Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 23:22, курсовая работа
Цель курсовой работы: исследовать понятие и проблемы становления правового государства.
Исходя из целей, задачи:
Дать понятие социального государства;
Осветить проблемы становления социального государства;
Осветить актуальные проблемы права социального обеспечения как функции социального государства.
Введение
Глава 1. Становление социального государства и его конституционно-правовые характеристики
1.1 Понятие и проблемы становления социального государства
1.2 Конституционно-правовые характеристики социального государства
Глава 2. Социальное обеспечение как функция социального государства
2.1 Понятие социального обеспечения и его составные элементы
2.2 Особенности социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
Заключение
Список нормативных актов и литературы
Военная доктрина России, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. N 706, в качестве одного из основных принципов развития военной организации Российского государства провозглашает принцип реализации прав и свобод военнослужащих, обеспечение их социальной защищенности, достойного социального статуса и уровня жизни. Посредством реализации законодательства о социальном обеспечении указанных категорий граждан осуществляется формирование и поддержание на должном уровне социального потенциала оборонной мощи государства (социальный потенциал оборонной мощи - это возможности общества в укреплении оборонной мощи государства, обусловленные состоянием социально-классовой структуры, характером классовых и национальных отношений, условиями жизни и труда людей, мерой удовлетворения их потребностей, а также степенью осуществления социальной справедливости18). Перед Россией в XXI в. стоит задача смены социальной парадигмы военного строительства: от принципа принудительности в выполнении гражданами своего воинского долга к обеспечению одного из основных прав человека - возможности свободы выбора и возрастанию личной ответственности гражданина за защиту общества и государства. В связи с этим система социального обеспечения, ее эффективность в современных условиях становятся все более определяющим фактором престижности военной службы, укомплектованности Вооруженных Сил и других воинских формирований Российской Федерации и в конечном счете их боевой готовности и боеспособности.
Обобщая приведенные выше положения, можно выделить следующие отличительные особенности социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей:
во-первых, нормы права социального обеспечения указанных категорий граждан содержатся главным образом в федеральном законодательстве - законах, указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба. Акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иные локальные акты в общем массиве военно-социального законодательства имеют весьма незначительный удельный вес и играют вспомогательную роль (особенно сильно это стало заметно после принятия Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ);
во-вторых, финансирование социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета. Средства внебюджетных фондов (Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации), играющие ключевую роль в социальном обеспечении населения России, в социальном обеспечении указанных категорий граждан практически не используются;
в-третьих, если социальное обеспечение населения осуществляется исключительно в целях смягчения социальных рисков и возмещения утраченного заработка и иных доходов вследствие безработицы, инвалидности, старости и т.п., то социальное обеспечение военнослужащих в значительной мере направлено на стимулирование добросовестной службы и на компенсацию законодательного ограничения ряда их общегражданских прав и свобод;
в-четвертых, социальному обеспечению военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей присущи повышенные, по сравнению с другими категориями граждан, размеры пенсий, пособий, компенсационных выплат. Этим подчеркивается особый характер служебной деятельности военнослужащих, государственная значимость воинского труда;
в-пятых, социальное обеспечение военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей включает в себя ряд специфических видов льгот, пособий, компенсационных выплат, предназначенных только для указанных категорий граждан (например, ежемесячное пособие супругам военнослужащих, вынужденным не работать в связи с отсутствием возможности трудоустройства ввиду особенностей дислокации воинских частей; социальное пособие гражданам, уволенным с военной службы без приобретения права на пенсию за выслугу лет; компенсация за поднаем жилых помещений бесквартирным военнослужащим и др.).
Научные положения о правовом регулировании социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, образуя собственный специфичный предмет, являющийся составной частью общего предмета военно-правовой науки, в то же время широко используют научные знания, содержащиеся в других отраслях правовой науки. Прежде всего, это относится к теории государства и права, государственному (конституционному) праву, гражданскому праву, трудовому праву и праву социального обеспечения. Этим подтверждается мысль Д.А. Керимова о том, что "характерной особенностью современного развития научного знания является образование своеобразного поля пересечения, активного взаимодействия и взаимопроникновения различных, казалось бы, далеко друг от друга стоящих наук, теоретических концепций и методов познания, что обогащает их и приносит исключительно плодотворные результаты"19.
В данной главе нами было рассмотрено право социального обеспечения в контексте нашей дальнейшей деятельности. Социальное обеспечение - это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд, а для удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физиологических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, лиц, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе, в случаях и на условиях, установленных в социальных, в том числе правовых нормах. Социальное обеспечение военнослужащих - неотъемлемый элемент правового социального государства, так как защита Родины, требующая порой людских жертв, требует и соответствующих гарантий и определенных благ, привилегий.
Подведем итог курсовой работы. Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация есть социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальное государство - организация политической власти общества, деятельность которой всецело направлена на удовлетворение интересов человека, создания всех условий для его процветания и развития. В настоящее время социально ориентированное государство сталкивается с проблемой борьбы за распределение материальных ресурсов, экологической проблемой и рядом других, без решения которых немыслимо построения государства "всеобщего благоденствия".
Конституционно-правовая характеристика социального государства предполагает ряд постулатов, среди которых: социальной функции частной собственности, социальное партнерство, социально-экономическое равноправие индивидов и социальных, национальных, иных общностей, вносящих свой вклад в прогрессивное развитие общества, социальная справедливость, социальная ответственность, необходимость особой подготовки государственных (и муниципальных)"управленцев", развития технологичности государственного аппарата.
Одной из основных функций социального государства является функция социального обеспечения. Социальное обеспечение - это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд, а для удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физиологических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, лиц, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе, в случаях и на условиях, установленных в социальных, в том числе правовых нормах. Реализация данной функции тесно переплетается с нашей дальнейшей деятельностью, ибо каждый офицер имеет ряд льгот, гарантий социального обеспечения.
Список нормативных актов:
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) - Правовая система "КонсультантПлюс".
Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" // Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 2 июня 1998 г. N 104.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // Текст Кодекса опубликован в "Российской газете" от 31 декабря 2001 г. N 256.
Список литературы:
Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник - М., 2006 г.
Байтин М.М. Механизм современного Российского государства // Правоведение, 2006 г.
Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. Лазарева В.В. - М., 2004.
Теория государства и права. Учебник / Под ред. М.Н. Марченко - М., 2005.
Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. - М.: ЗАО "Юстицинформ", 2008.
В.Е. Чиркин - главный научный сотрудник ИГП РАН, доктор юридических наук, профессор // "Журнал российского права", 2008, N 12.
Корякин В.М. Право социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Серия "Право в Вооруженных Силах - консультант". - "За права военнослужащих", 2005 г.
1 Текст Конституции опубликован в "Российской газете" от 25 декабря 1993 г. N 237
2 См.: Основной закон Федеративной Республики Германии от 23 мая 1949 г. // Конституции зарубежных государств. М.: Бек, 1997.
3 Конституция Итальянской Республики от 22 декабря 1947 г. // Там же.
4 См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4 т. Т. 3 / Отв. ред. Б.А. Страшун. М.: Бек, 1997.
5 Конституция США от 17 сентября 1787 г. Ст. 1, разд. 9 // Конституции зарубежных государств.
6 См.: Козловски П. Общество и государство: неизбежный дуализм. М.: Республика, 1998. С. 158.
7 См.: Локк Дж. Два трактата о правлении // Соч.: В 3 т. Т. 3. М.: Мысль, 1998. С. 310.
8 См.: Милецкий В.П. Социальное государство: эволюция идей, сущность и перспективы становления в современной России // Политические процессы в России в сравнительном измерении. СПб.: СПБТУ, 1997. С. 82, 97.
9 См.: Моль Р. Наука полиции по началам юридического государства. СПб., 1871.
10 См.: Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учебное пособие для вузов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М., 1998. - С. 14.
11 Роик В.Д. Социальная защита работника в процессе труда: проблемы теории и практики: Автореф. дисс.: д-ра экон. наук. - М., 1994. - С. 21.
12 См.: Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: перспективы развития. - С. 12.
13 Социологический словарь. - Минск, 1991. - С. 253.
14 См.: Кудашкин А.В. Конституционно-правовой статус военнослужащих в Российской Федерации: Дисс... канд. юрид. наук. - М., 1998.
15 См.: Кудашкин А.В. Военное право: понятие, актуальные проблемы направления исследований//Современное состояние военного права и его влияние на национальную безопасность Российской Федерации. Материалы научно-практической конференции. 21 апреля 2004 г., г. Москва. - М., 2004. - С. 5-6.
16 См.: Заусцинский П. История кодификации русского военного законодательства//Военное законодательство Российской империи (Кодекс русского военного права): Военный сборник. Вып. 10. - М., 1996. - С. 361-362.
17 Там же. - С. 362.
18 См.: Горобцов Г.А. Социальный потенциал в системе оборонной мощи советского государства: Дисс.: д-ра филос. наук. - М., 1991. - С. 35.
19 Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). - 2-е изд. - М., 2001. - С. 80.