Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 07:18, контрольная работа
Грамматический (лингвистический, лексический) способ толкования права. Теории происхождения государства, их сущность.
Теория государства и права
Практикум
Способ толкования норм права – это совокупность специальных приемов, правил и средств, используемых для получения ясности содержания норм права и правовых явлений. Каждый из них отличается от других своими специфическими особенностями и средствами уяснения правовой нормы.
Грамматический (лингвистический, лексический) способ толкования представляет собой анализ текста, разбор его морфологической и синтаксической структуры. Предполагает прежде всего выяснение значения отдельных слов, терминов как в общеупотребительном, так и в специальном юридическом смысле (деликтособность, бенефициарий, кондоминиум и т.д.). Главная цель– понять именно тот смысл слова, какой вкладывал в него законодатель.
Логический способ толкования предусматривает использование правил логики, мышления для правильного восприятия текстов содержащихся законодательстве. Анализу подвергаются не сами по себе слова, как при грамматическом толковании, а обозначаемые ими понятия, явления и соотношения их между собой. Основная цель – придать абстрактно сформулированной норме более конкретный смысл.
Систематический способ основан на уяснении содержания правовых норм в их взаимной связи, с их местом и значением в данном нормативном акте, институте, отрасли права в целом. В ходе систематического толкования, во-первых, определяется место норм права в отрасли права, институте права. Во-вторых, устанавливаются нормы, логически связанные с толкуемой. В-третьих позволяет выявить факты противоречий между правовыми нормами. Данный способ толкования важен при применении нормы права по аналогии, так как помогает найти норму, наиболее близкую по своему содержанию к конкретному случаю.
Исторический способ толкования помогает выявить смысл правовой нормы, обращаясь к истории ее появления, целям и мотивам, обусловившим введение ее в правовую систему государства. Этот способ толкования предполагает обращение к первоначальному законопроекту, к последующему ходу его изменений, к прениям в процессе его обсуждения, выступлениям по вопросам внесения поправок в разрабатываемый нормативный правовой акт и др.
Специально-юридический способ толкования основывается на профессиональных знаниях юридической науки и законодательной техники (знание юридических понятий, терминов, стилей речи, закономерностей правового регулирования и т.д.). В области законодательства используется свой язык законов, многие формулировки «нуждаются» в разъяснении, такие как: «хищение по предварительному сговору», «существенный вред», «пеня», «штраф», «залог», «мена» и т.д. Осмысление и при необходимости разъяснение этих и иных терминов может способствовать более глубокому выявлению содержания формулировок тех или иных норм права, их правильному применению при рассмотрении конкретных юридических дел.
Теория |
Суть теории |
Теория насилия |
По мнению представителей данной доктрины, государство — «естественно» (т. е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. Насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов. |
Патримониальная теория |
Государство, по его мнению, как и земля, является частной собственностью правителя, т. е. патримониальная теория объясняет происхождение государства из земельной собственности. Подобные правители господствуют над территорией в силу своего «исконного» права на собственность. В такой ситуации народ представлен в виде арендаторов земли собственника, а чиновники — в виде приказчиков правителей. |
Органическая теория |
По мнению представителей данной доктрины, государство — это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. То есть государство — продукт социальной эволюции, которая выступает в этой связи лишь разновидностью эволюции биологической. Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных). Подобно тому, как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные. |
Договорная теория |
Согласно этой теории единственным источником государственной власти является народ, а все государственные служащие, как слуги общества, обязаны отчитываться перед ним за использование властных полномочий. Права и свободы каждого человека не являются «подарком» государства. Они возникают в момент рождения и в равной степени у каждого человека. Поэтому все люди от природы равны. Государство — это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т. п., но обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т. д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и проч., в свою очередь, они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью — расторгнуть договор с ними даже путем свержения. |
Патриархальная теории |
Государство — это результат исторического развития семьи (разросшаяся семья). Глава государства (монарх) является отцом (патриархом) по отношению к своим подданным, которые должны относиться к нему с почтением и слушаться неукоснительно. Отсюда власть государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая выступает как неограниченная. Поскольку признается изначально божественное происхождение власти «патриарха», подданным предложено покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота царя (короля и т. п.) способна обеспечить необходимые для человека условия жизни. В свою очередь, глава государства и старшие дети должны (как это принято в семье) заботиться о младших. |
Теологическая теория
|
По мнению представителей данной доктрины, государство — продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему. |