Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 10:41, контрольная работа
Проблемы возникновения, природы, сущности государства и права, их функционирования, роли и значения в жизни общества, государственно-правовой действительности и тенденции ее развития, политико-правовых процессов и их отражения в сознании людей относится к числу сложнейших и ключевых. Теоретическое осмысление этих проблем – объективная потребность и необходимое условие научного управления общественными процессами.
Введение 3
1 Государство………………………………………………………………….4
2 Право ………………………………………………………………………..7
3 Соотношение государства и права………………………….………. .…….11
Заключение ….13
Список использованной литературы 15
Либеральная концепция базируется на естественно-правовой теории, согласно которой право выше и важнее государства. Она стала активно утверждаться в нашем общественном сознании в последние годы.
Обе концепции не имеют сколько-нибудь серьезного научного обоснования. Они не только не анализируют соотносимые явления, но, по сути дела, противопоставляют их друг другу6. На практике же противопоставление, столкновение государства и права неизбежно приводит лишь к их взаимному ослаблению.
Пожалуй, самый важный аспект соотношения государства и права, нуждающийся в обстоятельной научной проработке – воздействие государства на право и влияние права на государство. Только при активном взаимодействии государство и право могут полноценно и эффективно функционировать, приобрести социальную ценность.
Взаимосвязь государства и права достаточно сложна. А потому соотношение между ними следует проводить под углом зрения анализа их единства, различия и многостороннего воздействия друг на друга.
Государство и право нерасторжимы. Как надстроечные явления они имеют единую социально-экономическую основу, у них во многом одинаковая судьба, они не могут существовать и развиваться друг без друга. Вместе с тем государство и право различаются по своей структуре, способам функционирования и т.п. Например, если рабочая, "механизменная" часть государства состоит из органов и учреждений, в которых работают люди, то центральная часть, "ядро" права – нормы, которые объединяются в правовые институты, отрасли. Государство входит в политическую систему общества как ее стержневой элемент, право – в нормативную систему.
Современная юридическая наука считает, что основными сферами воздействия государства на право являются правотворчество и (особенно) правореализация. Исторический опыт показывает, что государство активно участвует в правотворчестве, однако абсолютизировать его роль в этом процессе нельзя. В такой абсолютизации как раз и заключается коренной недостаток юридического позитивизма.
Государство в буквальном смысле не творит, не создает право, оно юридически оформляет и закрепляет лишь то, что уже созрело в обществе в виде объективных потребностей, притязаний – общественных правовых и нравственных идеалов и других общезначимых факторов. Но, так или иначе, государство придает праву важные свойства – формальную определенность, общеобязательность.
Государство – исключительный творец и источник законов, но отнюдь не права. Формула "право создается обществом, а закон – государством" наиболее точно выражает разграничение права и закона.
Еще более значительна роль государства в реализации права, в претворении его в жизнь, ведь неработающее, нереализующееся право мертво. За правом всегда стоят авторитет и реальная сила государства. Вместе с тем государство само должно строго соблюдать и исполнять правовые предписания, а в реализации права наряду с государством могут и должны активно участвовать и граждане, и институты гражданского общества.
Заключение
Право принадлежит
к столь же сложному классу открытых
понятий, как человек, государство,
мораль, общество и т.д. О праве
люди судят в зависимости от своих
научных и идеологических позиций.
Право развивалось по мере развития
и совершенствования
В сфере регулируемых им отношений
право призвано вбирать в себя
лучшие черты морали и нравственности.
Подчас встречающееся
Следует всем помнить о том, что народ может жить, работать и спать спокойно только в стране, где знают, уважают и ценят Законы, обеспечивают их стабильность, согласованность и осуществимость. И чем быстрее осознает наш российский народ эту аксиому, тем больше будет надежд на нормальную жизнедеятельность всех и каждого в нашей стране.
Любое ослабление
и деформация государственного начала
неизменно влекут за собой радикальные
политические, социальные и культурные
изменения. Ослабление государственности
усиливает непредсказуемость
Список использованной литературы
1 Юридический словарь. М, 2004. с. 122.
2 Фаткуллин Ф.Н., Фаткуллин Ф.Ф. Проблемы теории государства и права. Казань, 2002. с. 107.
3 Фаткуллин Ф.Н., Фаткуллин Ф.Ф. Проблемы теории государства и права. Казань, 2002. с. 159.
4 Юридический словарь. М, 2004. с. 401–402.
5 Теория государства и права / Под ред. В.М.Корельского и В.Д.Перевалова. М, 2000. с. 229.
6 Теория государства и права / Под ред. В.М.Корельского и В.Д.Перевалова. М, 2000. с. 128.