Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 17:19, курсовая работа
Социальные нормы в разной степени отражают закономерности общественного развития, но сами таковыми не являются. Объективные законы, по которым развивается история, не есть нормы. Последние привносятся в жизнь общества людьми, социальной практикой. Одни из них со временем отпадают, другие – возникают, видоизменяются, третьи – навязываются определенными классами, группами или властью. Иначе говоря, процесс становления, формирования социальных норм – фактор субъективный. Вырабатываются они людьми. Другое дело, что нужда в них диктуется объективной необходимостью.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ НОРМЫ. ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ И ИХ ОСОБЕННОСТИ 5
ГЛАВА 2 НОРМЫ ПРАВА КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ 11
2.1 Понятие норм права 11
2.2 Структура норм права 16
2.3 Виды норм права 18
ГЛАВА 3 СООТНОШЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВОВЫХ И ДРУГИХ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ В РЕГУЛИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 21
3.1 Соотношение норм права и норм морали 21
3.2 Соотношение норм права и корпоративных норм 29
3.3 Соотношение норм права и религии 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
Корпоративные нормы (нормы общественных организаций) – это установленные правила поведения, выраженные в уставах, положениях, решениях общественных организаций для реализации и достижения целей их функционирования.
Корпоративные нормы регулируют только внутренние отношения: задачи и цели данной общественной организации, компетенцию органов, их права и обязанности, порядок вступления и выхода из данной организации, гарантии соблюдения норм (в частности, мерами общественного воздействия).
Нормы общественных
организаций правового
Механизм действия
норм общественных организаций сходен
с правовым. Они имеют политическое
содержание, обеспечиваются при помощи
организационных мер и санкций
и т. д. Однако следует отметить отсутствие
непосредственной связи корпоративных
норм с государственной
Таким образом, общие черты норм права и норм общественных организаций следующие: они содержат четкие, ярко выраженные правила поведения; закреплены в специальных актах; представляют собой системы норм. Различие между ними – в степени обеспечения: если нормы права принимаются государством и обеспечиваются его принудительной силой, то нормы общественных организаций принимаются ими и ими же, то есть силой общественного мнения данной общественной организации, обеспечиваются. Кроме того, отметим определенный приоритет норм права, признаваемый в нормах общественных организаций.
Назначением религии является выработка «смыслов», позволяющих человеку так или иначе освоиться и определить свое место в том мире, в котором он живет. Религия, с этой точки зрения, выступает мерилом «хорошего» поведения. Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру. Внешне эти нормы имеют определенное сходство с юридическими установлениями: в известной мере формализованы и содержательно определены; хотя в значительно меньшей степени, но все же определенным образом институционализированы и документально зафиксированы в Библии (Ветхом и Новом завете), Коране, Сунне, Талмуде, религиозных книгах буддистов и др.; выступают в некоторых случаях в качестве источников права (в качестве иллюстрации таковых являются не только страны мусульманской правовой системы, но и некоторые страны континентальной Европы.7
Религиозными нормами называются правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий завет. Новый завет. Коран, Сунна, Талмуд, религиозные книги буддистов и др.), в решениях собраний верующих или духовенства (постановления соборов, коллегий, конференций), в произведениях авторитетных религиозных писателей. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений (общин, церквей, групп верующих и т.п.), регламентируются отправление обрядов, порядок церковной службы. Ряд религиозных норм имеет моральное содержание (заповеди).
В истории права были целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные, гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения. В ряде современных исламских стран Коран ("арабский судебник") и Сунна — основа религиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих "правильный путь к цели" (шариат).8
В Библии, Коране, Талмуде, других
священных книгах вместе с собственно
религиозными положениями и канонами
нашли выражение
В нашей стране до Октябрьского (1917 г.) вооруженного восстания ряд брачно-семейных и некоторых иных норм, признаваемых и установленных православной церковью ("каноническое право"), был составной частью правовой системы. После отделения церкви от государства эти нормы утратили юридический характер.
В первые годы советской власти допускалось применение норм мусульманского права (шариат) в некоторых районах Средней Азии и Кавказа.
В настоящее время нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются с действующим правом в ряде отношений. Конституция создает правовую основу деятельности религиозных организаций, гарантируя каждому свободу совести, включая право свободно исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Религиозным объединениям может предоставляться статус юридического лица. Они вправе иметь храмы, молитвенные дома, учебные заведения, культовое и другое имущество, необходимое для религиозных целей. Нормы, содержащиеся в уставах соответствующих юридических лиц, определяющие их правоспособность и дееспособность, имеют юридический характер.
Гражданину Украины
Верующие имеют возможность беспрепятственно совершать религиозные обряды, связанные с вступлением в брак, рождением ребенка, его совершеннолетием, с похоронами близких, и другие, однако юридическое значение в связи с этими событиями имеют лишь документы, полученные в органах записи актов гражданского состояния либо других государственных органах, правомочных выдавать такие документы.
Некоторые религиозные праздники официально признаны государством с учетом исторических традиций. Однако сложность заключается в том, что в светском государстве, где много религий, отмечающих разные праздничные дни и даты, практически невозможно официально обозначить общие для всех верующих и неверующих религиозные праздничные дни.10
Cоотношения между церковью и государством во многом определяются уровнем социально-экономического развития страны, историческими традициями, сложившимися в обществе. Возможно несколько моделей таких взаимоотношений.
В условиях демократического
государства обычно признаются на конституционном
уровне и в повседневной практике
равноправие всех религий и церквей,
свобода совести и
При тоталитарных и авторитарных режимах можно выделить три основных модели отношений церкви и государства:
а) государство преследует
по религиозным основаниям верующих,
как это было до 1967 г. в Албании,
и запрещает любые формы
б) государство признает
религию и церковь в качестве
основы государственной власти (Саудовская
Аравия, Пакистан, Иран). Ислам в этих
странах признан
в) церковь находится в прямой конфронтации с государством, проводит антигосударственную кампанию, основанную на религиозных нормах. Подобная ситуация возникла в Латинской Америке в середине 60-х гг.
Статус религиозных
Вместе с тем в отдельных
странах, например, в Греции, Болгарии,
Великобритании, отмечается особое положение
религии и церкви. Англиканскую церковь
в Англии и пресвитерианскую –
в Шотландии возглавляет
Во Франции, согласно специальному закону об отделении церкви от государства, последнее не признает и не субсидирует никакую церковь, не оплачивает ее служителей. В местах, предназначенных для религиозных служб, запрещается проведение политических собраний.
Возможно существование
договорных отношений между государством
и церковью, о чем говорит пример
Италии. В этой стране отношения
между государством и церковью основываются
на норме конституции и
Однако в ряде государств
существует практика финансовой поддержки
церкви из государственного бюджета, а
на религиозные объединения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Систему социального регулирования составляют экономические, политические, религиозные, моральные, правовые, корпоративные нормы. Эти нормы имеют собственный характер регулятивного воздействия, способ и метод обеспечения, формы фиксации, процессы формирования. Многообразие социальных норм сложилось исторически. В нем отражены сложная структура общества, плюрализм оценок общественных явлений и способов их выражения. Правовые нормы выражают государственную волю, устанавливаются государством и охраняются от нарушения с помощью мер государственного принуждения. Нравственные (моральные, этические) нормы складываются в общественном мнении и им же охраняются от нарушений. Нормы, содержащиеся в уставах и других документах партий, союзов, общественных организаций, массовых движений, выражают интересы, волю и настроение участников этих объединений. Ряд отношений в обществе определяются обычаями, традициями, обыкновениями, а также религиозными нормами.
Подводя итог проделанной работе, можно сделать следующие заключения: правовые и нравственные нормы имеют общее целевое назначение – воздействовать на поведение людей. Они взаимодействуют между собой. Право и государство подвергаются моральной оценке. Требования морали учитываются при создании правовых норм, при решении конкретных юридических дел, способствуют укреплению законности и правопорядка.
В свою очередь точная реализация правовых норм означает одновременное воплощение в общественную жизнь требований морали. Нормы морали наполняют право глубоким нравственным содержанием. Все это свидетельствует о единстве норм морали и права. Органическое сочетание норм морали и политики имеет огромное значение для нормального функционирования общества, его политической системы, государства и права в том числе. Однако в практической политической жизни подавляющего большинства современных государств такое сочетание далеко не всегда случается. Мораль нередко расходится не только с политикой, но и с правом. Обладая особой гибкостью, моральные принципы и нормы регулируют политические отношения самостоятельно и не всегда совпадают с принципами и нормами права.
Право и мораль выполняют
в обществе одинаковые по своим конечным
целям и задачам регулятивные
и воспитательные функции. Они выступают
в качестве важнейших составных
частей механизма социального
Право и религия. Системы традиционного права (например, индуистского, мусульманского) проникнуты религиозными началами и принципами. Правовые системы Западной Европы все более обособляются от религиозных влияний.
Итак, действуя в системе социального нормативного регулирования, юридические нормы являются только одним из элементов этой системы. В условиях правового общества, демократического государства гармоническое взаимодействие права с иными социальными нормами – необходимое условие его эффективности.
Информация о работе Соотношение права с моральными и религиозными нормами