Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие, противоречия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 16:30, реферат

Описание работы

Человеческое общество представляет собой сложный организм, который является единым целым и вместе с тем состоит из огромной массы изолированных, самостоятельных индивидов, групп, организаций. Исследователи давно заметили, что норма как таковая в чистом виде в природе не существует. Она всегда является нормой чего-либо (прибыли, поведения, количественной или качественной оценки и т.д.). В юриспруденции широко используются понятия социальной, технической и правовой норм.
В учебных и практических целях очень важно выявить как тесную взаимосвязь всех видов социальных норм, так и их специфику. Особенно это касается права и морали, представляющих для юридической науки приоритетный интерес.

Файлы: 1 файл

кратко.doc

— 58.50 Кб (Скачать файл)

Введение.

Человеческое  общество представляет собой сложный  организм, который является единым целым и вместе с тем состоит  из огромной массы изолированных, самостоятельных  индивидов, групп, организаций. Исследователи  давно заметили, что норма как  таковая в чистом виде в природе не существует. Она всегда является нормой чего-либо (прибыли, поведения, количественной или качественной оценки и т.д.). В юриспруденции широко используются понятия социальной, технической и правовой норм.

В учебных и  практических целях очень важно выявить как тесную взаимосвязь всех видов социальных норм, так и их специфику. Особенно это касается права и морали, представляющих для юридической науки приоритетный интерес.

Юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют прежде всего правовые нормы - это их специальность. Но они для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих коллизий постоянно обращаются и к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль.

Следует сказать, что оптимальное совмещение этического и юридического всегда было трудноразрешимой проблемой во всех правовых системах.

С развитием  современного общества, нормы морали теряют свою былую силу, а также  растет количество нарушений норм права. Человеку становится безразличны мнение общества и воля государства. В результате мы столкнулись с низкой нравственностью общества и высоким уровнем преступности. Необходимость борьбы с данной проблемой и свидетельствует об актуальности данной темы.

Предмет исследования: нормы права и нормы морали, их соотношение.

Объект исследования: моральные и правовые отношения  общества.

Цель работы. Изучить сущность норм права и  норм морали, сделать сравнительный  анализ, выявить взаимодействие и  противоречия данных норм. Сделать  необходимые выводы для решения существующих проблем.

 

1. Понятие и  сущность нормы права.

Нормы права - результат отражения социальной деятельности. Они возникают как продукт осознания потребности ее правового опосредствования, необходимости регулирования правом общественных отношений. Правовая норма обладает определенной сущностью, имеет свое содержание и форму. Оно занимает самостоятельное место в правовой системе. В правовой норме следует выделять логическое, социально-юридическое и волевое содержание.

Юридическая норма является элементом позитивного права. "Право, как считает Бабаев В.К., состоит из нормативных установок (которые являются элементом естественного права). Юридическая норма - это тоже нормативная установка, но определенным образом оформленная, т.е. выраженная в законодательстве1.

 Норма права  (юридическая норма) выступает  одной из наиболее важных разновидностей  действующих в обществе социальных  норм. Поэтому правовой норме  присущи качества, характерные для  всякой социальной нормы как  регулятора общественных отношений. Социальное значение правовых норм, а следовательно, и их ценность определяют их регулирующей ролью. Они должны закреплять необходимые и желательные для общества и государства отношения. Придают стабильность этим отношениям и способствуют их развитию. Охраняют от нарушений и воздействуют на нежелательные для общества и власти отношения в целях их ограничения, вытеснения и ликвидации.

В частности, норма  права является критерием правомерности  поведения субъектов, который весьма четко обозначен и конкретен. Норма права есть модель поведения и как таковая определяет границы возможных и должных поступков в тех или иных отношениях и тем самым обеспечивает меру свободы индивида.

Характерная особенность  нормы права состоит в том, что она отражает наиболее важные, основные, существенные свойства, которые неизбежно повторяются, присутствуют во всех конкретных правоотношениях, возникающих на основе этой нормы права.

Таким образом, норма права сочетает в себе предоставление и одновременно ограничение внешней свободы субъектов в их взаимных отношениях.

Норма права  состоит из гипотезы, диспозиции и санкции:

1. Гипотеза (предположение) - элемент нормы права, указывающий  на условия ее действия, применения (время, место, субъектный состав  и т.п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов.

2. Диспозиция (юридическое  расположение сторон) - элемент нормы  права, определяющий модель поведения  субъектов с помощью установления  прав и обязанностей, возникающих  при наличии указанных в гипотезе  юридических фактов.

3. Санкция - элемент нормы права, предусматривающий определение последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными - меры наказания (лишение свободы, штраф, неустойка и т.д.), так и позитивными - меры поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником, государственная награда, условно-досрочное освобождение из мест лишения свободы и т.п.).2.

Выделяют следующие  основные виды правовых норм:

1) в зависимости  от содержания они подразделяются на:

исходные нормы., общие нормы, специальные нормы.

2) в зависимости от  предмета правового регулирования  (по отраслевой принадлежности) - на конституционные, гражданские,  административные, земельные и т.п.;

3) в зависимости от  их характера - на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

4) в зависимости от  методов правового регулирования  делятся на:

императивные (содержащие властные предписания);

диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);

поощрительные (стимулирующие  социально полезное поведение);

рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства  и общества вариант поведения);

5) в зависимости от  времени действия - на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (указ Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием);

6) в зависимости от  функций - на регулятивные и  охранительные 

7) в зависимости от  круга лиц, на которых распространяется действие норм, - на общераспространенные и специально распространенные

8) в зависимости от  степени определенности элементов  правовой нормы - на абсолютно  определенные, относительно определенные  и альтернативные;

9) в зависимости от  сферы действия - на общефедеральные, региональные и локальные;

10) в зависимости от  юридической силы - на правовые  нормы законов и подзаконных  актов;

11) в зависимости от  способа правового регулирования  - на управомочивающие, обязывающие  и запрещающие 

12) в зависимости от субъектов правотворчества - на нормы, принятые государственными органами и негосударственными структурами3.

2. Нормы морали, понятие и сущность.

Мораль - важнейший  социальный институт, одна из форм общественного  сознания. Она представляет собой  известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу, окружающей действительности. Но главное в морали - это представления о добре и зле4.

Слово мораль (от лат. "moralis") обозначает "относящийся к нраву, характеру, складу души". Слово "нравственность" - славянского происхождения, оно  близко по смыслу со словами "благонравие", "добронравие".

Нравственность предполагает не только ценностное отношение человека к другим, но и к себе, чувство  собственного достоинства, самоуважения, осознание себя как личности.

Мораль имеет  внутренний и внешний аспекты. Первый выражает глубину осознания индивидом  своего собственного "Я", меру ответственности, духовности, общественного долга, обязанности. Здесь проявляется известный  кантовский "категорический императив",

Смысл этого императива прост: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.

Все это составляет понятие совести, т.е. способности  человека к самооценке и самоконтролю, к суду над самим собой.

Второй аспект морали - конкретные формы внешнего проявления указанных выше качеств, ибо мораль не может быть сведена к голым принципам. Эти две ее стороны тесно переплетены. "Человек есть ряд его поступков... Каков человек внешне, т.е. в своих действиях, таков он и внутренне" (Гегель). Поэтому нельзя о человеке судить по тому, что он сам о себе думает или декларирует. Только поступки могут раскрыть его действительную сущность.

Мораль представляет собой единую систему чувств, сознания, принципов, норм деятельности, основанную на представлениях общества, групп и отдельных лиц о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, о чести, о совести.

Элементами  морального сознания выступают такие  чувства, как чувство долга, чести, достоинства, совести, любовь. Именно эти  чувства определяют не только само поведение человека, но и систему тех моральных правил, которыми он постоянно руководствуется.

Для оценки человеческих поступков мораль использует две  основные категории: добро и зло. С изменением общества меняется и  содержание этих понятий, но в любом случае добро отвечает интересам общества, а зло не отвечает им.

Моральные нормы, будучи нигде не записанными существуют лишь в общественном мнении. Именно общественное мнение является той внешней  силой, которая обеспечивает соблюдение норм морали. Функционирование моральной системы регулирования всегда связано с учетом единства внутренних стремлений, побуждений людей и внешним проявлением этих стремлений в действительности. Однако мораль утратила бы свою регулирующую роль, если бы на страже ее требований не стояло общество.

 

 

 

3. Соотношение права и морали: единство, различие,

взаимодействие, противоречия.

Единство права  и морали состоит в том, что:

во-первых, они  представляют собой разновидности  социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа;

во-вторых, право  и мораль преследуют в конечном счете  одни и те же цели и задачи - упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости5;

в-третьих, у  права и морали один и тот же объект регулирования - общественные отношения (только в разном объеме), они адресуются одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам; их требования во многом совпадают;

в-четвертых, право  и мораль в качестве нормативных  явлений определяют границы должных  и возможных поступков субъектов, служат средством выражения и  гармонизации личных и общественных интересов6;

в-пятых, право и мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих начал. Цель права - "установить совместную жизнь людей так, чтобы на столкновения, взаимную борьбу, ожесточенные споры тратилось как можно меньше душевных сил" (И.А. Ильин). Таково же, в сущности, и назначение морали. Ведь право - возведенная в закон нравственность.

Однако наряду с общими чертами право и мораль имеют существенные различия, обладают своей спецификой7.

Отличительные особенности права и морали заключаются  в следующем:

1. Право и  мораль различаются прежде всего  по способам их установления, формирования.

2. Право и  мораль различаются по методам их обеспечения. Если право создается государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается.

3. Право и  мораль различаются по форме  их выражения, фиксации

4. Право и  мораль различаются по характеру  и способам их воздействия  на сознание и поведение людей.

5. Право и  мораль различаются по характеру  и порядку ответственности за  их нарушение. 

6. Право и  мораль различаются по уровню  требований, предъявляемых к поведению  человека.

7. Право и  мораль различаются по сферам  действия. Моральное пространство гораздо шире правового, границы их не совпадают.

9. Наконец, у  права и морали различные исторические  судьбы. Мораль "старше по возрасту", древнее, она всегда существовала  и будет существовать в обществе, тогда как право возникло лишь  на определенной ступени социальной эволюции.

Взаимодействие  права и морали. Из тесной взаимосвязи указанных регуляторов вытекает такое же тесное их социальное и функциональное взаимодействие. Они поддерживают друг друга в упорядочении общественных отношений, позитивном влиянии на личность, формировании у граждан должной юридической и нравственной культуры, правосознания. Их требования во многом совпадают: действия субъектов, поощряемые правом, поощряются и моралью.

Информация о работе Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие, противоречия