Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 12:37, курсовая работа
Целью данной курсовой работ является раскрытие понятия государственного управления, функций, видов и моделей из которых вытекают следующие задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты основ государственного управления;
Изучить соотношение государственного управления с другими видами государственной деятельности (с другими ветвями государственной власти);
ВВЕДЕНИЕ
Понятие и характерные черты государственного управления
Субъекты и объекты государственного управления
Система государственного управления
Соотношение государственного управления с другими видами государственной деятельности (с другими ветвями государственной власти)
Новые требования к государственному управлению на современном этапе развития нашего общества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Российская Федерация это территория, охватывающая два континента, на которой проживает множество национальностей разных конфессий, с разным образом жизни, уровнем экономики и культуры. Специфика государственного управления на этой территории, его качество и уровень, определяются эффективностью во внешней и внутренней политике государства, и представляют особый интерес.
Изучение особенностей истории российской государственности, реформ и контрреформ, управленческой культуры помогает более полно обозначить современные проблемы. Проанализировать просчеты и ошибки, допущенные при принятии управленческих решений в прошлом, и предотвратить их повторение в будущем.
Если государственное управление стремится добиться успеха, то оно должно обеспечить гражданам комфортные условия существования в соответствии с обещаниями не только в социальной сфере, но и в правовой, а также способствовать защите национальных интересов самого государства. Подобные действия в ситуации ограниченности ресурсов весьма затруднительны, а задача обеспечения потребностей всего общества является почти неразрешимой. Организация взаимовыгодного и эффективного сотрудничества с частным сектором и общественностью требует реорганизации или реструктуризации системы государственного управления, которое в России в большей степени стремится быть более эффектным, чем эффективным. В начале XXI столетия остро осознана необходимость всестороннего обобщения опыта государственного управления.
В настоящее время выбранная тема курсовой работы приобретает особую актуальность в связи с укреплением позиций государства.
Объектом исследования является российское государственное управление.
Целью данной курсовой работ является раскрытие понятия государственного управления, функций, видов и моделей из которых вытекают следующие задачи:
1 ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
В самом первом приближении государственным управлением является деятельность органов государственной власти и государственных служащих, направленная на упорядочение жизни людей, проживающих на определенной территории. Однако, более предметно государственное управление следует определить как научно-обоснованный процесс достижения оптимальной организации общественной жизни.
Кроме различных ветвей власти этой организацией занимаются различные администрации и элиты. В этой связи государственное управление подразделяется на:
Политическое руководство и управление включает в себя систему принятия политических решений, разработку государственной политики и государственных программ по всем приоритетным направлениям общественно-политического развития.
Административно-
Соответственно, одновременно в государстве всегда идут параллельно и взаимозависимо два процесса: политический и административный.
В политический процесс всегда вовлечены, кроме государственной власти, немало других субъектов: транснациональные корпорации, политические партии, общественные организации, объединения и движения. Полагаем, что в политическом процессе в современном обществе также активно участвуют СМИ. Но также важно подчеркнуть, что в политическом процессе в большинстве стран мира наиболее активно участвуют законодательная и исполнительная власть, и меньше – власть судебная. Региональная власть также в этом процессе участвует в меньшей степени.
Что касается административно-
В свою очередь, теория государственного управления занимается изучением нескольких проблем:
а) разработка проблем стратегического управления обществом;
б) подготовка и рекрутирование управленческих кадров в состав государственного аппарата;
в) совершенствование техники и технологий государственного администрирования.
Существует несколько определений государственного управления. Приведем лишь некоторые из них (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 – Определение государственного управления
Признаки государственного управления в XXI веке:
Государственное управление является повседневным и оперативным видом деятельности, осуществляется специально уполномоченными на то субъектами управления в объеме и порядке, определенном законом. В процессе государственного управления эти специальные субъекты реализуют по предметам ведения и в объеме своей компетенции внутренние и внешние функции государства не только в рамках исполнительной власти, но и в законодательной, судебной и прокурорской сфере деятельности.
Органы государственного управления обеспечивают организацию как внутреннюю, так и внешнюю, в своей сфере деятельности, по предметам ведения и в объеме компетенции и их решения, а также обеспечиваются мерами государственного принуждения. Все законодательные, судебные и прокурорские органы осуществляют внутриорганизационное управление своими аппаратами в целях повышения эффективности осуществления своих функций, закрепленных в конституционных нормах.
Государственное управление также частично осуществляют руководители учреждений, организаций и предприятий государственной формы собственности как нижнее звено организации управления в административно-политической сфере, межотраслевом комплексе, а также административно-правового регулирования экономической и социально-культурной деятельностью.
Важно подчеркнуть, что государственное управление как деятельность по реализации основных функций общества по объему шире, чем исполнительная деятельность. Потому, что государственное управление в определенном объеме своих полномочий осуществляют Федеральное Собрание (обе его палаты – Совет Федерации и Государственная Дума), Президент РФ, суды, прокуратура, одноименные органы субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также государственные и общественные объединения в части делегированных им для реализации государственных функций и задач.
Управление различными сторонами государственной и общественной жизни не является исключительной функцией исполнительного аппарата государства. В этом процессе активно участвуют и другие субъекты единой государственной власти. При этом главное в содержании управляющего воздействия состоит не столько в принятии соответствующих решений (например, законов), а в их реализации, т.е. в строгом проведении в жизнь содержащихся в них юридически-властных требований. А это и есть процесс исполнения. Конечно, и законодатель осуществляет те или иные действия, обеспечивающие исполнение принятых им законов.
В теории государственного управления существуют три основных подхода к формулированию основных принципов государственного управления (рисунок 1.2).
Общей для всех трёх подходов является проблема соответствия действий государственных служащих сформулированным заранее принципам:
- следования принципу верховенства права (правовой подход);
- следования воле народа (политический подход);
- следования цели получения
нужного социально-
Оценка того, насколько эта проблема решается, называется качеством государственного управления.
Рисунок 1.2 – Подходы изучения государственного управления
Анализ государственного управления возможен через следующую классификацию. Государственное управление исчерпывающе сводится к принятию следующих трех видов государственных управленческих решений:
1) решение, оформленное
в форме нормативного
2) решение, оформленное
в форме ненормативного
3) решение, оформленное
в форме ненормативного
2 СООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ДРУГИМИ ВЕТВЯМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ)
Государственное управление (англ. public administration) - деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (англ. public policy). Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется, с одной стороны, политической деятельности, а с другой стороны, - деятельности по формулированию политического курса.3
Все виды государственной деятельности по их месту в системе реализации государственной власти, содержанию и формам выражения можно разделить на три группы.
По своему внутреннему содержанию деятельность органов каждой из этих трех ветвей власти является сложной и консолидированной, так как включает в себя несколько форм, но лишь одна из которых есть главная и определяющая. Так, для представительных (законодательных) органов власти главным и определяющим видом их деятельности является законодательная, хотя федеральное собрание осуществляет свою деятельность и в иных видах, на пример, импичмент, объявление амнистии, участие в решении кадровых вопросов о назначении на должность и освобождении от должности некоторых высших должностных лиц государства и т.д. точно так же для органов исполнительной власти основной и определяющий вид деятельности - управленческая исполнительно-распорядительная деятельность.
Видовые специализированные формы государственной деятельности являются производными от трех родовых ветвей государственной власти. К ним относятся, например, реализация прокурорской власти, деятельность счетной палаты, уполномоченного по правам человека и его аппарата, органов центризбиркома и некоторых других звеньев системы государственного аппарата. Осуществляемые этими органами специализированные виды государственной деятельности также предусмотрены в действующей конституции РФ и в деталях регулируются специальными федеральными законами.