Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 20:13, реферат
Соотношение государства и права, права и закона, имели место не только в далеком историческом прошлом. Они продолжались и в XX в., имеют место также дискуссии и в настоящем. Современные исследователи, так же как и их предшественники, выделяют в основном два подхода и два разных определения права. Один из этих подходов, именуемый позитивистским, ориентируется не только на неразрывную связь государства и права, но и на то, что государство является единственным, исключительным источником права.
Введение……………………………………………………………………3
1. Понятие и основные признаки государства…………………………..5
2. Право в политическом обществе……….……………………………...8
3.Соотношение государства и права…………………………………….10
Заключение……………………………………………………………….12
Список используемой литературы………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра теории и истории государства и права
Реферат
Соотношение государства и права
Выполнила студентка 5 курса
Очного отделения, группы юр-10-1
Скоб Виктория
Научный руководитель :
Ильин А.А.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Понятие и основные признаки государства…………………………..5
2. Право в политическом обществе……….……………………………...8
3.Соотношение государства и права…………………………………….10
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………15
Введение
Соотношение государства и права, права и закона, имели место не только в далеком историческом прошлом. Они продолжались и в XX в., имеют место также дискуссии и в настоящем. Современные исследователи, так же как и их предшественники, выделяют в основном два подхода и два разных определения права. Один из этих подходов, именуемый позитивистским, ориентируется не только на неразрывную связь государства и права, но и на то, что государство является единственным, исключительным источником права. Право при этом определяется не иначе, как система общеобразовательных, формально-определенных, государственно-принудительных норм, выражающих возведенную в закон государственную волю господствующего класса и выступающего в качестве классового регулятора общественных отношений.
Другой подход к праву — непозитивистский, не связывает столь жестко, как первый, понятие права с понятием государства. Право при этом рассматривается как претендующий на всеобщность и общеобязательность социальный институт нормативного регулирования общественных отношений в целях разумного устройства человеческого общежития путем определения меры свободы, прав и обязанностей и представляющий собой воплощение в обычаях, традициях, прецедентах, решениях референдумов, государственных и международных нормах правового идеала, основанного на принципах добра, справедливости, гуманизма и сохранения окружающей природной среды.
Государство и право взаимозависимы друг от друга, но в то же время они относительно самостоятельны друг от друга. Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотношений.
1. Понятие и основные признаки государства.
Термин «государство» может быть использован в двух значениях: во-первых, для выделения страны как политико-географического образования и, во-вторых, для обозначения организации политической власти, системы институтов власти. Государство — это сложное социальное образование, которое можно познать только путем абстракции, мы выявим присущие ему следующие функциональные признаки.1
Территория — это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и др. Без территории государство не существует, хотя может изменяться во времени (уменьшаться в результате поражения в войне или увеличиваться в процессе экспансии). Территория государства занята его населением, где в полной мере действует власть политической элиты.2 Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как «подданный», «гражданин», «лицо без гражданства», «иностранец». На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.
Население, т. е. человеческое сообщество,
проживающее на территории государства.
Население и народ (нация) - понятия не
тождественные. Народ (нация) — это социальная
группа, члены которой обладают чувством
принадлежности к ней благодаря общим
чертам культуры и историческому сознанию.
Население государства может состоять
из одного народа или быть многонациональным.
Иногда отношения между нациями могут
быть напряженными или даже конфликтными,
что порой приводит к дестабилизации государства.
Для смягчения конфликтов используются
различные средства, например, федерализация
или автономизация.
Публичная власть. Термин «власть» означает
способность влиять в нужном направлении,
подчинять своей воле, навязывать ее подвластным,
осуществлять над ними господство. Такие
отношения устанавливаются между населением
и особой когортой (слоем) людей, которая
им управляет. Иначе их называют чиновниками,
бюрократией, управленцами, политической
элитой и т.п.Власть политической элиты
имеет институализированный характер,
т. е. осуществляется посредством органов
и учреждений, объединенных в единую иерархическую
систему. Механизм государства, являющийся
материальным выражением государственной
власти, позволяет обеспечить нормальную
жизнедеятельность общества. К важнейшим
его составляющим относятся законодательные
и исполнительные органы. Правители меняются,
а учреждения остаются, за исключением
случаев уничтожения государства в результате
его захвата или гражданской войны. Отличительными
признаками государственной власти в
отличие от других видов власти (политической,
партийной, религиозной, экономической,
производственной, семейной и т. д.) являются
ее все -общность, или публичность, т. е.
распространение прерогатив на всю территорию,
на все население, ее универсальность,
т. е. способность решать любые вопросы,
затрагивающие общие интересы и общеобязательность
ее указаний.3
Устойчивость государственной власти,
ее способность принимать решения и проводить
их в жизнь, зависит от ее легитимности.
Легитимность власти означает:
а) ее законность, т. е. установление средствами
и способами, которые признаются справедливыми,
должными, правомерными, моральными;
б) ее поддержка населением,
в) ее международное признание.
Существует множество средств обеспечения
легитимности власти, среди которых многопартийность,
выборы, уход в отставку, референдумы и
др.
Как известно, право как система обязательных
правил поведения является мощным средством
управления и начинает использоваться
с появлением государственности. Государство
осуществляет правотворчество, т. е. издает
законы и другие нормативные акты, адресованные
всему населению. Право позволяет власти
делать свои решения общеобязательными
для населения всей страны с тем, чтобы
направить поведение масс в определенное
русло. Юридические нормы устанавливают,
что именно нужно делать, хотя это никогда
не выполняется в полной мере. В той мере,
в какой большинство населения конкретного
государства соблюдает нормы, говорят
об их эффективности. Естественно, эта
система не является нейтральной по отношению
к интересам различных групп и слоев общества.
Налоги, т. е. обязательные и безвозмездные
платежи, взыскиваемые в заранее установленных
размерах и в определенные сроки, необходимы
для содержания органов управления, правоохранительных
органов, армии, для поддержки социальной
сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения
и т. п.), создания резервов на случай чрезвычайных
происшествий, бедствий, а также для выполнения
других общих дел. В основном налоги взимаются
принудительно, однако развитые формы
государственности переходят постепенно
к их добровольной уплате. С развитием
общества доля налоговой массы постепенно
увеличивается, поскольку государство
берет на себя решение все новых и новых
задач.4
Государственный суверенитет означает,
что власть, существующая в государстве,
выступает как высшая власть, а в мировом
сообществе как самостоятельная. Иначе
государственная власть юридически стоит
над властью других учреждений, партий,
находящихся на территории данного государства.
В международных отношениях суверенитет
выражается в том, что власти данного государства
не обязаны юридически выполнять приказы
других государств. Различают внутренний
и внешний суверенитеты. Внутренний суверенитет
—это верховенство в решении внутренних
дел. Внешний суверенитет — это независимость
во внешних делах. На начальных этапах
развития человечества суверенитет носил
абсолютный характер, но постепенно он
становится относительным, как бы сужается.
Внутренний суверенитет постоянно подвергается
давлению со стороны национальных и межнациональных
групп. Мнение международного сообщества
может влиять на проведение политики внутри
государства. Что же касается внешнего
суверенитета, то его относительность
очевидна и сужается он с большей скоростью
нежели внутренний.
Итак, на основании выше изложенного
приходим к выводу, что государство — это организация суверенной
политической власти, действующая в отношении
всего населения на закрепленной за ним
территории) использующая право и специальный
аппарат принуждения.
2. Право в политическом обществе.
В фундаментальном смысле, право — это
продукт политического общества. Оно является
одним из движущих элементов государственной
деятельности. Во всех государствах эту
деятельность ведут самые высокопоставленные
чиновники, которых в настоящее время
обычно называют политическим руководством,
"власть имущими" или государственными
властями. Руководители политического общества
выполняют две основные функции: функцию
правления и нормативную функцию.5 С помощью первой функции они определяют
тип общества, который они стремятся или
желают создать, главные философские,
социологические, политические, экономические,
социальные и культурные показатели, на
базе которых будет основываться это общество;
они установят связи между этим обществом
и другими политическими обществами, дружественными
или враждебными; наконец, учитывая все
это, они возлагают ответственность на
все общество, а также несут личную ответственность
перед своим народом и перед Историей.
С помощью второй функции, нормативной,
правители определяют социальный порядок
данного политического общества, они организуют
в техническом и практическом плане жизнь
общества, жизнь в общем и повседневную
жизнь, поведение и поступки всех отдельных
людей и групп, составляющих это общество.6 Они устанавливают принципы, отдают
распоряжения, определяют нормы, которые
станут обязательными для всех и несоблюдение
которых наказывается так называемым
принуждением или вынужденном, в случае
необходимости физической материальной
силой, а иногда даже, если в этом появляется
потребность, жестким насилием, которое
в ряде государств может доходить до драматического
окончательного устранения группы со
смертной казнью для нарушителей или упорствующих
лиц. Совокупность всех этих норм, претворяющих
в жизнь нормативную функцию политических
обществ и санкционированных принудительной
силой политической власти, называется
правом, а составляющие его нормы называются
правовыми нормами или юридическими нормами.
Почему "юридическими нормами? Просто
потому, что с точки зрения этимологии,
древние римляне называли право латинским
словом "jus".
Таким образом, мы можем отныне на какое-то время запомнить самое общее определение права, определение, которое является пригодным для огромного количества обществ как в географическом, так и во временном пространстве. Следовательно, право — это совокупность норм и предписаний, издаваемых государственными властями и санкционируемых ими при помощи средств материального принуждения, которая регулирует отношения между отдельными людьми и группами людей в данном политическом обществе и которая имеет целью создание всеобщего глобального социального порядка в рамках этого общества.
3. Соотношение права и государства.
Соотношение права и государства, близость их в обществе известны и понятны. Если право — определённый порядок в обществе, то оно не может не опираться на государство, как на механизм, который его поддерживает. Понимание права как общественного согласия, социального компромисса обуславливает и понимание государства как институционной основы этого компромисса. Точно так же, если видеть в праве средство насилия и подавления, то и государство нужно будет понимать как орудие насилия и подавления. Право и государство тесно связаны .7 Кому принадлежит приоритет в этой связке? Вопрос отнюдь не только теоретический. Его сугубо практическое значение состоит в том, связано ли государство правом, распространяется ли на государство и его органы управления установленный в обществе порядок, либо оно ( государство ) может по своему усмотрению изменить этот порядок. Ответить на этот вопрос, исходя только из самого общего определения права как средства компромисса, невозможно. Потребуется более глубокое проникновение в суть проблемы, так как в зависимости от того, чему отдается приоритет в определении права - идеям, нормам или реальным отношениям, зависят и представления о соотношении права и государства.
Если исходить из нормативного понимания права, сводящего право к нормам, то в соотношении ”право – государство” главная роль принадлежит государству. Это естественно. Правовые нормы издаются государством, отсюда и подчиненное отношение права, как системы норм, к государству, творцу этих норм. Об обусловленности государства правом при таком подходе говорить не приходится: если что - либо в праве не устраивает государство (его органы), то правовые нормы просто изменяются.8
Если исходить из социологического понимания права, где право понимается как реально сложившиеся отношения (право - это то, что делает судья), то право и государство оказываются на равном уровне, "в равных весовых категориях". При таком понимании право формируется как через государство (законы), так и в фактически складывающихся отношениях людей. Как право не предопределяется государством, поскольку право складывается и минуя государство, так и государство не связано правом, поскольку право формируется и через посредство государства.
Наконец, если исходить из ценностного
понимания права, согласно которому содержание
права составляют общечеловеческие идейные
ценности, то можно говорить о приоритете
права перед государством. Государство
не произвольно в установлении правовых
норм, оно связано идейным содержанием
права; далеко не все законы, принятые
государством, оказываются правовыми.
Именно при таком понимании права, когда
оно приобретает приоритет перед государством,
можно говорить о правовом государстве.
Определяющий содержательный признак
правового государства - связанность государства
правом. Во вне этот содержательный признак
проявляется, по крайней мере, в двух важнейших
ипостасях. Во - первых, основное направление
деятельности правового государства состоит
в закреплении и обеспечении прав человека
(идея приоритета человека перед обществом
и государством) и, во - вторых, в последовательном
проведении разделения властей (идея предотвращения
тирании, демократической организации
государственной власти). Итак, подытожим выше написанное :
Существуют следующие концепции соотношения
государства и права:
1. Либеральная ― базируется на естественно-правовой
теории, согласно которой право выше и
важнее государства.
2. Этатически–тоталитарная ― исходит
из того, что государство выше и важнее
права, что оно творит право и использует
его как инструмент своей политики.
3. Равного взаимодействия ― исходит из
того, что государство и право раз- личные явления, взаимодействующие друг
с другом; вопрос о первичности или вторичности
одного из явлений по отношению к одному
из них некорректен.