Сравнительный анализ проектов идеального государства в "Утопии" Т. Мора и "Городе солнца" Т. Кампанеллы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 10:23, контрольная работа

Описание работы

Основой философских работ так называемого коммунизма Нового времени стало возрождение интереса к античному наследию, в частности, к идеям Платона об идеальном обществе и государстве. Два самых ярких представителя данного направления в истории политико-правовых учений – это Томас Мор и Томмазо Кампанелла.

Файлы: 1 файл

Контр. работа ИППУ Мор Кампанелла.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

 

факультет подготовки специалистов для судебной системы

(юридический факультет)

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «История политических и правовых учений»

 

 

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЕКТОВ ИДЕАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

В «УТОПИИ» Т. МОРА И «ГОРОДЕ СОЛНЦА» Т. КАМПАНЕЛЛЫ

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Основой философских работ так называемого коммунизма Нового времени стало возрождение интереса к античному наследию, в частности, к идеям Платона об идеальном обществе и государстве. Два самых ярких представителя данного направления в истории политико-правовых учений – это Томас Мор и Томмазо Кампанелла.

 

Краткая биографическая справка

Томас Мор (1478-1535, Лондон, казнен в возрасте 57 лет) – правовед, блестящий адвокат, был избран в парламент, занимал должность судьи, помощника шерифа и другие важные посты. В 1521 году был посвящён в рыцари за «заслуги перед королём и Англией». В 1525 году король назначил Мора на высший пост в государстве — лорд-канцлера. Впервые эту должность занял выходец из буржуазной среды. Последующие события - отказ Англии от католической веры, создание Англиканской церкви и конфликт с королем Генрихом VIII  по поводу его развода с королевой Екатериной Арагонской – привели к аресту Томаса Мора и его казни. За верность католицизму Мор был канонизирован Римско-католической церковью и причислен к лику святых папой Пием XI в 1935 году.

 

Томмазо Кампанелла (1568-1639, Италия, умер в возрасте 71 г. в Париже) – итальянский философ и писатель, один из ярких представителей утопического социализма. В период обучения в монастыре в возрасте 15 лет впервые подвергается аресту по доносу. В 1599 г. (в 31 год) организовывает заговор с целью освобождения Калабрии (Южная Италия) от испанского ига и создания свободной республики, подвергается очередному аресту. После многих пыток и мучений в 1602 г. его приговаривают к пожизненному заключению. В общей сложности провел в тюрьме 27 лет, благодаря вмешательству папы Урбана VIII был выпущен на волю в 1626 г. в возрасте 58 лет. За все время заключения сохранил ясность ума и написал многие труды, в т.ч., «Город Солнца». Последние годы жизни провел во Франции, где кардинал Ришелье назначил ему пенсию.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЕКТОВ ИДЕАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

 

Критерии организации общества и государства

Томас Мор «Утопия» (1516 г.)

Томмазо Кампанелла

«Город Солнца» (1602 г.)

В основе – идеи Платона об идеальном обществе и государстве

Главный герой

Рафаил Гитлодей

Мореход

Географическое положение

остров в Новом Свете, центральный город – Амаурот (возраст цивилизации – 1760 лет)

остров около экватора. Город Солнца – семь кругов, районов (7 планет), возраст жителей 100-200 лет

Государственное устройство

федерация из 54 городов; сенат (по три представителя от каждого города); в городе 6000 семей, в семье – от 10 до 16 взрослых; разрешен переход из одной семья в другую; полная демократия (выборность высших чинов)

община; Большой Совет (дважды в лунный месяц) всех соляриев от 20 лет. Верховный правитель – Солнце (Метафизик); три соправителя (Сила – военное дело, Мудрость - науки, Любовь – деторождение, воспитание, производство продуктов, одежды и др.).

Принципы существования государства

Социальное равенство, гуманизм

Во главе государства – мудрый монарх. Труд – обязателен для всех. Сельское хозяйство ведётся артельно, городское производство построено на семейно-ремесленном принципе

Строгое подчинение астрологии. Общие ремесла для мужчин и женщин по принципу тяжести работы (более легкие-женские). В каждом круге – свое хозяйство (кухни, магазины, кладовые). Земледелие – главенствует.

Должностные лица

Выборность филарха (сифогранта) от каждых 30 семей на 1 год; во главе 10 филархов – протофиларх (транибор) из числа ученых. Сенат во главе с князем (принцепсом) из предложенных народом кандидатов. Должность князя - пожизненная

Ученые образуют иерархию власти. Высшие чиновники – Воспитатель, Экономист, Поэт, Астроном, Правосудие, Мужество и др. Жрецы в помощь чиновникам (деятельность строго регламентирована астрологией). Выборность всех должностных лиц, кроме высших 4-х.

Частная собственность

Отсутствует, вся собственность – в общем пользовании

Отсутствует, образ жизни – философская община, одинаковая одежда, одинаковая пища, общественная столовая, ходят и работают строем (отрядами)

право

отсутствие сложного законодательства

Краткость, ясность и немногочисленность законов. Текст законов – на колоннах у дверей храма правосудия. Процесс – по вопросам чести – гласный, устный, быстрый (достаточно 5 свидетелей).

преступность

низкий уровень

практически отсутствует

наказания

применяется смертная казнь

принудительные общественные работы; рабство. За атеизм – лишение гражданства. За супружескую измену – рабство. За проведение государственно важного дела без обсуждения в сенате – уголовное наказание. За прелюбодеяние – рабство. Вторично – смерть.

по справедливости и соответственно проступку, поединок за отстаивание своей правоты возможен только на войне. За повторную содомию – смерть. За предательство на войне – розги либо в ров к диким зверям на растерзание. Применимы  изгнание из общины, бичевание, выговор и запрет на общение с женщинами. К насильникам – смертная казнь или – принцип талиона (ср. – Римское право).

рабство

Форма уголовного наказания. Не пожизненное, не наследственное; выполнение «неприятных» и грязных работ

отсутствует

Отношение к золоту, серебру и алмазам

из золота – цепи и кандалы на рабах; ночные горшки; у преступников – кольца в ушах и на пальцах, цепи на шее и диадемы на голове. Алмазы – игрушки детей

презрительное

Отношение к войне

Миролюбие, в случае неминуемой войны – использование наемников (заполетов). Причина для войны – защита своих границ; помощь соседям-друзьям в случае вторжения врага; неиспользование соседним государством территории и земель для блага населения

Обучение молодежи всем навыкам, включая мальчиков с 12 лет и женщин (для обороны города – корни из Спарты и Амазонии). Поддержание войска  в должном состоянии на случай войны (смотр каждые 2 мес., ежедневные учения). Крепостные защитные сооружения на стенах города. Причина войны – агрессия собственной территории или союзников. Цель войны – не уничтожение, а совершенствование побежденных.

религия

Население знакомо с христианством

Многообразие культов в каждом городе, но: высшее существо – Митра. Каждому разрешен выбор религии, свобода верования

Верховный правитель – Солнце, религия - деизм, религиозная метафизика, мистическое созерцание; всяческие обряды и формы устранены

священники

Малочисленность (допустимы женщины – пожилые вдовы), выборность народом; высочайший социальный статус

Брачно-семейные отношения

Возраст женщины для вступления в брак – 18 лет, мужчины - 22. Взаимная любовь, брачный союз, моногамия. Роль евгеники – осмотр состояния здоровья невесты и жениха пожилым свидетелем для обнаружения физических недостатков.

Возраст женщины для вступления в брак – 19 лет, мужчины – 21. Принцип общности жен, устройство браков для «наилучшего приплода» и улучшения человеческой природы, совершенства поколений по назначению пар начальников, начальниц и астрологов. Бесплодные женщины становятся общими женами.

Продолжительность рабочего дня

6 часов

4 часа

деньги

Отсутствуют у населения, но применяются в торговых отношениях с другими странами. Торговля – государственная монополия

Чеканка монеты для послов и разведчиков, но более приемлем натуральный обмен (торговля не в ходу из-за боязни развращения нравов)

Наука и технологии

Высокий уровень развития  диалектики, счета, астрологии, метеорологии, философии. Кирпичные трубы для стока воды; стеклянные окна

Военное обмундирование, оружие, уровень военных наук (стратегии, тактики). Телеги с парусами. Отсутствие удобрений, но – тщательно продуманная технология обработки почвы. Технологии достижения наилучшего приплода в скотоводстве (с учетом астрологии). Медицина (раздельное питание, отсутствие алкоголизма и венерических болезней).

Забота о благоустройстве населения

Запрет ввозить что-либо грязное и нечистое во избежание эпидемий и болезней; общественные госпитали для больных за пределами города. Эвтаназия для безнадежно больных.

Сжигание тел умерших во избежание эпидемий (огонь – стихия Солнца)

развлечения

Нет азартных игр, охоты. Ценны духовные радости, физическое здоровье.

Военное дело; охота.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Своеобразие эпохи Возрождения состоит в том, что она мыслит себя возрождением античной культуры, прежде всего – философии. Таким образом, оба автора – и Мор, и Кампанелла – являются продолжателями идей Платона о создании проекта идеального государства и общества. Этот общий для них тип представлений об идеальном обществе и государстве есть коммунистическая утопия.

Мое глубокое убеждение, что сейчас, когда после поражения реального социализма в СССР и восточно-европейских странах процесс становления коммунистической формации переживает кризис, когда нащупываются новые пути и обновленные формы воплощения коммунистического идеала в реальность, интерес к утопиям Мора и Кампанеллы будет только обостряться. Осмысление содержания утопий, соотнесение их с нынешней реальностью дают импульсы для подтверждения истинности определенных положений научно-философской теории становления общества социальной справедливости с одной стороны, а с другой – истинность иных положений теории ставят под вопрос. Совершенно очевидно, что стоит обратить серьезное внимание на центральную идею обоих произведений – идею о необходимости замены частной собственности общественной. Кроме того, еще две остро звучащих темы – тема судьбы религии (шире - веры) и тема гендерных (социально-половых) отношений в будущем обществе (даже не хочется детализировать узаконивание однополых отношений и легализацию гомосексуальных браков в «старой доброй Европе»).

Кроме того, и Мор, и Кампанелла совершенно справедливо считают, что справедливое общество – это общество, в котором все способные к труду люди трудились бы каждый в меру своих способностей на общее, а значит, и на свое благо. При таком условии даже и сокращенного трудового дня (до 4 часов по Кампанелле) окажется достаточно для обеспечения изобилия материальных благ.

Утопия? Или не такое уж и недалекое будущее человечества?….

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.История политических  и правовых учений. Учебник для  вузов. Издание 3-е, дополненное / Под  ред. д.ю.н.. проф. О.Э.Лейста и д.ю.н., проф. В.А.Томсинова. М.: Издательство  «Зерцало», 2009. – 584 с. – (Серия «Классический  университетский учебник»).

2. Томас. Мор. Томмазо Кампанелла. Утопия. Город Солнца.

3. Информационный портал www.wikipedia.ru

 

 

 


Информация о работе Сравнительный анализ проектов идеального государства в "Утопии" Т. Мора и "Городе солнца" Т. Кампанеллы