Становление и развитие института президентства в России.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 18:54, контрольная работа

Описание работы

Введение поста Президента СССР обусловило необходимость изучения этой новой государственной должности. Однако активное исследование данного вопроса российскими авторами началось после учреждения института президентства в России, в особенности - после конституционной реформы 1993 года. Большое внимание месту Президента в политической и правовой системе различных государств уделяли такие авторы, как: И.Ю. Козлихин, В.И. Лафитский, Л.И. Селезнев, Ю.И. Скуратова, В.В. Соболева, А.А. Фурсенко, А.Д. Керимов, М.Н. Марченко, А. Червяков и др.

Файлы: 1 файл

Контрольная конст.право рф.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

                              Министерство образования и науки

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Филиал ТГУ в г.Прокопьевске

Юридический факультет

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ РФ

Вариант 2

 

 

 

 

 

 

 

                                    Выполнил

                                    студент 2 курса ЮФ

                                    ПФ ТГУ, гр.611

                                    Е.И. Тишков

 

                                    Проверил

                                    ст.пр.

                                    А.Ф. Масколенко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прокопьевск 2013

 

 

                                                ВВЕДЕНИЕ

 

Институт президентства  является относительно молодым институтом российского конституционного права. Учреждение президентства в  Российской Федерации  открыло  новый  этап  в  развитии российской    государственности    и   свидетельствовало    о    восприятии государственно-политических институтов демократических стран.

 В соответствии  с Конституцией Российской Федерации (ст. 80) Президент России является главой государства. Как глава государства он представляет Российскую Федерацию как внутри страны, так и в международных отношениях. Наделение Президента России такими обширными полномочиями непосредственно вытекает из конституционной нормы, согласно которой  он является гарантом Конституции Российской Федерации1 (п. 2 ст. 80), прав и свобод человека и гражданина, в установленном порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

В науке проблеме функционирования  института президентства уделяется  достаточно много внимания. Наибольшее количество работ принадлежит перу американских ученых, поскольку институт президентства в США имеет самую долгую историю  своего  существования. В этой  стране исследуются  различные аспекты  института  президентства: причины  его учреждения, место в  системе разделения  властей,   взаимоотношения между Президентом   и   Конгрессом, нормативные акты  Президента, военные и чрезвычайные полномочия Президента.  В частности большой вклад в исследование института президентства в США внесли В. Вильсон, А. Гамильтон,   Дж. Джей,   К. Диринг,   М. Мези,  Дж. Мэдисон,   С.М. Липсет, Р. Нойштадт,  Р. Пайос,  Дж. Тарбер,  Дж. Уилсон,  С. Уэйн,   А. Шлезингер, Л. Фишер, Л. Фридмэн. Основным недостатком названных исследований является то,  что  крупные  и  фундаментальные  труды  в  основном  посвящены только президентству в США.

В  западноевропейской литературе исследования  института  президентства  носят  в основном  фрагментарный  характер,  что  обусловлено спецификой развития президентства  в Европе. Значительный вклад в разработку этой  проблематики внесли  французские и немецкие авторы: Ф. Ардан, К. Бауме, Ч.Боржо,  Ф. Буссе,  М. Вебер,  А. Демишель,  Ф. Демишель,  М. Дэбре,  М. Дюверже, Л. Дюги,  Г. Еллинек,  Х. Меллер, Л. Ольстон, М. Пикемаль, Ф. Платон,  А. Токвиль, А. Эсмен.

Вопросы, связанные с институтом президентства в Российской Федерации не получили пока должного освещения в российской юридической науке. Среди  русских дореволюционных ученых,  занимавшихся  данным вопросом, можно выделить А.Д. Градовского, А.М. Гурвича, Н.М. Коркунова, П.И. Розенталя. В советский  период  президентство   рассматривалось  как  классовый  институт буржуазного государства,  поэтому  его изучение  считалось неактуальным  для Советского Союза, идущего по пути строительства коммунизма.

Введение поста Президента СССР  обусловило необходимость изучения этой новой государственной должности. Однако активное исследование  данного вопроса российскими авторами  началось после учреждения  института   президентства в России,  в   особенности -  после конституционной  реформы 1993  года.  Большое  внимание  месту  Президента в политической  и   правовой   системе  различных государств   уделяли   такие   авторы,   как: И.Ю. Козлихин, В.И. Лафитский,  Л.И. Селезнев,  Ю.И. Скуратова, В.В. Соболева,  А.А. Фурсенко,  А.Д. Керимов, М.Н. Марченко, А. Червяков и др.

Целью настоящей курсовой работы является исследование актуальных вопросов института  президентства в  РФ, места и  значения Президента РФ в системе  органов государственной власти Российской Федерации.

 

1.Становление и развитие института президентства в России.

 

Возникновение института  президентства в мире было связано  с  поиском США    нового    способа    организации   высшей   государственной   власти, предусматривающего создание  сильной исполнительной власти и в  то же  время исключающего возможность ее превращения в тиранию. Мыслившийся первоначально  как глава исполнительной власти Президент США заменил в  сознании граждан монарха  и  стал осуществлять  функции главы государства. Современное  представление о Президенте как раз  и основывается на отождествлении его с главой государства. Институт президентства, возникнув  как отрицание монархии,  утвердил республиканскую  форму  правления.  Ее  характерные  черты  -  выборность  и срочность полномочий главы государства. Эффективность  функционирования президентства в  США  способствовала распространению этого института в мире.

Само понятие  «президент»  определяется как  выборный глава  государства2. При этом в юридических науках понятие «президент» проецируется на понятие  «институт  президента», который     определяется     как    совокупность     государственно-правовых(конституционных)  норм,   регулирующих  формирование   и   функционирование президентской власти. Поэтому понятие «глава государства» является родовым по  отношению к понятию «президент» и общим для глав государств как с республиканской,  так и с монархической формой  правления.  Видовыми признаками  понятия «президент» являются выборность и срочность полномочий.  Различные модели президентской власти предопределяют использование в Конституции таких терминов, как «глава государства»  (Беларусь, Россия),  «глава  исполнительной  власти" (США), «арбитр» (Франция), «высшее должностное лицо» (Россия  с 1991 по 1993 годы). Иногда конституционный статус Президента не определен (ФРГ).

Особый интерес представляет  собой анализ понятий «институт  президента» и  «правовой  статус президента»,  проведенный  И.Д. Хутинаевым.  Российский ученый  отмечает  первичность  института  президента  и  его  больший  объем нормативного  содержания  по  сравнению с  правовым статусом  президента.  В отличие   от   последнего   институт   президента   определяет   не   только функционирование, но и избрание президента. На этом основании делается вывод о  том, что правовой статус - как бы часть правового института, определяющая президентскую деятельность.

Очень важным для  понимания  сущности  института президентства  является определение  основных  черт,  характеризующих  данный  институт. Б.П. Елисеев выделяет следующие:

     Президент   является   выборным  главой  государства,   который   может  возглавлять исполнительную власть  или  быть арбитром  в   системе  разделения властей;

     в  организационном   аспекте  Президент  никому  не подчинен  и, вообще, обладает высокой степенью независимости от каких-либо других государственных органов,  что  не  снимает с  него  обязанности действовать  на основе  и во исполнение законов;

     пост  Президента  имеет  ярко  выраженный  политический  характер.  Ему принадлежит  важная роль  в  формировании политики  государства,  верховного политического руководства государственными делами.

Понятие «Президент» (от лат. Praesidens) буквально означает «сидящий впереди». В современном значении президент – это выборный глава исполнительной власти в республике, он же считается главой республики вообще и представителем ее в международных отношениях3.

Исторические корни  рассматриваемого института уходят в старую римскую экстраординарную магистратуру, созданную на случай возникновения чрезвычайных опасностей, угрожающих существованию государства.

В ХХ веке такие грандиозные  по своим масштабам потрясения, как  революции, мировые войны, распад колоний, привели к образованию множества  независимых государств и в большинстве  из них был учрежден пост президента. В настоящее время насчитывается около 150 стран, в которых главой государства является Президент.

При подготовке проекта  Конституции 1962 г., Н.С. Хрущев предложил  учредить пост президента. Была создана  Конституционная комиссия, которая подготовила соответствующую главу в проекте Основного закона. Однако вскоре Хрущев ушел в отставку, и работа Конституционной комиссии была прервана.

Первые реальные шаги в этом направлении были сделаны  вскоре после прихода М.С. Горбачева  к власти. При подготовке ХIХ Всесоюзной партконференции и в ходе ее (июнь-июль 1998 г.) обсуждался вопрос о введении поста Президента СССР, однако была спроектирована другая должность – Председателя Верховного Совета СССР и выдвинута для избрания на нее кандидатура Генерального Секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева. Только на 3-ем Съезде народных депутатов СССР (март 1990 г.) был учрежден пост Президента СССР.

С учреждением поста  Президента СССР многие связывали надежды  на ускоренное решение назревших  проблем. Однако они не только не подтвердились, а напротив, общество столкнулось с большими трудностями. Появились и сомнения по поводу целесообразности функционирования данного института власти. С распадом СССР институт президентства на союзном уровне прекратил свое существование. Но введение президентской власти не ограничилось союзным масштабом, были введены посты президентов в союзных республиках, в том числе пост президента в Российской Федерации4.

В Российской Федерации  институт президентства был учрежден по результатам всенародного голосования, проведенного 17 марта 1991 г. Статус Президента определялся Законом «О президентстве в РСФСР» от 24 апреля 1991 года № 1098-1, основные положения которого затем были включены в текст Конституции РФ 1993 года5.

Итак, процесс становления института президентства в нашей стране затянулся на десятилетия. Это объясняется причинами как идеологического, так и политического порядка. Во-первых, президентская власть предполагает признание принципа разделения властей. У нас он был закреплен в Основном законе, но не действовал, так как декларировался принцип полновластия Советов. Во-вторых, культ личности и возвеличение руководства в годы застоя сформировали в сознании людей негативное отношение ко всякой единоличной власти, особенно в высших ее эшелонах.

 

2.Основные функции Президента Российской Федерации.

 

Основные функции Президента как главы государства определены  Конституции Российской Федерации4. Президент Российской Федерации:

а) является гарантом Конституции  Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

б) в установленном  Конституцией Российской Федерации  порядке, он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной  целостности, обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

в) в соответствии с  Конституцией Российской Федерации  и федеральными законами определяет основные направления внутренней и  внешней политики государства.

г) как глава государства  представляет Российскую Федерацию  внутри страны и в международных отношениях.

Первая из основных функций  Президента РФ - быть гарантом Конституции  РФ, прав и свобод человека и гражданина. В силу этого он прежде всего должен обеспечить положение, при котором  все органы государства выполняют  свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции. Для этого он должен обращаться к любому Федеральному органу власти и органу власти субъекта РФ с предложением привести свои акты или действия в соответствие с Конституцией РФ. Президент является гарантом Конституции РФ, а не Конституций субъектов РФ, но поскольку последние должны соответствовать федеральной Конституции, то функцию Президента РФ следует понимать как гарантию всей системы конституционной законности в стране.

Функция гаранта Конституции предполагает широкое право Президента действовать по своему усмотрению, исходя не только из буквы, но и духа Конституции и законов, восполняя пробелы в правовой системе и реагируя на непредвиденные Конституцией жизненные ситуации. Дискреционная власть (действующая по своему усмотрению), неизбежная в любом государстве, не является сама по себе нарушением демократии и не чужда правовому государству, если, конечно, действия главы государства не ведут к репрессиям и широкому нарушению прав человека, не взрывают механизм общего согласия и не приводят к массовым неповиновениям властям. Дискреция не перечеркивает конституционного права граждан на судебное обжалование действий президента. Как гарант прав и свобод граждан, Президент обязан разрабатывать и представлять законы, а в случае их отсутствия принимать Указы в защиту прав и свобод отдельных категорий граждан (пенсионеров, инвалидов, военнослужащих...), по борьбе с организованной преступностью и т.д.

Столь же широко сформулирована в Конституции РФ функция Президента по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.

Грош цена всей конституционной  законности, если Президент не реализует  своей конституционной функции  и допустит территориальный распад государства, внешнее вмешательство во внутренние дела или развитие сепаратизма. Конституция РФ указывает, что осуществление этой функции должно проходить в «установленном Конституцией РФ порядке» (например, путем введения военного или чрезвычайного положения, что предусмотрено ч.2 ст. 87 и ст. 56 Конституции РФ). Но жизнь может преподнести случаи, в отношении которых порядок действий Президента прямо Конституцией РФ не предусмотрен. Здесь также Президент обязан действовать решительно, исходя из собственного понимания своих обязанностей как гаранта Конституции или прибегнув к толкованию Конституции с помощью Конституционного суда (в России другие органы государственной власти правом толкования Конституции не обладают)

Информация о работе Становление и развитие института президентства в России.