Соотношение государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Государство и право – важнейшие факторы общественной эволюции, непременные спутники современного общества. Теория государства и права – составная часть обществоведения, идейная основа практической юриспруденции.
Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение прав граждан, поддержание общественного порядка тесно связаны с положениями политико-правовой теории.
Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.

Содержание работы

Введение
1. Понятие государства и его основные признаки
1.1. Роль государства в политической системе общества
1.2. Гражданское общество и государство
1.3. Социальное государство
2. Государство и право в их соотношении и взаимодействии:
2.1. Воздействие государства на право
2.2. Воздействие права на государство
2.3. Понятие права и признаки правового государства.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

тгп.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

      В-четвертых,  в  отличие  от  других  элементов  политической  системы, государство располагает системой издания органами  государства,  в  пределах своих компетенций, нормативно-правовых актов, а также системой  контроля  за их исполнением. Хотя общественные организации также наделены правом  издания нормативных актов, однако, последние не носят общеобязательного характера  и распространяются только на членов данной общественной организации.

      В-пятых,  государство является  единственной  организацией,  обладающей суверенитетом, т.е. верховенством государственной  власти  по  отношению  ко всем   гражданам,   по   всем   негосударственным   организациям.    Обладая суверенитетом, государство организует само себя  и  издает  общеобязательные правила поведения (законы).

      Таким  образом,  государство   занимает  особое  место  в   политической системе общества и играет в ней основную роль.

 

    1. Гражданское общество и государство

 

      Государство – важнейший орган  политической власти  в  любом   обществе, если в отношении господствующих классов  государство  выступает  как  особый орган,  управляющий  общими  делами  этих  классов,  то  в  отношении  к  их противникам  (в  эксплуататорском  обществе  –  в  отношении  к  большинству населения)  –  как  орудие  управления  и  подавления.  Характер    и   цели государства определяются, в конечном счете, экономическим  строем  общества; как политическая настройка над базисом  государство  играет  важную  роль  в жизни общества,  оказывая,  в  частности,  обратное  воздействие  и  на  ход экономического развития.

      Государство   –  важнейшее,  но  не  единственное   звено   в   системе политических организации классового общества: в нее входят  также партии  и другие организации. Однако именно государству принадлежит  высшая  власть  в обществе     (суверенность     государственной     власти).     Верховенство государственной власти конкретно выражается в универсальности  (ее  властная сила распространяется на все население  и  общественные  организации  данной страны),  прерогативах  (государственная   власть   может   отменить   любое проявление всякой другой общественной  власти),  а  также  в  наличии  таких средств  воздействия,  которыми  никакая  другая  общественная   власть   не располагает (например, монополия законодательства, правосудия).

      Как ни  различные исторические формы  государства, его сущность, природа его отношений с обществом это государство политических  сил,  находящихся  у власти.

      В  ходе  истории  государства  приобретает   по  отношению   к   базису значительную, хотя и относительную  самостоятельность.  Его  самостоятельное воздействие на основанные сферы жизни общества (в том числе  на  экономику), исторические и  социальные  процессы  весьма  существенно  осуществляется  в разных  направлениях,  т.е.  государство   может   способствовать   развитию общественным отношением или, наоборот, тормозить  его.  По  мере усложнения государственно-организованного общества роль этого воздействия возрастает.

      Последовательное  становление  демократического  гражданского  общества требует   цивилизованности   взаимоотношений   личности    и    государства, гармонизации  отношений  в  обществе.   В   сфере   политических   отношений государства по праву  занимает  ведущее  место,  при  этом  оно  обусловлено гражданским обществом, т.к. его деятельность определяется выполнением  общих дел, вытекающих из природы всякого общества.

      В последнее  время можно услышать множество  суждений о том,  что  такое гражданское  общество.  Надо  полагать,    что   есть   способ   организации экономических,     производственных     отношений     и      соответствующих производственных  сил,  совокупность  отношений  возникающих    в   процессе пользования,  владения  и  распоряжения   собственностью,   функционирования общественных  объединений,  средств  массовой  информации,   воспитательных, образовательных, научных, культурных предприятий и учреждений.

      Гражданское   общество   в   лице   самодеятельных   ассоциаций   людей (религиозных, общественных, политических  партий,  профессиональных  союзов, кооперативов  и  т.п.),  призванных  выражать  и  защищать  их  групповые  и индивидуальные  интересы  и  права,  становиться   в   особые   политические отношения с государством.

      Чем более  развито  гражданское  общество,  тем  больше  оснований  для функционирования демократических форм государства. И, наоборот,  чем  меньше развито гражданское общество, тем больше оснований для наличия  авторитарных и   тоталитарных   режимов   власти.   Развитость   гражданского    общества определяется не столько степенью охвата слоев населения, а, сколько  уровнем развития свободы личности, признаваемой в этом обществе.

      В гражданском обществе государство  обеспечивает равную правовую  защиту всем собственникам, объявляет ее неприкосновенной, при возможном  отчуждении собственности  в  случае   общественной   необходимости   гарантируется   ее возмещение, национализация собственности не допускается.

      Труд  свободен  и  поощряется  как  государством,  так   и   обществом, принудительный труд запрещается,  гарантируется  свобода  индивидуального  и коллективного  труда.  Государство  создает условия для полной   трудовой занятости населения, осуществляет  программу  профессионального  обучения  и переквалификации,  выплачивает  пособия  по   трудовой   подготовке   и   по безработице.

 

 

1.3 Социальное государство

 

      По мере развития  буржуазного  общества  и  в  теории,  и  в  практике преобладает  подход,  ориентированный   на   усиление   социальной   функции государства,  направленной  на  согласование  несправедливости,  порождаемой рыночными отношениями.

      Однако российскому обществу навязываются теории консервативного толка, где социальная роль государства сведена к минимуму. В современном  мире  это уже пройденный этап. Тем более неприемлемы также теории  в  нашем  обществе, которое  долгое  время  было  ориентировано  на  социалистические   принципы равенства  и  справедливости.  И  хотя  эти  принципы  носили   в   основном популистский, демагогический характер, общественное  сознание  формировалось именно на их основе.

      Освобождая общество от тотальной   опеки  государства,  нельзя  все  же низводить его до роли «ночного сторожа».  В  условиях  коренной  ломки  всех общественных  структур  именно  государство  должно  стать   консолидирующие началом, призванные создавать новые политические, экономические,  социальные отношения. Без воздействия государства  невозможно  реальное  преобразование общества. Особенно важна его  деятельность  в  сфере  защиты  прав  человека направленная на смягчение негативных  последствий  рыночных  реформ.  Задача социального  государства   состоит   в   перераспределении   доходов   между различными слоями общества через систему  налогов,  государственный  бюджет, специальные социальные программы.

      В  качестве  долговременной,  перспективной  цели  государство   должно стремиться к выравниванию положения людей, хотя достижение фактического,  а не только юридического равенства –  задача  в  исторически  обозримые  сроки невыполнимые. Это не означает  отрицание идеи равенства, содержащей  в  себе огромный нравственный потенциал.

      Интересный  способ  решения  проблемы  равенства  в  пост-тоталитарном обществе предложен В.С.Нерсесянцем. Согласно его  концепции  социализм  есть не случайная тупиковая ветвь развития общества, а естественный  закономерный процесс,    ведущий    к    созданию    так    называемого    цивилизма    – постсоциалистического  строя,  где  всеобщее  формально  правовое  равенство будет дополняться принципиально новым моментом  –  экономическим  равенством всех граждан. Приватизация  и  десоциализация  собственности,  проводимые  в России,  неизбежно  будут  осуществлены  таким  образом,  что  экономическое неравенство сохранится. И никакая социальная помощь не может  компенсировать разницу  между  собственником  и  несобственником.   Только   преобразование социалистической собственности в равную  гражданскую  собственность  создает условие  для  «более  высокой  ступени  человеческой   свободы,   равенства, справедливости и права»[8, С. 247].

      Определение  путей  развития  нашего  общества,  обоснование   пределов вмешательства  государства  в  экономическую   и   социальные   сферы,   его регулирующей  роли  в  распределении  собственности,   усиления   социальной функции государства и возрастания  его  ответственности  за  создание  своим гражданам достойных условий жизни – актуальные задачи правовой науки.

      Компетенция   социального   правового   государства,   обеспечивающего постепенный переход к равенству, справедливости и нравственности,  -  важный аспект  модели  нового общества, которое должно быть сформировано в России.

 

 

 

           2 ГОСУДАРСТВО И ПЛАВО В ИХ СООТНОШЕНИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

 

      Традиционно  в науке по  вопросу  о   соотношении  государства   и  права различались два подхода. Первый  –  этотистский,  исходивший  из  приоритета государства  над правом. Согласно этому подходу право рассматривалось как продукт государственной  деятельности,  как  его   (государства)  следствие.

Такой  подход  имел  широкое  распространение  в  отечественной  юридической литературе.  Считалось,  к  примеру,  что право находится в   подчиненном отношении к государству. Фактическим условием для  данного  подхода  служила политическая практика, склонная видеть в праве некий  придаток  государства.

Теоретической  предпосылкой  являлось  формально-догматическое  отношение  к понятию права как совокупности норм, издаваемых государством.

      Другой взгляд на соотношение  государства и права  утвердился  в  русле естественно-правовых   воззрений.   Сторонники    так    называемой    школы естественного  права,  выводившие  понятие  государства   из   общественного договора,  исходили из ограничения государством права, что,  по  их  мнению, вытекало из нерушимости естественного закона и не  отчуждаемости  основанных на нем субъективных публичных  прав  индивида.  С  позиции  данного  подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении  с  государством.  Право возникает  до  образования  государства.  Оно  старше  государства,  никакое государство и никакая власть не есть первоначальный источник права.

      Есть и третья точка зрения  на рассматриваемую проблему, позволяющая   в определенной мере интегрировать взгляды сторонников отмеченных позиций  и  в то же время избежать крайностей в оценке связи государства и права.

      Согласно этому подходу связь между государством   и  правом  не  имеет столь однозначного причинно-следственного характера,  государство  порождает право или из права рождается государство. Она (связь) видится более  сложной и носит характер двусторонней зависимости: государство друг  без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.

      Рассматриваемый подход позволяет  тем  самым  выявить  глубинные   связи между государством и правом,  избежать  односторонности,  понять,  что  дает право государству, и в то же время  выяснить  истинную  роль  государства  в обеспечении права.  Анализ  такого  рода  зависимостей  имеет  принципиально важное значение для всей общественной практики.

       Признание двустороннего характера связи между  государством  и  правом позволяет исключить интерпретацию данного вопроса  в  духе  узконормативного подхода к пониманию права («право исходит от государства» и т.п.). В  то  же время  при  данном  подходе  роль  государства  по  отношению  к  праву  не нивелируется, как  это  вытекает  их  некоторых  концепций  так  называемого широкого право-понимания. Государственный нигилизм в такой же  мере  опасен, как нигилизм  правовой.  Связь  государства  и  права  представляется  иной: государство не порождает право,  не производит  его,  а  является,  с  одной стороны, зависимой, подчиненной ему силой, а с другой  –  мощным  средством, поддерживающим и  усиливающим  мощь  права,  его  потенциал  в  общественной системе.  Государство  использует  право  в  качестве  средства   управления общественными процессами, но лишь в той мере,  в какой само  право  ему  это позволяет.

 

 

2.1 Влияние государства на право

 

      Государство  является  непосредственным  фактором  создания   правовых установлений и главной силой их осуществления. Государственная власть  имеет конструктивное    значение   для    самого    бытия    права    как    особо институционального образования. Она присутствует в праве и как бы  проникает в самую суть права.

      Государство опекает право, использует  его  потенциал  для  достижения целей государственной политики. В тоже время влияние  государства  на  право не следует абсолютизировать и рассматривать в  духе  этатистских  воззрений, признающих право исключительно  инструментом  (средством)  государства,  его признаком  или  атрибутом.  Не  только  государство,  но  и  право  обладает относительной  самостоятельностью,  собственными,  внутренне  присущими  ему закономерностями формирования  и  функционирования,  из  чего  следует,  что право имеет по отношению к  государству  самостоятельное  значение.  Если  и допустимо рассматривать право в качестве инструмента государства, то лишь  с отговоркой, что  и государство   в той  же  мере  является  инструментом  по отношению к праву.

      Наиболее ощутимое воздействие государства на право проявляется в сфере правотворчества и право реализации. Право формируется  при  непосредственном участии государства. Однако государство не столько формирует право,  сколько завершает  право-образовательный процесс,   придавая   праву   определенные юридические   формы   (нормативный    юридический    акт,    судебный    или административный прецедент и др.). В этом  смысле  государство  не  является его (права) начальной, глубинной  причиной.  Государство  создает  право  на институциональном  уровне.  Причины  же  возникновения  права  коренятся   в материальном  способе  производства,   характере   экономического   развития общества, его культуре,  исторических  традициях  народа  и  пр.  Недооценка этого принципиально важного положения ведет  к  тому,  что   единственным  и определяющим  источником  права  признается  государственная   деятельность.

Информация о работе Соотношение государства и права