Современный статус конституционного суда РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 11:16, доклад

Описание работы

Целью данного доклада является рассмотрение современного статуса Конституционного Суда РФ. Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
рассмотреть историю Конституционного Суда РФ;
рассмотреть место Конституционного Суда в судебной системе РФ;
дать характеристику полномочий Конституционного Суда Российской Федерации.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. Место Конституционного Суда в РФ 4
1.1. История Конституционного Суда Российской Федерации. 4
1.2. Место Конституционного Суда РФ в судебной системе Российской Федерации. 4
Глава 2. Законодательная модернизация Конституционного Суда Российской Федерации. 7
2.1. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации…………………...7
2.2. Порядок деятельности Конституционного Суда Российской Федерации……….8
Заключение. 11
Список литературы. 13

Файлы: 1 файл

современный статус кс рф.docx

— 47.04 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное 

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Уральская Государственная Юридическая Академия

Институт  Прокуратуры

Кафедра судебной деятельности

 

 

 

 

 

Доклад.

по  дисциплине: Правоохранительные органы

 

тема: СОВРЕМЕННЫЙ СТАТУС КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА рф

 

 

 

 

 

Исполнитель: студентка группы 100А

Цыбикова  Юмжана Владиславовна

 

Научный руководитель: к.ю.н., доцент

Зайцева Ирина Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 

2012 г.

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Место Конституционного Суда в РФ 4

          1.1. История Конституционного Суда Российской Федерации. 4

          1.2. Место Конституционного Суда РФ в судебной системе Российской Федерации. 4

Глава 2. Законодательная модернизация Конституционного Суда Российской Федерации. 7

          2.1. Полномочия Конституционного  Суда Российской Федерации…………………...7

          2.2.  Порядок деятельности Конституционного  Суда Российской Федерации……….8

Заключение. 11

Список литературы. 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Обеспечение конституционной  законности является важнейшим условием существования и развития Российской Федерации как демократического федеративного правового государства  с республиканской формой правления, в котором признаются и гарантируются  права и свободы человека и  гражданина согласно общепризнанным принципам  и нормам международного права и  в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством  конституционного судопроизводства1.

Конституционный Суд Российской Федерации является институтом государственной власти, способным осуществлять правовую защиту Конституции РФ, основных прав и свобод граждан и влиять на развитие всех отраслей российского права. Фактически решения Конституционного Суда РФ представляют собой один из важнейших источников не только науки конституционного права, но и складывающейся правовой системы нашего государства2. Этот орган судебного конституционного контроля играет немаловажную роль в обеспечении политической стабильности в стране и применении общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров.

Поэтому целью данного  доклада является рассмотрение современного статуса Конституционного Суда РФ. Исходя из цели, можно выделить следующие  задачи:

  • рассмотреть историю Конституционного Суда РФ;
  • рассмотреть место Конституционного Суда в судебной системе РФ;
  • дать характеристику полномочий Конституционного Суда Российской Федерации.

 

 

 

Глава 1. Место Конституционного Суда в  РФ

1.1. История Конституционного Суда Российской Федерации.

Идею  создания специализированного органа, ответственного за соблюдение Основного  закона страны, приписывают М.С. Горбачеву. Именно он предложил создать Комитет  конституционного надзора СССР3.

Комитет Конституционного надзора  СССР должен был проверять конституционность  не только законов СССР, но и законопроектов, а также акты Генерального прокурора  СССР, Главного государственного арбитра  СССР и еще ряд других нормативных  актов.

15 декабря 1990 года в Конституции  РСФСР впервые появилось упоминание  о Конституционном Суде.

30 октября 1991 года состоялось  первое рабочее совещание Конституционного  Суда РСФСР, а 14 января 1992 года – первое заседание.

5 октября  1993 года Конституционный Суд признал противоречащим Конституции Указ Президента № 1400 о роспуске Съезда народных депутатов. Произошло это 5 октября 1993 года. И спустя два дня Президент Ельцин приостановил деятельность Конституционного Суда.

12 декабря 1993 года на всенародном  референдуме была принята новая  Конституция РФ. Статья 125 новой Конституции  заложила новые правовые основы  деятельности Конституционного  Суда.

24 июня 1994 года Государственная Дума  приняла новый закон о Конституционном  Суде – федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации». В феврале 1995 года Суд был полностью укомплектован.

1.2. Место Конституционного Суда РФ в судебной системе Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ в судебной системе занимает обособленное положение среди иных федеральных судов.

Полномочия Конституционного Суда регламентируются в Конституции РФ и в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде РФ». Но, Конституционный Суд не наделяется в Конституции эпитетом "верховный" или "высший", поскольку он учреждается как федеральный суд в единственном числе, а не возглавляет федеральную систему органов конституционной юстиции4.

Конституционный Суд РФ осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия придаются ему в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации.

Одна из наиболее важных черт статуса  Конституционного Суда РФ состоит в  том, что он призван решать исключительно  вопросы права, что является своеобразной преградой для вторжения в  политику. Суд, ни при каких обстоятельствах, не должен отдавать предпочтение политической целесообразности, пытаться оценивать, чьи бы то ни было практические действия вне их правовых форм. При осуществлении конституционного судопроизводства Суд воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. Это существенно суживает правомочия Суда, но создает четкий водораздел с другими судами5.

Полномочия Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком, вследствие чего состав судей никогда  не должен смениться одновременно, а суд - прекратить свою деятельность по каким-либо причинам. Решения Конституционного Суда обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных  лиц, граждан и их объединений. Следовательно, не существует органа государственной  власти и какого-либо должностного лица, включая главу государства, который бы мог давать какие-либо указания Суду, если Суд действует  в пределах своей компетенции. Конституционный  Суд РФ действует на основе Конституции  РФ и Федерального конституционного закона.

Поскольку осуществление Судом  его полномочий способно затронуть  интересы самых сильных органов  государства, закон предусматривает  гарантии независимости Суда, призванные обезопасить его от любых влияний. Установлено, что Конституционный  Суд независим в организационном, финансовом и материально-техническом  отношениях от любых других органов. Финансирование Суда производится за счет федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления  конституционного судопроизводства в  полном объеме. Необходимыми для обеспечения  своей деятельности средствами Суд  распоряжается самостоятельно. Он ни от кого не зависит в отношении  информационного и кадрового  обеспечения и распоряжения имуществом.

Президент РФ, Государственная Дума РФ, Совет Федерации и Правительство  РФ назначают своих постоянных представителей в Конституционном Суде РФ, которые  участвуют в заседаниях Суда, представляя  соответствующую правовую позицию  по конкретному делу. Они не вправе оказывать какое бы то ни было давление на Суд или предпринимать действия, способные нарушить независимость  Конституционного Суда в принятии решений6.

На современном этапе осуществления  судебной реформы все большее  значение в деле реализации прав личности в судопроизводстве, в том числе  в уголовном, приобретает деятельность Конституционного Суда РФ по защите основных прав и свобод человека и гражданина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Законодательная модернизация Конституционного Суда Российской Федерации.

Несмотря на то, что Конституционный  Суд РФ является достаточно «молодым»  органом конституционного контроля, в определение его статуса неоднократно вносились некоторые изменения.

Модернизация статуса Конституционного Суда РФ осуществлялась путем непосредственного  изменения и дополнения федерального конституционного закона «О Конституционном  Суде Российской Федерации».

ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» в течение последних 10 лет (2001-2010гг.) претерпевал ряд изменений. По инициативе Президента РФ было принято  восемь федеральных конституционных  законов по изменению и дополнению положений 41 статьи Закона, касающихся различных аспектов статуса Конституционного Суда7.

2.1. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.

Полномочия Конституционного Суда РФ определены в Конституции: ч. 2 ст. 82, ч. 3 ст. 100, ч. 1 ст. 104, ст. 125.

1. Широкую свободу усмотрения законодатель проявил и в истолковании ч. 4 ст. 125 Конституции, в которой записано, что Конституционный Суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном законом.

В настоящее время согласно ФКЗ  «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд  по жалобам на нарушение конституционных  прав и свобод граждан проверяет  конституционность закона, примененного в конкретном деле (п. 3 ч. 1 ст. 3), при  условии, что его рассмотрение завершено  в суде (п. 2 ст. 97); по запросам судов  проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим  судом в конкретном деле, причем при рассмотрении дела в любой  инстанции (п. 3.1 ч. 1 ст.3, ст. 101, 102).

Данные положения затрудняют доступ граждан к конституционному правосудию, создает ситуацию, которая провоцирует  после всех судебных разбирательств обращение граждан не в Конституционный Суд, а в Европейский Суд по правам человека или одновременно в оба суда8.

2. Согласно ФКЗ от 2 июня 2009 года № 2-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" из ведения Конституционного Суда изъяты полномочия в пределах своей сметы расходов устанавливать численность и штатное распивание аппарата; допускается только установление Судом структуры аппарата (ст. 111 ФКЗ о КС). Это заметно сужает автономию Конституционного Суда как конституционного органа.

2.2. Порядок деятельности  Конституционного Суда Российской  Федерации.

Изменения, касающиеся этой области, затрагивали различные аспекты  Конституционного Суда. Прежде всего, они касались судей.

1. Срок полномочий судьи. В  первоначальной редакции ФКЗ  о КС судья назначался на  должность на срок 12 лет при  предельном возрасте пребывания  в должности 70 лет. Сейчас, его  полномочия не ограничены определенным  сроком, но сохраняется предельный  возраст пребывания в должности  70 лет.

2. Неприкосновенность судей. Первоначально она обеспечивалась исключительно ФКЗ о КС (ст. 15), что согласуется с ч. 3 ст. 128 Конституции. В настоящее время согласно федеральному конституционному закону от 15 декабря 2001 г. № 4-ФКЗ Конституционный Суд в полном объеме решает только вопросы дисциплинарной ответственности судей Суда, а в остальных случаях согласно ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» Конституционный Суд либо соучаствует в процедурах (дает согласие о возбуждении уголовного дела в отношении судьи Суда и при использовании к нему как меры пресечения заключения под стражу), либо его участие в них не предусмотрено (при решении вопросов при привлечении судьи к административной ответственности и осуществлении по отношению к нему оперативно-розыскных действий).

3. Прекращение полномочий судьи. На сегодняшний день производить прекращение полномочий конституционного судьи по представлению Конституционного Суда возможно не только тогда, когда нарушен порядок назначения соответствующего судьи на должность, но и в случае совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство, продолжение судьей, несмотря на предупреждение со стороны Суда, занятий или совершение действий, не совместимых с его должностью, а также ввиду неучастия судьи в заседаниях Суда или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин.

4. Право на особое мнение как  на одно из условий, обеспечивающих  независимость и равенство судей Конституционного Суда. Изначально указанное право сопрягалось с возможностью опубликования данного мнения вместе с решением Суда, т.е. во всех официальных изданиях. Однако согласно федеральному конституционному закону от 15 декабря 2001 г. № 4-ФКЗ публикация особого мнения может быть только в Вестнике Конституционного Суда РФ (ст. 76). Г.А. Гаджиев отметил, что если учесть малый тираж Вестника и публикацию особого мнения в нем через три-четыре месяца после провозглашения решения Суда, то можно предположить, что таким образом федеральный законодатель высказал определенное отношение к «диссидентствующим» судьям, полагая, что особое мнение – это скорее зло, чем благо, но такой подход не отличается дальновидной продуманностью9.

Информация о работе Современный статус конституционного суда РФ