Соотношение государственного управления с другими видами государственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 12:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работ является раскрытие понятия государственного управления, функций, видов и моделей из которых вытекают следующие задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты основ государственного управления;
Изучить соотношение государственного управления с другими видами государственной деятельности (с другими ветвями государственной власти);

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Понятие и характерные черты государственного управления
Субъекты и объекты государственного управления
Система государственного управления
Соотношение государственного управления с другими видами государственной деятельности (с другими ветвями государственной власти)
Новые требования к государственному управлению на современном этапе развития нашего общества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая административное право окончательная.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

ПЛАН

 

ВВЕДЕНИЕ

  1. Понятие и характерные черты государственного управления
    1. Субъекты и объекты государственного управления
    2. Система государственного управления
  2. Соотношение государственного управления с другими видами государственной деятельности (с другими ветвями государственной власти)
  3. Новые требования к государственному управлению на современном этапе развития нашего общества

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Российская Федерация это территория, охватывающая два континента, на которой проживает множество национальностей разных конфессий, с разным образом жизни, уровнем экономики и культуры. Специфика государственного управления на этой территории, его качество и уровень, определяются эффективностью во внешней и внутренней политике государства, и представляют особый интерес.

Изучение особенностей истории российской государственности, реформ и контрреформ, управленческой культуры помогает более полно обозначить современные проблемы. Проанализировать просчеты и ошибки, допущенные при принятии управленческих решений в прошлом, и предотвратить их повторение в будущем.

Если государственное управление стремится добиться успеха, то оно должно обеспечить гражданам комфортные условия существования в соответствии с обещаниями не только в социальной сфере, но и в правовой, а также способствовать защите национальных интересов самого государства. Подобные действия в ситуации ограниченности ресурсов весьма затруднительны, а задача обеспечения потребностей всего общества является почти неразрешимой. Организация взаимовыгодного и эффективного сотрудничества с частным сектором и общественностью требует реорганизации или реструктуризации системы государственного управления, которое в России в большей степени стремится быть более эффектным, чем эффективным. В начале XXI столетия остро осознана необходимость всестороннего обобщения опыта государственного управления.

В настоящее время выбранная тема курсовой работы приобретает особую актуальность в связи с укреплением позиций государства.

Объектом исследования является российское государственное управление.

Целью данной курсовой работ является раскрытие понятия государственного управления, функций, видов и моделей из которых вытекают следующие задачи:

  1. Рассмотреть теоретические аспекты основ государственного управления;
  2. Изучить соотношение государственного управления с другими видами государственной деятельности (с другими ветвями государственной власти);
  3. Рассмотреть новые требования к государственному управлению на современном этапе развития нашего общества.

 

1 ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

В самом первом приближении государственным управлением является деятельность органов государственной власти и государственных служащих, направленная на упорядочение жизни людей, проживающих на определенной территории. Однако, более предметно государственное управление следует определить как научно-обоснованный процесс достижения оптимальной организации общественной жизни.

Кроме различных ветвей власти этой организацией занимаются различные администрации и элиты. В этой связи государственное управление подразделяется на:

  1. Политическое руководство и управление;
  2. Административно-государственное управление.

Политическое руководство и управление включает в себя систему принятия политических решений, разработку государственной политики и государственных программ по всем приоритетным направлениям общественно-политического развития.

Административно-государственное управление осуществляется государственными служащими и представляет собой осуществление государственной политики через систему административных учреждений, когда ответственность за выполнение государственных решений делегируется сверху вниз.

Соответственно, одновременно в государстве всегда идут параллельно и взаимозависимо два процесса: политический и административный.

В политический процесс всегда вовлечены, кроме государственной власти, немало других субъектов: транснациональные корпорации, политические партии, общественные организации, объединения и движения. Полагаем, что в политическом процессе в современном обществе также активно участвуют СМИ. Но также важно подчеркнуть, что в политическом процессе в большинстве стран мира наиболее активно участвуют законодательная и исполнительная власть, и меньше – власть судебная. Региональная власть также в этом процессе участвует в меньшей степени.

Что касается административно-государственного процесса, в нем участвует, в первую очередь, государственный аппарат. Среди различных ветвей государственной власти наиболее активно в этом процессе участвует исполнительная власть, правоохранительные органы и спецслужбы. Другие же ветви государственной власти (законодательная и судебная) в нем участвуют значительно меньше. А вот региональная власть в этом процессе участвует весьма значительно.1

В свою очередь, теория государственного управления занимается изучением нескольких проблем:

а) разработка проблем стратегического управления обществом;

б) подготовка и рекрутирование управленческих кадров в состав государственного аппарата;

в) совершенствование техники и технологий государственного администрирования.

Существует несколько определений государственного управления. Приведем лишь некоторые из них (рисунок 1.1).


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.1 – Определение государственного управления

Признаки государственного управления в XXI веке:

  1. Разработка государственной политики с использованием инфокоммуникационных технологий, политической аналитики и прогностики. Информационно-коммуникационные технологии и услуги в настоящее время являются ключевым фактором развития социально-экономической сферы. Они приобрели особую важность для повышения эффективности государственного управления, обеспечения национальной безопасности, адресной социальной помощи, совершенствования систем образования и здравоохранения.
  2. Разработка, осуществление и оценка государственных программ с использованием современных методов социально-политической и социально-экономической диагностики, агрегирования информации и ее компьютерной обработки.
  3. Прогнозирование и учет в практической деятельности позитивных и негативных тенденций в развитии общества.
  4. Анализ, обобщение и интерпретирование социальных, политических и экономических показателей, характеризующих состояние района, региона, страны.
  5. Организация и проведение эмпирических исследований по изучению социально-политических и социально-экономических процессов в области (регионе, стране) для поиска оптимальных управленческих решений, принятия таких решений.
  6. Применение рациональных приемов поиска, обработки, хранения и использования необходимой социальной, политической, экономической и научной информации.

Государственное управление является повседневным и оперативным видом деятельности, осуществляется специально уполномоченными на то субъектами управления в объеме и порядке, определенном законом. В процессе государственного управления эти специальные субъекты реализуют по предметам ведения и в объеме своей компетенции внутренние и внешние функции государства не только в рамках исполнительной власти, но и в законодательной, судебной и прокурорской сфере деятельности.

Органы государственного управления обеспечивают организацию как внутреннюю, так и внешнюю, в своей сфере деятельности, по предметам ведения и в объеме компетенции и их решения, а также обеспечиваются мерами государственного принуждения. Все законодательные, судебные и прокурорские органы осуществляют внутриорганизационное управление своими аппаратами в целях повышения эффективности осуществления своих функций, закрепленных в конституционных нормах.

Государственное управление также частично осуществляют руководители учреждений, организаций и предприятий государственной формы собственности как нижнее звено организации управления в административно-политической сфере, межотраслевом комплексе, а также административно-правового регулирования экономической и социально-культурной деятельностью.

Важно подчеркнуть, что государственное управление как деятельность по реализации основных функций общества по объему шире, чем исполнительная деятельность. Потому, что государственное управление в определенном объеме своих полномочий осуществляют Федеральное Собрание (обе его палаты – Совет Федерации и Государственная Дума), Президент РФ, суды, прокуратура, одноименные органы субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также государственные и общественные объединения в части делегированных им для реализации государственных функций и задач.

Управление различными сторонами государственной и общественной жизни не является исключительной функцией исполнительного аппарата государства. В этом процессе активно участвуют и другие субъекты единой государственной власти. При этом главное в содержании управляющего воздействия состоит не столько в принятии соответствующих решений (например, законов), а в их реализации, т.е. в строгом проведении в жизнь содержащихся в них юридически-властных требований. А это и есть процесс исполнения. Конечно, и законодатель осуществляет те или иные действия, обеспечивающие исполнение принятых им законов.

В теории государственного управления существуют три основных подхода к формулированию основных принципов государственного управления (рисунок 1.2).

Общей для всех трёх подходов является проблема соответствия действий государственных служащих сформулированным заранее принципам:

- следования принципу  верховенства права (правовой подход);

- следования воле народа (политический подход);

- следования цели получения  нужного социально-экономического  результата (менеджеристский подход).

Оценка того, насколько эта проблема решается, называется качеством государственного управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.2 – Подходы изучения государственного управления

Анализ государственного управления возможен через следующую классификацию. Государственное управление исчерпывающе сводится к принятию следующих трех видов государственных управленческих решений:

1) решение, оформленное  в форме нормативного правового  акта: Конституции, закона и т.п.;

2) решение, оформленное  в форме ненормативного правового  акта, действия (бездействия), принятое в соответствии с нормативным правовым актом;

3) решение, оформленное  в форме ненормативного правового  акта, во исполнение которого  принимается решение первого  вида. По степени воздействия  наибольший масштаб действия  и значимость имеют государственные управленческие решения первого вида.2

 

2 СООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ДРУГИМИ ВЕТВЯМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ)

 

Государственное управление (англ. public administration) - деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (англ. public policy). Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется, с одной стороны, политической деятельности, а с другой стороны, - деятельности по формулированию политического курса.3

Все виды государственной деятельности по их месту в системе реализации государственной власти, содержанию и формам выражения можно разделить на три группы.

По своему внутреннему содержанию деятельность органов каждой из этих трех ветвей власти является сложной и консолидированной, так как включает в себя несколько форм, но лишь одна из которых есть главная и определяющая. Так, для представительных (законодательных) органов власти главным и определяющим видом их деятельности является законодательная, хотя федеральное собрание осуществляет свою деятельность и в иных видах, на пример, импичмент, объявление амнистии, участие в решении кадровых вопросов о назначении на должность и освобождении от должности некоторых высших должностных лиц государства и т.д. точно так же для органов исполнительной власти основной и определяющий вид деятельности - управленческая исполнительно-распорядительная деятельность.

Видовые специализированные формы государственной деятельности являются производными от трех родовых ветвей государственной власти. К ним относятся, например, реализация прокурорской власти, деятельность счетной палаты, уполномоченного по правам человека и его аппарата, органов центризбиркома и некоторых других звеньев системы государственного аппарата. Осуществляемые этими органами специализированные виды государственной деятельности также предусмотрены в действующей конституции РФ и в деталях регулируются специальными федеральными законами.

Информация о работе Соотношение государственного управления с другими видами государственной деятельности