Социально-правовой статус государственного служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 02:36, реферат

Описание работы

правовой статус (правовое положение) государственных служащих - это содержание государственно-служебных правоотношений, т.е. самая сущность этих правоотношений. С изменением государственно-служебных правоотношений изменяется и правовой статус государственных служащих, например: увольнение, отставка служащего, утрата российского гражданства, выход на пенсию и т.д.

Файлы: 1 файл

социально праовой стутус гос служащего.docx

— 19.24 Кб (Скачать файл)

Социально-правовой статус государственного служащего

 правовой статус (правовое  положение) государственных служащих - это содержание государственно-служебных  правоотношений, т.е. самая сущность  этих правоотношений. С изменением  государственно-служебных правоотношений  изменяется и правовой статус  государственных служащих, например: увольнение, отставка служащего,  утрата российского гражданства,  выход на пенсию и т.д.

Статус государственных  служащих можно рассматривать и  как дифференцированную и комплексную  систему, которая включает в себя вертикальную и горизонтальную структуры. Вертикальное деление состоит в  разграничении: 1) видов государственных  служащих (например, в зависимости  от занимаемых государственных должностей (высшие, главные, ведущие, старшие и  младшие государственные должности  государственной службы); 2) уровней  государственной службы: федеральная, в субъектах Федерации. Горизонтальное деление указывает на множество специальных направлений в государственной службе: архивная служба, служба безопасности, военная служба, дипломатическая и т.д.)

Правовой статус государственных  служащих зависит также от условий, в которых протекает государственная  служба. Поэтому особенности статуса  государственных служащих могут  определяться и объективно возникшей  общественно-политической либо государственно-правовой ситуацией: например, введение режима чрезвычайного положения или  военного положения; объявление мобилизации; другие установленные специальными законами административно- правовые режимы. В этих случаях содержание статуса государственного служащего существенным образом может изменяться; служащие могут получать дополнительные полномочия, права; для них могут устанавливаться специальные обязанности и особые условия прохождения службы и юридической ответственности.

Правовой статус государственных  служащих определяет в первую очередь  различный набор прав и обязанностей.

Правовой статус государственных  служащих включает следующие составляющие: способы замещения государственных  должностей; нормирование и организацию  труда; требования, предъявляемые к  государственным служащим; права, обязанности, ограничения и запреты по должности; прохождение службы (аттестация, повышение  по службе, присвоение квалификационного  разряда, ранга, специального звания и  т.п.); меры стимулирования и ответственности.

Специфика выполняемых служащими  задач и государственных функций  определяет особенности правового  статуса различных категорий  государственных служащих. Так, для  некоторых видов государственных  служащих законодателем могут быть установлены особые правила прохождения  государственной службы, специальные  права и обязанности, ограничения  по службе, порядок проведения аттестации (оценки), привлечения к дисциплинарной ответственности, возможность (или, наоборот, запрет) привлечения к уголовной  и административной ответственности.

функционирование государственной  службы возможно при использовании  традиционных административно-правовых методов правового регулирования:

 

1) установлении определенного  порядка действий - предписания к  действию в соответствующих условиях  и надлежащим образом, предусмотренного  различными правовыми нормами  (в большей мере административно- правовыми);

2) запрещении определенных действий. Если государственные служащие не соблюдают это положение, то законодатель устанавливает возможность применения к ним мер государственного принуждения: дисциплинарного, административного, уголовного;

3) предоставлении субъекту государственно-служебных отношений (государственному служащему) возможности выбора одного из установленных вариантов должностного поведения, которые предусматриваются различными правовыми нормами;

4) предоставлении возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т.е. совершать либо не совершать предусмотренных административно-правовой нормой действий в установленных ею условиях[3].

 

Правовое регулирование  централизованно строится на началах  субординации, т.е. по принципу "власть - подчинение", соблюдение дисциплины, ответственности нижестоящего должностного лица перед вышестоящим, обязательности выполнения распоряжений, правовых актов и решений вышестоящих органов и должностных лиц.

 

Во всех государствах, в  которых законодательством установлен особый публично-правовой статус государственных  служащих и создан профессиональный, специально подготовленный корпус государственных  служащих, чиновники имеют соответствующие  права, обязанности и ограничения, привилегии. Тем самым учреждена  профессиональная бюрократия, действует  система законодательства, состоящая  из двух частей: одна распространена на работников государственной службы; другая регулирует отношения в сфере  общих трудовых отношений служащих, которые также работают в публичных  учреждениях (государственные и  муниципальные органы, общины, объединения  и пр.). Между этими двумя системами  главное различие состоит в то, что лица, находящиеся на государственной  службе, в отличие от лиц, состоящий  в обычных трудовых отношениях, имеют  особый публично-правовой статус и  пользуются преимущественными правами (специальные обязанности, запреты, ограничения и т.д.). А второстепенное различие состоит в том, что в  регулирование государственной  службы включаются несколько специфических  обязанностей (например, запрет на забастовки, более строгое подчинение по службе, последствия несоблюдения этих предписаний  и т.д.).

 

Правовой статус государственных  служащих с изменением условий прохождения  государственной службы также изменяется.

В структуру института  правового статуса государственного служащего входит также присвоение ему квалификационного разряда (чина). Квалификационные разряд присваиваются  последовательно от более низких к более высоким в соответствии с уровнем его общего и профессионального образования, оценкой работы по последней и ранее занимаемым должностям. Квалификационный разряд дает право быть кандидатом на соответствующую должность.

 

Гражданам, претендующим на должность в государственной  службе, необходимо иметь соответствующее  профессиональное образование по специализации  государственных должностей. Специализация  государственных должностей устанавливается  в зависимости от функциональных особенностей государственных должностей государственной службы и особенностей предмета ведения соответствующих  государственных органов.

 

Порядок прохождения государственной  службы предполагает пять групп должностей в этой сфере. В соответствии с  этим действуют пять категорий требований, каждая из которых исходит из определенной сложности выполняемых задач  и, требует соответствующей подготовки (подготовительной службы) для приобретения необходимой квалификации. Набор  обучаемых, организация и характер обучения предполагают, что подготовка служащего для той или иной должности будет успешной, если у него есть соответствующая этой должности базовая подготовка, например диплом для права поступления в высшее специальное заведение, для обучения в соответствии с профилем занимаемой должности.

 

Проблема отбора государственных  служащих на выдвижение должна решаться только путем оценки профессиональной пригодности, квалификации и личной трудовой отдачи (по принципу профессионального  мастерства).

 

Важнейшим средством обеспечения  профессионализма является отлаженная система подбора и выдвижения кадров, номенклатура, если она правильно  организована - это необходимый элемент  профессиональной службы. Без цивилизованной, контролируемой, законопослушной, ответственной  номенклатуры демократия как система  управления невозможна. В работе по формированию кадров корпуса государственного аппарата следует руководствоваться  триадой: профессионализм - стабильность - лояльность.

 

Структуру обобщенной модели должности на основе содержания должностной  деятельности предложил П.А.Тварийонавичюс[6]. Он классифицировал элементы должностной деятельности: содержание деятельности; права и полномочия; ответственность и самостоятельность; характеристика рабочего места; условия и организация труда; заработная плата; требования к работнику; порядок замещения и освобождения; возможный круг замещаемых должностей.

 

В правовой модели важное место  отводится вопросу формирования задач и обязанностей для рабочего места. Существует несколько принципов, которые необходимо учитывать при  их формировании. К ним, в частности, относятся:

 

- принцип соответствия - установленный  объем работы должен соответствовать  физическим возможностям человека;

 

- принцип надлежащей детализации  - должна быть определена степень  детализации круга задач и  обязанностей;

 

- принцип показателей  - показатели должны отражать  результаты, зависящие от самого  работника;

 

- принцип значимости поручений  - в перечне следует определить  вес и значение каждого поручения,  входящего в круг обязанностей;

 

- принцип равномерности  стимулов и санкций - чем конкретнее  задание и яснее показатель, тем  легче каждому, и прежде всего  руководителю, заметить малейшее  упущение;

 

- принцип самовыражения  - каждый человек обладает определенными  способностями, честолюбием, увлечениями  и пристрастиями; хочет чем-то  выделиться, обратить на себя  внимание окружающих, пользоваться  уважением коллектива и ощущать  общественную полезность своего  труда;

 

- принцип повышения квалификации - этот принцип должен учитываться  при определении задач и обязанностей; необходимо периодически пересматривать  состав задач и функций для  постоянного развития и профессионального  роста работников;

 

- принцип автоматического  замещения отсутствующих - в аппарате  управления проблема замещения  отсутствующих работников должна  рассматриваться как неразрывно  связанная с организацией рабочего  места.

 

С расширением и изменением функции и задач государственного управления численность работников аппарата управления, количество государственных  служащих возрастают и концентрируются, как правило, на уровне региональных органов, а также органов местного самоуправления. После учреждения федеральной  государственной службы акцент на процессы формирования этого института переносится  в регионы и в органы местного самоуправления. Поэтому исключительно  важно исследовать, как исходная правовая модель государственной службы федерального центра проецируется на регион, с учетом географических, культурных, национально-этнических, политических, экономических и иных особенностей. Это будет более подробно рассмотрено во второй главе работы.


Информация о работе Социально-правовой статус государственного служащего