социальное равенство.
Социальное равенство следует
понимать, как равенство стартовых
возможностей, а не равенство
результатов деятельности. Проявлений
социального неравенства
Государство закрепляет принцип равного доступа к государственным должностям, вмешивается в трудовые отношения, уравнивая в правах мужчину и женщину при найме па работу. Имущественные различия государство сглаживает с помощью налоговой политики, перераспределяя собранные средства в пользу малоимущих3.
3. Социальная защита тех,
кто потерял доход или
Система социального обеспечения возникла в форме социального страхования. Она провела границу между самостоятельным заработком и средствами, идущими по линии социального обеспечения и страхования. К этим средствам относятся, например, пенсии, пособия по безработице, выплаты из государственного бюджета, благотворительных фондов.
4. Подъем благосостояния всего общества. Показателем благосостояния является уровень нищеты. Обычно в развитых странах он не превышает 10%. а в Швеции - чуть больше 5%4. Это позволяет включать в пользование материальными благами (оплата жилья, стипендии учащимся, пособия на детей и т.п.) все более широкий круг лиц.
2. Понятие социальной ответственности государства
Тема социальной ответственности государства весьма актуальна в современном мире. Сегодня взаимоотношения гражданина РФ и государства в том, что касается социальной ответственности власти перед гражданами за обеспечение их социальными услугами, остаются крайне запутанными и непонятными. Понять, какую социальную ответственность по защите здоровья, материнства, старости и др. социальные обязательства перед гражданином государство берёт на себя, крайне непросто. А то, что можно понять, является явно недостаточным для улучшения качества жизни населения Российской Федерации. С другой стороны, и ответственность граждан перед государством и обществом не обозначена предельно чётко, исходя из оптимального баланса интересов. Итогом такого положения дел могут стать т опасные внутренние противоречия в российском обществе.
Термин социальная "ответственность" достаточно многообразен. Ее существование предопределено политикой государства, и отражает его взаимодействие с обществом.
В свою очередь, государство, проявляя ответственность перед обществом, постоянно контролируют деятельность субъекта, адекватно реагируя на различные варианты поведения (поощряя, одобряя ответственное поведение и наказывая нарушителя). Поэтому ответственность (в широком, социальном плане) можно охарактеризовать как общественное отношение между субъектом и контролирующей его поведение инстанцией (государством, обществом)5.
Под социальной ответственностью понимается объективная необходимость отвечать за нарушение социальных норм. Она выражает характер взаимоотношений личности с обществом, государством, коллективом, другими социальными группами и образованиями – со всеми окружающими ее людьми. В основе социальной ответственности лежит общественная природа поведения человека.
Социальная ответственность – сложная, собирательная нравственно-правовая, философская и этико-психологическая категория, изучаемая многими науками, но под разными углами зрения. Различают моральную, политическую, юридическую, общественную, гражданскую, профессиональную и другие виды ответственности, которые в совокупности составляют родовое понятие – «социальная ответственность».
Социальная ответственность предполагает объективно обусловленную необходимость соблюдения индивидом основных правил, требований, принципов, устоев совместного общежития. Такое поведение – непременное условие нормального функционирования общества, коллективной жизни.
3. Взаимодействие социальной ответственности бизнеса и государства
Государство и его законы не в состоянии решать все аспекты ведения бизнеса. Существует государственный контроль за налоговой, финансовой и прочими сферами, но государство не может навязать ответственное отношение к обществу в целом. Государство должно стимулировать усилия отечественных предприятий по формированию корпоративной культуры, внедрению принципов социальной этики, выработке социально ответственного поведения. Ответственность государства перед бизнесом – это создание условий для того, чтобы бизнес мог нормально развиваться и выполнять свои обязательства пред обществом через благоприятный инвестиционный климат в стране, адекватную налоговую систему, которая не должна меняться в течение продолжительного времени6.
В обществе должна быть создана атмосфера высокой требовательности к ответственности бизнеса, власть должна подавать примеры роста своей социальной ответственности, предусмотренные законодательством. От того, насколько успешно компании сумеют объединить усилия с государством и некоммерческими организациями в формировании активной стратегии социального развития, во многом будет зависеть конкурентоспособность бизнеса.
Социальная ответственность выступает как синергетический эффект при взаимоотношениях государства и общества, поскольку дает возможность государству и бизнес удовлетворять как собственные потребности, так и потребности общества, а также активно влиять друг на друга в собственных интересах.
Рис.1. Модели взаимодействия государства и бизнеса7
4. Проблемы процесса формирования в России правовой основы социального государства
В современной России отсутствует сколько-нибудь целостная концепция социального государства, призванная лечь в основу ответственной государственной социальной политики. В частности, Концепция социального государства РФ является ведомственным проектом, делающим упор на патерналистские функции государства и контроль над сферой социальной политики со стороны гражданского общества и, главным образом, профсоюзов8. Но ведь по своим базовым принципам социальное государство отрицает доминирование любой социальной или профессиональной группы. В связи с этим создание социального государства в Российской Федерации сопровождается определенными трудностями:
1. Не обретена опора в правах человека и социальное государство в России не может опереться на фундамент правового государства: создание социального государства у нас не является новым этапом развития правового государства.
2. Не сформирован окончательно средний слой собственников: подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированной партийно-государственной собственности.
3. Отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников.
4. Не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к исчезновению реальной конкуренции9.
5. Не возникло развитое, зрелое гражданское общество.
6. Снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовно-нравственные ориентиры справедливости и равенства.
Заключение
В современной Российской Федерации проблема построения социального государства становится одним из главных приоритетов развития национальной государственности. В стране активно осуществляются меры по реформированию системы социальной защиты населения, происходит смена модели социальной политики, что требует обращения к конституционным основам социального государства.
В Конституции РФ провозглашено: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ч. 1 ст. 7)10. Приведенная конституционная формула означает не что иное, как конституционные цель и принцип, общенациональный проект по реализации конституционной установки о том, что в соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства.
Таким образом, дальнейшее повышение роли социальной ответственности в Российской Федерации требует комплексного и системного подхода, учета и совершенствования не только ее правовых, организационных и экономических основ, но и соответствующего уровня развитости общества, осознание властью и другими субъектами трудовых отношений значимости этих факторов в развитии социального государства.
Список использованной литературы
1 Гаман-Голутвина, О.В. Меняющаяся роль
государства в контексте реформ государственного
управления: отечественный и зарубежный
опыт [Электронный ресурс] / О.В. Гаман-Голутвина.
– Режим доступа: http://www.aquilonclub.ru/