Соотношение морали и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 19:20, реферат

Описание работы

Особое место в формировании личности, её сознания и культуры, активной жизненной позиции принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами общественных отношений. Ещё древние философы (Аристотель, Платон, Демокрит, Цицерон и др.) указывали на значимость этих двух главных определителей общественного поведения, их сходство и несовпадение. Также они пытались связать этику с законодательством.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….……………………..3
1. Общая характеристика права…………………………………………………………..4
2. Понятие морали…………………………………………………………….…………..7
3. Соотношение морали и права ……………………………………………………...….9
Заключение…………………………………………………………………...…………..11
Библиографический список …………………………………………………………….12

Файлы: 1 файл

профессиональная этика.docx

— 43.09 Кб (Скачать файл)

 

 

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Сызранский филиал

Заочный факультет

 

г. Сызрань, ул. Людиновская, 23. Тел. 37-12-88; 99-35-66

 

 

Осипова Раиса Анатольевна

 (фамилия, имя, отчество студента)

Курс ________________________1______________ группа____ЮП-105___________

Специальность Правовое обеспечение хозяйственной деятельности_____________

Контрольная    работа №____ I ____ Вариант:  ____8   __________________________

По  дисциплине:             Профессиональная этика______________________________

Тема:        Соотношение            морали         и       права_________________________

 

 

 

 

Дата   получения работы деканатом ______________

Дата получения  работы на кафедру ______________

                                                     Дата  рецензирования работы _________________

 Дата  возвращения  работы кафедрой в деканат_____

Дата  отправки работы студенту__________________

 

 

2014г.

Оглавление.

 

Введение…………………………………………………………….……………………..3

1. Общая характеристика права…………………………………………………………..4

2. Понятие морали…………………………………………………………….…………..7

3. Соотношение морали и права ……………………………………………………...….9

Заключение…………………………………………………………………...…………..11

Библиографический список …………………………………………………………….12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Особое место в формировании личности, её сознания и культуры, активной жизненной позиции принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами общественных отношений. Ещё древние философы (Аристотель, Платон, Демокрит, Цицерон и др.) указывали на значимость этих двух главных определителей общественного поведения, их сходство и несовпадение. Также они пытались связать этику с законодательством.

В Новое время мораль неразрывно связывалась с правом. Связь права и морали находит выражение в теории права, в интерпретации ряда юридических проблем. Например, давний вопрос о соотношении права и закона можно верно понять и решить, исходя из взаимосвязи права и морали. Познание качества закона осуществляется оценкой его содержания, применения категорий справедливости, гуманности. Закон может оказаться несоответствующим этим социально-философским категориям. В этом случае закон не может быть признан подлинным правом.  Демократические реформы такие как: «Отмена крепостного права» (1861 г.), «Земская реформа» (1864 г.), «Судебная реформа» (1864 г.), осуществились очень поздно, по сравнению с Западной Европой. Непоследовательность реформ привела к тому, что Россия так и не получила полноценной Конституции. Российской Федерации находится только лишь в начальной стадии становления и развития. Для того чтобы эта правовая система была не только построена, но работала и была эффективной, нельзя обойтись без права и морали.

Актуальность темы данной контрольной работы подкрепляется вышесказанным, и состоит в том, что в учебных и практических целях очень важно выявить тесную взаимосвязь морали и права.  Цель – выявить связь права и морали. Объектом исследования является - право и мораль как разновидности социальных норм. Предметом исследования является – соотношение права и морали в единстве, различии, взаимодействии и противоречии.

В работе использовалась учебная и публицистическая литература, а также электронные ресурсы. Контрольная состоит из  трех глав, введения и заключения .

1.Общая характеристика права.

 

Право вырастает из социальных норм догосударственной организации. Оно формируется из обычаев, табу, которые преобразуются, отбираются, приспосабливаются к новым социальным отношениям, основанным на частной собственности, социальном и классовом расслоении общества. Слово «право» - многозначно, имеет богатое разностороннее содержание. Во-первых, его употребляют в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.), в рамках которого речь идет о нравственных, политических, культурных и иных возможностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом; поступить по совести; изменить, следуя моде, свой внешний вид; право члена общественного объединения и т.п.). Во-вторых, с помощью этого термина обозначается определенная правовая возможность конкретного субъекта. В данном случае такое право называется субъективным, принадлежащим личности и зависящим от его воли и желания (право на образование, на труд, на пользование культурными ценностями, на судебную защиту и т.д.). В-третьих, под правом понимают юридический инструмент, связанный с государством и состоящий из целой системы норм, институтов и отраслей. Это так называемое объективное право (конституция, законы, подзаконные акты, правовые обычаи, нормативные договоры)[1;23].

Право есть система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих консолидированную волю общества (конкретные интересы различных классов, социальных групп, слоев), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Признаки права. Право - социальный институт, имеющий свою собственную природу. Специфика права проявляется в его признаках, которые содержатся в приведенном выше определении. Эти признаки заключаются в следующем:

1) право носило волевой  характер, ибо оно есть проявление  воли и сознания людей, но не  любой воли, а прежде всего  государственно выраженной воли  классов, социальных групп, элит, большинства  членов общества;

2) общеобязательность, в  чем воплощается суверенитет  государства, означающий, что выше  официальной, публичной власти в  обществе никого нет и быть  не может и что все принимаемые  нормы права распространяются  на всех либо большой круг  субъектов;

3) нормативность права  заключается в том, что оно прежде всего состоит из норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих значительный круг общественных отношений;

4) связь с государством  состоит в том, что право во  многом принимается, применяется  и обеспечивается государственной  властью. Государство для того  и функционирует, чтобы гарантировать  соблюдение исполнения юридических  норм;

5) формальная определенность  права заключается в том, что  нормы права имеют внешне выраженную  письменную форму, должны быть  четко объективированы, точно определены, воплощены вовне;

6) системность права проявляется  в том, что оно представляет  собой не механическую совокупность  юридических норм, а внутренне  согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое  место и играет свою роль, где  юридические предписания взаимосвязаны, расположены определенным иерархическим  образом, группируются по отраслям и институтам[4].

История, социальная практика убедительно показывают, что право может использоваться в различных целях как средство первоочередного удовлетворения потребностей тех или иных классовых, общественных, религиозных, национальных, расовых и других интересов.

Можно выделить и соответствующие подходы к сущности права. Хронологически первым является классовый подход, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса. Здесь право используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов правящей группы. Существует также общесоциальный подход, который рассматривает право как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества. Здесь право применяется в более широких целях - как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии, политического плюрализма и т.п. Наряду с этими основными выделяют и другие - религиозный, этнический, расовый и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответствующие интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях, судебной практике[2;44].

Иначе говоря, сущность права многопланова. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в ней в зависимости от исторических условий на первый план может выступать любое из вышеперечисленных начал[3].

Суммируя изложенное и учитывая существующие в современной отечественной и зарубежной научной литературе мнения, можно предложить следующее определение права, разделяемое с небольшими расхождениями большинством правоведов, как ученых, так и практиков.

Право есть совокупность исходящих от государства общеобязательных, формально определенных норм, выражающих идеи свободы, справедливости, гуманизма, нравственности, прав человека и призванных регулировать поведение людей и их коллективов в целях стабильного функционирования и развития общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие морали.

 

Исследуя сущность морали, отмечают, что мораль возникает из социальной потребности в согласовании поведения индивида с интересами социального целого, в преодолении противоречия между интересами личности и общества. Мораль выступает как нормативное осознание такого рода противоречий, как ответ на эту социальную потребность. Роли морали в жизни общества и отдельной личности многочисленны. Трудно объяснить, почему существует нравственность, зато ясно, для чего она существует.

Специфическая сущность морали конкретно раскрывается во взаимодействии сформированных функций:

- регулятивной, (включает  в себя оценочно-императивную, ориентирующую, отчасти коммуникационную (упорядочивая  общение людей));

-воспитательной, (содержит  в себе отчасти оценочно-императивную, мотивационную);

-познавательной, (содержит  ориентирующую и прогностическую).

Регулятивная. Мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так и общества. Суть в том, что не одни люди контролируют жизнь других, а каждый сам строит свою позицию, ориентируясь по моральным ценностям. Особенно ее значение раскрывается по методу "от противного": общественное единство нельзя создать ни принуждением, ни даже законом. Отсутствие нравственной перспективы губит самые прекрасные экономические планы. То же и для конкретного человека: жизнь бессмысленна без активного личного творения этого смысла; так же, как и правильный жизненный путь никто, тебе не укажет, пока ты не выберешь его сам[4].

Познавательная. Подчинена функции регулирования поведения, точнее, оценочно-императивной функции. Мораль интересует знание не само по себе (как науку), а знание, преломленное в ценностях или освещающее условия морального выбора. Эта функция морали не тождественна научному познанию. Она дает индивиду не просто знание объектов самих по себе, а ориентирует его в мире окружающих культурных ценностей, предопределяет предпочтения тех из них, которые отвечают его потребностям и интересам.

Воспитательная. Мораль, как уже не раз повторялось, делает человека человеком. Потому-то нравственное воспитание всегда считалось основой всякого другого. Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько воспитывает саму способность руководствоваться идеальными нормами и "высшими" соображениями. При наличии такой способности к самоопределению человек может не только выбирать соответствующую линию поведения, но и постоянно развивать ее, т.е. самосовершенствоваться[2;54].

Итак, мораль дает возможность постижения человеческой судьбы, но не в качестве закона, а в качестве регулятивной идеи, ориентируясь по которой, можно построить свою жизнь. Это - сверхзадача, это знание того, что с объективной точки зрения знать нельзя. Ведь жизнь еще не завершена, а мы умудряемся судить о ней, не имея полной и точной информации.

Правовой морали соответствуют следующие четыре проявления: 
           1)     мораль как знак, символ, миф. На этой ступени в символическом и мифическом сознании человека присутствуют в свёрнутом виде все последующие проявления морали и права. 
          2)     мораль и право как ценности. На этой ступени формируется феномен морально-правового сознания. Появляется «человек моральный». 
          3)     правовая мораль как социальная норма. На этой ступени человек приобретает новое качество, он становится «социальными». 
          4)     правовая мораль как знание. На этой ступени «человек социальный» превращается в «человека рационального». На смену морали приходят правила, этикет, юридические законы, освобождённые от нравственного содержания.

Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определённой ситуации, т.е. присущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих регулятивные функции, по способу регулирования поступков людей.

 

3.Соотношение морали и  права.

 

Из тесной взаимосвязи права и морали вытекает такое же тесное их социальное и функциональное взаимодействие. Они поддерживают друг друга в упорядочении общественных отношений, позитивном влиянии на личность. 

Всякое противоправное поведение, как правило, является также противонравственным. Право приписывает соблюдать законы, того же добивается и мораль. Во многих статьях Конституции РФ, Декларации прав и свобод человека, других важнейших нормативно-правовых актах оценки права и морали совпадают. И это неудивительно – ведь право основывается на морали. Цели у этих двух регуляторов, в конечном счете, одни.

Информация о работе Соотношение морали и права