Сравнение Конституций 1918 г. и 1924 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 20:21, творческая работа

Описание работы

Конституция как необходимая правовая норма демократического государства берет своё начало от латинского constitution – устройство. Конституция - основа будущего законодательства страны. Она определяет общественное и государственное устройство, порядок, структуру и принципы формирования органов власти, избирательную систему государства и процедуры передачи властных полномочий, основные права и обязанности граждан и так далее.
Основные принципы Конституции были сформулированы в ее шести разделах:
I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа;
II. Общие положения Конституции РСФСР;
III. Конструкция Советской власти (организация советской власти в центре и на местах);
IV. Активное и пассивное избирательное право;
V. Бюджетное право;
VI. О гербе и флаге РСФСР;

Файлы: 1 файл

1918 и 1924г.docx

— 18.65 Кб (Скачать файл)

Сравнение Конституций 1918 г. и 1924 г.

Конституция как необходимая правовая норма  демократического государства берет  своё начало от латинского constitution –  устройство. Конституция - основа будущего законодательства страны. Она определяет общественное и государственное  устройство, порядок, структуру и  принципы формирования органов власти, избирательную систему государства  и процедуры передачи властных полномочий, основные права и обязанности  граждан и так далее.

Основные  принципы Конституции были сформулированы в ее шести разделах:

I. Декларация прав трудящегося  и эксплуатируемого народа;

II. Общие положения Конституции  РСФСР;

III. Конструкция Советской  власти (организация советской власти  в центре и на местах);

IV. Активное и пассивное  избирательное право;

V. Бюджетное право;

VI. О гербе и флаге  РСФСР;

 В Декларации  определялась социальная основа  новой государственности — диктатура пролетариата и ее политическая основа — система Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Законодательно закреплялись первые экономические преобразования: национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков, части промышленности. Срок действия Конституции определялся как "переход от капитализма к социализму".

 Государственное устройство  РСФСР носило федеративный характер, субъектами федерации были национальные республики. Предусматривалось также создание областных союзов, входящих на началах федерации в РСФСР и состоящих из нескольких национальных областей.

 Высшим  органом власти Конституция провозглашала Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Съезд избирал ответственный перед ним Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). ВЦИК формировал Правительство РСФСР — Совет Народных Комиссаров, состоявший из народных комиссаров, возглавлявших отраслевые народные комиссариаты. В городах и селениях создавались городские и сельские советы.

 Компетенция  центральных органов власти определялась  следующим образом: Всероссийский  съезд Советов и ВЦИК осуществляли  утверждение и изменение Конституции,  принятие в состав РСФСР, объявление  войны и заключение мира, общее  руководство внешней, внутренней  и экономической политикой, устанавливали  общегосударственные налоги и  повинности; основы организации  вооруженных сил, судоустройства  и судопроизводства, формировали  общегосударственное законодательство. Всероссийский съезд Советов  обладал исключительным правом  изменять Конституцию и ратифицировать мирные договоры.

 Характерно, что законодательную власть в  РСФСР осуществляли сразу три  высших органа: Всероссийский съезд советов, ВЦИК и СНК. Последний мог издавать декреты и распоряжения в области государственного управления, носившие общеобязательный характер. Наиболее значимые из них утвер-ждались ВЦИК.

Важнейшей задачей, возложенной на нижестоящие Советы, было проведение в жизнь решений  вышестоящих органов и подчинение им по вертикали. В пределах своей  территории местным Советам предоставлялись  широкие полномочия по реализации своей  компетенции. Этот принцип получил  наименование "демократического централизма".

Явно политизированными  являлись положения избирательной  системы. К выборам допускались  только отдельные социальные слои, в отношении которых не допускались  ограничения по признакам пола, национальности, образования, вероисповедания. Эти  группы объединялись понятием "трудящиеся". Конституция допускала лишение "эксплуататоров" любых прав, если эти права используются в ущерб "трудящимся". Прямо  предусматривалось и два конкретных случаях такого лишения прав. Статья 65 лишала избирательных прав лиц, прибегающих к наемному труду с целью извлечения прибыли, живущих на нетрудовые доходы, частных торговцев, торговых и коммерческих посредников, некоторые другие категории населения. Статья 19 ограничивала их в праве военной службы, говоря, что право защищать революцию с оружием в руках предоставляется только трудящимся; на нетрудовые же элементы возлагалось исполнение иных военных обязанностей. Исключение из избирательного корпуса "социально-чуждых элементов" не позволяет рассматривать избирательное право Конституции 1918 года как всеобщее.

Конституция закрепила многоступенчатую систему выборов в Советы (правило, действовавшее еще при выборах в земства и Государственную думу). Прямыми были выборы в сельские и городские советы, делегаты всех последующих уровней избирались на соответствующих съездах советов на основе принципов представительства и делегирования. Тем самым создавался организационный фильтр, предназначенный для отсева "чуждых элементов", тем более эффективный, так как на практике и в инструкциях о выборах был закреплен порядок открытого голосования.

В Конституции  обозначались только те права и свободы, которые могли обеспечиваться государством без дополнительного финансирования: свобода совести(ст.13), свобода слова и печати(ст.14), свобода собраний (ст.15), свобода объединения во всякого рода союзы (ст.16). Но конституционно не закреплялось, например, право на образование — не было материальных средств. Однако демократия была только для трудящихся. Конституция не признавала формального равенства прав. Конституция закрепляла всего две обязанности: трудиться и защищать социалистическое отечество.

В целом Конституция 1918 г. заложила правовую основу и новую  идеологию для изменения структуры  старой власти и законодательства. С ее принятием политический режим  в стране законодательно приобрел четко  выраженный классовый характер. Демократия сохранялась только для определенной части населения. Все классы, кроме  рабочих и беднейшего крестьянства, становились фактически бесправными. Они лишались не только политических свобод, но и гражданских, экономических. Подобная политика способствовала не поиску компромиссов, а разжиганию взаимной ненависти между классами и в целом в обществе.

Конституция 1918г. отличается значительным количеством  программных положений, определяя  направления дальнейшего государственного строительства. Некоторые статьи Конституции  носят чисто политический характер, они ориентированы на все мировое  сообщество. Так, в ст. 4 выражена непреклонная решимость "вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма"

По сравнению  с Конституцией 1924г. первая Конституция не опиралась на принцип преемственности конституционного развития, это был Основной закон государства переходного периода от капитализма к социализму. Её сущность состояла в юридическом закреплении диктатуры пролетариата. Данная Конституция характеризуется наивысшей степенью идеологизированности, некоторые ее статьи направлены на все мировое сообщество. Одной из главных целей государства диктатуры пролетариата провозглашается беспощадное подавление эксплуататоров. Избирательные права граждан, за исключением рабочих, ограничены. Конституция закрепила федеративное устройство России

Все отмеченные особенности Конституции 1918 г. характеризуют  ее как конституцию, принимаемую  в результате насильственного изменения  общественного и государственного строя, отвергающую все прежние  правовые установления, существующие до революции.

Первая Конституция  СССР была принята в январе 1924 года. Она в значительной мере сохранила  некоторые черты, свойственные Конституции 1918г. Оставаясь открыто классовой, она существенно смягчила при этом формулировки норм о насилии, подавлении, уничтожении "паразитических" слоев общества, исключила положения о мировой революции и интересах всего человечества. Конституция 1924 г. стала юридически более строгой и сняла общие политические положения, присущие Конституции 1918г.

Собственно  Конституция состояла из двух частей:

Декларации  об образовании СССР, в котором  говорилось о причинах объединении  республик и принципах объединения (добровольность, равноправие);

Договора (состоял  из 11 глав и 72 статей).

Так как Конституция 1924г. разрабатывалась как основной закон Союзного государства, принципиально  новыми в ней по сравнению с  предыдущей Конституцией 1918г. были следующие  моменты:

В ней отражен  факт вхождения республик в Союз ССР. Он зафиксирован в ст. 3, записавшей, что "республики, … входя в состав Союза ССР, передают Союзу полномочия, отнесенные в соответствии со ст. 1 Конституции СССР к ведению органов Союза ССР".

В ст. 19 определялось, что в пределах, указанных в Конституции СССР и по предметам, отнесенным к компетенции  Союза, на территории республик имеют  обязательную силу постановления верховных  органов СССР. За этим исключением никакие органы, кроме республиканского Съезда Советов, ВЦИК, его Президиума и СНК, не имеют права издавать законодательные акты общегосударственного значения на территории республик СССР. Этим косвенно подтверждались суверенные права республик вне пределов прав Союза, однако прямого указания на суверенитет республик в их Конституциях не содержалось.

В связи с  появлением субъектов СССР в ее Конституции появились положения, определяющие статус этих субъектов и полномочия федерации в отношении их.

В структуре  Конституции была выделена глава "О советских социалистических республиках", в которой определялись принципы формирования их органов государственной власти, порядок принятия Основных Законов (Конституций) ССР и Положений об автономных областях. К ведению республиканского Съезда Советов было отнесено окончательное утверждение Конституций АССР. К совместному ведению Съезда и ВЦИК относилось установление границ республик, АССР и автономных областей, утверждение Конституций союзных республик, АССР, разрешение споров между республиками, АССР и другими частями федерации, отмена постановлений Съездов Советов республик, АССР и автономных областей, нарушающих настоящую Конституцию или постановления верховных органов СССР. Конституция определяла полномочия верховных органов власти (внешние сношения и торговля, вопросы войны и мира, организация и руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование экономики и бюджета, изменение Конституции). Во всех сферах управления, кроме отнесенных к компетенции Союза, каждая союзная республика осуществляла свою власть самостоятельно. Территория союзной республики не могла быть изменена без ее согласия. Конституция устанавливала для граждан республик единое союзное гражданство. Высшим органом власти являлся съезд Советов СССР, куда 1 депутат избирался от 25 тысяч городских избирателей или от 125 тысяч сельских жителей.

Конституция СССР 1924 года была первой Конституцией Союзного государства. Она юридически закрепила сам факт его существования, распределила полномочия союзных и республиканских органов власти, поэтому последующее конституционное законотворчество союзных республик происходит на ее основе, причем этот процесс шел по линии все большего совпадения структуры и содержания конституций республик с Конституцией СССР и установления почти единообразного текста конституций всех союзных республик.

 Созданная  на основе первой конституции  Советской республики и нося  открыто классовый характер, Конституция Союзного государства юридически выглядит более строгой, из нее исчезли политико-идеологические положения, нацеленные на все мировое сообщество, во многом смягчены статьи о применении насилия по отношению к эксплуататорским классам. В ней нет характеристики общественного устройства, глав о правах и обязанностей граждан, избирательном праве, местных органов власти и управления. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями.

 Главный смысл Конституции  СССР 1924 г. – конституционное закрепление образования СССР и разделение прав Союза ССР и союзных республик, поэтому основное внимание в ней уделено факту окончательного юридического оформления образования СССР, прав Союза ССР и союзных республик, системе высших государственных органов Союза ССР и союзных республик. 


Информация о работе Сравнение Конституций 1918 г. и 1924 г