Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 19:29, курсовая работа
Соотношение государ¬ства и права, права и закона, имели место не только в далеком историческом прошлом. Они продолжались и в XX в., имеют место также дискуссии и в настоящем. Современные исследователи, так же как и их предшественники, выделяют в основном два под¬хода и два разных определения права. Один из этих подходов, именуемый позитивистским, ориенти¬руется не только на неразрывную связь государства и права, но и на то, что государство является единственным, исключительным источником права.
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие и основные признаки государства.
2. Право в политическом обществе.
3. Соотношение государства и права.
4. Верховенство права ( либеральная концепция ).
5. Верховенство государства ( этатически - тоталитарная концепция ).
6. Концепция равного взаимодействия государства и права.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Соотношение государства
и права, права и закона, имели место не
только в далеком историческом прошлом.
Они продолжались и в XX в., имеют место
также дискуссии и в настоящем. Современные
исследователи, так же как и их предшественники,
выделяют в основном два подхода и два
разных определения права. Один из
этих подходов, именуемый позитивистским,
ориентируется не только на неразрывную
связь государства и права, но и на то,
что государство является единственным,
исключительным источником права. Право
при этом определяется не иначе, как система
общеобразовательных, формально-опреде
-ленных, государственно-принудительных
норм, выражающих возведенную в закон
государственную волю господствующего
класса и выступающего в качестве классового
регулятора общественных отношений.
Государство и право взаимозависимы друг от друга, но в то же время они относительно самостоятельны друг от друга. Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятель- ности, устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотноше -ний.
1. Понятие и основные признаки государства.
Термин «государство» может быть использован в двух значениях: во-первых, для выделения страны как политико-географического образования и, во-вто -рых, для обозначения организации политической власти, системы институтов власти. Государство — это сложное социальное образование, которое можно познать только путем абстракции, мы выявим присущие ему следующие функциональные признаки.
Территория — это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Она включает сушу, недра, водное и воздушное прост- ранство, континентальный шельф и др. Без территории государство не сущест- вует, хотя может изменяться во времени (уменьшаться в результате поражения в войне или увеличиваться в процессе экспансии). Территория государства заня та его населением, где в полной мере действует власть политической элиты. Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как «подданный», «гражданин», «лицо без гражданства», «иностранец». На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.
Население, т. е. человеческое сообщество, проживающее на территории государства. Население и народ (нация) - понятия не тождественные. Народ (нация) — это социальная группа, члены которой обладают чувством принад- лежности к ней благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Население государства может состоять из одного народа или быть многонацио- нальным. Иногда отношения между нациями могут быть напряженными или даже конфликтными, что порой приводит к дестабилизации государства. Для смягчения конфликтов используются различные средства, например, федера -лизация или автономизация.
Публичная власть. Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, осуществлять над ними господство. Такие отношения устанавливаются между населением и особой когортой (слоем) людей, которая им управляет. Иначе их называют чиновниками, бюрократией, управленцами, политической элитой и т. п.
Власть политической
элиты имеет институализированн
Устойчивость государственной власти, ее способность принимать решения и проводить их в жизнь, зависит от ее легитимности. Легитимность власти означает:
а) ее законность, т. е. установление средствами и способами, которые приз - наются справедливыми, должными, правомерными, моральными;
б) ее поддержка населением,
в) ее международное признание.
Существует множество средств обеспечения легитимности власти, среди ко -торых многопартийность, выборы, уход в отставку, референдумы и др.
Как известно, право как система обязательных правил поведения является мощным средством управления и начинает использоваться с появлением госу -дарственности. Государство осуществляет правотворчество, т. е. издает законы и другие нормативные акты, адресованные всему населению. Право позволяет власти делать свои решения общеобязательными для населения всей страны с тем, чтобы направить поведение масс в определенное русло. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя это никогда не выпол -няется в полной мере. В той мере, в какой большинство населения конкретного государства соблюдает нормы, говорят об их эффективности. Естественно, эта система не является нейтральной по отношению к интересам различных групп и слоев общества.
Налоги, т. е. обязательные
и безвозмездные платежи, взыскиваемые
в заранее установленных
Государственный суверенитет означает, что власть, существующая в госу -дарстве, выступает как высшая власть, а в мировом сообществе как самосто -ятельная. Иначе государственная власть юридически стоит над властью других учреждений, партий, находящихся на территории данного государства. В международных отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства не обязаны юридически выполнять приказы других государств.
Различают внутренний и внешний суверенитеты. Внутренний суверенитет —это верховенство в решении внутренних дел. Внешний суверенитет — это независимость во внешних делах. На начальных этапах развития человечества суверенитет носил абсолютный характер, но постепенно он становится отно -сительным, как бы сужается. Внутренний суверенитет постоянно подвергается давлению со стороны национальных и межнациональных групп. Мнение меж -дународного сообщества может влиять на проведение политики внутри госу -дарства. Что же касается внешнего суверенитета, то его относительность очевидна и сужается он с большей скоростью нежели внутренний. Вообще наличие мирового сообщества и международных организаций ставит дели- катную проблему: где границы внешней суверенности?
Итак, на
основании выше изложенного
2. Право в политическом обществе.
В фундаментальном смысле, право — это продукт политического общества. Оно является одним из движущих элементов государственной деятельности. Во всех государствах эту деятельность ведут самые высокопоставленные чиновни- ки, которых в настоящее время обычно называют политическим руководством, "власть имущими" или государственными властями.
Руководители политического общества выполняют две основные функции: функцию правления и нормативную функцию. С помощью первой функции они определяют тип общества, который они стремятся или желают создать, главные философские, социологические, политические, экономические, социальные и культурные показатели, на базе которых будет основываться это общество; они установят связи между этим обществом и другими политическими обществами, дружественными или враждебными; наконец, учитывая все это, они возлагают ответственность на все общество, а также несут личную ответственность перед своим народом и перед Историей.
С помощью второй функции, нормативной, правители определяют социаль -ный порядок данного политического общества, они организуют в техническом и практическом плане жизнь общества, жизнь в общем и повседневную жизнь, поведение и поступки всех отдельных людей и групп, составляющих это общество. Они устанавливают принципы, отдают распоряжения, определяют нормы, которые станут обязательными для всех и несоблюдение которых нака- зывается так называемым принуждением или вынужденном, в случае необходи мости физической материальной силой, а иногда даже, если в этом появляется потребность, жестким насилием, которое в ряде государств может доходить до драматического окончательного устранения группы со смертной казнью для на- рушителей или упорствующих лиц.
Совокупность всех этих норм, претворяющих в жизнь нормативную функ- цию политических обществ и санкционированных принудительной силой поли тической власти, называется правом, а составляющие его нормы называются правовыми нормами или юридическими нормами. Почему "юридическими нор- мами? Просто потому, что с точки зрения этимологии, древние римляне называли право латинским словом "jus".
Таким образом,
мы можем отныне на какое-то время
запомнить самое общее
3. Соотношение права и государства.
Соотношение права и государства, близость их в обществе известны и понятны. Если право — определённый порядок в обществе, то оно не может не опираться на государство, как на механизм, который его поддерживает. Понимание права как общественного согласия, социального компромисса обуславливает и пони- мание государства как институционной основы этого компромисса. Точно так же, если видеть в праве средство насилия и подавления, то и государство нужно будет понимать как орудие насилия и подавления. Право и государство тесно связаны. Кому принадлежит приоритет в этой связке? Вопрос отнюдь не только теоретический. Его сугубо практическое значение состоит в том, связано ли го -сударство правом, распространяется ли на государство и его органы управления установленный в обществе порядок, либо оно ( государство ) может по своему усмотрению изменить этот порядок. Ответить на этот вопрос, исходя только из самого общего определения права как средства компромисса, невозможно. Потребуется более глубокое проникновение в суть проблемы, так как в зависи- мости от того, чему отдается приоритет в определении права - идеям, нормам или реальным отношениям, зависят и представления о соотношении права и государства.
Если
исходить из нормативного
Если исходить из социологического понимания права, где право понимается как реально сложившиеся отношения (право - это то, что делает судья), то право и государство оказываются на равном уровне, "в равных весовых категориях". При таком понимании право формируется как через государство (законы), так и в фактически складывающихся отношениях людей. Как право не предопределяется государством, поскольку право складывается и минуя госу дарство, так и государство не связано правом, поскольку право формируется и через посредство государства.
Наконец,
если исходить из ценностного
понимания права, согласно