Соотношение системы права, системы законодательства, правовой системы и системы юридических наук

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 17:10, реферат

Описание работы

Система права — явление объективное, хотя оно и находит свое проявление вовне через деятельность законодателя. Структура права предопределена в конечном счете характером общественных отношений на том или ином этапе общественного развития. При этом право, как правильно отметил Ф. Энгельс, «должно не только соответствовать общему экономическому положению, не только быть его выражением, но также быть внутренне согласованным выражением, которое не опровергало бы само себя в силу внутренних противоречий»1.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Понятие, элементы и структурное строение системы права………………...4
2. Предмет и метод правового регулирования………………………………….5
3. Системообразующие и системоприобретенные связи……………………….8
4. Общая характеристика отраслей российского права……………………….11
5. Публичное и частное право………………………………………………..…17
6. Соотношение системы права, системы законодательства, правовой системы и системы юридических наук……………………………………..….23
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПРАВОВЕДЕНИЕ.docx

— 51.30 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

1. Понятие, элементы и  структурное строение системы  права………………...4

2. Предмет и метод правового  регулирования………………………………….5

3. Системообразующие и  системоприобретенные связи……………………….8

4. Общая характеристика  отраслей российского права……………………….11

5. Публичное и частное  право………………………………………………..…17

6. Соотношение системы  права, системы законодательства, правовой системы и системы юридических наук……………………………………..….23

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

В юридической литературе, в том числе учебной, термины  «право» и «законодательство» нередко  употребляются как синонимы. Между  тем право, понимаемое как организованная определенным образом совокупность норм, и законодательство как совокупность находящихся в соответствующей  взаимосвязи нормативных актов, необходимо рассматривать в качестве хотя и тесно связанных, но все  же относительно самостоятельных категорий. Законодательство является формой права  и одним из источников его развития. Поэтому оно имеет несомненную  связь с его содержанием, но не теряет при этом и своей специфики.

И право, и законодательство обладают функциональной общностью, выступая как средство регуляции и саморегуляции  общественных отношений. Однако эффективное  осуществление этой функциональной задачи, столь важной для устойчивости общественного развития, возможно лишь при условии их системности.

Система — это выделенное из окружающей среды целостное множество  элементов и их структурных образований, объединенных внутренними связями  и отношениями.

Система права — явление  объективное, хотя оно и находит  свое проявление вовне через деятельность законодателя. Структура права предопределена в конечном счете характером общественных отношений на том или ином этапе  общественного развития. При этом право, как правильно отметил  Ф. Энгельс, «должно не только соответствовать  общему экономическому положению, не только быть его выражением, но также быть внутренне согласованным выражением, которое не опровергало бы само себя в силу внутренних противоречий»1.

 

1. Понятие, элементы  и структурное строение системы  права

Первичным элементом системы  права является норма права, т.е. установленное государством общеобязательное правило поведения. Наряду с правовыми нормами в обществе действуют и другие социальные регуляторы (нормы) — мораль, религия. Поэтому одна из задач законодателя — четко выявить пределы и сферу правового регулирования, предоставив регламентацию остальных общественных отношений иным социальным нормам2.

Нормы права, взаимосвязанные  по предметно-функциональному признаку и регулирующие конкретные видовые  общественные отношения, образуют правовой институт. Так, в сфере семейных отношений могут быть выделены специфические отношения, связанные с заключением и прекращением брака, установлением отцовства, уплатой алиментов. Соответственно в семейном праве образуются институты заключения брака, прекращения брака, признания брака недействительным, установления происхождения детей, алиментных обязательств родителей и детей и другие правовые институты.

Крупные правовые институты, охватывающие значительный по объему круг правовых норм, могут подразделяться насубинституты. Так, в семейном праве правовой институт алиментных обязательств подразделяется на субинституты: алиментные обязательства родителей и детей, алиментные обязательства супругов и бывших супругов, алиментные обязательства других членов семей.

Совокупность норм, объединенных в правовые институты регулирующих определенную сферу рядовых общественных отношений, образует отрасль права. Поскольку различные сферы общественных отношений далеко не одинаковы по своей масштабности, кругу участников и иным признакам, неравнозначны по объему и роли в процессе воздействия на общественные отношения также и отрасли права. В результате в рамках наиболее крупных отраслей права выделяются подотрасли. Например, в гражданском праве имеются подотрасли: жилищное право, наследственное право, право собственности; в трудовом праве — трудовой договор (контракт); в конституционном — избирательное право и т.д.

Таким образом, структурными частями системы права являются:

1) норма права;

2) субинститут права;

3) институт права;

4) подотрасль права;

5) отрасль права.

Между всеми этими структурными частями системы права имеются  сложные предметно-функциональные связи, обеспечивающие единство данной системы и позволяющие отграничивать  право от других социальных явлений.

Структура системы права  оказывает существенное влияние  и на структуру формы права  — законодательство, где соответственно вычленяются нормативные предписания, институты (субинституты), подотрасли и отрасли законодательства. Все  это во многом определяет предмет издаваемых законов и подзаконных актов, наличие в них разделов, глав, частей и даже преамбул.

2. Предмет и  метод правового регулирования

Предмет и метод правового  регулирования являются теми критериями построения системы права, наличие  которых обусловливает существование  системообразующих связей. Именно поэтому  они лежат в основе деления  права на отрасли и институты.

Наряду с предметом  правового регулирования как  главным критерием классификации  отраслей и институтов права, существует метод правового регулирования, т.е. совокупность способов и средств воздействия права на общественные отношения. Предмет является материальным (основным) критерием классификации отраслей права, а метод — юридическим (дополнительным) критерием, так как он производен от предмета.

Метод — это «пробный камень», с помощью которого можно  проверить, соединяются ли в одну отрасль права правовые институты, отобранные по принципу единства предмета правового регулирования. Следовательно, каждая отрасль права имеет свою особую сферу правового регулирования, которая регламентируется специфическим методом. Одна и та же норма не может одновременно регулировать два различных вида общественных отношений либо использовать при этом различные методы.

Если же какая-то группа норм строится на использовании различных  методов, то это свидетельство того, что в эту группу входят нормы  различных отраслей права, а сама она отраслью права не является. Вместе с тем, отдельные черты  метода (но не метод в целом) могут  быть, хотя и в своеобразной форме, присущи нескольким генетически  близким смежным отраслям права, например гражданскому и семейному, административному и финансовому.

Поскольку предмет и метод  являются единственными критериями классификации отраслей права, в  системе права не существуют «комплексные отрасли» права, хотя существование  комплексных отраслей законодательства — явление весьма распространенное.

Предмет правового регулирования  показывает, что регламентирует право  вообще и конкретная отрасль в  частности, а метод — каким  образом осуществляет право свою регулятивную роль. Именно предмет  обусловливает в первую очередь  необходимость выделения той  или иной отрасли права, а когда  отрасль начинает формироваться, появляется и соответствующий ей метод регулирования, который во многом зависит от воли законодателя.

Практика подтверждает, что  существуют определенные объективные  закономерности соотношения предмета и метода правового регулирования, содержания общественных отношений и средств воздействия на них. Закономерность соотношения предмета правового регулирования, его метода, правовых средств, присущих каждому методу, позволяет классифицировать отрасли права по объективным, внутренне присущим каждой отрасли признакам.

И предмет, и метод правового  регулирования имеют свои сложные  структурные компоненты. В структуру  предмета правового регулирования  входят:

а) субъекты;

б) объекты регулирования  общественных отношений;

в) социальные факты, с которыми связано возникновение соответствующих  отношений.

В структуре метода правового  регулирования имеются следующие  структурные компоненты: а) установление границ правового регулирования; б) закрепление в нормативных актах  прав и обязанностей субъектов-участников отношений, предписания о должном  и возможном их поведении; в) наделение  участников отношений (граждан и  юридических лиц) правоспособностью  и дееспособностью, что позволяет  им вступать в разнообразные правоотношения; г) определение мер ответственности (принуждения) на случай нарушения этих установлений.

В целом метод правового  регулирования — это юридический  инструментарий, при помощи которого государство оказывает необходимое  воздействие на волевое поведение  участников общественных отношений  в целях придания им желательного развития. Наряду с общим методом  правового регулирования существуют и конкретные методы, характерные  для тех или иных отраслей права. К ним относятся: императивный метод, диспозитивный метод, метод поощрения, рекомендаций, метод автономии и  равенства сторон, убеждения и  принуждения.

Императивный метод — метод властных предписаний, содержащий, как правило, нормы-запреты. Он характерен в основном для уголовного, административного, финансового и некоторых других отраслей права. Диспозитивный метод дает субъектам известную альтернативную возможность выбора вариантов поведения в рамках закона. Он присущ в первую очередь гражданскому праву.

Метод поощрения свойствен в основном трудовому праву, где существуют льготные системы стимулирования работников. Поощрения присущи также административному праву (присвоение классных чинов, почетных званий, награждение орденами и медалями).

Метод рекомендаций используется государством при организации отношений с общественными организациями, фермерскими и иными сельскохозяйственными субъектами.

Метод автономии и равенства  сторон характерен для процессуальных отраслей права, где истец и ответчик, другие участники судебного разбирательства находятся в одинаковом процессуальном отношении друг перед другом, законом и судом; их отношениям присуща самостоятельность.

В качестве особых методов  правового регулирования используются убеждение и принуждение. Эти методы присущи как для права в целом, так и для отдельных его отраслей, хотя и в разных сочетаниях.

Все названные методы при  всем их разнообразии и относительной  самостоятельности тесно взаимосвязаны и, как правило, используются в сочетании друг с другом.

3. Системообразующие  и системоприобретенные связи

Для развития системы права  и системы законодательства существенны процессы интеграции и дифференциации правового регулирования, равно как и изменения сферы правовой регламентации в целом в сторону ее расширения или сужения. Именно под действием этих процессов между отраслями права и иными структурными частями системы права (равно как и внутри системы законодательства) возникают системообразующие связи. Таким образом, развитие рассматриваемых систем представляет собой сложный процесс, в котором подчас сталкиваются противоположные тенденции.

Процесс дифференциации правового  регулирования проявляется прежде всего в членении самой системы  права на отрасли, подотрасли, институты  и субинституты. Именно эти процессы преобладали до 90-х годов XX в. в развитии рассматриваемых систем нашей страны. Это привело, в частности, к появлению такой новой отрасли, как право социального обеспечения, которое отпочковалось от трудового права, и бюджетного (финансового) права, вычленившегося в качестве подотрасли из административного.

Отрасли и подотрасли права  часто трудно разграничить. Это относится, например, к уголовно-исполнительному  праву, которое является как бы продолжением уголовного права, что дает основание  некоторым ученым считать его  подотраслью уголовного права. Однако, по мнению большинства специалистов в данной области, это все же самостоятельная  отрасль права, имеющая свой предмет, своих субъектов и свой специфический  метод регулирования — воспитание, поощрение в сочетании с методом  власти и подчинения3.

Во-вторых, обращающиеся к  системе права исследователи  и практики достаточно часто именуют  отраслью права то, что в действительности является отраслью законодательства, и наоборот. Так, в Соглашении о  партнерстве и сотрудничестве, подписанном  между Европейским Союзом и Российской Федерацией, к «отраслям права» отнесены различные виды деятельности и даже феномены нормирования, по которым должно сближаться законодательство: предприятия и предпринимательская деятельность; банковская деятельность; бухгалтерский учет, финансовые услуги, охрана здоровья; технические нормы; нормативные акты в области ядерной энергетики и т.п., т.е. понятие «отрасль права» употреблено в смысле «направления сближения законодательства»4. В то же время утвержденный Указом Президента РФ и ежегодно обновляемый общеправовой классификатор отраслей законодательства, вопреки названию, отнюдь не решает (да и не может решать) практически важный, но теоретически сложной проблемы систематизации отраслей законодательства.

Информация о работе Соотношение системы права, системы законодательства, правовой системы и системы юридических наук