Состояния законности и правопорядка в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении состояния законности и правопорядка в современной России. Для написания работы необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть понятие законности, правопорядка и общественного порядка, их соотношение;
- проанализировать функции законности и правопорядка в современном обществе;
- исследовать состояние законности и правопорядка в современной России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ЗАКОННОСТИ
2.ПРИНЦИПЫ ЗАКОННОСТИ
3.ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ
4. ПРАВОПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ЕГО СТАБИЛИЗАЦИИ
5. ЗАКОННОСТЬ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ
6. ФУНКЦИИ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
7. СОСТОЯНИЕ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ЗАДАЧИ ПО ИХ УКРЕПЛЕНИЮ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПАПЕ.docx

— 61.11 Кб (Скачать файл)

Исходя из этого, можно выделить три основные функции законности и правопорядка.

1. Функция взаимодействия с внешней средой, функция упорядочения, упрочения и стабилизации тех больших систем, составным элементом которых они являются. Законность и правопорядок функционируют в определенных условиях, с которыми взаимодействует каждый его элемент. Поведение системы в целом и каждого участника должны иметь оптимальный вариант взаимодействия.

В окружающей среде особенно сильное влияние на законность и правопорядок оказывают экономические, политические, разнообразные социальные факторы, с которыми они взаимодействуют и к которым должны приспосабливаться в ответ на их благотворное или угнетающее влияние. Они испытывают на себе решающее влияние среды и, в свою очередь, активно влияют на нее. Они не только приспосабливаются к среде, но и выступают правовой основой демократии, политической, государственной системы, поддерживая и защищая их, упорядочивая эти системы, обеспечивая их нормальное существование. Они упорядочивают и стабилизируют важнейшие государственные связи и отношения.

Занимая вполне определенное место в больших системах и испытывая их благотворное или угнетающее влияние, законность и правопорядок оказывают активное обратное влияние, выполняя функцию стабилизации и упорядочивания, упрочения их. Благотворное влияние среды усиливает обратное воздействие. Угнетающему влиянию они противостоят. Чем совершеннее и прочнее правовой порядок, тем решительнее он отвергает негативные на него влияния.

2. Функция обособления  качественной определенности —  функция упрочения внутренних  связей и отношений. Она направлена вовнутрь и затрагивает область взаимодействия целого и его составных частей. Она призвана свести различные уровни упорядоченности в единое системное образование. Внутренние аспекты многообразны. Они сводятся к упорядочению действующей структуры; субординации и иерархической соподчиненности субъектов, свойств и состояний субъектов, программ их поведения и функционирования; правовых отношений, процессов, связей во времени и пространстве, корреляционных взаимодействий прав и обязанностей субъектов; сведения всех элементов в стройную согласованную систему. Данная функция определяет автономное поведение системы, ее сущностные признаки. От этой функции зависит целостность и организованность сложного механизма и упорядоченность взаимодействий элементов, то есть его частей, что, в конечном счете, обусловливает, обособленность качественной определенности законности и правопорядка как правового состояния системности правовых отношений и связей.

3. Функция сохранения  и совершенствования законности  и правопорядка. Эта деятельность  направлена "на себя" как на  целостное образование, позволяющее  сохранить качественную определенность. Устойчивость и сохранение системы  обеспечивается ее собственными  функциями.

Законность и правопорядок окружены внешней средой. Это общество, государственная власть, режим демократии, что оказывает на них активное влияние. Оно может быть стимулирующего и угнетающего характера, укрепляющего и разрушающего порядок. Более того, окружающая среда может привести к их полной неприспособленности и видоизменить в правовую оболочку произвола и беззакония.

Окружающая среда, большие системы, в которые входят законность и правопорядок, обязаны их укреплять и поддерживать путем совершенствования законов, укрепления законности, улучшения правовой деятельности правоохранительных и правоприменительных органов, судебной системы, прокурорского надзора.

Но она и разрушает его правовым нигилизмом, субъективизмом и волюнтаризмом принимаемых решений, коррумпированностью, местническими тенденциями, злоупотреблениями, преступностью, анархизмом, правовым невежеством. Законность и правопорядок противостоят этим силам и должны постоянно совершенствоваться, укрепляться, сохранять свою качественную определенность. Это обусловливает деятельность каждого звена системы и особенно ведущих структур постоянно заниматься самосовершенствованием как единственным средством выживания и развития.

Все элементы и звенья законности и правопорядка участвуют в осуществлении функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.  СОСТОЯНИЕ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ЗАДАЧИ ПО ИХ УКРЕПЛЕНИЮ

Анализ современного состояния законности показывает, что среди широких слоев населения нарастает требование укрепления дисциплины и порядка, обеспечения стабильности, защищенности от уголовного произвола. В связи с этим возникает настоятельная потребность в эффективном механизме осуществления требований законности. Его создание и совершенствование относится к числу важнейших и неотложных задач наведения порядка в стране и формирования правового государства. Для этого требуется последовательная и целенаправленная деятельность, всех субъектов общественных отношений.

Для начала целесообразно рассмотреть причины низкого уровня законности и правопорядка, анализ которых имеет принципиальное теоретическое значение. Без этого невозможно разработать меры по реализации принципов законности и стабилизации общественных отношений.

В научной литературе основными причинами низкого уровня законности называются следующие.

1.        Консерватизм и деградация социальных институтов, что выступает первопричиной искажения других компонентов социально- политической и экономической систем. А выражается это в несоответствии различных уровней управления обществом тем изменениям, которые произошли и происходят, а для самих институтов - их неспособность решать стоящие перед страной проблемы, ослабление контрольных функций, коррупция, злоупотребление властью, выход на общественно-политическую «арену» теневых структур управления.

2.       Деформация социальных норм. Это выражается в том, что правовые и иные нормы не соответствуют требованиям времени. В результате они перестают исполнять свое назначение, что ведет к игнорированию их со стороны участников отношений, к возникновению двойной морали.

3.       Происходит изменение и извращение социальных ценностей и представлений о них, которые выступают в качестве определяющего фактора мотивации поведения человека, критериев оценки их деятельности и результатов.

4.       Все вышеперечисленное коренным образом меняет отношения между членами общества, группами, слоями и классами, приводит их к дестабилизации.

Таким образом, очевидно, что проблема обеспечения должного уровня законности, реализации ее принципов существует. Не претендуя на исчерпывающую разработку проблемы и рассмотрения всех ее аспектов, остановимся лишь на некоторых, наиболее очевидных и принципиальных, на мой взгляд, положениях, позволяющих определить правильный подход к механизму реализации принципов законности.[17]

Необходимо иметь ввиду, что закрепленные в законах и других актах правила поведения сами по себе могут оставаться на бумаге, не превратившись в реальные общественные отношения, если не будет обеспечиваться законность, то есть их соблюдение, исполнение. Таким образом, законность является обязательной и необходимой частью одного из важнейших методов государственного руководства обществом – метода правового регулирования общественных отношений. Государство, издавая нормы права и обеспечивая законность, влияет соответствующим образом на общественные отношения, обеспечивает закрепление одних, развитие других, пресечение третьих. На этот вывод не влияет то обстоятельство, что государство не может устанавливать законы произвольно, без учета объективности и правового регулирования, определяемых, в частности, законами природы, закономерностями социального развития, уровнем культуры общества, целесообразностью государственного воздействия и другими реалиями общественной жизни.

Право и законность являются основой взаимоотношений всех членов общества, в том числе и отношений между государством и личностью. Только они создают единственную реальную в современных условиях возможность, если не согласования разнородных интересов и притязаний в экономической и иных сферах, то достижения компромиссов, в частности, национальных, социальных.

Все это и определяет главное значение законности как средства, способа перевода правовых предписаний в реальные правовые отношения, в правопорядок.

На пути построения демократического правового государства, в содержании законности должны произойти конкретные изменения:

1.         Все субъекты общественных отношений обязаны строго соблюдать правовые предписания и Конституцию, которая должна стать не орудием в руках государства, а правовым балансом общественных интересов.

2.         Все субъекты должны получить реальную возможность требовать соблюдения правовых предписаний от всех других субъектов, включая государство и его органы.

3.         Следует расширить предметную сторону законности, в частности, за счет реализации принципа «разрешено все то, что законом не запрещено».

4.         Основным источником права должны стать законы, при этом большинство из них должны получить прямое действие. И, конечно же, они должны соответствовать прогрессивно развивающимся общественным отношениям.

Подводя итог сказанному, еще раз отмечу следующее. При всей своей единой сущности законность в различные периоды, в различных социальных условиях заметно отличалась по своему объему и характеру. Таким образом, содержание законности не одинаково проявляется как конкретно-исторический срез эпохи. Она провозглашается, зачастую получая фиксацию в конституциях и других нормативных правовых актах, в качестве принципа, требования, обращенного обычно ко всем участникам общественных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение проблем законности и правопорядка в курсе теории государства и права исключительно важно, потому что все отраслевые юридические науки, исследующие различные аспекты права, правоприменительного процесса, так или иначе, обязательно выходят на эти проблемы, что, естественно; порождает различные взгляды.

Сама по себе правоприменительная и правореализующая деятельность еще не является законностью. Коль скоро они соответствуют законности, то выступают не элементами ее содержания, а ее носителями. Законность — это особое состояние деятельности, выражающееся в свойствах юридической правомерности последней. Когда говорится о законности, то имеется в виду соответствие деятельности закону. Содержанием законности является не исполнение закона как такового, не деятельность, в которой он находит осуществление, а соответствие этой деятельности закону, законосообразность поведения. Термин "законосообразность", пожалуй, дает возможность провести четкую границу между тесно связанными явлениями — законностью и реализацией права.

В заключение хотелось бы заметить, что, конечно, многие идеи прошлого относительно законности получили заслуженное признание и в значительной мере используются в России и сейчас. Однако целиком без коррективов они объективно применяться уже не могут. Не случайно существенные изменения произошли с пониманием самого права, а также государства, демократии, прав человека и так далее. Такое положение вполне естественно, ибо современная Россия отказалась от коммунистической идеологии, от прежнего административно-командного устройства общества и осуществляет радикальный, хотя и трудный переход от демократии на основе признания общечеловеческих ценностей, среди которых первостепенное значение должно придаваться человеку, его правам и свободам. Несмотря на известные сложности в социально-экономической, политико-правовой и иных сферах, постепенно формируется правовое государство и гражданское общество, где законность приобретает гуманистический смысл, наполняется качественно новым содержанием, становится важнейшим фактором цивилизованного государственно-правового строительства.[18]

На мой взгляд, пока в России не будет сформирован высокий уровень правовой культуры и правосознания, достижение законности и правопорядка на практике не возможно.

Для преодоления данной проблемы и повышения уровня законности и правопорядка государство должно воспитывать у своих граждан уважительное отношение к праву, сделав, таким образом, право источником положительных преобразований в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.       Конституция Российской Федерации с Комментариями Конституционного Суда РФ. – 4-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2005.

2.       Алексеев С.С. Проблемы теории права: Курс лекций в 2 томах. Т.1. Свердловск, 1972.

3.       Алексеев С.С. Философия права. - М., 1997.

4.       Алексеев С.С. Тайна права. Его понимание, назначение, социальная ценность. – М.: НОРМА, 2001.

5.       Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. – М.: НОРМА, 2001.

6.       Алексеев С.С. Общая теория права. М: Норма - Инфра-М, 2002.

7.       Бахрах Д.Я. Вопросы законности в государственном управлении //Правоведение. 1992. № 3.

8.       Братусъ С.Н. Юридическая ответственность и законность. М., 2001.

9.       Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Юриспруденция, 2003.

10.    Коваленко А.И. Проблемы теории и практики правового государства. М., 1999.

11.    Кожевников В.В. К вопросу современного понимания законности. // Государство и право. 2006. № 1

12.    Кудрявцев В.Н. Право как элемент культуры. // Право и власть. М.: 1990.

13.    Кудрявцев В.Н. Закон. Поступок. Ответственность. М., 1996.

14.    Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М.: Юристъ, 2000.

15.    Нерсесянц В.С. Философия права. М., 2004.

16.    Общая теория государства и права. Академический курс в 2 томах / Под редакцией М.Н.Марченко. Т.2. Теория права. М.: Издательство “Зерцало” 1998.

17.    Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1996.

18. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. М., 1998.

19.     Теория государства и права: Курс лекций / Под редакцией профессора М.Н.Марченко. М. 1994.

20.     Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. М.: Юристъ, 1999.

21.     Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М.: Норма, 2000.

22.     Теория государства и права / Под ред. В.П. Малахова, В.Н. Казакова. М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2002.

23.     Теория государства и права: Учебник / Под ред. П.В. Анисимова – М.: ЦОКР МВД России, 2005.

24.     Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Юристъ, 2005.

25.     Тихомиров Ю.А. Закон: от принятия – до реализации. // Законность в Российской Федерации. М., 1998.

Информация о работе Состояния законности и правопорядка в современной России