Сравнительный анализ Конституции России и США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 17:29, контрольная работа

Описание работы

Основные различия конституций, не связанные с содержанием отдельных статей: Конституция США не декларирует прав и обязанностей граждан. Основные права и свободы введены позднее поправками. Декларация полномочий ветвей власти в Конституции США носит более абстрактный характер. Отсутствует описание полномочий кабинета министров.
Конституция США предусматривает выборную должность вице-президента, в России эта должность у празднена.
Конституция России предусматривает прямые всеобщие выборы Президента, референдумы по Конституции и др.

Файлы: 1 файл

Сравнительный анализ Конституции России и США.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

Сравнительный анализ Конституции  России и США

Основные  различия конституций, не связанные  с содержанием отдельных статей:

  1. Конституция США не декларирует прав и обязанностей граждан. Основные права и свободы введены позднее поправками.
  2. Декларация полномочий ветвей власти в Конституции США носит более абстрактный характер. Отсутствует описание полномочий кабинета министров.
  3. Конституция США предусматривает выборную должность вице-президента, в России эта должность у празднена.
  4. Конституция России предусматривает прямые всеобщие выборы Президента, референдумы по Конституции и др. Конституция США, декларируя всеобщее избирательное право, не предполагает проведения прямых всеобщих выборов, оставляя такие механизмы в компетенции штатов.
  5. Конституция России гарантирует право на местное самоуправление.
  6. Конституция США ограничивает право граждан быть избранными во все органы власти на основании возраста и ценза оседлости. Конституция России ограничивает только кандидатов на должность Президента, а также устанавливает образовательный ценз для представителей судебной власти.
  7. Конституция США претерпела существенные изменения от первоначальной редакции путем введения поправок. Конституция России допускает принятие Федеральных Конституционных Законов, действующих наравне с Конституцией, причем порядок их принятия существенно проще.
  8. Изменения Конституции США производятся путем введения поправок. Основные статьи (гл. 1, 2, 9) Конституции России изменению не подлежат, в случае необходимости выполняется пересмотр и принятие новой Конституции. Конституция США не содержит такого механизма.
  9. В целом конституция России испытывает существенное влияние Конституции США. Многие основные положения в части государственного устройства и республиканской формы правления очень близки. Однако конституция России выполнена на уровне современной юридической науки и является более тщательно проработанным документом.

 

 

 

 

Россия

 

США

 

Законодательная власть

Федеральное собрание, состоящее  из Совета Федерации и Государственной  Думы.

Дума — 450 депутатов, сроком на 4 года. Может быть избран любой гражданин старше 21 года.

Совет Федерации —  два представителя от каждого  субъекта.

Председатели палат  — выборные.

 

Конгресс, состоящий из Сената и Палаты Представителей.

Палата Представителей: выборы каждые два года. Представительство штата пропорционально населению (не более 1 от 30 000). Граждане не моложе 25 лет, проживающие не менее 7 лет в США. Спикер — выборная должность.

Сенат — два сенатора от штата. Одна треть переизбирается каждые два года. Председательствует вице-президент, без права голоса.

 

Законодательный процесс

Законопроект вносится в Думу, принимается большинством голосов, передается на утверждение  Совета Федерации. Отклонение Советом  Федерации может быть преодолено двумя третями голосов Думы. Вето президента может быть преодолено двумя третями голосов каждой из палат.

Законопроект готовится  Конгрессом и поступает на утверждение  к Президенту, вето Президента может  быть преодолено двумя третями голосов  каждой из палат Конгресса.

Компетенция парламента

Совет федерации:

Изменения границ

Чрезвычайное и военное  положение

Использование вооруженных  сил за пределами России

Назначение судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Генерального прокурора.

Государственная дума:

Назначение председателя Центробанка

Объявление амнистии

Государственные займы

регулирование внешней  торговли

эмиссия денег

стандартизация

формирование судебных органов, кроме Верховного суда

борьба с нарушениями  закона

объявление войны и  заключение мира

формирование и содержание армии и флота

разработка законопроектов

разрешение конфликтов между штатами

принятие новых штатов в состав США

Исполнительная  власть

Президент избирается сроком на 6 лет всеобщим прямым голосованием.

Не моложе 35 лет, постоянно  проживающий в России не менее 10 лет.

В случае невозможности  исполнения обязанностей Президентом  или отставки, обязанности исполняет  Председатель Правительства.

Председатель Правительства  назначается Президентом с согласия Думы.

Президент и вице-президент  избираются сроком на четыре года коллегией выборщиков от каждого штата.

Не моложе 35 лет, постоянно  проживающий в США не менее 14 лет.

В случае невозможности  исполнения обязанностей Президентом, их берет на себя вице-президент, затем  должностное лицо по решению Конгресса.

Полномочия  Президента и его обязанности

Глава государства

Верховный главнокомандующий

Охрана суверенитета России

Определение основных направлений  политики

Представление интересов  страны в международных отношениях

Назначение Председателя Правительства, высшего военного командования, послов.

Отставка правительства

Формирование Совета Безопасности

Роспуск Думы

Глава государства.

Главнокомандующий вооруженными силами.

Заключение договоров  с иностранными государствами

Назначение послов, министров, членов Верховного суда

Судебная власть

Конституционный Суд  — 19 судей: соответствие законов Конституции, споры о компетенции между  государственными органами.

Верховный Суд — гражданские, уголовные, административные дела, подсудные  судам общей юрисдикции.

Высший Арбитражный  Суд — экономические споры

Верховный суд, суды штатов

Верховный суд имеет  прямую юрисдикцию в процессах, где  какой-либо из сторон выступает штат в целом, или высшее должностное  лицо. В остальных случаях прямую юрисдикцию осуществляют суды другого  уровня, Верховный суд рассматривает апелляции.

Решения выносит жюри присяжных.

Права субъектов  федерации

Субъекты имеют свое законодательство в рамках Конституции  и представительные органы, а также  органы местного самоуправления.

Не имеют  права

ограничивать действие Конституции и власти Президента

устанавливать таможенные границы, пошлины, сборы

эмиссии денег

В совместном ведении с Российской Федерацией

разграничение собственности

соответствие законодательных  актов

природопользование

принципы налогообложения

координация международных и внешнеэкономических связей.

Штаты имеют законодательные  собрания и издают законы, действующие  на территории штата

Не имеют  права

заключения договоров  и союзов

эмиссии денег

выпуска займов

отмены законов

присвоения титулов

Не имеют  права без согласия Конгресса

облагать налогами импорт и экспорт

содержать армию и  флот

Взаимоотношения субъектов федерации

Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной  власти все субъекты Российской Федерации  между собой равноправны.

Граждане любых штатов равны в правах

Лицо, преследуемое за преступление в любом штате, подлежит задержанию на территории любого другого штата и передаче властям первого.

Изменения конституции

Федеральные конституционные  законы выдвигаются Думой и принимаются  тремя четвертями голосов Совета Федерации и двумя третями  голосов Думы.

По основным статьям — созыв Конституционного Собрания, разработка проекта новой Конституции, принятие всенародным голосованием.

Поправки выдвигаются  Конгрессом и должны быть одобрены законодательными собраниями трех четвертей  штатов.

Права граждан

Признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная собственность

Свобода мысли, слова, массовой информации

Свобода вероисповедания

Свобода собраний

Труд свободен. Принудительный труд запрещен.

Все равны перед законом  и судом

Личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни и жилища

Свобода передвижения

Равенство прав гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места  жительства, отношения к религии, убеждений

Избирательные права

Право на жилище

Право на медицинское  обслуживание

Право на образование

Свобода творчества, охрана интеллектуальной собственности

Свобода вероисповедания, слова, печати, собраний.

Неприкосновенность личности и жилища.

Защита частной собственности.

Запрет рабства и  принудительного труда

Равенство граждан перед  законом

 Равные избирательные  права независимо от расовой  и национальной принадлежности

Равные избирательные  права независимо от пола

Равные избирательные  права независимо от возраста, старше 18 лет

Поддержка науки и  искусства путем охраны авторских  прав

Обязанности граждан

Уплата налогов

Защита Отечества (военная  или альтернативная служба)

Охрана окружающей среды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История становления и развития конституции  РФ

Хотя до Октябрьской революции 1917 года в России разрабатывались проекты конституций и даже принимались нормативные правовые акты учредительного характера (например, Манифесты императора Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка», «О мерах по укреплению единства и деятельности министерств и главных управлений» и др.), появление первого Основного закона связано с установлением в стране советской власти. Его проект подготовила конституционная комиссия под председательством Я.М.Свердлова. 
10 июля 1918 года V Всероссийский Съезд Советов принял первую Конституцию (Основной закон) Российской Советской Федеративной Со-циалистической Республики (РСФСР). 
Ее составной частью, первым разделом стала Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая еще 25 (12) января 1918 г. 
Согласно первой Конституции, Россия объявлялась Республикой Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских депутатов. Провозглашался также федеративный характер нового государства - «федерация Советских национальных республик», учрежденная «на основе свободного союза свободных наций». 
Конституция 1918 г. отменяла частную собственность на землю, недра, леса, воды общегосударственного значения, банки, а также провозглашала необходимость полного перехода в собственность государства фабрик, заводов, рудников и т.д. Вводилась всеобщие трудовая и воинская повинности (правда, «нетрудовым элементам» право защищать революцию с оружием в руках не предоставлялось). 
Конституция РСФСР 1918 г. формально декларировала основные политические свободы: печати, собраний, союзов, которые, однако, предназначались лишь для трудящихся, что на практике означало тотальный идеологический контроль со стороны государства. Провозглашенные отделение Церкви от государства и школы от Церкви, свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды на практике привели лишь к свободе антирелигиозной пропаганды и тотальным гонениям на религиозные конфессии. 
Высшей властью в РСФСР наделялся Всероссийский Съезд Советов, который составлялся из представителей городских Советов по расчету 1 депутат на 25000 избирателей и представителей губернских Съездов Советов по расчету 1 депутат на 125000 жителей. В преимущественно крестьянской стране это обеспечивало большинство в советах для проживавшего в городах рабочего класса и стремительно растущего советского бюрократического аппарата. 
Съезд собирался не реже двух год, а в период между Съездами высшей властью наделялся избираемый им в числе не более 200 человек Центральный исполнительный комитет Советов (ЦИК) - высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган РСФСР. ЦИК был вправе решить любой вопрос, подведомственный Съезду (установление и изменение внешних и внутренних границ государства, общее руководство внутренней и внешней политикой, принятие в состав РСФСР новых сочленов и признание выхода из РСФСР отдельных ее частей и т.д.), за исключением установления, дополнения и изменения основных начал Советской Конституции и ратификации мирных договоров. 
Общее управление делами государства возлагалось на избираемый ЦИКом Совет народных комиссаров (СНК), а руководство отдельными от-раслями управления - на 18 народных комиссариатов.  
Конституция РСФСР 1918 года подробно регулировала вопросы избирательного права. Выборы не были всеобщими: к участию в них не допускались, в частности, лица, живущие на нетрудовой доход, как-то проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п. Поскольку перечень не был исчерпывающим, под формулировку «и тому подобное» попадали самые широкие слои населения. Кроме того, выборы проводились по многоступенчатой системе (нижестоящие Съезды избирали делегатов на вышестоящие, а тайное голосование практически повсеместно заменялось открытым. Изначально данная Конституция задумывалась как переходный Основной закон. 
Образование 30 декабря 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик (СССР), смягчение социально-экономической обстановки в стране потребовали принятия новой Конституции РСФСР, которая бы отразила новые общественно-политические реалии, а именно утрату Россией своего государственного суверенитета. 
Конституция РСФСР, принятая 11 мая 1925 г. XII Всероссийским Съездом Советов, во многом повторяла положения принятой годом ранее Конституции СССР. С этого времени российский Основной закон утрачивает свою самостоятельность, оригинальность, все конституционные реформы в РСФСР были следствием аналогичных процессов в Советском Союзе и происходили примерно с годичным интервалом. 
Вторая Конституция также исходила из положений Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа и ставила аналогичную задачу «уничтожения эксплуатации человека человеком и осуществления комму-низма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти» . Положения о правах и свободах, уничтожении частной собственности, федеративном устройстве, всеобщей воинской и трудовой повинности, избирательном праве и т.д. во многом копировали нормы Конституции 1918 года. Однако непосредственно в текст Конституции Декларация уже не включалась. Кроме того, новый Основной закон юридически закрепил вхождение России в состав Союза ССР и передачу его органам полномочий РСФСР, предусмотренных союзной Конституцией. 
Система высших органов государственной власти сохранилась в ос-новном в прежнем виде. Правда, высший орган - Всероссийский Съезд Советов отныне собирался только один раз в год, с 1929 г. - один раз в два года, а период между созывом XV и XVI Съездов составил почти четыре года. Кроме того, более четко прописываются полномочия Президиума ВЦИК - высшего законодательного, распорядительного и контролирующего органа власти РСФСР в период между сессиями ВЦИК. 
Россия по-прежнему провозглашалась федерацией, которую составляли автономные советские социалистические республики (АССР). АССР имели собственные основные законы (конституции), которые подлежали окончательному утверждению на Всероссийских съездах Советов. Края, области признавались лишь территориальными образованиями и собственной правовой базы не имели. 
В течение срока своего действия Конституция РСФСР 1925 года неоднократно реформировалась. 
После принятия в 1936 году новой Конституции СССР потребовалось и создание нового российского Основного закона, что и было сделано в кратчайшие сроки. 21 января 1937 г. Чрезвычайный XVII Всероссийский Съезд Советов утвердил третью Конституцию (Основной закон) РСФСР. Она имела более совершенную структуру, была подробнее предыдущих, а формулировки статей стали точнее и конкретнее. 
Новая Конституция провозглашала построение социалистического государства, вся власть в котором «принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся». Экономическую основу РСФСР составляли социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на средства производства, которая имела две формы: государственную и кооперативно-колхозную. Вместе с тем формально допускалось мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, а также провозглашалось право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и обихода. Однако мелкое частное хозяйство к этому времени было напрочь уничтожено индустриализацией и коллективизацией, а личная собственность граждан подвергалась куда менее значительной охране со стороны государства, чем социалистическая. 
Более подробно регламентировался порядок вхождения РСФСР в со-став Союза ССР, декларировалось право выхода России из Союза, хотя соответствующий правовой механизм отсутствовал. Указывалось, что территория РСФСР не может быть изменяема без согласия СССР, однако жесткое подчинение республиканских органов союзным напрочь лишало данную норму какого-либо смысла: в 1954 году из состава РСФСР в состав Украинской ССР беспрепятственно была передана Крымская область. 
В Конституции 1937 года четко определялся состав РСФСР, причем все края, области, АССР и автономные области перечислялись поименно. Конституция указывала и на наличие в составе РСФСР национальных округов, органы власти которых подчинялись решениям соответствующих краевых (областных) советов. 
Высшим органом государственной власти РСФСР провозглашался избираемый гражданами РСФСР на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года Верховный Совет РСФСР. В период между сессиями Верховного Совета, созываемыми два раза в год, основные его полномочия (в том числе издание указов законодательного характера) осуществлялись Президиумом Верховного Совета РСФСР. 
Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти РСФСР являлся Совет народных комиссаров, впоследствии переименованный в Совет Министров РСФСР. Полномочия государственных органов РСФСР были во многом фиктивными и заключались лишь в неукоснительном выполнении директив союзных ор-ганов. 
Конституция РСФСР 1937 года подробно регламентировала основные права и обязанности граждан, однако лишь немногие из них были подкреплены реальными гарантиями и, по сути, прикрывали произвол и массовые репрессии 30-50 годов. Юридически закреплялась однопартийная система, ибо у гражданам РСФСР «из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся» предоставлялось право объединения только во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков) - впоследствии Коммунистическую партию Советского Союза (КПСС), «являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных». 
Конституция РСФСР 1937 года действовала до 12 апреля 1978 г., когда вслед за союзной Конституцией 1977 года внеочередная седьмая сессия Верховного Совета РСФСР девятого созыва приняла четвертую Конституцию (Основной закон) РСФСР. Она закрепила догму о построении развитого социализма и общенародного социалистического государства. Провозглашалось формирование новой общности людей - советского народа. Именно поэтому Советы депутатов трудящихся как политическая основа государства были переименованы в Советы народных депутатов. 
Конституция закрепила существование в стране однопартийной системы, провозгласив руководящую роль КПСС в политической системе. Не допускалось также и идеологического многообразия: господствующей идеологией признавался исключительно научный коммунизм. 
Конституция стала более совершенной с точки зрения структуры, формального декларирования прав граждан, бывшие национальные округа получили статус автономных и были поименно перечислены. Вместе с тем, она «стала чрезмерно идеологизированным документом, содержала много декларативных формулировок, не имевших существенного правового значения» . Многие положения Основного закона по-прежнему не отражали реальных общественных отношений в государстве. 
Демократические преобразование в стране, начавшиеся в конце 80-х годов потребовали серьезного реформирования Конституции. Первым шагом стали изменение системы высших органов государственной власти и порядка их избрания.  
С 1989 года высшим органом государственной власти в стране стал Съезд народных депутатов, правомочный принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос. Съезд состоял из 1068 депутатов, избираемых гражданами России на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Впервые в истории РСФСР ее высший государственный орган был избран на альтернативной основе, правда, в условиях сохранявшейся тогда еще однопартийной системы. В период между Съездами законодательные полномочия осуществлял формируемый народными депутатами РСФСР Верховный Совет, который состоял из двух палат - Совета Республики и Совета национальностей. 
Впоследствии в Конституцию были внесены и другие важнейшие по-правки: изменено название государства (введены два равнозначных наименования Российская Федерация - Россия), введен пост Президента Российской Федерации, раздел о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина был приведен в соответствие с общепризнанными нормами и принципами международного права, провозглашены государственный суверенитет России, равноправие всех форм собственности, включая частную. Неотъемлемой частью Конституции стал Федеративный договор, который впервые достаточно четко разграничил предметы ведения и полномочия Федерации и ее субъектов. 
Однако поправок к 1993 году накопилось так много, что они неизбежно начали вступать на только в противоречие с прежними положениями Конституции, но и друг с другом. Новое содержание не вписывалось в прежнюю конституционную форму, в результате была нарушена нумерация глав, статей, отдельные статьи отсутствовали вообще. 
Словом, налицо была необходимость принятия новой Конституции России. I Съезд народных депутатов РСФСР 16 июня 1990 г. сделал первый шаг в этом направлении, создав Конституционную комиссию для разработки текста Конституции. Первый проект нового Основного закона был опубликован уже в ноябре 1990 года и вызвал неоднозначную реакцию общественности. Он неоднократно дорабатывался, публиковался вновь, выносился на рассмотрение Съезда народных депутатов и Верховного Совета, однако сколь-нибудь существенный прогресс в деле конституционной реформы за три года так и не был достигнут. 
В конечном итоге Президент Российской Федерации, формально оставаясь председателем Конституционной комиссии, был вынужден выступить с инициативой созыва в Москве 5-16 июня 1993 года Конституционного совещания, которому был предложен концептуально новый проект Конституции Российской Федерации, значительно усиливавший роль президентской власти в государстве. 
Работу над проектом завершили созданные по Указу Президента Об-щественные и Государственная палаты Конституционного совещания, в ко-торые вошли наиболее видные юристы, представители субъектов Российской Федерации, правоохранительных органов, бывшие народные депутаты России и т.д. В результате 12 декабря, на референдум - всенародное голосование, был вынесен единый проект Конституции Российской Федерации, созданный на основе объединения концепций Президента и Конституционного Совещания. 
Во всенародном голосовании по проекту новой Конституции приняли участие 58 187 755 избирателей, внесенных в списки для голосования (54,8%). За принятие Конституции проголосовали 32 937 630 избирателей (58,4% избирателей, принявших в голосовании).


1.2. История становления  и развития конституции РФ

Хотя до Октябрьской  революции 1917 года в России разрабатывались  проекты конституций и даже принимались  нормативные правовые акты учредительного характера (например, Манифесты императора Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка», «О мерах по укреплению единства и деятельности министерств и главных управлений» и др.), появление первого Основного закона связано с установлением в стране советской власти. Его проект подготовила конституционная комиссия под председательством Я.М.Свердлова. 
10 июля 1918 года V Всероссийский Съезд Советов принял первую Конституцию (Основной закон) Российской Советской Федеративной Со-циалистической Республики (РСФСР). 
Ее составной частью, первым разделом стала Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая еще 25 (12) января 1918 г. 
Согласно первой Конституции, Россия объявлялась Республикой Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских депутатов. Провозглашался также федеративный характер нового государства - «федерация Советских национальных республик», учрежденная «на основе свободного союза свободных наций». 
Конституция 1918 г. отменяла частную собственность на землю, недра, леса, воды общегосударственного значения, банки, а также провозглашала необходимость полного перехода в собственность государства фабрик, заводов, рудников и т.д. Вводилась всеобщие трудовая и воинская повинности (правда, «нетрудовым элементам» право защищать революцию с оружием в руках не предоставлялось). 
Конституция РСФСР 1918 г. формально декларировала основные политические свободы: печати, собраний, союзов, которые, однако, предназначались лишь для трудящихся, что на практике означало тотальный идеологический контроль со стороны государства. Провозглашенные отделение Церкви от государства и школы от Церкви, свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды на практике привели лишь к свободе антирелигиозной пропаганды и тотальным гонениям на религиозные конфессии. 
Высшей властью в РСФСР наделялся Всероссийский Съезд Советов, который составлялся из представителей городских Советов по расчету 1 депутат на 25000 избирателей и представителей губернских Съездов Советов по расчету 1 депутат на 125000 жителей. В преимущественно крестьянской стране это обеспечивало большинство в советах для проживавшего в городах рабочего класса и стремительно растущего советского бюрократического аппарата. 
Съезд собирался не реже двух год, а в период между Съездами высшей властью наделялся избираемый им в числе не более 200 человек Центральный исполнительный комитет Советов (ЦИК) - высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган РСФСР. ЦИК был вправе решить любой вопрос, подведомственный Съезду (установление и изменение внешних и внутренних границ государства, общее руководство внутренней и внешней политикой, принятие в состав РСФСР новых сочленов и признание выхода из РСФСР отдельных ее частей и т.д.), за исключением установления, дополнения и изменения основных начал Советской Конституции и ратификации мирных договоров. 
Общее управление делами государства возлагалось на избираемый ЦИКом Совет народных комиссаров (СНК), а руководство отдельными от-раслями управления - на 18 народных комиссариатов.  
Конституция РСФСР 1918 года подробно регулировала вопросы избирательного права. Выборы не были всеобщими: к участию в них не допускались, в частности, лица, живущие на нетрудовой доход, как-то проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п. Поскольку перечень не был исчерпывающим, под формулировку «и тому подобное» попадали самые широкие слои населения. Кроме того, выборы проводились по многоступенчатой системе (нижестоящие Съезды избирали делегатов на вышестоящие, а тайное голосование практически повсеместно заменялось открытым. Изначально данная Конституция задумывалась как переходный Основной закон. 
Образование 30 декабря 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик (СССР), смягчение социально-экономической обстановки в стране потребовали принятия новой Конституции РСФСР, которая бы отразила новые общественно-политические реалии, а именно утрату Россией своего государственного суверенитета. 
Конституция РСФСР, принятая 11 мая 1925 г. XII Всероссийским Съездом Советов, во многом повторяла положения принятой годом ранее Конституции СССР. С этого времени российский Основной закон утрачивает свою самостоятельность, оригинальность, все конституционные реформы в РСФСР были следствием аналогичных процессов в Советском Союзе и происходили примерно с годичным интервалом. 
Вторая Конституция также исходила из положений Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа и ставила аналогичную задачу «уничтожения эксплуатации человека человеком и осуществления комму-низма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти» . Положения о правах и свободах, уничтожении частной собственности, федеративном устройстве, всеобщей воинской и трудовой повинности, избирательном праве и т.д. во многом копировали нормы Конституции 1918 года. Однако непосредственно в текст Конституции Декларация уже не включалась. Кроме того, новый Основной закон юридически закрепил вхождение России в состав Союза ССР и передачу его органам полномочий РСФСР, предусмотренных союзной Конституцией. 
Система высших органов государственной власти сохранилась в ос-новном в прежнем виде. Правда, высший орган - Всероссийский Съезд Советов отныне собирался только один раз в год, с 1929 г. - один раз в два года, а период между созывом XV и XVI Съездов составил почти четыре года. Кроме того, более четко прописываются полномочия Президиума ВЦИК - высшего законодательного, распорядительного и контролирующего органа власти РСФСР в период между сессиями ВЦИК. 
Россия по-прежнему провозглашалась федерацией, которую составляли автономные советские социалистические республики (АССР). АССР имели собственные основные законы (конституции), которые подлежали окончательному утверждению на Всероссийских съездах Советов. Края, области признавались лишь территориальными образованиями и собственной правовой базы не имели. 
В течение срока своего действия Конституция РСФСР 1925 года неоднократно реформировалась. 
После принятия в 1936 году новой Конституции СССР потребовалось и создание нового российского Основного закона, что и было сделано в кратчайшие сроки. 21 января 1937 г. Чрезвычайный XVII Всероссийский Съезд Советов утвердил третью Конституцию (Основной закон) РСФСР. Она имела более совершенную структуру, была подробнее предыдущих, а формулировки статей стали точнее и конкретнее. 
Новая Конституция провозглашала построение социалистического государства, вся власть в котором «принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся». Экономическую основу РСФСР составляли социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на средства производства, которая имела две формы: государственную и кооперативно-колхозную. Вместе с тем формально допускалось мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, а также провозглашалось право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и обихода. Однако мелкое частное хозяйство к этому времени было напрочь уничтожено индустриализацией и коллективизацией, а личная собственность граждан подвергалась куда менее значительной охране со стороны государства, чем социалистическая. 
Более подробно регламентировался порядок вхождения РСФСР в со-став Союза ССР, декларировалось право выхода России из Союза, хотя соответствующий правовой механизм отсутствовал. Указывалось, что территория РСФСР не может быть изменяема без согласия СССР, однако жесткое подчинение республиканских органов союзным напрочь лишало данную норму какого-либо смысла: в 1954 году из состава РСФСР в состав Украинской ССР беспрепятственно была передана Крымская область. 
В Конституции 1937 года четко определялся состав РСФСР, причем все края, области, АССР и автономные области перечислялись поименно. Конституция указывала и на наличие в составе РСФСР национальных округов, органы власти которых подчинялись решениям соответствующих краевых (областных) советов. 
Высшим органом государственной власти РСФСР провозглашался избираемый гражданами РСФСР на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года Верховный Совет РСФСР. В период между сессиями Верховного Совета, созываемыми два раза в год, основные его полномочия (в том числе издание указов законодательного характера) осуществлялись Президиумом Верховного Совета РСФСР. 
Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти РСФСР являлся Совет народных комиссаров, впоследствии переименованный в Совет Министров РСФСР. Полномочия государственных органов РСФСР были во многом фиктивными и заключались лишь в неукоснительном выполнении директив союзных ор-ганов. 
Конституция РСФСР 1937 года подробно регламентировала основные права и обязанности граждан, однако лишь немногие из них были подкреплены реальными гарантиями и, по сути, прикрывали произвол и массовые репрессии 30-50 годов. Юридически закреплялась однопартийная система, ибо у гражданам РСФСР «из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся» предоставлялось право объединения только во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков) - впоследствии Коммунистическую партию Советского Союза (КПСС), «являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных». 
Конституция РСФСР 1937 года действовала до 12 апреля 1978 г., когда вслед за союзной Конституцией 1977 года внеочередная седьмая сессия Верховного Совета РСФСР девятого созыва приняла четвертую Конституцию (Основной закон) РСФСР. Она закрепила догму о построении развитого социализма и общенародного социалистического государства. Провозглашалось формирование новой общности людей - советского народа. Именно поэтому Советы депутатов трудящихся как политическая основа государства были переименованы в Советы народных депутатов. 
Конституция закрепила существование в стране однопартийной системы, провозгласив руководящую роль КПСС в политической системе. Не допускалось также и идеологического многообразия: господствующей идеологией признавался исключительно научный коммунизм. 
Конституция стала более совершенной с точки зрения структуры, формального декларирования прав граждан, бывшие национальные округа получили статус автономных и были поименно перечислены. Вместе с тем, она «стала чрезмерно идеологизированным документом, содержала много декларативных формулировок, не имевших существенного правового значения» . Многие положения Основного закона по-прежнему не отражали реальных общественных отношений в государстве. 
Демократические преобразование в стране, начавшиеся в конце 80-х годов потребовали серьезного реформирования Конституции. Первым шагом стали изменение системы высших органов государственной власти и порядка их избрания.  
С 1989 года высшим органом государственной власти в стране стал Съезд народных депутатов, правомочный принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос. Съезд состоял из 1068 депутатов, избираемых гражданами России на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Впервые в истории РСФСР ее высший государственный орган был избран на альтернативной основе, правда, в условиях сохранявшейся тогда еще однопартийной системы. В период между Съездами законодательные полномочия осуществлял формируемый народными депутатами РСФСР Верховный Совет, который состоял из двух палат - Совета Республики и Совета национальностей. 
Впоследствии в Конституцию были внесены и другие важнейшие по-правки: изменено название государства (введены два равнозначных наименования Российская Федерация - Россия), введен пост Президента Российской Федерации, раздел о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина был приведен в соответствие с общепризнанными нормами и принципами международного права, провозглашены государственный суверенитет России, равноправие всех форм собственности, включая частную. Неотъемлемой частью Конституции стал Федеративный договор, который впервые достаточно четко разграничил предметы ведения и полномочия Федерации и ее субъектов. 
Однако поправок к 1993 году накопилось так много, что они неизбежно начали вступать на только в противоречие с прежними положениями Конституции, но и друг с другом. Новое содержание не вписывалось в прежнюю конституционную форму, в результате была нарушена нумерация глав, статей, отдельные статьи отсутствовали вообще. 
Словом, налицо была необходимость принятия новой Конституции России. I Съезд народных депутатов РСФСР 16 июня 1990 г. сделал первый шаг в этом направлении, создав Конституционную комиссию для разработки текста Конституции. Первый проект нового Основного закона был опубликован уже в ноябре 1990 года и вызвал неоднозначную реакцию общественности. Он неоднократно дорабатывался, публиковался вновь, выносился на рассмотрение Съезда народных депутатов и Верховного Совета, однако сколь-нибудь существенный прогресс в деле конституционной реформы за три года так и не был достигнут. 
В конечном итоге Президент Российской Федерации, формально оставаясь председателем Конституционной комиссии, был вынужден выступить с инициативой созыва в Москве 5-16 июня 1993 года Конституционного совещания, которому был предложен концептуально новый проект Конституции Российской Федерации, значительно усиливавший роль президентской власти в государстве. 
Работу над проектом завершили созданные по Указу Президента Об-щественные и Государственная палаты Конституционного совещания, в ко-торые вошли наиболее видные юристы, представители субъектов Российской Федерации, правоохранительных органов, бывшие народные депутаты России и т.д. В результате 12 декабря, на референдум - всенародное голосование, был вынесен единый проект Конституции Российской Федерации, созданный на основе объединения концепций Президента и Конституционного Совещания. 
Во всенародном голосовании по проекту новой Конституции приняли участие 58 187 755 избирателей, внесенных в списки для голосования (54,8%). За принятие Конституции проголосовали 32 937 630 избирателей (58,4% избирателей, принявших в голосовании).


 

 

 

История принятия и совершенствование Конституции  США

Конституция, являясь  главным законом любого государства, отражает наиболее важные закономерности развития общества. Появление конституций как основных законов государства связано с демократическими революциями XVII-XVIII вв., полномасштабным переустройством власти. Как пишет председатель Конституционного Суда России профессор М.В.Баглай, «конституция является элементом определенной философии государства, и эта философия основывается на понимании опасности ничем не ограниченной власти государства для свободы и благополучия человека» .  
Конституция Северо-Американских Соединенных Штатов принята 17 сентября 1787 г., и эпоха, в которой она была создана, не могла не отразиться на ее страницах. В ходе революции в 1776 г. была провозглашена Декларация независимости Соединенных Штатов Америки, закрепившая право народа на восстание против угнетателей, неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу, а также счастье). Документ под названием «Статьи Конфедерации и вечного союза», принятый в 1777 г. и вступивший в силу в 1781 г., зафиксировал союз 13 штатов с сохранением их суверенитета и слабой центральной властью, что и явилось первым шагом государства, известного сейчас как Соединенные Штаты Америки. В 1787 г. для реформирования Конфедерации было созвано законоустановительное собрание - Конвент, который, однако, принял решение о трансформации устройства страны в федеративное государство. Этим же Конвентом принята Конституция Соединенных Штатов Америки, вступившая в силу 04.03.1789 и явившаяся первой в истории конституцией большого государства на бумажном носителе. 
С развитием капитализма, постепенным складыванием в колониях единого рынка и усилением экономических связей между колониями формировалась и североамериканская нация. Колонии, особенно северные, быстро набирали силу, стремясь к экономической и политической самостоятельности; метрополия же продолжала видеть в них лишь источник сырья и доходов. По мере экономического развития колоний возрастали противоречия между ними и метрополией. Самый большой толчок, способствовавший конституционному развитию и принятию в дальнейшем конституции, - так называемое «Бостонское чаепитие». Решение английского правительства предоставить Ост-Индской компании право беспошлинного ввоза чая в североамериканские штаты, направленное на подрыв экономики колоний, вызвало негодование жителей Массачусетса. «Поэтому принятие актов конституционного характера явилось закономерным шагом конституционного развития штата Массачусетс, которое может исследоваться в различных измерениях: применительно к американской революции; группе федеративных государств; к образованию США; через призму отношений метрополии и колоний и т.д» . 
Конституция штата Массачусетс является выдающимся политико-правовым актом, оказавшим важное влияние на конституционное развитие как самих США, так и других государств мира. Принятая гражданами штата в 1780 г., она является самой старой писаной конституцией в мире. Выражая дух революции, разработчики Конституции выработали для своего времени прогрессивный документ, оказавший историческое влияние на распространение доктрины конституционализма в мировом масштабе. Это была первая конституция, которая гарантировала защиту человека от произвола властей, поставив преграду деспотическому правлению.  
Историко-правовое исследование Конституции штата Массачусетс позволяет выделить особенности в конституционном развитии США.  На территории, которая ныне является Соединенными Штатами Америки, первая регулярная английская колония была основана в 1585 г., но интенсивный этап освоения Америки пришелся на первую половину XVII в. И хотя англичане были не единственной нацией, создающей колонии в Новом Свете, именно они заложили фундамент той правовой системы, которая сформировалась на Американском континенте. Поэтому справедливо утверждение, что в основном право США происходит из одного источника - права английского. По мнению американских исследователей, «никакая другая система права реально не имела шанса утвердиться в США, так же как и никакой иной язык, кроме английского. Возникшая в Англии система общего права - ее традиции, способы и приемы - пересекла Атлантику и пустила корни в этой стране» . Сближение английского и американского права было прервано разразившейся войной за независимость американских штатов, итогом которой явилось принятие ряда фундаментальных документов, ознаменовавших окончание колониального периода в истории права США. Так, 4 июля 1776 г. тринадцатью соединенными штатами Америки была единогласно принята Декларация независимости, а 1 марта 1781 г. вступили в силу Статьи конфедерации, закрепившие создание «вечного союза между Штатами». Признание независимости США привело к отрицательному отношению ко всему английскому и усилению влияния местных условий; стала популярной идея самостоятельного американского права. Во многих штатах (Кентукки, Нью-Джерси и др.) были изданы законы, запрещающие цитировать английские решения, вынесенные после 1776 г. Событием, ознаменовавшим собой окончательный разрыв с колониальным прошлым и создание суверенного государства со своей собственной правовой системой, явилось принятие в 1787 г. Конституции Соединенных Штатов Америки (как единого писаного акта в отличие от английской конституции). По сей день Конституция США 1787 г. служит юридическим фундаментом, на котором строятся федеральная правовая система и правовые системы всех 50 штатов . 
С момента завоевания независимости и принятия федеральной Конституции начинается новый этап в истории права США - период формирования собственно американского права - права суверенного государства («formative period of American law»).  Само принятие Конституции США как единого писаного акта и наделение ее высшей юридической силой сблизило американское право с правом романо-германским.  Право Соединенных Штатов распространялось с Востока на Запад в основном в результате естественного влияния «старых» штатов на «новые», количество которых постепенно выросло до 50. Новые штаты многое заимствовали из законов «старых» штатов. Как пишет Л. Фридмэн, «воля американских поселенцев была достаточно сильна, чтобы повсеместно вытеснить то, что составляло основу местных поселенцев, живших по другим законам и говорящих на других языках» .  
Пограничной чертой, определившей начало очередного периода в истории американского права, явилась Гражданская война 1860 - 1865 годов. В этот период в Конституцию США вносятся три поправки (XIII - XV), закрепившие юридические гарантии отмены рабства и уравнения в правах негров с белыми гражданами. К концу XIX в. принимаются также законы, уравнивающие в правах мужчин и женщин . 
Дальнейшее развитие получает в XX в. и конституционное законода-тельство путем принятия поправок к Конституции, в том числе внесших су-щественные демократические изменения в избирательное право. Последняя на настоящий момент XXVII поправка к Конституции США была ратифицирована в 1992 г. (хотя предложена была еще в 1789 г.).





Информация о работе Сравнительный анализ Конституции России и США