Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 18:54, реферат
В настоящее время герб, флаг и гимн являются неотъемлемой частью государственного суверенитета. Каждый народ создает и почитает собственную национально-государственную символику. Символы серьезно воздействуют на людей. Вспомним, как на войне люди погибали, защищая знамя. Символы государства воодушевляют его граждан на достижение целей во всех сферах жизни.
Будущий художник Э.Юрьев родился 25 марта 1936 года в деревне Исаково Красноармейского района в семье известного чувашского журналиста, художественного критика и поэта Михаила Ивановича Юрьева. Как бы предчувствуя судьбу сына, родители нарекли младенца именем Элли (древнечувашское понятие «мастер»). Он был вторым ребенком в семье. Намного позже, когда в семье появились еще восемь детей, его мать Елена Ивановна говорила сыну, что из четырех братьев и шести сестер он единственный, кто родился «в рубашке». По народному поверью, это означало долгую и счастливую жизнь.
Интерес к искусству проявился у мальчика очень рано. «Помню, с каким интересом просматривал альбом с рисунками отца... Совсем еще маленьким, пятилетним мальчиком, восхищался чувашской вышивкой. Это ярко врезалось в память: мама собирает нас на какой-то деревенский религиозный праздник и надевает нам, детишкам мал-мала-меныне, хрустящие, свежие рубашечки и сарафанчики, вышитые ее руками...» - писал в своих «Воспоминаниях» Элли Михайлович.
Когда семья переехала в Чебоксары, Элли учился в обычной школе. А, закончив 8-й класс, поступил в художественное училище. Казалось, он нашел свое призвание. Но проучился в училище только год. Элли вернулся в среднюю школу. В эти годы появилось у него еще одно увлечение - парашютный спорт. Занимаясь в Чебоксарском аэроклубе, Элли летал на планерах, прыгал с парашютом. Его манили просторы голубого неба, он мечтал стать летчиком. Но, видно, суждено ему было совсем иное. Из-за нескольких неудачных прыжков с парашютом у Элли началось отслоение глазной сетчатки, и от профессии летчика пришлось отказаться.
Юношу призвали в армию. Служить Э.Юрьеву довелось в Грузии. Три года пролетели незаметно - по совету сослуживцев, заметивших его способности к рисованию, Элли стал заниматься в студии военных художников, где обратили внимание на его одаренность. Элли после службы в армии получил рекомендацию для поступления в Тбилисскую государственную академию художеств. О годах учебы (1958-1964) в ее стенах и царившей там творческой атмосфере он всегда вспоминал с благодарностью. Элли Михайлович рассказывал, что, оканчивая академию, он выполнил две дипломные работы: одну, официальную, по живописи, а другую - по книжной графике. Его дипломное полотно «Запах земли» было посвящено освоению космоса. А графическая работа связана с оформлением поэмы «Слово о полку Игореве». Он отдал ей много времени и сил, стремясь выразить свое понимание эпоса и исторических событий далекого прошлого. Насколько это ему удалось, свидетельствовал интерес к иллюстрациям Э.Юрьева, представленным на разных выставках. Сейчас они хранятся в запасниках Чувашского художественного музея.
После окончания вуза Элли Юрьев вернулся на родину, обосновался в Чебоксарах и стал работать художественным редактором Чувашского книжного издательства (кстати, сотрудничать с издательством он начал уже в 1960 году, еще будучи студентом академии). Одновременно преподавал в Чебоксарском художественном училище, а затем на художественно-графическом факультете Чувашского государственного педагогического института имени И.Я.Яковлева. Около семи лет был главным художником города Чебоксары. В этот период он начал работать над созданием его герба, который был утвержден 3 июня 1969 года. В творческой биографии мастера есть также страница, связанная с работой на Чебоксарской студии телевидения в качестве художника-постановщика. Но сотрудничества с Чувашским книжным издательством он никогда не прерывал - оформлял книги, а в 1982 году вернулся сюда старшим художественным редактором. Долгие годы, работая в издательстве, Элли Михайлович в немалой степени способствовал изменению облика чувашской книги, появлению новых тенденций в развитии книжной графики и воспитанию целой плеяды молодых художников-иллюстраторов. Его уроки благотворно повлияли на профессиональное становление Зинаиды Черновой, Валерия Смирнова, Галины Самсоновой, Владимира Гончарова, Марса Давлятшина и других художников, определяющих ныне лицо чувашской книжной графики. Достоянием национальной культуры стали многие десятки изданий Чувашского книжного издательства, увидевшие свет в художественном оформлении самого Юрьева. Среди них, конечно же, «Нарспи» Константина Иванова, «Маленькие трагедии» Александра Пушкина и «Слово о полку Игореве» в пересказе Юрия Семендера на чувашском языке. В оформлении трех названных шедевров художественной литературы - выдающегося памятника древнерусской культуры, произведения русской классики и бессмертного творения чувашской поэзии, - есть какое-то внутреннее единство, духовное родство. Каждая книга предстает в виде целостного художественного ансамбля. Заметно также стремление автора дать свое прочтение текстов.
Последний период жизни Элли Юрьева был посвящен педагогической деятельности на художественно-графическом факультете Чувашского государственного педагогического университета и на отделении «дизайн» в Чувашском государственном университете. Не прекращалась и активная творческая деятельность Элли Юрьева во всех избранных им видах и жанрах искусства, поскольку он всегда заявлял: «Я много хочу успеть сделать для культуры родного народа».
Без преувеличения можно сказать, что все творчество Элли Юрьева пронизано неустанными поисками и непрерывающейся цепью экспериментов, дававших художнику возможность совершенствовать свой собственный стиль в искусстве и открывать в себе все новые грани дарования.
Особое место в творческой биографии Элли Юрьева занимает промышленная графика. Им созданы работы, отмеченные высокими эстетическими качествами. Будь то конверты для грампластинок или эскизы нагрудных знаков почетных званий, приглашения на творческие вечера или почетные грамоты, Элли Михайлович, по его признанию, «пятнадцать лет корпел над фотографикой и весьма досконально изучил полиграфию, фотографию, фотохимию...» Вообще, он склонен был считать, что по своей технологии фотографика, на основе которой выполняются его работы по промграфике, сродни офорту и литографии.
Первым из художников республики очень серьезно начав заниматься промышленной графикой на профессиональной основе, Элли Юрьев параллельно разрабатывал собственные шрифты и орнаментальные мотивы. Благодаря таланту неутомимого художника-труженика, чувашская промышленная графика заговорила собственным языком, имеющим национальные корни.
Элли Юрьев является автором множества театральных плакатов и концертно-выставочных афиш. Причем, как и в промграфике, в этом виде искусства вновь торжествует «юрьевский шрифт», а там, где позволяет тема, - и «юрьевский орнаментальный мотив». К числу лучших созданий Элли Юрьева относятся юбилейные плакаты - персоналии. В эту серию входят запоминающиеся композиции, посвященные педагогам-просветителям Яну Амосу Коменскому и Ивану Яковлевичу Яковлеву, немецкому художнику эпохи Возрождения Альбрехту Дюреру, чувашским поэтам Константину Иванову, Михаилу Сеспелю, Геннадию Айги и другим выдающимся деятелям национальной художественной культуры - Иоакиму Максимову-Кошкинскому, Федору Павлову, Петру Хузангаю, Семену Эльгеру...
Элли Юрьев навсегда вошел в историю отечественного искусства как автор Государственного герба и Государственного флага Чувашской Республики. Эти уникальные произведения-символы созданы на основе длительного, бескомпромиссного и даже жесткого конкурсного отбора, проходившего в несколько этапов. Высшим творением мастера в области геральдики является Государственный герб нашей республики.
Профессиональное владение Юрьевым языком искусства пластики наглядно проявилось также в памятных медалях, посвященных К.В.Иванову, космонавту Андрияну Николаеву, академику А.Д.Сахарову. Особое место в этом ряду занимает монета, выпущенная к 100-летию со дня рождения классика чувашской литературы Константина Иванова в 1990 году. Когда Э.Юрьев представил свой эскиз Монетному двору России, там были поражены совершенством его исполнения. Это был первый случай, когда автором монеты являлся художник со стороны. Она была принята для тиражирования безоговорочно.
В творческом наследии Элли Юрьева очень много станковой графики и живописи. Они богаты по тематике и разнообразны по материалам исполнения, свидетельствуют об авторе, как о большом труженике, художнике, гражданине и подвижнике.
Дыханием времени наполнены его портретные и пейзажные зарисовки тридцатилетней давности, выполненные на строительстве Чебоксарской ГЭС. Юрьев первым из чувашских художников начал разрабатывать эту тему. Восхитительны путевые акварели, рисунки карандашом, тушью, пастелью и в смешанной графической технике, исполненные мастером во время туристических поездок и путешествий по стране и зарубежью.
В портретной галерее, созданной Элли Юрьевым, выделяется портрет художника В.Емельянова, автопортрет (живопись), портрет ученого-филолога А.Хузангая, народного поэта Чувашии Я.Ухсая, колхозницы К.Якимовой, чемпионки по парашютному спорту М.Костиной (графика).
Как уже отмечалось, в юности Элли Юрьев увлекался парашютным спортом и был с небом на «ты». Свою любовь к небу, солнцу, воздуху, облакам, любовь к высоте он сохранил на всю жизнь и стремился выразить в живописных этюдах и картинах. У него была своя философия на этот счет: «Поскольку я знаю, что такое чувство высоты - мне хочется сравнить его с творческим вдохновением. Та же амплитуда переживаний: головокружительное ощущение свободы, легкости и, в то же время, - колоссальная концентрация интеллектуальной энергии, духовного потенциала. И тянет все выше, выше... Сколько возможно». Единение двух начал - «чувства высоты» и «творческого вдохновения» - прекрасные результаты в программных живописных полотнах мастера «Рейс-407», «Свежий ветер», «Лето, ах лето!», «Танец облаков».
Сердце художника остановилось 17 января 2001 года. Его имя присвоено Чебоксарской детской художественной школе №4, земляки из Красноармейского района назвали в честь художника 8 улиц. Учрежден республиканский конкурс детского творчества на приз имени Элли Юрьева.
Он был не только большим художником, но и патриотом. Отметив свое 50-летие юбилейной выставкой (1987), Э.Юрьев передал в дар чувашскому народу 250 своих художественно-графических работ и книжных иллюстраций. Десять лет спустя, тоже после юбилейной выставки, он подарил еще более 600 работ, выполненных в разных видах искусства, которыми владел в совершенстве. Вдохновенное творчество художника по-прежнему служит людям.
Илья Семенович Тукташ
(1907-1957)
В Аликовском районе что ни селение - то свой поэт или писатель. А в деревне Большие Токташи профессиональными писателями стали сразу четыре уроженца, и среди них - Илья Тукташ - автор Государственного Гимна Чувашской Республики.
Он был самобытным поэтом, автором многих рассказов и повестей, талантливым публицистом, хорошим драматургом.
Семенов Илья Семенович (литературный псевдоним Тукташ) родился 29 июля 1907 года в деревне Большие Токташи Курмышского уезда (ныне Аликовский район Чувашской Республики). Будущий писатель с малых лет был на редкость общительным, после окончания Красночетайской школы-восьмилетки его избрали комсомольским вожаком. В 1925 году, в восемнадцатилстнем возрасте, он стал секретарем Аликовского волостного комитета комсомола. В 1926 году его как активиста молодежного движения направляют в Чебоксарскую партийную школу, которую он успешно заканчивает в 1928 году. Затем, в течение двух лет, Тукташ - ответственный секретарь редакции пионерского журнала «Будь готов» и редактор Чувашского книжного издательства.
В 1932-1933гг. Илья Тукташ продолжает образование в Самарском геологоразведочном институте, в это же время сотрудничает в чувашской газете «Колхозник». В те годы в Самаре был своего рода чувашский культурный центр. Один из руководителей литературного движения этого края талантливый чувашский писатель Влас Паймен вошел в историю Самарской областной писательской организации как ее основатель и первый председатель правления. Занятия литературного объединения при газете «Колхозник» охотно посещали начинающие тогда авторы Хведер Уяр, Стихван Шавлы, Нсстер Янгас, Владимир Бараев и многие другие, ставшие впоследствии видными деятелями чувашской литературы. В 1933-1935 годах Тукташ - вновь редактор Чувашского книжного издательства, в 1935-1942 годах сотрудничает с Чувашским научно-исследовательским институтом.
В 1942 году он надевал военную форму и до 1944 года находился на фронте в качестве корреспондента дивизионной газеты. С войны писатель вернулся, заболев туберкулезом легких. Но он был оптимистом и с головой окунулся в литературную работу, много ездил по республике. Односельчане вспоминают, как в начале пятидесятых годов Илья Семенович приземлился на окраине родной деревни на самолете ПО-2, который арендовал на время на свои личные средства. Минут через двадцать «железную птицу» окружил народ. В середине круга рядом с пилотом стоял улыбающийся Тукташ.
-Илле, как тебе удалось раздобыть такого сокола? - любопытствоали деревенские аксакалы.
-Чего не сделаешь ради земляков, - развел руками довольный поэт. - Очень хотелось вас навестить, вот и прилетел.
Затем самолет, на борту которого сидели несколько мальчишек, закружил в небе между деревнями Токташи и Раскильдино.
Начало творческой деятельности писателя относится к 1930 году, когда молодой поэт в сотрудничестве с Нестером Янгасом и Михаилом Уйпом выпустил первый сборник под названием «Стихи». Затем один за другим последовали очерки о колхозном строительстве, повесть «Бычий лог» (1933), «Стихи и поэмы» (1932). В 1934 году И. Тукташ был принят в члены Союза писателей СССР.
Информация о работе Создатели государственных символов Чувашской Республики