Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 15:46, курсовая работа
Целью исследования является наиболее возможно полное и всестороннее раскрытие основных аспектов взаимоотношений, складывающихся между правовыми и моральными нормами, как в исторической ретроспективе, так и в настоящее время. Задачами исследования, в частности, являются: определение значения понятий «право» и «мораль», а также их места в системе социальных норм; выявление общих черт и отличительных особенностей морали и права; рассмотрение права и морали в динамике их взаимодействия через возникающие между ними противоречия и отношения взаимодополнения. Объектом исследования являются право, мораль и иные виды социальных норм.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………… 3
1. ПРАВО И МОРАЛЬ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ...5
1.1 Понятие и виды социальных норм………………………….5
1.2 Соотношение права с моральными нормами……………..8
2. ОБЩНОСТЬ ПРАВА И МОРАЛИ……………………………12
2.1 Общие черты права и морали………………………………12
2.2 Правовые и моральные нормы в их взаимодействии …….16
3. РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ПРАВОМ И МОРАЛЬЮ …………….22
3.1 Отличительные особенности права и морали …………….22
3.2 Противоречия во взаимодействии правовых и
моральных норм…………………………………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………… ……33
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Теория государства и права»
На тему: «Соотношение права и морали»
Выполнила студентка
факультета юридического
Научный руководитель
______________________________
______________________________
Чебоксары
2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………… 3
1. ПРАВО И МОРАЛЬ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ...5
1.1 Понятие и виды социальных норм………………………….5
1.2 Соотношение права с моральными нормами……………..8
2. ОБЩНОСТЬ ПРАВА И МОРАЛИ…………………
2.1 Общие черты права и морали………………………………12
2.2 Правовые и моральные нормы в их взаимодействии …….16
3. РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ПРАВОМ И МОРАЛЬЮ …………….22
3.1 Отличительные особенности права и морали …………….22
3.2 Противоречия во взаимодействии правовых и
моральных норм…………………………………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………… ……33
ВВЕДЕНИЕ
Признание человека, его прав и свобод является наивысшей ценностью, а их обеспечения и защиты – первоочередными задачами всего мирового сообщества в целом и каждого отдельного государства в частности, обусловило начало новой эпохи в развитии права, государства и общества. Процессы неуклонной гуманизации права и демократизации государственных институтов выдвигают новые, более высокие требования как к правотворчеству, так и к правоприменению. В настоящее время по всему миру постепенно возрастает роль общества в лице отдельных граждан, а также их объединений в процессе создания и совершенствования позитивного права, основанного на принципах гуманизма и нравственности.
Особое место в формировании духовного мира личности, ее сознания и культуры, активной жизненной позиции, принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно взаимодействующими на преобразование сознания личности.
Актуальность темы исследования, вынесенной в название
данной работы, определяется тем, что в
настоящее время право и мораль, выступающие
важнейшими видами социальных норм в современном
обществе, взаимодействуют между собой
более тесно, чем когда либо. Целью исследования является
наиболее возможно полное и всестороннее
раскрытие основных аспектов взаимоотношений,
складывающихся между правовыми и моральными
нормами, как в исторической ретроспективе,
так и в настоящее время.
Предмет исследования – особенности соотношения права и нравственности.
Степень освещенности темы исследования в литературе. В различное время тема взаимодействия права и нравственности в той или иной степени разрабатывалась такими учеными, как Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, Б.Н. Чичерин, И.А. Ильин, Е.Н. Трубецкой, Г.Ф. Шершеневич, А.Ф. Кони, А.В. Разин, Н.И. Матузов, С.Н. Егоров, Е.В. Спекторский, Е.А. Лукашева, В.Д. Плахов, В.А. Мальцев, Ю.Г. Волков, М.И. Байтин, В.Н. Кудрявцев, Е.С. Чикалова, Т.В. Кашанина, В.О. Аболонин, Ю.В. Трунцевский, А.А. Малиновский, С.В. Тасаков, И.А. Петин, А.В. Стукалов, П.Е. Суслонов, А.С. Кобликов, М.Н. Марченко, С.А. Зайцев, С.С. Алексеев, А.И. Экимов, Ю.В. Ирхин, Л.Т. Бородавко, С.И. Некрасов, В.Н. Жуков, К.В. Корсаков, В.Ш. Аюпов, А.Л. Сергеев, Н.В. Колотова, Е.А. Старков, А.А. Крюков, А.М. Величко и другими, однако количество фундаментальных трудов по ней является достаточно небольшим.
Новизна исследования в контексте современного состояния отечественной науки о государстве и праве определяется тем, что в последние годы интерес в среде ученых-правоведов, вызываемый теоретическими проблемами морально-правовых взаимоотношений, можно назвать не слишком высоким и заслуживающим гораздо большего внимания, кроме того, количество трудов, охватывающих всю полноту взаимоотношений между правом и нравственностью, на сегодняшний день не представляется достаточным.
ПРАВО И МОРАЛЬ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
1.1 Понятие и виды социальных норм
Важнейшим средством организации общественных отношений являются социальные нормы: нормы права, нормы морали, нормы общественных организаций, нормы традиций, обычаев и ритуалов. Эти нормы обеспечивают наиболее целесообразное и гармоничное функционирование общества в соответствии с потребностями его развития.
Социальные нормы — это правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях («социальный» происходит от латинского слова socialis, что означает «общественный»)1.
Потребность в социальных нормах возникла на самых ранних ступенях развития человеческого общества в связи с необходимостью урегулировать поведение людей общими правилами. При помощи социальных норм достигается наиболее целесообразное взаимодействие людей, решаются задачи, которые не под силу отдельному человеку.
Социальные нормы характеризуются рядом признаков:
1. Социальные нормы являются правилами поведения людей. Они указывают, какими должны или могут быть человеческие поступки по мнению определенных коллективов людей, различных организаций или государства. Это образцы, в соответствии с которыми люди сообразуют свое поведение.
2. Социальные нормы — это
правила поведения общего
3. Социальные нормы — это
не только общие, но и обязательные
правила поведения людей в
обществе. Не только правовые, но
и все другие социальные нормы
являются обязательными для
Благодаря указанным признакам социальные нормы становятся важным регулятором общественных отношений, активно воздействуют на поведение людей и определяют его направление в различных жизненных ситуациях.
Все социальные нормы, действующие в современном обществе, подразделяются по двум основаниям:
- по способу их установления (создания);
- по средствам охраны их от
нарушений.
На основе этого выделяются следующие
виды социальных норм:
1. Нормы права — правила
2. Нормы морали (нравственности) — правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением.
3. Нормы общественных
4. Нормы обычаев — это правила поведения, сложившиеся в определенной общественной среде и в результате их многократного повторения вошедшие в привычку людей. Особенность этих норм поведения состоит в том, что они исполняются в силу привычки, ставшей естественной жизненной потребностью человека.
5. Нормы традиций выступают в
виде наиболее обобщенных и
стабильных правил поведения, которые
возникают в связи с
6. Нормы ритуалов представляют
собой такую разновидность
Деление социальных норм проводится не только по способу их установления и охраны от нарушений, но и по содержанию. По этому признаку выделяются политические, технические, трудовые, семейные нормы, нормы культуры, религии и другие.
Все социальные нормы в их совокупности и взаимосвязи называются правилами человеческого общежития.
1.2 Соотношение права с моральными нормами
Как вид социальных норм, моральные установления характеризуются общими родовыми признаками и являются правилами поведения, определяющими отношение человека к человеку. Если действия человека не касаются других людей, его поведение с социальной точки зрения безразлично. Поэтому не все ученые считают нормы нравственности явлением исключительно социальным.
Со времен Канта существует убеждение, что сфера нравственности охватывает сугубо внутренний мир человека, поэтому оценить поступок как нравственный или безнравственный можно лишь по отношению к лицу, которое его совершило. Человек как бы извлекает из себя нормы своего поведения, в себе, в глубине своей “души”, дает оценку своим действиям. С данной точки зрения человек, взятый отдельно, вне его отношений к другим людям, может руководствоваться нравственными правилами3.
Существует и компромиссная позиция в оценке нравственного регулирования. Согласно ей нормы морали имеют двоякую природу: одни имеют в виду самого индивида, другие — отношение индивида к обществу. Отсюда деление этики на индивидуальную и социальную.
Наиболее распространенным и аргументированным является представление об абсолютно социальном характере норм морали и отсутствии в них какого-либо индивидуального фактора.
Шершеневич, например, считал, что нравственность представляет не требования человека к самому себе, а требования общества к человеку. Не человек определяет, как он должен относиться к другим, а общество устанавливает, как один человек должен относиться к другому человеку. Не отдельный индивид оценивает свое поведение как хорошее или плохое, а общество. Оно может признать поступок нравственно хорошим, хотя он не хорош для индивида, и оно может считать поступок недостойным с нравственной стороны, хотя он вполне одобряем с индивидуальной точки зрения4.
Существует точка зрения, что нравственные законы заложены в самой природе человека. Внешне они проявляются в зависимости от той или иной жизненной ситуации, в которой оказывается индивид. Другие же категорически утверждают, что нормы нравственности — это требования, обращенные к человеку извне.
Видимо, нет оснований проводить водораздел между индивидуальным и социальным характером нравственных требований, поскольку в них органически переплетаются элементы того и другого. Ясно одно, что любая социальная норма имеет общий характер, и в этом смысле она адресуется не к конкретному индивиду, а ко всем или к большой группе индивидов. Моральные нормы регулируют не “внутренний” мир человека, а отношения между людьми. Однако не следует упускать из виду индивидуальные аспекты нравственных требований. В конечном счете их реализация зависит от нравственной зрелости человека, прочности его моральных воззрений, социальной ориентированности его индивидуальных интересов. И здесь первостепенную роль играют такие индивидуализированные моральные категории, как совесть, долг, которые Направляют поведение человека в русло социальной нравственности. Внутреннее убеждение индивида в нравственности или безнравственности своего поступка в значительной мере определяет и его социальную значимость.
Единство правовых норм и норм морали, как и единство всех социальных норм цивилизованного общества, основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.
Вместе с тем нормы права и нормы морали отличаются друг от друга следующими признаками:
1. По происхождению. Нормы морали складываются в обществе на основе представлений людей о добре и зле, чести, совести, справедливости. Они приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества. Нормы права, устанавливаемые государством, после вступления в законную силу сразу же становятся обязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действий.
2. По форме выражения. Нормы морали
не закрепляются в специальных
актах. Они содержатся в сознании
людей. Правовые же нормы получают
выражение в официальных
3. По способу охраны от