Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 18:31, реферат
Теория государства и права существует и развивается как один из важнейших компонентов сложной и целостной системы знаний об обществе. Знание предмета теории государства и права позволяет оценить ее место в системе общественных наук. Между общественными, естественными и точными (техническими) науками существует тесное взаимодействие. Без взаимодействия и кооперации наук невозможно эффективно и рационально использовать материальные, трудовые и финансовые ресурсы, выбрать наиболее целесообразный путь технологического прогресса.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. История и предпосылки возникновения теории государства и права как науки………………………………………………………………………..…6
Глава 2. Теория государства и права как наука………………………..………19
Глава 3. Роль и место теории государства и права в системе гуманитарных наук……………………………………………………………………………….22
Глава 4. Соотношение теории государства и права с другими юридическими науками………………………………………………………………………..….28
Заключение……………………………………………………………………….32
Библиографический список……………………………………………………..34
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. История и предпосылки
возникновения теории государства и права
как науки…………………………………………………………………
Глава 2. Теория государства и права как наука………………………..………19
Глава 3. Роль и место
теории государства и права в системе
гуманитарных наук……………………………………………………………………
Глава 4. Соотношение
теории государства и права с другими
юридическими науками……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………..34
Введение.
Теория государства и права существует и развивается как один из важнейших компонентов сложной и целостной системы знаний об обществе. Знание предмета теории государства и права позволяет оценить ее место в системе общественных наук. Между общественными, естественными и точными (техническими) науками существует тесное взаимодействие. Без взаимодействия и кооперации наук невозможно эффективно и рационально использовать материальные, трудовые и финансовые ресурсы, выбрать наиболее целесообразный путь технологического прогресса. В свою очередь, на стыке различных наук плодотворными оказываются исследования как фундаментального, так и прикладного характера.
Теория государства и права относится к общественным, гуманитарным наукам. Объектом ее изучения являются такие важные и многосложные компоненты общества, как государство и право, государственно-правовые явления социальной жизни. Однако они представляют собой объект изучения не только теории государства и права, но и других юридических дисциплин, всей юридической науки (правоведения, юриспруденции) в целом как науки о государстве и праве.
История, развитие, формирование и появления этой науки очень интересна. Усвоив вопросы, дающие основные представления о науке теории государства и права, необходимо перейти к изучению этой науки с другими гуманитарными науками.
Поэтому она определенным образом взаимодействует с другими науками и так или иначе с ними связана. Охарактеризовать взаимодействие теории государства и права со всеми гуманитарными науками практически невозможно как ввиду значительного количества гуманитарных наук, так и в связи с различной степенью связи теории государства и права с этими науками. Достаточно сопоставить теорию государства и права с теми гуманитарными науками, которые соприкасаются с вопросами государства и права, ибо с этими науками теория государства и права связана наиболее тесным образом. К таким наукам следует отнести философию (социальную философию), общую социологию, экономическую теорию, политологию, культурологию и историю. В предметы этих наук определенным образом входят вопросы государства и права. Но в отличие от теории государства и права и других юридических наук эти науки не замыкаются только на вопросах государства и права. Предметы этих наук значительно шире, и государственно-правовые явления изучаются ими лишь в связи с другими вопросами, входящими в предметы этих наук.
В то же время различные самостоятельные юридические науки, в том числе и теория государства и права, отличаются друг от друга своим предметом, системой и функцией, обусловливающими их содержание, назначение, специфику подхода каждой из них к изучению одного и того же объекта. Поэтому рассмотрение вопроса о предмете теории государства и права является очень интересным и актуальным на сегодняшний день, так как неразрывно связано с выяснением ее характерных черт, особенностей и места в системе юриспруденции.
Объектом курсовой работы является уровень и состояние разработанности в юридической науке теории государства и права как гуманитарной науки.
Цели и задачи. Исходя из актуальности темы, в данной работе ставится целью рассмотреть теорию государства и права как гуманитарную науку.
В соответствии с целью, в работе поставлены и предприняты попытки решить следующие конкретные задачи:
- рассмотреть историю и предпосылки возникновения теории государства и права как науки;
- проанализировать теорию государства и права как науку;
- изучить роль и место теории государства и права в системе гуманитарных наук;
- рассмотреть соотношение теории государства и права с другими юридическими науками.
Методологическая основа курсовой работы. В рамках данного исследования использованы общенаучные (исторический, системного анализа, сравнительный), а также частно-научные методы познания социально-правовых и социально-политических явлений и процессов (сравнительно-правовой, историко-правовой, ретроспективной реконструкции).
Наиболее непосредственное отношение к исследуемым проблемам имеют опубликованные в последние годы работы Алексеева С.С., Алексеева С. С, Бабаев В.К., Марченко М.Н., Малько А.В., Власенко Н.А., Зайков Д.Е., Баграмова Э. А., Барсегова Ю. Г., Безуглова А. А., Борщиц И. Н., Бурмистровой Т. Ю., Болтенковой Л. Ф., Габричидзе Б. Н., Губогло М. Н., Джунусова М. С, Дорониченкова А. И.
Глава 1. История и предпосылки возникновения теории государства и права как науки.
Формирование теории государства и права как науки было сложным и противоречивым. Ведь общенаучные взгляды на государство и право базировались на реалиях общественной жизни определенных исторических периодов. Поэтому научные прогнозы, представления, выводы о настоящем и будущем государственно-правового устройства общества, закономерностях его развития многоплановы и неоднозначны.
Человек как личность; государство как организация, объединяющая и охраняющая своей властью интересы людей, проживающих на его территории; общество, воплощающее в себе интересы и личности, и государства в их разнообразном сочетании и взаимодействии, постоянно совершенствуются, что вносит и будет вносить существенные коррективы в научные представления о наиболее целесообразном развитии государственно-правовой жизни общества.
Современная наука теории государства и права использует все положительное прошлого во благо настоящего и будущего человека.
У древних мыслителей познание окружающего мира осуществлялось в рамках единой универсальной науки — философии, которая наряду с логикой, этикой, математикой, физикой, медициной исследовала проблемы государственной и правовой жизни общества в контексте присущего ей научного мироощущения.1
Идея правовой государственности как наиболее справедливого устройства общества впервые сложилась у древних греков в виде мысленного образа реального полиса, который должен представлять собой объединение людей, подчиняющихся единому и справедливому закону. Демокрит, известный своей энциклопедиям остью, считал, что благополучие граждан государства зависит от качества государственного управления, и утверждал, что приличие требует подчинения закону, власти и умственному превосходству. Тяжело быть под властью человека более низкого. По самой природе управлять свойственно лучшему.
В системе философских знаний со временем обосабливается философия права, предметом которой становится исследование государственно-правовой стороны жизни общества. Развивая идею философии права и концепцию естественного права, Н. М. Коркунов писал: «Выяснение идеи права, определение его источника и тому подобные общие вопросы рассматривались в так называемой практической или этической философии. Но отдельной философии права не было ни в древности, вообще не знавшей дробного разветвления человеческого знания, ни в средние века, когда и этика почти всецело поглощалась богословием». Не ранее XVII века образуется особая философская наука о праве.
На философию права, как отмечает русский правовед Г. Ф. Шершеневич, оказало влияние одно важное обстоятельство — это историческое разобщение между философией права и юридическими науками. Юристы занимались систематизированием и толкованием норм права, а философия права разрабатывалась учеными, по преимуществу не причастными к правоведению. Юристы изучали право в его фактическом состоянии, не задаваясь мыслью о том, каким оно может или должно быть, а философы создавали идеальное право, не зная, что такое право в действительной жизни и как применяются его нормы.
Такая разобщенность существует и в наше время. Общая философия, математика, информатика, кибернетика, естествознание и другие науки, без которых немыслима современная практическая юриспруденция, живут собственной жизнью, а юриспруденции осмыслить собственные аспекты этих наук самостоятельно чрезвычайно сложно. Для общей пользы необходима интеграция взаимосвязанных с юриспруденцией знаний, их активное привлечение к теории и практике государственно-правового строительства жизни общества. Это положение в равной мере относится и к другим основополагающим общественным наукам: экономической теории, политологии, теории нравственности, логике, эстетике. Это предмет особого научного разговора, требующий объективного учета и анализа всех аспектов юриспруденции в различных отраслях научных знаний. Сближение общих и специальных знаний позволяет обеспечить в практическом смысле гармонию общественной жизни, построить справедливый порядок отношений между людьми, который будет освящен и надежно охраняем государством и правом. Нельзя же находиться в состоянии, которое образно изложил Шершеневич: «Философы не желают сходить с неба на землю, а юристы не хотят поднять своих глаз от земли повыше».
Современная юриспруденция в той или иной мере связана со всеми отраслями знания прежде всего потому, что научная деятельность и результаты ее практического воплощения в реальные общественные отношения в конечном счете приобретают форму правоотношений, охраняемых государством.2
Философия права является методологической базой юриспруденции. Общая философия и философия права соотносятся как целое и часть. Как составная часть философии, философия права не отличается от целого ни по своим функциям, ни по своим методам. По отношению к юридическим наукам философия права решает те же общенаучные проблемы, что и философия в отношении всех отраслей человеческого знания. Общетеоретическая задача философии права, как считают многие ученые и практики, состоит в исследовании глобальных государственно-правовых категорий, которые лежат в основе всех юридических наук. При этом считается, что основной и высшей научной категорией юриспруденции является «право», которое составляет явление «общественной», а затем «государственной» жизни общества. Поэтому его научное понятие может выясниться только на фоне «государства», которое в свою очередь предполагает понятие об «обществе». Диалектическое мышление русских юристов во многом превосходит научные взгляды на философские основы государства и права, изложенные в трудах зарубежных авторов. Философия права Шеллинга и Гегеля, общетеоретические взгляды на государство и право Канта, Фихте, Маркса и Энгельса, безусловно, характеризуются фундаментальностью, однако и они претерпевают серьезные испытания временем.
В российской юридической мысли преобладает тезис о том, что философия права занимается выработкой общего мировоззрения на основании выводов отдельных наук. Но при современном развитии человеческого знания философия не в состоянии исследовать закономерности каждой специальной науки, в том числе многочисленных юридических наук, охватывающих практически все человеческое общежитие в его государственно-правовой сфере. Функции философии права возлагаются поэтому на теорию права, которая концентрирует свое внимание на исследовании основных общих закономерностей данной сферы общественной жизни, не порывая своих естественных связей с «прародительницей)».
Может ли философ выполнять функции юриста, а юрист — философа в жизни сугубо практической? И да, и нет! Почему? Потому, что философ, обладая обширнейшими знаниями закономерностей окружающего мира в целом, далек от знания конкретных закономерностей функционирования и развития права и государства. А юрист, занимаясь конкретными юридическими делами, может частично забыть некоторые основы философии, которые он изучал на первых курсах высшего учебного заведения.
Проблема взаимосвязи и взаимообеспечения философии и наук, исследующих конкретные стороны окружающего нас мира, чрезвычайно актуальна в плане общего оздоровления реальной общественной жизни, ее прогресса, совершенствования самого человека.
Нет философов вообще, как и юристов на все случаи жизни. Есть философ-математик и математик-юрист, философ-биолог и биолог-юрист. Оправдано ли такое сочетание в обратном порядке? Конечно. И то, и другое обусловлено объективными потребностями общественного развили, но определяющими при этом являются материальные науки. Юриспруденция же вырабатывает наиболее целесообразную правовую форму реализации научных знаний материальных наук.
Философия как «наука наук» (в представлениях Аристотеля, .Канта, Гегеля) может быть таковой лишь на основе* интеграции всех . современных знаний о природе, человеке, мышлении, обществе. Выявление закономерностей мироздания осуществляется на базе обобщения отдельных научных знаний, в том числе науки о государстве и праве, которая придает ему юридическую значимость.
Как философ не сможет познать закономерностей математики без знания самой математики, так и юрист не в состоянии эффективно решать правовые вопросы в той сфере общественной жизни, где он работает: законность в экологических отношениях может обеспечить только тот юрист, который знает основы экологии; в автомобилестроении от него требуется знание основ этой промышленности; юрист банка должен знать основы банковского дела и т. д.3
И в философии, и в юриспруденции, как и в других науках, существует специализация: относительное обособление знаний определенной части науки, которая имеет самостоятельную жизнь. Но вне системных связей с мировоззренческой основой не может быть ни философа, ни юриста, ни математика, ни другого специалиста в любой сфере человеческой деятельности.
Современная отечественная наука философии права консолидируется в целом с научными воззрениями наших предшественников. Д. А. Керимов считает, что философия права «призвана детально разрабатывать методологию исследования всех правовых явлений и процессов; ...она обладает в несравненно большей мере, чем любая отрасль юридического знания, методологической значимостью, выполняет методологические функции в системе юридических наук».
«Философия права, — продолжает Д. А. Керимов, — есть не что иное, как интеграция всей совокупности принципов познания, выработанных ею самою, общей философией и комплексом юридических наук... Она исторически возникла не сама по себе и не из самой себя, но в результате изучения конкретных проявлений права... Философия права — продукт общей философии и всего комплекса юридических наук. Ее назначение состоит в том, чтобы вооружать все отраслевые юридические науки методологическим инструментарием».
Информация о работе Соотношение теории государства и права с другими юридическими науками