Современные Государственные политические режимы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 18:02, реферат

Описание работы

Какие виды политических режимов существуют? Их очень много, поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов Можно сказать, что каждое государство в той или иной мере имеет свой особенный политический режим, который отличается от режимов других государств.
Политические режимы, а также их классификация представляет большой интерес и имеют большой значение для теории государства и права. Вопрос классификации политических режимов имеет большое значение при характеристике государства и определения его формы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…1
1 Понятие и классификация категории «политический режим»……………………………………...….2
2 Виды политических режимов……………………….……………...4
2.1 Демократический политический режим…………………………..………...5
2.2 Авторитарный политический режим………………………………………..7
2.3 Тоталитарный политический режим……………………….……………….10
2.4 Либеральный политический режим……………………………….………..16
3 Политическая система общества………………………………………………17
3.1 Политическая система России……………………………………...………..18
Заключение………………………………………………………………………...20
Список использованных литературных источников…………………..………21

Файлы: 1 файл

Современные Государственные политические режимы Рамазон.docx

— 51.75 Кб (Скачать файл)

Специфическими чертами  тоталитарного режима является организованный террор и тотальный контроль, применяемые  для обеспечения приверженности масс партийной идеологии. Аппарат  тайной полиции и служб безопасности с помощью крайних методов  воздействия вынуждает общество жить в состоянии страха. В таких  государствах конституционные гарантии либо не существовали, либо нарушались, вследствие чего становились возможными тайные аресты, содержание людей под  стражей без предъявления обвинения  и применения пыток. Кроме того, тоталитарный режим поощряет и широко использует доносительство, сдабривая его «великой идеей», например борьбой с врагами  народа. Поиск и мнимые происки  врагов становятся условием существования  тоталитарного режима. Именно на «врагов», «вредителей» списываются ошибки, экономические  беды, обнищание населения. Такими органами были НКВД в СССР, Гестапо в Германии. На такие органы не распространялись никакие правовые и судебные ограничения. Для достижения целей эти органы могли делать всё, что угодно. Действия их направлялись властью не только против отдельных граждан, но и против целых народов и классов. Массовое истребление целых групп населения во времена Гитлера и Сталина показывает огромную власть государства и беспомощность рядовых граждан.

Кроме того, для тоталитарных режимов важным признаком является монополия власти на информацию, полный контроль за СМИ.

Жесткий централизованный контроль над экономикой – важная черта  тоталитарного режима. Здесь контроль служит двоякой цели. Во-первых, возможность  распоряжаться производительными  силами общества создает необходимую  политическому режиму материальную базу и опору, без которой тоталитарный контроль в остальных сферах вряд ли возможен. Во-вторых, централизованная экономика служит в качестве средства политического управления. Например, люди насильно могут быть перемещены для работы в те области народного  хозяйства, где не хватает рабочей  силы.

Милитаризация – также  одна из основных характеристик тоталитарного  режима. Идея о военной опасности, об «осажденной крепости» становится необходимой, во-первых, для сплочения  общества, для построения его по принципу военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути и  агрессия помогает достичь сразу  несколько целей: отвлечь народ  от его бедственного экономического положения, обогатиться бюрократии, правящей элите, решить геополитические  проблемы военным путем. Агрессия при  тоталитарном режиме может питаться и идеей мирового господства, мировой  революции. Военно-промышленный комплекс, армия – основные опоры тоталитаризма.

Леворадикальные политические режимы для повышения производительности труда в экономике использовали различные программы, побуждающие  работников к интенсивному труду. Советские  пятилетки и экономические преобразования в Китае являются примерами мобилизации трудовых усилий народов этих стран, и их результаты нельзя отрицать.

«Праворадикальные тоталитарные режимы в Италии и Германии решали задачи тотального контроля над экономикой и другими сферами жизни разными  методами. В гитлеровской Германии и фашистской Италии не прибегали  к национализации всей экономики, но вводили свои действенные способы  и формы партийно-государственного контроля над частным и акционерным  бизнесом, равно как и над профсоюзами  и над духовной сферой производства».

Праворадикальные тоталитарные режимы с правым уклоном появились  впервые в промышленно развитых странах, но с относительно неразвитыми  демократическими традициями. Итальянский  фашизм строил свою модель общества на корпоративно-государственной основе, а германский национал-социализм  – на расово – этнической.

Праворадикальный тоталитаризм ставит своей целью укрепить в  либеральном обществе существующий порядок без коренной его ломки, посредством возвеличивания роли государства, упразднения отдельных общественных институтов и элементов, подобно  тому, как Гитлер прилагал все усилия, чтобы уничтожить коммунистов, социал-демократов и проживавших на территории Германии евреев, цыган; создать некое новое  «чистое» общество.

Разновидностью тоталитаризма  являются режимы, где осуществляется «культ личности», культ вождя –  непогрешимого, мудрого заботливого. На деле же оказывается, что это лишь форма правления, в которой реализуются  властолюбивые, порой патологические амбиции тех или иных политических лидеров.

Государство при тоталитаризме  берет как бы на себя заботу о  каждом члене общества. Члены общества полагают, что обеспечивать их поддерживать, защищать во всех случаях должно государство, особенно в сфере здравоохранения, образования, жилищной сфере.

Однако социальная цена за такой способ осуществления власти со временем все возрастает (войны, разрушение мотивации к труду, принудительность, террор, демографические и экологические  потери, а также другие проблемы), что приводит, в конечном счете, к  сознанию вредности тоталитарного  режима, необходимости его ликвидации. Тогда начинается эволюция тоталитарного  режима. Темпы и формы этой эволюции (вплоть до разрушения) зависят от социально-экономических  сдвигов и соответствующего этому  возрастания людей, политической борьбы, а также других факторов.

Обстановка в мировом  сообществе конца XX века свидетельствует, что антидемократические режимы исторически и политически изжили себя. Мир должен переходить к демократии, как к более необходимому политическому  режиму. В XX веке уже был пример, когда  противоречия двух тоталитарных режимов  привели к войне.

 

 

 

2.4 Либеральный  политический режим

Либеральный режим существует во многих странах. Его значение такого, что некоторые ученые полагают, что  либеральный режим – это собственно не режим осуществления власти, а  условие существования самой  цивилизации на определенном этапе  ее развития, даже финальный итог, которым  и заканчивается вся эволюция политической организации общества, наиболее эффективная форма такой  организации. Но с последним утверждением трудно согласиться, так как в  настоящее время идет эволюция политических режимов и даже такой ее формы, как либерально-демократический  режим. Новые тенденции в развитии цивилизации, стремление человека уйти от экологических, ядерных и иных катастроф порождают новые формы  определения государственной власти, например, все возрастает роль ООН, появляются международные силы быстрого реагирования, растут противоречия между правами человека и наций, народов и т.п.

В теории государства и  права либеральными называются также  политические методы и способы осуществления  власти, которые основаны на системе  наиболее демократических и гуманистических  принципов.

Эти принципы прежде всего характеризуют экономическую сферу взаимоотношений личности и государства. При либеральном режиме в этой сфере человек обладает собственностью, правами и свободами, экономически самостоятелен и на этой основе становится политически самостоятельным. В отношении личности и государства приоритет сохраняется за личностью и т.п.

«Либеральный режим отстаивает ценность индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началам в  организации политической и экономической  жизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут, в конечном счете, к тоталитарным формам правления. Либеральный режим  обусловливается, прежде всего, потребностями  товарно-денежной, рыночной организации  экономики. Рынок требует равноправных, свободных, независимых партнеров. Либеральное государство и провозглашает  формальное равенство всех граждан. В либеральном обществе провозглашается  свобода слова, мнений, форм собственности, дается простор частной инициативе. Права и свободы личности не только закрепляются в конституции, но и  становятся осуществимыми на практике».

При либерализме государственная  власть формируется путем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий, необходимых для проведения избирательных  кампаний. Осуществление государственного управления производится на основе принципа разделения властей. Система «сдержек и противовесов» способствует уменьшению возможностей для злоупотребления  властью. Государственные решения  принимаются большинством голосом.

В государственном управлении используется децентрализация: центральная  власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может  решить местная власть.

Разумеется, не следует апологизировать либеральный режим, так как и он имеет свои проблемы, главные среди них – социальная защита некоторых категорий граждан, расслоение общества, фактическое неравенство стартовых возможностей и т. п. Использование этого режима наиболее эффективно становится возможным только в обществе, отличающимся высоким уровнем экономического и социального развития. Население должно обладать достаточно высоким политическим, интеллектуальным и нравственным сознанием, правовой культурой. Вместе с тем следует отметить, что либерализм на сегодняшний день является наиболее привлекательным и желанным политическим режимом для многих государств. Либеральный режим может существовать только на демократической основе, он вырастает из собственно демократического режима.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Понятие «политический режим», а также классификация политических режимов не потеряли в современные  дни своей актуальности. Они требуют  развития в соответствии с современными условиями в мире.

В юридической литературе отсутствует единый подход к пониманию  термина «политический режим». Как  уже говорилось, нет и единого  мнения по поводу классификаций политических режимов. Вопрос классификации политических режимов всегда был очень сложным. У разных авторов на сей счёт, существуют различные мнения.

В данной работе, при классификации  политических режимов, автор использовал  достаточно распространенную в теории государства и права классификацию, по которой режимы были разделены  на четыре вида – демократический, либеральный, авторитарный и тоталитарный. Кроме того, помимо рассмотрения четырёх  вышеперечисленных режимов, были рассмотрены  ещё несколько режимов, рассмотрение которых также представляет большой  интерес для теории государства  и права.

Тоталитарным режимам  свойственно навязывать всему обществу некую единую идеологию, которая, однако, может быть направлена на достижение весьма различных целей. В гитлеровской Германии, например, на первом плане стояла идея реванша за поражение в мировой войне, возрождения «великого рейха», расширения «жизненного пространства нации» и победы «немецкого духа». В современном Иране – это борьба за «сохранение и распространение истинной веры».

Авторитарное правление  нередко сочетается с ограниченным политическим плюрализмом, который  выражается в том, что консервативно  настроенные власти, будучи не в  состоянии лишить большие массы  граждан права голоса, прибегают к избирательному запрещению иди временной приостановке деятельности некоторых партий, общественных объединений, профсоюзов.

Возникает вполне закономерный вопрос: а возможна ли вообще демократия в изначальном понимании этого  слова, как подлинное народовластие, самоуправление народа? Пока что политическая практика не позволяет дать однозначного ответа. Существует, правда, точка зрения, что по мере дальнейшего развертывания  научно-технической революции, развития информационных технологий в будущем  удастся реализовать «постиндустриальную» модель прямой демократии, когда каждый получит возможность непосредственного  участия в выработке и принятии политических решений сидя в уютном кресле за домашним компьютером. Однако, несмотря на всю привлекательность, на сегодняшний день это – не более, чем одно из интересных предположений. И насколько оно осуществимо, покажет только время.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Большой Юридический  Словарь, М., 1998 г.

2. Денисов А.И. «Сущность  и форма государства», М., 1960 г.

3. Корельский В.М. и Перевалова В.Д. «Теория государства и права», М., 2003 г.

4. Лазарев В.В. «Теория  государства и права», М., 2002 г.

5. Марченко М.Н. «Теория  государства и права», М., 2004 г.

6. Матузов Н.И., Малько А.В. «Теория государства и права», М., 2000 г.

7. Петров В.С. «Сущность,  содержание и формы государства», Л., 1971 г.

8. Спиридонов Л.И. Теория  государства и права. Учебник.  – М.: ПРОСПЕКТ, 2000.

9. Стародубский Б.А. «Политические  режимы европейских стран», Свердловск, 1999 г.

10. Философский Энциклопедический  Словарь, М., 1983 г.

11. Хорошилов А.Н. «История политико-правовых учений», М., 2001 г.

12. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. профессора В.Г. Стрекозова. – М.: Интерстиль, 2000.

13. Якушев А.В. Теория  государства и права (конспект  лекций). – М.: Издательство ПРИОР, 2000.


Информация о работе Современные Государственные политические режимы