Соотношение права с моральными и религиозными нормами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Социальные нормы в разной степени отражают закономерности общественного развития, но сами таковыми не являются. Объективные законы, по которым развивается история, не есть нормы. Последние привносятся в жизнь общества людьми, социальной практикой. Одни из них со временем отпадают, другие – возникают, видоизменяются, третьи – навязываются определенными классами, группами или властью. Иначе говоря, процесс становления, формирования социальных норм – фактор субъективный. Вырабатываются они людьми. Другое дело, что нужда в них диктуется объективной необходимостью.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ НОРМЫ. ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ И ИХ ОСОБЕННОСТИ 5
ГЛАВА 2 НОРМЫ ПРАВА КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ 11
2.1 Понятие норм права 11
2.2 Структура норм права 16
2.3 Виды норм права 18
ГЛАВА 3 СООТНОШЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВОВЫХ И ДРУГИХ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ В РЕГУЛИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 21
3.1 Соотношение норм права и норм морали 21
3.2 Соотношение норм права и корпоративных норм 29
3.3 Соотношение норм права и религии 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по ТГП.doc

— 1.27 Мб (Скачать файл)

Корпоративные нормы (нормы общественных организаций) – это установленные правила поведения, выраженные в уставах, положениях, решениях общественных организаций для реализации и достижения целей их функционирования.

Корпоративные нормы  регулируют только внутренние отношения: задачи и цели данной общественной организации, компетенцию органов, их права и обязанности, порядок  вступления и выхода из данной организации, гарантии соблюдения норм (в частности, мерами общественного воздействия).

Нормы общественных организаций правового характера  могут содержаться в совместных актах государственных органов и общественных организаций, но приобретают при этом в большей степени значение правового акта, так как исходят главным образом от государства. Все общественные организации могут принимать участие в правотворчестве, однако осуществляют эту свою функцию в различных формах и в разном объеме. Формально-юридически право издавать нормативно-правовые акты закреплено в основном за профсоюзами и отдельными видами кооперации.

Механизм действия норм общественных организаций сходен с правовым. Они имеют политическое содержание, обеспечиваются при помощи организационных мер и санкций  и т. д. Однако следует отметить отсутствие непосредственной связи корпоративных  норм с государственной деятельностью. Эти нормы уступают правовыми  по силе, сфере действия, категоричности, однако имеют и преимущества: выражают активность и инициативу, являются самодеятельными, распространяют свое влияние за пределы правового  регулирования.

Таким образом, общие  черты норм права и норм общественных организаций следующие: они содержат четкие, ярко выраженные правила поведения; закреплены в специальных актах; представляют собой системы норм. Различие между ними – в степени обеспечения: если нормы права принимаются государством и обеспечиваются его принудительной силой, то нормы общественных организаций принимаются ими и ими же, то есть силой общественного мнения данной общественной организации, обеспечиваются. Кроме того, отметим определенный приоритет норм права, признаваемый в нормах общественных организаций.

    1.  Соотношение норм права и религии

 

Назначением религии является выработка «смыслов», позволяющих  человеку так или иначе освоиться  и определить свое место в том  мире, в котором он живет. Религия, с этой точки зрения, выступает  мерилом «хорошего» поведения. Религиозные  нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями  и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру. Внешне эти нормы имеют определенное сходство с юридическими установлениями: в известной мере формализованы  и содержательно определены; хотя в значительно меньшей степени, но все же определенным образом институционализированы и документально зафиксированы  в Библии (Ветхом и Новом завете),  Коране, Сунне, Талмуде, религиозных  книгах буддистов и др.; выступают  в некоторых случаях в качестве источников права (в качестве иллюстрации  таковых являются не только страны мусульманской правовой системы, но и некоторые страны  континентальной  Европы.7

Религиозными нормами  называются правила, установленные  различными вероисповеданиями и  обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий завет. Новый завет. Коран, Сунна, Талмуд, религиозные  книги буддистов и др.), в решениях собраний верующих или духовенства (постановления соборов, коллегий, конференций), в произведениях авторитетных религиозных  писателей. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений (общин, церквей, групп верующих и т.п.), регламентируются отправление обрядов, порядок церковной службы. Ряд религиозных норм имеет моральное содержание (заповеди).

В истории права были целые  эпохи, когда многие религиозные  нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные, гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения. В ряде современных исламских стран Коран ("арабский судебник") и Сунна — основа религиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих "правильный путь к цели" (шариат).8

 

В Библии, Коране, Талмуде, других священных книгах вместе с собственно религиозными положениями и канонами нашли выражение общечеловеческие нормы. Такие общепризнанные нормы  человеческого общежития, требования содержатся, например, в Библии в  заповедях Моисею, в Нагорной проповеди. В «Моисеевых закона» установлена  необходимость трудиться в течении  шести дней и отдыхать седьмой, требование почитать детьми своих родителей, запрещается  убийство, прелюбодеяние, воровство, лжесвидетельство, осуждается зависть.9

В нашей стране до Октябрьского (1917 г.) вооруженного восстания ряд брачно-семейных и некоторых иных норм, признаваемых и установленных православной церковью ("каноническое право"), был составной частью правовой системы. После отделения церкви от государства эти нормы утратили юридический характер.

В первые годы советской  власти допускалось применение норм мусульманского права (шариат) в некоторых  районах Средней Азии и Кавказа.

В настоящее время нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются с действующим правом в ряде отношений. Конституция создает правовую основу деятельности религиозных организаций, гарантируя каждому свободу совести, включая право свободно исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Религиозным объединениям может  предоставляться статус юридического лица. Они вправе иметь храмы, молитвенные  дома, учебные заведения, культовое и другое имущество, необходимое для религиозных целей. Нормы, содержащиеся в уставах соответствующих юридических лиц, определяющие их правоспособность и дееспособность, имеют юридический характер.

Гражданину Украины предоставлено  право заменять военную службу выполнением альтернативной гражданской службы, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

Верующие имеют возможность  беспрепятственно совершать религиозные  обряды, связанные с вступлением  в брак, рождением ребенка, его  совершеннолетием, с похоронами близких, и другие, однако юридическое значение в связи с этими событиями  имеют лишь документы, полученные в  органах записи актов гражданского состояния либо других государственных органах, правомочных выдавать такие документы.

Некоторые религиозные праздники  официально признаны государством с  учетом исторических традиций. Однако сложность заключается в том, что в светском государстве, где  много религий, отмечающих разные праздничные  дни и даты, практически невозможно официально обозначить общие для  всех верующих и неверующих религиозные  праздничные дни.10

 Cоотношения между церковью и государством во многом определяются уровнем социально-экономического развития страны, историческими традициями, сложившимися в обществе. Возможно несколько моделей таких взаимоотношений.

В условиях демократического государства обычно признаются на конституционном  уровне и в повседневной практике равноправие всех религий и церквей, свобода совести и вероисповедания. При этих условиях церковь отделена от государства, а школа – от церкви, запрещена дискриминация на религиозной почве, отсутствуют привилегии, связанные с исповеданием той или иной религии, церковь является хранителем культурных, исторических и нравственных традиций народа.

При тоталитарных и авторитарных режимах можно выделить три основных модели отношений церкви и государства:

а) государство преследует по религиозным основаниям верующих, как это было до 1967 г. в Албании, и запрещает любые формы религиозных  проявлений;

б) государство признает религию и церковь в качестве основы государственной власти (Саудовская Аравия, Пакистан, Иран). Ислам в этих странах признан государственной  религией, а нормы шариата используются для регулирования различных  сторон общественной жизни;

в) церковь находится в  прямой конфронтации с государством, проводит антигосударственную кампанию, основанную на религиозных нормах. Подобная ситуация возникла в Латинской  Америке в середине 60-х гг.

Статус религиозных объединений  регулируется конституционным и  текущим законодательством. Большинство  конституций фиксирует отделение  церкви от государства, признает религию  исключительно частным делом  человека.

Вместе с тем в отдельных  странах, например, в Греции, Болгарии, Великобритании, отмечается особое положение  религии и церкви. Англиканскую церковь  в Англии и пресвитерианскую –  в Шотландии возглавляет британский монарх, который назначает на высшие церковные должности и оказывает  влияние на церковную политику.

Во Франции, согласно специальному закону об отделении церкви от государства, последнее не признает и не субсидирует  никакую церковь, не оплачивает ее служителей. В местах, предназначенных для религиозных служб, запрещается проведение политических собраний.

Возможно существование  договорных отношений между государством и церковью, о чем говорит пример Италии. В этой стране отношения  между государством и церковью основываются на норме конституции и специальном  соглашении. В ст. 7 Конституции этой страны признается независимость и  суверенность государства и церкви, каждого в своей сфере, а их отношения регулируются Латеранскими соглашениями 1929 г.

Однако в ряде государств существует практика финансовой поддержки  церкви из государственного бюджета, а  на религиозные объединения распространяется статус общественных объединений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Систему социального регулирования  составляют экономические, политические, религиозные, моральные, правовые, корпоративные  нормы. Эти нормы имеют собственный  характер регулятивного воздействия, способ и метод обеспечения, формы  фиксации, процессы формирования. Многообразие социальных норм сложилось исторически. В нем отражены сложная структура  общества, плюрализм оценок общественных явлений и способов их выражения. Правовые нормы выражают государственную  волю, устанавливаются государством и охраняются от нарушения с помощью  мер государственного принуждения. Нравственные (моральные, этические) нормы  складываются в общественном мнении и им же охраняются от нарушений. Нормы, содержащиеся в уставах и других документах партий, союзов, общественных организаций, массовых движений, выражают интересы, волю и настроение участников этих объединений. Ряд отношений  в обществе определяются обычаями, традициями, обыкновениями, а также  религиозными нормами.

Подводя итог проделанной  работе, можно сделать следующие  заключения: правовые и нравственные нормы имеют общее целевое назначение – воздействовать на поведение людей. Они взаимодействуют между собой. Право и государство подвергаются моральной оценке. Требования морали учитываются при создании правовых норм, при решении конкретных юридических дел, способствуют укреплению законности и правопорядка.

В свою очередь точная реализация правовых норм означает одновременное  воплощение в общественную жизнь  требований морали. Нормы морали наполняют  право глубоким нравственным содержанием. Все это свидетельствует о  единстве норм морали и права. Органическое сочетание норм морали и политики имеет огромное значение для нормального  функционирования общества, его политической системы, государства и права в том числе. Однако в практической политической жизни подавляющего большинства современных государств такое сочетание далеко не всегда случается. Мораль нередко расходится не только с политикой, но и с правом. Обладая особой гибкостью, моральные принципы и нормы регулируют политические отношения самостоятельно и не всегда совпадают с принципами и нормами права.

Право и мораль выполняют  в обществе одинаковые по своим конечным целям и задачам регулятивные и воспитательные функции. Они выступают  в качестве важнейших составных  частей механизма социального регулирования  поведения индивидов, коллективов  и всего общества. Сфера регулятивного  воздействия норм морали гораздо  шире, чем сфера, на которую распространяются нормы права. Право формируется  в результате правотворческой деятельности государства, а мораль – в результате активности различных социальных слоев, групп, классов, наконец, всего общества. Нормы права отличаются от норм морали гораздо большей конкретностью  и формальной определенностью. Выполнение предписаний, содержащихся в праве, по общему правилу, обеспечивается государственным  принуждением. Выполнение требований морали гарантируется только общественным мнением, давлением со стороны общественной среды на индивида, допускающего нарушения  моральных норм.

Право и религия. Системы  традиционного права (например, индуистского, мусульманского) проникнуты религиозными началами и принципами. Правовые системы  Западной Европы все более обособляются от религиозных влияний.

 

 

   Итак, действуя в системе социального нормативного регулирования, юридические нормы являются только одним из элементов этой системы. В условиях правового общества, демократического государства гармоническое взаимодействие права с иными социальными нормами – необходимое условие его эффективности.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Теория государства и права. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М., 1997.
  2.   Теория государства и права. Под ред. В.М. Сырых. - М., 1998.
  3. Теория права и государства: Учебник. Под ред. проф. В.В.Лазарева. – М.: Право и Закон, 1996.
  4. Теория государства и права. Курс лекций. Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 1997.
  5. Алексеев С.С. Государство и право : Начальный курс. – М., 1996.
  6.   Вавилин Е.В. Понятие и механизм осуществления гражданских прав и          исполнения обязанностей, Журнал российского права, 2004, № 5.
  7.   Венгеров А.Б. Теория государства и права, М.: 1998.
  8. Коваленко А.И. Теория государства и права : Вопросы и ответы. – М.: Новый Юрист, 1997.
  9. Корельский В.М. Теория государства и права, М.: 1998.
  10. Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. – М., 1986, С. 86
  11. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юрид. лит., 1996.
  12. Нерсесянц В.С. Право и закон. – М., 1983, С. 5.
  13. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М., 1997.

Информация о работе Соотношение права с моральными и религиозными нормами