Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 10:44, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является изучение социальных нормы, сущности и особенности традиций и обычаев как самостоятельных видов социальных норм общества.
Предмет исследования это социальные нормы.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
изучить понятие и виды социальных норм,
провести анализ классификаций социальных норм,
рассмотреть понятие традиций и обычаев , и найти точки их взаимодействия с правом.
Введение 3 1.Социальные нормы общества (понятие, назначение). 4-6
2..Виды социальных норм. Соотношение права и других социальных регуляторов. 7-14
3.Классификация социальних норм. 14-16
4.Сущность и особенности традиций и обычаев как самостоятельных видов социальных норм 16-19
Заключение 19
Список используемой литературы 20
Федеральное агентство
по образованию РФ Томский государственный
университет Новосибирский
Научный руководитель:
Преподаватель
Соколова Тамара Тимофеевна
Автор работы:
студентка 1 курса, группы 04 ВП
План
Введение 3 1.Социальные нормы общества (понятие, назначение). 4-6
2..Виды социальных норм. Соотношение права
и других социальных регуляторов.
3.Классификация социальних
норм.
4.Сущность и особенности традиций и обычаев
как самостоятельных видов социальных
норм
Заключение
Список используемой литературы 20
ВВЕДЕНИЕ
В любом социальном обществе
всегда существуют социальные нормы, принятые
в данном обществе, то есть правила (писаные
и не писаные) по которым это общество
живёт.
Слово «норма» латинского происхождения и означает буквально: регулирующее начало, правило, образец. Нормы вырабатывает общество, социальные группы, которые входят в него. С помощью норм к людям предъявляются требования, которым должно удовлетворять их поведение.
Жизнь людей протекает в общении друг с другом, поэтому им необходимо объединять и координировать свои действия. Любую потребность - в пище, одежде, работе, образовании, дружбе, славе - человек может удовлетворить лишь через других людей путем взаимодействия с ними, занимая определенное положение в сложных и организованных группах и институтах - в семье, школе, коллективе предприятия, политических партиях, спортивной команде. Несомненно, мир существует исключительно потому, что действия огромного числа людей согласуются, однако для этого им необходимо понимать, кто, что и когда предположительно должен делать.
Целью написания курсовой работы является изучение социальных нормы, сущности и особенности традиций и обычаев как самостоятельных видов социальных норм общества.
Предмет исследования это социальные нормы.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
При написании курсовой работы были использованы следующие методы исследования:
· общенаучные (анализ и синтез, индуктивный и дедуктивный)
· конкретно-научные: социологические (анализ документов), статистические и прочие.
1. Социальные нормы общества (понятие, назначение)
Уяснение понятия социальной нормы поможет раскрыть ее сущность как регулятора общественных отношений, выяснить ее социальное назначение и роль в жизни общества, а это неразрывно связано с более общей и сложной проблемой – управлением обществом. Управление социальными процессами присуще обществу на всех этапах его развития. Оно обеспечивает необходимые условия нормального функционирования всего общественного организма. Отсюда вытекает не только научный, но и практический интерес к формам, средствам и методам управления делами общества.
При рассмотрении весьма сложных вопросов социального управления мы исходим из коренного положения, сущность которого заключается в том, что вся социальная жизнь людей, их повседневные многообразные общественные связи и отношения предопределяются объективными законами общественного развития, действующими независимо от воли и сознания людей. Однако в отличие от законов природы законы общественного развития проявляются лишь через сознательное поведение людей, выступают как законы их жизнедеятельности, находят свое конкретное проявление в волевых поступках людей. Степенью познания этих объективных законов и определяется социальная ценность поступков людей, поскольку сами по себе законы общественного развития не выступают непосредственнными регуляторами отношений между людьми, а проявляются в различных социальных нормах, отражающих потребности и интересы людей и воздействующих на их поведение. Социальные нормы проникают во все сферы жизни общества и нормативно регулируют общественные отношения. В этом заключается их основная социальная ценность и назначение. “Организация производства, поддерживание дисциплины и порядка в общественной жизни невозможны без комплексного воздействия социальных норм”.1
В чем же сущность социальной нормы как регулятора общественных отношений? В нашей литературе пока еще нет общепринятой терминологии, имеют место различные толкования, в особенности при раскрытии таких понятий, как “норма”, “традиция”, “обычай”, “обряд”. Разнобой же в терминологии при исследовании любого явления затрудняет его познание. Г. В. Плеханов в свое время отмечал, что во всяком сколько-нибудь точном исследовании, каков бы ни был его предмет, необходимо держаться строго определенной терминологии. “Ясность и определенность терминов, – пишет И. С. Самощенко, чрезвычайно важна для науки”.2
Понятие “норма” давно известно людям в различных сферах их жизнедеятельности и употребляется во многих областях знаний. При употреблении понятия “норма” всегда имеется в виду определенная мера, масштаб.
Нормa - это обязательное общепринятое правило поведения людей. В области социальной жизни понятием “норма” передается требование определенного поведения людей в обществе, в их отношениях друг с другом, с обществом, с окружающими их предметами и явлениями природы.
Из всего многообразия норм, которыми руководствуются люди в различных сферах своей жизнедеятельности, нас в данном случае интересуют социальные нормы, т. е. правила поведения, установленные соответствующими компетентными органами или сложившиеся в отношениях между людьми в обществе и к ним адресованные.
Социальная норма-это
правило общего характера, отражающее
потребности и интересы людей в их общественной
и личной жизни и имеющее обязательное
значение. Общий характер веления является
основным отличительным признаком любой
социальной нормы, которая всегда выступает
в качестве общего мерила поведения людей
в конкретной жизненной ситуации.
При формулировании общего понятия социальной нормы было бы неправомерным специфические признаки, присущие отдельным видам социальных норм, распространять на все их виды, особенно если речь идет о таких признаках, которыми они как раз и отличаются друг от друга. Известно, что социальные нормы не всегда возникают в результате установления соответствующими компетентными органами. Это является специфическим признаком лишь норм права и норм общественных организаций, что нельзя полностью отнести к таким видам социальных норм, как традиции, обычаи, мораль, нормы эстетического поведения, которые формируются иными путями.
При выявлении способов образования норм традиций и обычаев, правил эстетического поведения и многих норм морали не следует упускать из виду того, что эти нормы не являются результатом специального нормотворческого процесса, а возникают в большинстве случаев на основе фактических отношений людей, постепенно складываются в их сознании, поэтому не выступают сразу в готовом виде в качестве регуляторов поведения людей. До того как приобрести свойство регулятора они. проходят своеобразные ступени общественного признания как правила поведения.
Дальнейшее развитие общества, раскол его на противоположные классы усложняют весь строй его организации, вызывают необходимость строго регламентировать жизнедеятельность общественного организма с его многообразными связями и отношениями.
Характерную особенность общественных отношений развитого классового общества составляет то, что их функционирование обеспечивается при помощи различных социальных норм, среди которых ведущую роль занимают нормы права, являющиеся необходимым государственным регулятором наиболее важных, с точки зрения господствующего класса или всего народа, общественных отношений.
В обществе право является основным, но не единственным средством нормативного регулирования общественных отношений. Вместе с правовыми нормами и в тесной связи с ними действуют и другие социальные нормы, активно влияющие на различные сферы общественной и личной жизни людей. Сущность и особенности права, его место и роль в общественной жизни могут быть правильно поняты лишь постольку, поскольку правовые нормы рассматриваются как взаимодействующая составная часть общей системы социальных норм.
2.Виды социальных норм. Соотношение
права и других социальных регуляторов
Социальные нормы отличаются друг от друга
по происхождению, по способу формирования,
по способам обеспечения.
Виды социальных норм:
— моральные;
— религиозные;
— обычай;
— правовые;
— политические;
— корпоративные.
Иногда выделяются так же
эстетические нормы, нормы этикета (в том
числе дипломатического), экономические,
технические.
Моральные нормы, представляющие
собой правила поведения, регулирующие
отношения между людьми на основе критериев
добра и зла, добродетели и порока, чести
и бесчестья. Эти оценочные понятия применяются
к поведению человека и его деятельности.
Норма морали формируются в практических
отношениях людей между собой. То, что
плохо и вредно для общества, (т. е. поведение,
не способствующее его стабильности) осуждалось
и запрещалось, а то что способствовало
согласию и мирному сосуществованию людей
и обеспечивало выживание вида в условиях
борьбы за существование, оценивалось
положительно и одобрялось большинством.
Носителями общественной морали является
как общество в целом, так и отдельные
люди. Придерживаясь положительных моральных
норм, человек руководствуется ими в своих
действиях и осуждает тех, кто их нарушает.
Реализация норм морали контролируется
общественным мнением, поддерживается
мерами духовного воздействия, а их нарушение
пресекается с помощью общественного
порицания и осуждения со стороны авторитетных
для человека лиц.
В обществе со сложной социальной структурой
каждая из них имеет в соответствии со
своими специфическими интересами разные
понятия о справедливости и морали, в пределах
группы обязательность той или иной нормы
определяется степенью усвоения ее групповым
или общественным сознанием. Более того,
индивидуальные представления о содержании
норм порой противоречивы, причем могут
меняться в процессе спора, обсуждений
или сдвигов в общественном климате.
В морали не существует четкой разницы
между нормой и взглядами. То что для одного
является правилом поведения, для другого
— не более чем возможная, но необязательная
оценка (взгляд).
Тем не менее, существует общественная
мораль. Она включает те нормы, которые
признаются общераспространенными и необходимыми
во всем обществе. Это прежде всего нормы
выражающие социальные качества человека
по отношению к другим людям — гуманизм,
милосердие, доброжелательность, правдивость,
порядочность, трудолюбие, справедливость.
Эти нормы представляют собой нравственные
ценности и являются системообразующими
началами, защита их объединяет большинство
членов общества.
Религиозные нормы представляют собой
правила поведения, установленные различными
вероисповедованиями.
Религиозные нормы содержатся в религиозных
текстах: Коран, Сунна, Пятикнижие, Талмуд,
многочисленные священные книги буддистов;
в решениях собраний верующих и духовенства
(постановление соборов, коллегий, конфессий);
в произведениях авторитетных религиозных
писателей.
Нормы религии регулируют отношение верующих
к Богу, церкви, друг к другу и иноверцам,
организацию и функции религиозных организационных
структур. Реализация этих норм подкрепляется
божественным авторитетом их происхождения,
понятием «грех».
Свод религиозных канонов представляют
собой регулятивную систему, действующую
с самых ранних этапов развития человечества.
Мировые религии оказали влияние не только
на духовную жизни общества, но и на развитие
правовых систем.
Обычай — социальная норма, представляющая
собой правило поведения, утвердившееся
в обществе в результате многократного
применения, устоявшегося подхода к оценке
определенного образа отношений, действий
человека, коллектива, социальной группы.
Обычай представляет собой привычную
(т. е. вытекающую из привычки) для членов
общества, социальной группы форму общественной
регуляции. Обычай как правило поведения
связан с той частью общественного сознания,
которая состоит из исторически сложившихся
и в значительной степени развивающихся
по стихийно проявляющимся законам чувств,
эмоций, иллюзий, образцов, нравов. Обычай
— это правило, соблюдаемое вследствие
осознания его как необходимого, общественным
и групповым сознанием и обеспеченное
общественной санкцией.
Реализация обычая обычно осуществляется
без размышлений о том, каково происхождение
реализуемой нормы. Переходя в обычай,
та или иная норма теряет оценочный характер,
а критерии, лежащие в основе ее выполнения
отходят на второй план перед привычностью
ее существования. Обычай оказывает регулирующее
воздействие в силу его эмоционального
восприятия членами общества, привыкшими
к его соблюдению настолько, что его реализация
стала потребностью.
К сфере обычаев относится и такое явление,
как традиции. Их возникновение не обязательно
связано с длительным существованием
какой-либо нормы. Традиции выражают стремление
сохранить унаследованные от предыдущих
поколений формы поведения: они возникают
в силу распространения какого-либо примера,
воспринятого и одобренного обществом.
В области бытовых отношений обычаи предстают
в обрядах и ритуалах. Традиции представляют
собой способ передачи социальной информации.
Обычаи при возникновении не были связаны
с государством, но в последующем многие
обычаи были санкционированы государством
и стали правовыми нормами.
Обычай вырабатывается внутри социальной
группы и никогда не навязывается извне,
поэтому он представляет собой механизм
саморегулирования группы, действующей
как самоуправляющаяся, т. е. самодеятельная,
самоорганизующая и саморегулирующая
структура.
Место обычая в системе источников права
в разные эпохи и в различных правовых
системах было различным:
Правовые нормы в совокупности предстают
как система формально-определенных общеобязательных
правил поведения общего характера, исходящих
или санкционированных государством и
обеспеченных силой государственного
принуждения.
Нормы права - это предписания государства
и обязательны для исполнения под угрозой
государственного принуждения всеми физическими
и юридическими лицами, которых они касаются.
Нормы права различны по способам воздействия
на людей (запрет, обязывание, дозволение),
они четко регулируют поведение людей,
требуя от них однозначного внешнего поведения
и могут быть выражены только в строго
определенных данным государством формах
— нормативно-правовой акт, юридический
прецедент, нормативный договор, правовой
обычай и др. Четко установлена и форма
каждого вида юридического акта. Конкретное
содержание нормы можно подтвердить использованием
ее официального текста. Реализация норм
права обеспечивается угрозой применения
законного насилия, исходящего от государства.
Для норм права характерна системность,
они организованы в структурированную
систему и действуют комплексно
Политические нормы — это правила поведения
регулирующие отношения между социальными
группами по поводу захвата, удержания
и использования публичной политической
власти.
Политические нормы регулируют участие
народа, социальных групп в государственной
власти и жизни государства, его организации,
взаимоотношениях государства с другими
организациями политической системы общества.
Они различны по объему содержания регулируемых
отношений. Нормы, обладающие наибольшей
широтой содержания, общественно-политической
значимостью, называются политическими
принципами, к которым относятся принцип
народовластия, равноправия наций и народностей,
единства государственной власти, мирного,
ненасильственного разрешения политических
конфликтов.
Формы политических норм различны. Они
выражаются в политических декларациях,
программных документах политических
партий, политических соглашениях и заявлениях
политических лидеров.
Соблюдение политических норм обеспечивается
необходимостью постоянного включения
в политический процесс, постоянным функционированием
политической системы общества, страхом
осуждения со стороны других политических
субъектов и исключения из политической
игры. Меры, применяемые к нарушителю,
чаще всего заключаются в масштабном доведении
до сведения всех через средства массовой
информации не устраивающего поведения
и его осуждения со стороны наиболее влиятельных
политических фигур.
Корпоративные нормы — это правила поведения,
принятые в отдельных организациях, трудовых
и иных коллективах.
Корпоративные нормы устанавливаются
самими объединениями, и выражают волю
тех, кто создал и вошел в эти организации,
принадлежат структурным единицам гражданского
общества и отражают их специфику; выражаются
в уставах, положениях, внутрикорпоративных
кодексах поведения, правилах внутреннего
трудового распорядка.
Большая часть корпоративных норм регулирует
правила организационного характера.
Они закрепляют порядок формирования,
организации и построения общественных
объединений и предприятий, а также права,
обязанности, ответственность и взаимоотношения
членов этих организаций. Корпоративные
нормы соблюдаются в силу их целесообразности.
Каждый член организации должен принять
эти правила и быть в согласии с ними. Нарушение
корпоративных норм вызывают определенные
организацией санкции, меры воздействия
на нарушителя.
Как самостоятельный вид социальных норм
рядом исследователей выделяются так
же нормы этикета.
Исходя из средств, при помощи которых
оказывается воздействие на людей, ведущих
себя в соответствии с социальными нормами,
последние делятся на социальные предписания
и технические правила.
Социальные предписания - это социальные
нормы в узком смысле слова. Они определяют
социальное поведение человека, т.е. отношение
человека к другим членам общества. Когда
люди поступают в соответствии с общественными
предписаниями, устанавливается социальное
состояние, которое может считаться полезным
для общества, создающего данные правила.
Социальное предписание регулирует отношения
между людьми в государстве и в более узких
общностях, т.е. в социальных группах. Для
того чтобы обеспечить уважительное отношение
к данным нормам, общность принимает определенные
меры, начиная с воспитания и вплоть до
санкций, при помощи которых нарушителя
социальных норм лишают тех или иных благ.
Социальное предписание состоит из диспозиции
и санкции. Диспозиция
Технические правила по существу представляют
собой такие нормы поведения, которые
являются социальными лишь опосредованно,
поскольку они регулируют не отношения
человека к другим людям, а отношения человека
к природе. Это те нормы, которые основываются
на знаниях о природе и определяют поведение
человека в процессе взаимодействия с
природой. Однако человек относится к
природе не только как биологическое,
но и как общественное существо, т.е. его
отношение к природе и обществу является
социальным отношением. В этом смысле
рассматриваемые нормы также являются
социальными нормами. Данные нормы определяют
деятельность по преобразованию природы
в широком смысле слова, служат достижению
определенной цели, в которой заинтересованы
либо отдельный человек, либо множество
людей. Это не только правила организации
работ на производстве, но и «нормы телесного
развития» или «техника владения телом»
(преобладание правой руки, привычка сидеть
определенным образом), при этом «установлено,
что все это подчиняется не только инстинктам,
но и регулируется также другими, неотслеживаемыми
факторами».
Что касается поведения в соответствии
с этими правилами, то здесь существует
полное совпадение интересов общества
и индивида: как общество, так и индивид
заинтересованы в соблюдении технических
норм, и между ними нет разногласий. Технические
нормы по существу представляют собой
инструкции индивиду по поводу того, каким
образом ему следует поступать, они выступают
в качестве помощи индивиду со стороны
общества, а не в качестве приказов.
Закономерность существования и развития
нормативно-регулятивной системы:
1) каждое исторически конкретное общество
объективно требует строго определенной
меры социального регулирования, иначе
неизбежны отрицательные последствия
для социальной системы — ее неорганизованность
или, наоборот, ее излишняя регламентация.
Эта мера, выражающая объем и интенсивность
социального регулирования, зависит от
этапа развития общества, уровня его внутренней
организованности. Такая мера тем значительней,
чем сложнее общественные отношения.
2) в процессе развития нормативно-регулятивной
системы в обществе возрастает удельный
вес социальных форм. Возникает потребность
выражения и обеспечения объективных
социальных интересов в поведении людей.
В современных условиях, требующих наряду
с конкретизацией границ свободы человека
как автономной личности возрастает нормативность,
и в связи с этим абстрактность, всеобщность
— то, что так или иначе, относится к общественному
сознанию.
3) тенденцией развития социального регулирования
является формирование относительно обособленных
регулятивных средств и механизмов;
4) по мере развития социальной жизни происходит
изменение качества регулирования, усложнение,
утончение, и совершенствование регулятивных
средств и механизмов, их нарастающая
дифференциация и интеграция; создается
в единстве со всей системой регулятивных
факторов своего рода инфраструктура
регулятивных механизмов — процесс, который
является как бы ответом социального регулирования
на потребности общественной системы,
общественного развития, в том числе на
необходимость в условиях современной
цивилизации выражения и обеспечения
социальной свободы. Изменение качества
социального регулирования в свою очередь
выражается в ряде направлений, сторон
и характеристик развития и функционирования
инфраструктуры нормативно-регулятивной
системы.
Инфраструктура — это не просто разделение
социального регулирования в обществе
на виды, а сложившееся объективно обусловленное
построение системы, выражающееся в устойчивой
модели нормативных форм регулирования,
причем такой модели, узловые звенья которой
опираются на определенные, тоже устойчивые
организационные формы. Поэтому инфраструктура
— это организационный «базис», «или «скелет»,
особое построение нормативно-организационных
форм, от которых непосредственно зависит
и развитие, и само функционирование социального
регулирования.
Следует строго разделять идеальную и
фактическую инфраструктуру социального
регулирования. Идеальная инфраструктура
— это такая модель основных организационно-нормативных
форм социальных регуляторов, которая
объективно обусловлена данным социальным
строем и является оптимальной для обеспечения
функционирования общественной системы
в соответствии с ее объективными законами.
Фактическая же инфраструктура представляет
собой реальное сочетание организационно-нормативных
форм социальных регуляторов, действующих
в данном обществе в данное время, их реально
существующее взаимодействие, которое,
выражая идеальную инфраструктуру, в то
же время исторически находится под влиянием
целого ряда разнообразных условий, обстоятельств,
причин (в том числе и таких, которые относятся
к субъективной стороне жизни общества:
к сложившимся традициям, науке, даже личностным
особенностям отдельных людей). В соответствии
с этим фактическая инфраструктура есть
особое существующее бытие нормативно-регулятивной
системы.
Появление нормативного регулирования
— один из наиболее значительных поворотных
пунктов в становлении социального регулирования,
знаменующий качественный скачок в его
развитии. При помощи общих правил оказывается
возможным достигнуть единого, непрерывно
действующего порядка в общественных
отношениях, подчинить поведение людей
общим и одинаковым условиям, продиктованным
требованиями социальной жизни. Резко
снижаются возможности для господства
случая и произвола, и тем самым с максимальной
полнотой достигается главная цель социального
регулирования — устойчивость общественной
жизни.
Нормативное регулирование имеет и свои
минусы. Социальные нормы легко становятся
орудием социальной власти авторитарного
типа, носителем авторитарной идеологии.
С точки зрения регулятивных особенностей
оно само по себе не обеспечивает того,
что достигается при индивидуальном, разовом
решении жизненных проблем: учета конкретной,
индивидуальной ситуации, неповторимых
особенностей данного случая. Этими недостатками
и объясняется потребность, которая остро
ощущается в процессе функционирования
нормативно-регулятивной системы общества,
— заполнить в необходимой мере нормативное
регулирование, в том числе правовое содержание
индивидуальным. Так, отмечаемая в современных
правовых системах тенденция ко все большему
вмешательству публичной власти в различные
сферы жизнедеятельности человека, приводящая
к увеличению общего числа правовых норм
и к их все более изощренной детализации,
ведет не столько к единообразию социального
регулирования общественных процессов,
сколько к образованию пустот и противоречий
в многократно налагающихся друг на друга
социальных нормах и как следствие — к
правовому нигилизму и социальной дезориентации
человека.
Немаловажным фактором функционирования
нормативно-регулятивной системы в обществе
становится знание социальных норм, регулирующих
поведение конкретного человека. Современный
механизм накопления информации о различных
социальных нормах не справляется с огромным
количеством этих норм, поэтому формирование
массива необходимых человеку для жизни
правовых норм рассматривается в качестве
одной из современных задач государства.
Поэтому особо необходимо отметить тенденцию
к вовлечению в сферу правового социального
регулирования ненормативных регуляторов,
в частности директивного. В советский
период это проявилось в функционировании
правовой системы на основе решений съездов
КПСС, формирующих содержание нормативно-правовых
актов.
В европейском праве существуют акты особого
вида — директивы (издаваемые институтами
Европейского союза и содержащие цели
и результаты, которые должны быть достигнуты,
но предоставляющие национальным властям
право самим определять, в какой форме,
с помощью каких процедур и механизмов
эти цели могут быть достигнуты; в них
по общему правилу указываются и сроки
достижения результатов).
Существуют директивы двух разновидностей:
— рамочные — образующие самостоятельную
группу актов, иерархически не подчиненных
регламенту, являющемуся актом общего
характера, подлежащему применению во
всех своих элементах всеми органами государств-членов
Европейского союза);
— обычные — содержат, как правило, более
детальную регламентацию, принимаются
на основе и во исполнение регламента.
Необходимо отметить, что в условиях существования
большого числа разнообразных социальных
правил, отличающихся по многим основаниям
от правил (норм) юридических, особая задача
права состоит в том, чтобы суметь усвоить
любое другое социальное правило. То есть
имеется ввиду «нейтральный характер»
юридической нормы, которая как «прозрачный
сосуд» в зависимости от конкретной системы
может получать любое содержание, приспособленное
к требованиям, которое она должна выполнять.
Некоторые правила неприменимы как «узаконенные
средства управления», они как бы умалчиваются
в содержании конкретной формы права,
потому что они слишком абстрактны для
того, что бы быть адаптированными к тонким
нюансам реальной жизни и частным случаям
принято говорить, что традиционное китайское
право в большей мере основывается на
чувстве приличия и знании обычаев, а так
же на умении чувствовать другого человека,
чем собственно на нормах.
Таким образом, можно констатировать,
что социальное регулирование является
результатом взаимодействия большого
числа систем нормативного и ненормативного
порядка, существующих в недрах общества,
одни из которых формируются в социальном
пространстве, а другие находят место
в индивидуальном сознании.
3. Классификация социальних норм
Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны, что связано с разнообразием самих общественных отношений — предмета регулирования. В социологии они делятся по различным основаниям на соответствующие виды, классы, группы (элементарные и сложные, интенсивные и экстенсивные, прогрессивные и регрессивные, спонтанные и директивные, аутогенные и гетерогенные, «живые» и «мертвые», функционирующие и нефункционирующие).3
Традиционно выделяют:
- Политические нормы (правила, регулирующие отношения по поводу осуществления политической власти, управления обществом);
- Экономические нормы (правила,
регулирующие отношения по
- Культурные нормы (правила, регулирующие поведение людей в непроизводственной сфере общества; здесь прежде всего имеются в виду нормы, регулирующие творческую, спортивную и иную деятельность по реализации интересов человека);
- Эстетические нормы (правила, связанные с представлениями о красоте человеческих поступков, а также о внешних проявлениях красивого и безобразного);
- Религиозные нормы (правила,
регулирующие отношения
- Иные социальные нормы.
По механизму действия социальные нормы подразделяют на социально-автономные и социально-гетерономные, что отражает различные способы воздействия социальных норм на поведение личности.
Социально-автономные нормы - это правила поведения, основанные на внутреннем убеждении личности (например, моральные нормы).
Социально-гетерономные нормы - это правила поведения, внешние по отношению к личности человека, навязанные извне, их выполнение строго регламентировано и обеспечено принуждением извне (например, юридические нормы).
С точки зрения юридической науки основной классификацией социальных норм является классификация, критерием которой выступает способ формирования и способ обеспечения социальных норм. На этом основании все социальные нормы подразделяются на две группы: правовые нормы и иные социальные нормы.
Правовые нормы и по способу
формирования, и по способу обеспечения
связаны с государством. Они устанавливаются
или санкционируются
Иные социальные нормы формируются иными социальными институтами и обеспечиваются иными - негосударственными - мерами воздействия. В зависимости от особенностей формирования и обеспечения иных (неправовых) социальных норм они подразделяются на три основных вида:
Информация о работе Социальные нормы: понятие, регулятивные особенности