Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 11:52, доклад
Можно выявить основные этапы процесса рассмотрения генезиса и развития учений о сущности права, как отражение эволюции правопонимания в русле приближения к истинному восприятию природы права по мере развития юридической науки.
Впервые теоретические взгляды о социальном регуляторе, который мы именуем теперь правом, возникли в обществах Древнего Востока (Египте, Индии, Китае), где и были установлены всеобщие обязательные для всех правила поведения, объективно необходимые для организованной жизни и деятельности людей, а потому нуждались в защите самой мощной социальной силой - государством.
Можно выявить основные этапы процесса рассмотрения генезиса и развития учений о сущности права, как отражение эволюции правопонимания в русле приближения к истинному восприятию природы права по мере развития юридической науки.
Впервые теоретические взгляды о социальном регуляторе, который мы именуем теперь правом, возникли в обществах Древнего Востока (Египте, Индии, Китае), где и были установлены всеобщие обязательные для всех правила поведения, объективно необходимые для организованной жизни и деятельности людей, а потому нуждались в защите самой мощной социальной силой - государством.
Право в древние времена не отграничивалось от религии, морали, государственной власти, общества. Оно интерпретировалось как справедливый порядок, установленный Богом (богами), его (их) волеизъявлением. На земле этот порядок, выражающийся в беспрекословном подчинении одних другим, призван обеспечивать правитель (фараон, царь, император) с помощью находящегося в его распоряжении государственного аппарата.
В древнеегипетском обществе бывший глава администрации фараона Айсеса Птахотеп в своем произведении «Поучение Птахотепа» (III тыс. до н. э.) суть права обозначал понятием «маат» («ма-ат»). Маат - это божественный и справедливый порядок во взаимоотношениях между свободными людьми, установленный богиней правосудия. Изображение этой богини носили судьи и считались ее жрецами.
Правовой порядок, с точки зрения Птахотепа, - это такое состояние в обществе, при котором низшие (плохие) подчиняются высшим (благородным);
Теологические взгляды на право - это исторически первое объяснение сущности права, возникшее еще в древности. Так в законах царя Хаммурапи записано: «Хаммурапи, царь Вавилона, утвердил своими законами правду и справедливость по внушению бога Мардуха».
Главной идеей божественных взглядов является утверждение, что право происходит от Бога, создано Богом для регулирования поведения людей. Оно дается человеку через посредника, пророка или правителя. Эти взгляды связанны с идеологией мировых религиозных воззрений: иудаизмом, христианством, буддизмом, исламом.
В книге «Исход» Библии записано: «Господь позвал Моисея на Синайскую гору и передал каменные скрижали, содержащие закон, писанный перстом Божьим».
В священных книгах индуизма
записано, что Верховное существо
(Бог) раскрыло Ману свой
Мусульманское право, содержащееся в
священных книгах ислама, является
откровением Аллаха и вдохновленными
Аллахом изречения пророка
Итак теологическая теория не может объяснять происхождения права, потому что нет доказательств тому, что закон был писан «Божьим перстом». Мы можем судить об этом только из народных историй передающихся из поколения в поколение.
Правовой порядок, с точки зрения Птахотепа, - это такое состояние в обществе, при котором низшие (плохие) подчиняются высшим (благородным); соблюдается принцип «ка» (не сокращаются счастливые часы во взаимоотношениях между собой), а также принцип социальной иерархической пирамиды: на ее вершине находятся боги, покровительствующие Египту, ниже их располагается фараон, далее следуют жрецы, ниже - знать (серы), под нею - земледельцы и ремесленники, а основанием общественной пирамиды являются рабы. Устойчивость этого общественного и справедливого порядка достигается тем, что отцы семей по достижении старости завещают своим детям то, что ими, в свою очередь, было услышано от их отцов. Фараон с целью обеспечения установленного порядка должен вести войну против анархии, несправедливости, обмана и богохульства. Все это, по Птахотепу, и являет собой «маат» как естественно-божественный процесс, справедливый порядок, олицетворяющий гармоническое состояние общества.