Создания, реорганизация и ликвидация юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 11:42, контрольная работа

Описание работы

Процесс образования юридического лица включает действия лиц, инициирующих его создание, и уполномоченных государственных органов, придающих этой инициативе юридическую силу. В зависимости от степени участия в процессе создания юридического лица выделяются несколько способов образования юридических лиц.

Файлы: 1 файл

право практика готова.docx

— 33.45 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное

бюджетное учреждение высшего профессионального образования

 

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине «Право»

 

на тему: Создания, реорганизация и ликвидация юридических лиц

 

 

 

Панькин Станислав Игоревич



Преподаватель: ___________________________________________

Студент бакалавриата второго курса, обучающийся

Устинова  Анна Николаевна


по направлению «Бизнес-информатика»:


_______________________________________________________

Учетно-статистический


(Ф.И.О.)


_______________________________________________________

11УЛБ01305, 221


(факультет)


_______________________________________________________

(№  личного дела, № группы)

 

 

 

 

 

Челябинск – 2012

Порядок создания и регистрации  юридических лиц.

Процесс образования юридического лица включает действия лиц, инициирующих его создание, и уполномоченных государственных органов, придающих этой инициативе юридическую силу. В зависимости от степени участия в процессе создания юридического лица выделяются несколько способов образования юридических лиц.

  1. При явочном порядке для того, чтобы организация считалась созданной, необходимо лишь волеизъявление учредителей. Вмешательства государственных или иных органов в данном случае не требуется. Такой порядок используется за рубежом при создании юридических лиц отдельных видов.
  2. Распорядительный порядок предполагает, что для создания юридического лица достаточно распорядительного акта учредителя, государственной регистрации юридического лица не требуется. Этот порядок преобладал в СССР, когда юридические лица создавались по распоряжениям уполномоченных государственных органов.
  3. Используемый в настоящее время в Российской Федерации нормативно-явочный порядок заключается в том, что для образования юридического лица учредители подписывают и представляют в регистрирующий орган пакет документов, предусмотренный законом. Этот орган производит государственную регистрацию юридического лица при отсутствии оснований для отказа в такой регистрации. Согласия какого-либо государственного органа, в том числе регистрирующего, на создание юридического лица не требуется. Перечень оснований для отказа в регистрации строго ограничен законом.

Юридическое лицо в Российской Федерации  считается созданным с момента  его государственной регистрации - внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 2 ст. 51 ГК).

В порядке исключения из общего порядка  при создании некоторых видов  организаций законом может быть установлена необходимость соблюдения разрешительного порядка. Для образования  юридического лица в таких случаях  учредителям необходимо до государственной  регистрации юридического лица получить разрешение от органа, уполномоченного  на это соответствующим нормативным  актом. Например, для банков такой  порядок установлен, прежде всего, для  защиты прав широкого круга лиц - будущих  клиентов банка.

В качестве учредителей юридического лица могут выступать их первоначальные участники (члены) (в хозяйственных обществах и товариществах, кооперативах) либо собственник их имущества или уполномоченный им орган (при создании унитарных предприятий и учреждений.

Юридическое лицо считается созданным  с момента его государственной  регистрации (п. 2 ст. 51 ГК). Данная регистрация  проводится органами Федеральной налоговой  службы (ФНС РФ) в едином государственном  реестре юридических лиц в  порядке, предусмотренном Федеральным  законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей».

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих  дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Перечень документов, необходимых для предоставления, четко определен в законе. Там  же указано, в каких случаях необходимо нотариальное удостоверение предоставляемых  документов.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями постоянно  действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного  органа - по месту нахождения иного  органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Моментом государственной регистрации  признается внесение регистрирующим органом  соответствующей записи в соответствующий  государственный реестр. Именно с  этого момента юридическое лицо становится правоспособным, то есть может  самостоятельно приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности. Регистрирующий орган не позднее  одного рабочего дня с момента  государственной регистрации выдает или направляет заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр.

Отказ в государственной регистрации  допускается в случае:

  • непредставления определенных законом необходимых для государственной регистрации документов;
  • представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
  • если юридическое лицо находится в процессе ликвидации, то с этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

 

Реорганизация юридических  лиц: понятие, формы, порядок.

При реорганизации юридического лица его права и обязанности в полном объеме - в порядке универсального правопреемства - переходят к другим лицам, создаваемым в результате реорганизации, - его правопреемникам. Статья 58 ГК выделяет следующие формы реорганизации юридического лица:

  1. слияние нескольких юридических лиц в одно, при котором все ранее существовавшие юридические лица прекращаются;
  2. присоединение одного юридического лица к другому, при котором прекращается присоединяемое юридическое лицо, а присоединяющее продолжает действовать;
  3. разделение на несколько юридических лиц, при котором разделяемое юридическое лицо прекращает существование;
  4. выделение из состава юридического лица нового, когда ранее существовавшее юридическое лицо также продолжает действовать;
  5. преобразование одного юридического лица в другое посредством изменения его организационно-правовой формы.

Как правило, реорганизация осуществляется по инициативе самих учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного  законом или учредительными документами  на принятие решения о реорганизации - добровольная реорганизация.

Однако в предусмотренных законом  случаях производится и принудительная реорганизация в форме разделения или выделения, которая осуществляется по решению уполномоченного государственного органа или суда. Обязанность осуществить реорганизацию возлагается на учредителей. В случае, если они этого не сделают в установленный срок, полномочия по реорганизации возлагаются судом на назначаемого им в этих целях внешнего управляющего (п. 2 ст. 57 ГК).

Все имущество, долги и обязательства  реорганизуемого юридического лица должны быть распределены между юридическими лицами, появившимися в процессе реорганизации, в соответствии с передаточным актом (при слиянии, присоединении или преобразовании) или разделительным балансом (при разделении или выделении). Указанные документы определяют имущественные последствия реорганизации, они в обязательном порядке представляются для государственной регистрации в органы ФНС РФ.

Реорганизационные процедуры могут  существенно затронуть права  кредиторов, которые в результате этого лишатся возможности получить удовлетворение своих требований ввиду  непропорционального распределения  активов и долгов между образуемыми  в процессе реорганизации юридическими лицами. Поэтому законодательством предусмотрен ряд гарантий прав кредиторов при реорганизации.

  1. Прежде всего, на субъектов, принявших решение о реорганизации, возлагается обязанность уведомить об этом в письменной форме всех кредиторов юридического лица. Кредиторы могут потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения возникших убытков (пп. 1, 2 ст. 60 ГК).
  2. Если разделительный баланс не позволяет определить, какому из возникших юридических лиц передана обязанность удовлетворить требования того или иного кредитора, то по соответствующему обязательству все образованные в результате реорганизации юридические лица будут нести солидарную ответственность (п. 3 ст. 60 ГК).

Реорганизация в форме выделения, разделения, слияния  и преобразования считается завершенной  с момента государственной регистрации  вновь возникших юридических  лиц. Реорганизация в форме присоединения  завершается в момент исключения присоединенного юридического лица из государственного реестра юридических  лиц.

Ликвидация юридического лица: понятие и виды.

Ликвидацией юридического лица называется его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК). Как и реорганизация, ликвидация юридического лица может быть добровольной или принудительной.

По общему правилу право принятия решения о ликвидации юридического лица принадлежит его учредителям (участникам) - добровольная ликвидация. Необходимость ликвидации может возникнуть, в частности, в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, или с достижением цели, ради которой оно создано. Право участников юридического лица ликвидировать его добровольно и самостоятельно может быть ограничено лишь в силу прямого указания закона. Например, согласно п. 2 ст. 119 ГК фонды могут ликвидироваться только по решению суда, принятому по заявлению заинтересованных лиц.

Принудительная  ликвидация юридического лица осуществляется по решению суда, принятому по требованию государственного органа или органа местного самоуправления, которому право заявлять такое требование предоставлено законом (п. 3 ст. 61 ГК).

Основания для принудительной ликвидации указаны в п. 2 ст. 61 ГК, а именно:

  • в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
  • при осуществлении юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
  • при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям;
  • а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

Статья 65 ГК предусматривает, что юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации,  может быть ликвидировано по основаниям и в порядке, предусмотренным Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ  «О несостоятельности (банкротстве)».

Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей

Ликвидация  юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный  реестр юридических лиц.

Общая характеристика порядка  ликвидации юридического лица.

Процесс ликвидации юридического лица можно разделить на несколько  последовательных этапов.

Во-первых, лицо или орган, принявший  решение о ликвидации, уведомляет об этом регистрирующий орган для  внесения в Единый государственный  реестр юридических лиц записи о  том, что юридическое лицо находится  в процессе ликвидации (п. 1 ст. 62 ГК). На этом же этапе лицо или орган, принявший решение о ликвидации, назначает ликвидационную комиссию (либо единоличного ликвидатора), определяет порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

Во-вторых, ликвидационная комиссия публикует  в органах печати сообщение о  ликвидации юридического лица, о порядке  и сроке заявления кредиторами  своих требований (он не должен быть менее 2 месяцев с момента публикации), а также самостоятельно выявляет кредиторов и в письменной форме уведомляет их о ликвидации, принимает меры по выявлению и взысканию дебиторской задолженности юридического лица.

В-третьих, по окончании срока предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия составляет промежуточный  ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение  о ликвидации. В этот баланс включаются сведения о фактическом имуществе  должника, а также перечне требований кредиторов и результатах их рассмотрения (возможности их удовлетворения или  отклонения).

Информация о работе Создания, реорганизация и ликвидация юридических лиц