Сравнительный анализ моделей карьеры государственного служащего во Франции и Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2015 в 19:58, контрольная работа

Описание работы

Задача данной работы состоит в том, чтобы:
- определить правовые основы государственной службы в Великобритании и Франции;
- провести некоторые параллели между развитием института государственной службы в Великобритании и Франции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Государственная служба во Франции 5
2. Государственная служба в Великобритании 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 16

Файлы: 1 файл

Сравнительный анализ моделей карьеры государственного служащего во Франции и Великобритании.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

Английская система продвижения по службе  отличается  жесткостью на всех уровнях. Возможности перехода из одного министерства в другое и из одной группы в другую очень ограничены. Большое значение традиционно придается старшинству чиновников в министерской иерархии, а не их профессиональным заслугам.

Вся система найма, обучения и продвижения по службе в Великобритании организована так, чтобы создать тип профессионального управленца, администратора широкого профиля (как уже отмечалось, аналогичная система доминирует и во Франции).

Сегодня в Великобритании около 25% государственных чиновников – это специалисты в различных областях права, экономики, науки и техники. Значение таких специалистов постепенно растет: они составляют около 60% руководителей госаппарата. Например, число профессиональных экономистов непосредственно в аппарате правительства возросло с 1963 по 1980 гг. в 20 раз – с 19 до 400 человек. Достаточно часто используется «интегральная иерархия», когда специалисты и администраторы работают рука об руку под единым руководством высших чиновников. Но все же преобладают дженералисты – профессиональные управленцы, - их около 75%18.

Основными нормативными актами, регламентирующие деятельность государственных служащих Великобритании являются Циркуляр 1953 г.,  доклад Фултона «Государственная служба» 1968 г. и Программа М. Тэтчер 1988 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Понятие «государственная служба» используется почти во всех Конституциях стран – членов Европейского Союза. Исключение составляет Великобритания и Ирландия. В Великобритании отсутствует «писаная» Конституция, вместе с тем, и в этой стране разработано множество нормативных актов, установлены принципы государственной гражданской службы, т.е. и здесь имеются  конституционные основы гражданской службы. Правительственная комиссия Великобритании при  организации института государственной службы опиралась на опыт США и Франции, поэтому, несмотря на особенности развития английской гражданской службы, многие процессы становления службы во многом схожи с этими странами19.

В Конституции Франции определены четко важнейшие  вопросы организации и функционирования государственной (публичной) службы (профессионального чиновничества). В этой Конституции сформулированы  формальные и материальные принципы публичной власти, разделение компетенции парламента  и правительства по разработке норм, применяемых  чиновникам20.     

Следует подчеркнуть, что во Франции и Великобритании превалируют положения о необходимости широкой подготовки для выполнения как административных, так и технических  функций. Французская  государственная служба стремится подбирать чиновников с достаточно высоким уровнем общей культуры, способных выполнять самые  различные функции.

Основным элементом бюрократической карьеры во Франции является гарантия медленного, но верного продвижения по выслуге лет или по старшинству пребывания в данном учреждении.

В политической области французская правовая доктрина представляет   наиболее выраженный характер. Благодаря Общему статусу французские чиновники пользуются большими политическими правами и свободами, чем государственные служащие Великобритании. Так, английское право предполагает обязанность верности чиновников государственной власти. Иначе говоря, административное право этой страны регулирует не только профессиональную деятельность чиновников, но и их политическую лояльность. Во Франции, напротив, в личном деле чиновников не может быть упоминания о его политических, религиозных или философских взглядах.

А во Франции иностранный гражданин не может стать государственным служащим.

Во Франции существует 4 класса чиновников в понижающем иерархическом порядке они обозначены буквами A, B, C и D.  Существует Инструкция 1946 г, устанавливающая круг обязанностей и утверждающая необходимый образовательный уровень для каждого класса. Также как и в США, поступление на службу производится путем конкурса. Конкурсная комиссия подбирается из компетентных специалистов, известных своей беспристрастностью. Она полностью независима от администрации. Карьера заканчивается в связи с достижением определенного возраста, что является важным фактором обновления корпуса служащих.

В Великобритании в отличие от других стран институт современной гражданской службы сложился сравнительно недавно – в 70-е года нашего столетия после проведения  реформы. Первым ее этапом стала отмена системы классов и образование трех основных групп чиновников: группы старших политических и административных руководителей,   административной группы и группы объединяющей научно-профессиональных работников и технических специалистов. Основное требование, предъявляемое к гражданским служащим, - это лояльность. Набор на кадровую службу входит  в компетенцию Комиссии по делам гражданской службы. Введен письменный экзамен общего типа в качестве главного условия поступления на гражданскую службу. Продвижение по службе осуществляется в трех основных группах по-разному. Английская система продвижения по службе отличается жесткостью на всех уровнях. Возможности перехода из одного министерства в другое и из одной группы в другую очень ограничены.

Из рассмотренных стран более жесткие требования в смысле политической беспристрастности, продвижения по службе и уровню образования предъявляются в Великобритании. В целом институт государственной гражданской службы в каждой из рассмотренных стран индивидуален, но общей чертой имеет цель: служение государству, народу, отсюда и название более всех употребляемой в каждой из стран – публичная служба.

В отличие от Франции, где имеются специальные административные суды, рассматривающие споры между гражданскими служащими и государственными организациями, в Великобритании подобные дела подлежат юрисдикции обычных судов.

 Унитарные правительства и их центральная администрация значительно больше влияют на повседневную жизнь граждан, чем федеративные. Многие унитарные государства имеют национальные полицейские силы и строгий контроль над местной полицией. Обычно в этих странах существует единая судебная система, работники которой назначаются центральной администрацией. Большинство унитарных европейских государств имеют сегодня бюрократию, структурированную по французскому образцу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

 

  1. Комментарии к Федеральным законам о государственной службе зарубежных стран. – М. 2000.
  2. Ардан Ф. Франция: Государственная система. М., 1994.
  3. Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада. – М., 2000.
  4. Гарнер Д. Великобритания: центральное и местное управление, М.: Прогресс, 1982.
  5. Гражданская служба основных капиталистических стран. М. Наука, 1998.
  6. Конституции зарубежных государств. Под ред. Жидкова. – М., 2000.
  7. Практика  государственного управления во Франции. МИД. – М., 1999.
  8. Пронкин С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран. – М., 2001.
  9. Старилов Ю.Н. Служебное право, М. 1996.
  10. Стрижов С. Повышение квалификации управленческих кадров: опыт  Великобритании//Российский экономический журнал. 1992 № 7
  11. Франция. Подготовка  высших административных кадров//12-й международный конгресс. М., 1993.

 

 

1 Пронкин С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран. – М., 2001. С. 194

2 Ардан Ф. Франция: Государственная система. М., 1994. С.154.

3 Практика  государственного управления во Франции. МИД. – М., 1999. С. 36.

4 Практика  государственного управления во Франции. МИД. – М., 1999. С. 39.

5 Комментарии к Федеральным законам о государственной службе зарубежных стран. – М. 2000.

6 Франция. Подготовка  высших административных кадров//12-й международный конгресс. М., 1993. С.193.

7 Там же. С.193.

8 Там же. С. 194.

9 Франция. Подготовка  высших административных кадров//12-й международный конгресс. М., 1993. С.194.

10 Практика  государственного управления во Франции. МИД. – М., 1999. С. 48.

11 Пронкин С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран. – М., 2001. С. 214

12 Гражданская служба основных капиталистических стран. М. Наука., 1998. С. 79.

13 Там же. С. 79

14 Там же. С. 80

15 Гарнер Д. Великобритания: центральное и местное управление, М.: Прогресс, 1982. С.73.

16  Стрижов С. Повышение квалификации управленческих кадров: опыт  Великобритании//Российский экономический журнал. 1992 № 7. С. 65.

17 Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада. – М., 2000. С. 166..

18 Там же. С. 167.

19 Старилов Ю.Н. Служебное право, М. 1996.

20 Конституции зарубежных государств. Под ред. Жидкова. М. 2000.


Информация о работе Сравнительный анализ моделей карьеры государственного служащего во Франции и Великобритании