Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 11:16, доклад
Целью данного доклада является рассмотрение современного статуса Конституционного Суда РФ. Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
рассмотреть историю Конституционного Суда РФ;
рассмотреть место Конституционного Суда в судебной системе РФ;
дать характеристику полномочий Конституционного Суда Российской Федерации.
Введение. 3
Глава 1. Место Конституционного Суда в РФ 4
1.1. История Конституционного Суда Российской Федерации. 4
1.2. Место Конституционного Суда РФ в судебной системе Российской Федерации. 4
Глава 2. Законодательная модернизация Конституционного Суда Российской Федерации. 7
2.1. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации…………………...7
2.2. Порядок деятельности Конституционного Суда Российской Федерации……….8
Заключение. 11
Список литературы. 13
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Уральская
Государственная Юридическая
Институт Прокуратуры
Кафедра судебной деятельности
Доклад.
по дисциплине: Правоохранительные органы
тема: СОВРЕМЕННЫЙ СТАТУС КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА рф
Исполнитель: студентка группы 100А
Цыбикова Юмжана Владиславовна
Научный руководитель: к.ю.н., доцент
Зайцева Ирина Ивановна
Екатеринбург
2012 г.
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Место Конституционного Суда в РФ 4
1.1. История Конституционного Суда Российской Федерации. 4
1.2. Место Конституционного Суда РФ в судебной системе Российской Федерации. 4
Глава 2. Законодательная модернизация Конституционного Суда Российской Федерации. 7
2.1. Полномочия Конституционного
Суда Российской Федерации……………
2.2. Порядок деятельности
Заключение. 11
Список литературы. 13
Обеспечение конституционной
законности является важнейшим условием
существования и развития Российской
Федерации как демократического
федеративного правового
Конституционный Суд Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства1.
Конституционный Суд Российской Федерации является институтом государственной власти, способным осуществлять правовую защиту Конституции РФ, основных прав и свобод граждан и влиять на развитие всех отраслей российского права. Фактически решения Конституционного Суда РФ представляют собой один из важнейших источников не только науки конституционного права, но и складывающейся правовой системы нашего государства2. Этот орган судебного конституционного контроля играет немаловажную роль в обеспечении политической стабильности в стране и применении общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров.
Поэтому целью данного доклада является рассмотрение современного статуса Конституционного Суда РФ. Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
Идею создания специализированного органа, ответственного за соблюдение Основного закона страны, приписывают М.С. Горбачеву. Именно он предложил создать Комитет конституционного надзора СССР3.
Комитет Конституционного надзора
СССР должен был проверять
15 декабря 1990 года в Конституции
РСФСР впервые появилось
30 октября 1991 года состоялось
первое рабочее совещание
5 октября 1993 года Конституционный Суд признал противоречащим Конституции Указ Президента № 1400 о роспуске Съезда народных депутатов. Произошло это 5 октября 1993 года. И спустя два дня Президент Ельцин приостановил деятельность Конституционного Суда.
12 декабря 1993 года на всенародном
референдуме была принята
24 июня
1994 года Государственная Дума
приняла новый закон о
Конституционный Суд РФ в судебной системе занимает обособленное положение среди иных федеральных судов.
Полномочия Конституционного Суда регламентируются в Конституции РФ и в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде РФ». Но, Конституционный Суд не наделяется в Конституции эпитетом "верховный" или "высший", поскольку он учреждается как федеральный суд в единственном числе, а не возглавляет федеральную систему органов конституционной юстиции4.
Конституционный Суд РФ осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия придаются ему в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации.
Одна из наиболее важных черт статуса Конституционного Суда РФ состоит в том, что он призван решать исключительно вопросы права, что является своеобразной преградой для вторжения в политику. Суд, ни при каких обстоятельствах, не должен отдавать предпочтение политической целесообразности, пытаться оценивать, чьи бы то ни было практические действия вне их правовых форм. При осуществлении конституционного судопроизводства Суд воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. Это существенно суживает правомочия Суда, но создает четкий водораздел с другими судами5.
Полномочия Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком, вследствие чего состав судей никогда не должен смениться одновременно, а суд - прекратить свою деятельность по каким-либо причинам. Решения Конституционного Суда обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Следовательно, не существует органа государственной власти и какого-либо должностного лица, включая главу государства, который бы мог давать какие-либо указания Суду, если Суд действует в пределах своей компетенции. Конституционный Суд РФ действует на основе Конституции РФ и Федерального конституционного закона.
Поскольку осуществление Судом
его полномочий способно затронуть
интересы самых сильных органов
государства, закон предусматривает
гарантии независимости Суда, призванные
обезопасить его от любых влияний.
Установлено, что Конституционный
Суд независим в
Президент РФ, Государственная Дума
РФ, Совет Федерации и
На современном этапе
Несмотря на то, что Конституционный Суд РФ является достаточно «молодым» органом конституционного контроля, в определение его статуса неоднократно вносились некоторые изменения.
Модернизация статуса
ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» в течение последних 10 лет (2001-2010гг.) претерпевал ряд изменений. По инициативе Президента РФ было принято восемь федеральных конституционных законов по изменению и дополнению положений 41 статьи Закона, касающихся различных аспектов статуса Конституционного Суда7.
2.1. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.
Полномочия Конституционного Суда РФ определены в Конституции: ч. 2 ст. 82, ч. 3 ст. 100, ч. 1 ст. 104, ст. 125.
1. Широкую свободу усмотрения законодатель проявил и в истолковании ч. 4 ст. 125 Конституции, в которой записано, что Конституционный Суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном законом.
В настоящее время согласно ФКЗ
«О Конституционном Суде Российской
Федерации» Конституционный Суд
по жалобам на нарушение конституционных
прав и свобод граждан проверяет
конституционность закона, примененного
в конкретном деле (п. 3 ч. 1 ст. 3), при
условии, что его рассмотрение завершено
в суде (п. 2 ст. 97); по запросам судов
проверяет конституционность
Данные положения затрудняют доступ граждан к конституционному правосудию, создает ситуацию, которая провоцирует после всех судебных разбирательств обращение граждан не в Конституционный Суд, а в Европейский Суд по правам человека или одновременно в оба суда8.
2. Согласно ФКЗ от 2 июня 2009 года № 2-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" из ведения Конституционного Суда изъяты полномочия в пределах своей сметы расходов устанавливать численность и штатное распивание аппарата; допускается только установление Судом структуры аппарата (ст. 111 ФКЗ о КС). Это заметно сужает автономию Конституционного Суда как конституционного органа.
2.2. Порядок деятельности
Конституционного Суда
Изменения, касающиеся этой области, затрагивали различные аспекты Конституционного Суда. Прежде всего, они касались судей.
1. Срок полномочий судьи. В
первоначальной редакции ФКЗ
о КС судья назначался на
должность на срок 12 лет при
предельном возрасте
2. Неприкосновенность судей.
3. Прекращение полномочий судьи. На сегодняшний день производить прекращение полномочий конституционного судьи по представлению Конституционного Суда возможно не только тогда, когда нарушен порядок назначения соответствующего судьи на должность, но и в случае совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство, продолжение судьей, несмотря на предупреждение со стороны Суда, занятий или совершение действий, не совместимых с его должностью, а также ввиду неучастия судьи в заседаниях Суда или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин.
4. Право на особое мнение как
на одно из условий,
Информация о работе Современный статус конституционного суда РФ