Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 11:32, контрольная работа
Советское государство возникло вследствие двух революций, которые произошли в России в 1917. Первая из них, Февральская, заменила царское самодержавие неустойчивой политической структурой, в которой власть из-за краха системы государственных институтов и органов порядка разделилась между Временным правительством, состоявшим из членов прежнего законодательного собрания (Думы), и Советами рабочих и солдатских депутатов, избранных на заводах и в воинских частях.
2. Введение. ..………………………………………………………….…..3
3. Слом буржуазного и создание нового государственного аппарата.. 4
3.1 Диктатура пролетариата и Брестский мирный договор. .……..…..4
3.2 Создание ВРК. ……………………………………….. ……..….……6
4. Организация советского государства. Первые шаги . ……………...7
4.1 II Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов. ………...7
4.2 Учредительное собрание. ………………………………………....... 8
4.3 Красная Армия. ………………………..………………………..……9
4.4 Милиция и Суды. ……………………………………………………11
4.5 Создание ВЧК. ………………………………………………………16
5. Заключение. ………………………..…………………………………17
7.Список литературы. …………………………………..………………18
Весной 1918 г. обстановка в стране обострилась- началась иностранная военная интервенция. Декретом ВЦИК от 22.04.1918 г. вводилась всеобщая воинская повинность, т.е. армия комплектовалась уже не на принципе добровольности. Были взяты на учет граждане в возрасте от 18 до 40 лет, прошедшие курс обязательного военного обучения. Был сделан шаг к переходу от выборности командиров к их назначению. Созданные на местах военные комиссариаты осуществляли комплектование армии на новых основах. В Конституции РСФСР, принятой 10.17.1918 г., закреплялась обязанность всех граждан защищать социалистическое Отечество и устанавливалась всеобщая воинская повинность. Однако почетное право защищать революцию с оружием в руках Конституция предоставила только трудящимся, возложив на нетрудовые элементы отправление иных воинских обязанностей.
4.4 Милиция и Суды
Постановление НКВД «О рабочей милиции» от 28.10. 1917 г. предписывало Советам рабочих и солдатских депутатов создавать рабочую милицию, т.е. вооружить рабочий класс для защиты революции. Военные и гражданские власти обязаны были содействовать рабочей милиции в снабжении ее оружием и «техническими силами».
Каково же было отношение советского государства к милиции Временного правительства? На этот вопрос есть различные мнения у исследователей. Одни считают, что специального декрета об упразднении милиции Временного правительства не было, этот вопрос решался на местах Советами. Временное функционирование милиции Временного правительства допускалось при признании личным составом советской власти. Против этих позиций решительно выступил Р.С. Мулукаев. Он считает, что Центральный аппарат старой милиции был подвергнут слому вскоре после Октябрьского вооруженного восстания. В случаях, когда прежняя милиция занимала открыто враждебную позицию по отношению к Советской власти , она упразднялась сразу. Если же, милиция оставалась лояльной к Советской власти, Советы направляли в органы милиции комиссаров – коммунистов, которые брали руководство в свои руки. Затем осуществлялась чистка аппарата милиции от враждебных и морально неустойчивых лиц. Происходила настолько глубокая реорганизация старой милиции, что возникал новый, советский орган. Однако процесс слома прежней милиции был сравнительно длительным по времени. Сначала рабочая милиция создавалась Советами рабочих и солдатских депутатов. Вскоре по их примеру стали создавать милицию и крестьянские Советы. Рабочая милиция не была штатным, постоянным органом. Она строилась на основе привлечения, выборов и милицейской повинности. Обычно специального вознаграждения за это не получали, за несущими милицейскую службу, сохранялась заработная плата по месту работы. Милиция была одним из первых органов диктатуры пролетариата, созданных после победы революции. Она осуществляла многогранную деятельность по охране общественного порядка, борьбе с уголовной преступностью в стране, в защите революций, в пресечении деятельности против новой власти, в проведении в жизнь законов Советской власти.
Население в ряде мест страны, не дожидаясь директив сверху, само приступило к ликвидации старых судов и созданию новых. Эти суды носили разные названия: народный суд, пролетарский суд, революционный суд, суд общественной совести и т.д. СНК принимает декрет «О суде», названный впоследствии декретом о суде № 1. Проект декрета затем подвергся изменениям в процессе его обсуждения в СНК. Этим декретом упразднялись прежние суды: окружные, судебные палаты, правительствующий сенат, военные, морские, коммерческие. Приостанавливалась деятельность мировых судей. Ликвидировались: адвокатура, прокурорский надзор, институт судебных следователей. Создавалась новая судебная система: местные суды, которые действовали в составе постоянного судьи и двух очередных заседателей. Им были подсудны гражданские дела с ценой иска до 3000 руб. и уголовные – с наказанием не свыше 2-х лет лишения свободы. Для защиты революции, борьбы с контрреволюцией учреждались рабочие и крестьянские революционные трибуналы в составе одного председателя и 6 очередных заседателей. Новые суды создавались и действовали на следующих принципах: 1). Выборность судов 2). Участие населения в отправлении правосудия в качестве заседателей. Местные судьи должны были избираться на основании прямых демократических выборов населением, а до их назначения – местными Советами. Эти же Советы составляли списки очередных заседателей и определяли очередь их явки на сессию.
Революционные трибуналы должны были избираться губернскими или городскими Советами. В местные судьи могли быть избраны прежние мировые судьи. Предварительное следствие временно возложили на местных судей, нарушив тем самым демократический принцип – отделение следствия от суда. Для производства следствия по делам, подсудным революционным трибуналам, Советы создавали следственные комиссии. В качестве обвинителей и защитников по уголовным делам, причем со стадии предварительного следствия, а по гражданским делам - поверенным, допускались « все неопороченные граждане обоего пола».
Местные суды решали дела именем Российской Республики и руководствовались в своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств в случаях, если они не отменены революцией и не противоречат революционному правосознанию. Отмененными признавались все законы, противоречащие декретам ЦИК и СНК, а так же программам минимум партии РСДРП и партии СР. Революционные трибуналы в своих приговорах на прежнее законодательство не ссылались.
Советское государство, местные советские и партийные органы были обеспокоены прежде всего созданием революционных трибуналов. За короткий срок были изданы нормативные акты, регулировавшие организацию трибуналов, процессуальный порядок их деятельности, подсудность, а так же организацию и деятельность следственных комиссий. Первым актом о трибуналах было «Руководство для устройства революционных трибуналов», подготовленное НКЮ и опубликованное в « Известиях ЦИК и Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов» от 28.11.1917г. 19.12.1917г. появилась Инструкция НКЮ революционным трибуналам. В обоих этих актах в качестве меры наказаний применяемых трибуналами, смертная казнь отсутствовала. С декабря 1917 г. и до весны 1918 г. действовали революционные трибуналы в составе 3 судей без заседателей. 7.03.1918 г. появился декрет “О суде” (№2), вводивший окружные народные суды для рассмотрения дел, превышающих подсудность местного народного суда. Созданы они были не везде и работали плохо. Решения по гражданским делам окружные суды выносили в составе 3 -постоянных членов суда и четырех народных заседателей, приговоры же по уголовным делам - в составе 12 заседателей и председательствующего постоянного члена суда. Предполагалось создание Кассационного суда. В судах всех инстанций допускалось судоговорение на местных языках. Предварительное расследование по делам, превышающим подсудность местного суда, производили следственные комиссии из 3 человек, избираемых Советами.
В мае 1918 г. был создан при ВЦИК Революционный трибунал для разбирательства дел, имевших общегосударственное значение. В июне 1918 г. учреждается Кассационный отдел при ВЦИК, рассматривавший кассационные жалобы и протесты на приговоры революционных трибуналов, исправляя их ошибки и обеспечивая единую уголовную политику Трибуналов РСФСР. С созданием местных судов трибуналы в соответствии с декретом СНК «О революционных трибуналах» от мая 1918 г. разгружалась от многих уголовных дел и должны были сосредоточить свое внимание на борьбе с контрреволюционными преступлениями. Резко сокращалась сеть трибуналов. Они сохранялись лишь в крупных центрах: столицах, губернских городах, крупных узловых станциях и промышленных центрах. При каждом трибунале учреждалась коллегия обвинителей в составе не менее 3-х лиц, избиравшихся Советами.
Начиная с декрета «О суде» № 1 в стране были созданы и действовали 2 системы судов: система общих судов и система революционных трибуналов, на общих принципиальных основах. Их отличала лишь подсудность. Процесс строительства революционных трибуналов опережал процесс создания местных судов. За период с ноября 1917 г. по май 1918 г. вся территория РСФСР покрылась сетью трибуналов. В результате того, что трибуналы были созданы на большей части территории республики раньше местных судов, им приходилось рассматривать дела не только своей подсудности, но и все уголовные и подчас даже гражданские дела. Закономерностью процесса создания новых судебных органов на местах являлось широкое местное правотворчество. Это объяснялось необычной творческой активность населения, вовлеченного в общественную деятельность революцией, а так же несвоевременным поступлением нормативных актов из центра, в ряде случаев их неполнотой. Лишь в Конституции РСФСР 1918 г. этот вопрос получил определенное разрешение. Статья 49 Конституции отнесла к ведению Всероссийского съезда Советов и ВЦИК вопросы судоустройства и судопроизводства.
4.5 Создание ВЧК
Сложность и острота классовой борьбы, массовый саботаж чиновников, деятельность иностранных разведок и т.д. ставили вопрос о создании специального органа государственной безопасности. 21.11.1917г. постановлением Петроградского ВРК создается Комиссия по борьбе с контрреволюцией. Однако 5.12.1917 г. Петроградский ВРК и все его органы перестали существовать. 7.12.1917 г. СНК создал Всероссийскую Чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). Учреждалась она при СНК. В этом постановлении СНК не говорилось о структуре ВЧК, подробно не раскрывались ее задачи и компетенция. Само название органа свидетельствовало об основной его задаче - борьбе с контрреволюцией.
Структура и состав ВЧК формировались постепенно. Во главе ВЧК стоял ее председатель. На эту должность был назначен Ф.Э.Дзержинский
5. Заключение
Во время гражданской войны и послевоенного восстановления экономики выборные органы, Советы, утратили реальное значение в политической жизни, их место заняла партия большевиков (РКП(б), ВКП(б), позже КПСС). Она реально руководила административными органами, созданными для управления страной и национализированной экономикой, а также Красной Армией и органами охраны правопорядка и безопасности государства. Возврат к более демократическим порядкам (НЭП) в середине 1920-х годов сменился борьбой за власть в партии и государстве, связанной с деятельностью генерального секретаря ВКП(б) И.В.Сталина. Тем не менее, Советский Союз смог, несмотря на экономические и людские потери и ограниченность ресурсов, восстановить хозяйство, создать современные отрасли промышленности, что позволило ему победить гитлеровскую Германию во второй мировой войне.
6. Список литературы
1.«История государства и
2.«История государства и
3. «Краткая история СССР».