Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 09:16, контрольная работа
Цель данной контрольной работы:
–рассмотреть зарождение идеи социального государства,
–охарактеризовать современные представления о социальном государстве.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Процесс возникновения, становления и развития социального
государства: краткая история мирового опыта…………………………………4
п.1. Первобытнообщинный строй…………………………………………....4
п.2.Социально-экономические предпосылки возникновения государства….7
2. Становление социального государства……………………………………...12
3. Заключение…………………………………………………………………….16
4. Список литературы……………………………………………………………17
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Процесс возникновения, становления и развития социального
государства: краткая история мирового опыта…………………………………4
п.1. Первобытнообщинный строй…………………………………………....4
п.2.Социально-экономические предпосылки возникновения государства….7
2. Становление социального государства……………………………………...12
3. Заключение……………………………………………………
4. Список литературы…………………………………
Введение
Принцип социального государства является в последние годы объектом пристального внимания как российских, так и зарубежных исследователей: юристов, социологов, политологов и экономистов. Столь огромный интерес к социальной составляющей деятельности государства не случаен. В настоящее время принцип социального государства признан во многих странах как один из основополагающих принципов современного цивилизованного государства - наряду с его правовым, демократическим и светским характером.
Элементы социальности имманентно присущи
государству. Оно постепенно вызревало
сначала в небольших человеческих сообществах
как для решения общих дел, для того чтобы
ввести неизбежную состязательность объективно
неравных индивидов и их групп в определенные
рамки (в том числе правовые), чтобы их
противоборство не привело к анархии и
распаду самого сообщества. У государства
всегда были некоторые элементы общесоциальной
деятельности, зачатки мер для поддержки
социально обездоленных людей, обычай
властвующих подавать милостыню бедным.
В сочинениях мыслителей разных эпох есть
рассуждения об элементах, как бы мы сказали
теперь, социальности государства, но
начиная и с первых веков Новой эры и, пожалуй,
до начала XX в. ни идеи социального государства,
ни заметных социальных мер со стороны
государства не было. Фактически господствовала
концепция «государства - ночного сторожа»,
его невмешательства в экономические
и социальные отношения.
Цель данной контрольной
работы:
–рассмотреть зарождение идеи социального
государства,
–охарактеризовать современные представления
о социальном государстве.
Процесс возникновения, становления и развития социального государства: краткая история мирового опыта.
I. Первобытнообщинный строй.
Понимание любого
социального явления невозможно без знания
его исторических основ, т.е. того, в каких
условиях данное явление возникло, как
оно развивалось и каким стало в современной
действительности.
Государство и
право существовали не извечно, а появились
на определенной ступени развития человечества.
Примерно 40-35 тыс. лет назад, на грани раннего
и позднего палеолита, завершилось превращение
людей типа палеоантропов в людей современного
типа - неоантропов. Завершение становления
человека было невозможно без завершения
становления общества. Это даёт основание
полагать, что именно на грани раннего
и позднего палеолита «первобытное человеческое
стадо» трансформировалось в подлинное
сформировавшееся человеческое общество.
Ранние формы объединения
предков современного человека - архантропов
и палеоантропов - были связаны с неупорядоченными
(временными) семейно-родовыми связями,
с необходимостью защиты от внешней среды
и совместного добывания пищи. Наиболее
известны группы, образующие первобытное
стадо, возникшее уже среди охотников
донеандертальской, олдувайской культуры
(около 2 млн. лет назад). Эти формы связаны
с применением примитивных орудий, которыми
служили грубо обработанные палки, колья,
камни.
Важнейшей ступенью
человеческого прогресса явилась неолитическая
революция, имевшая место 10-15 тыс. лет тому
назад, первобытные люди научились делать
своими руками более совершенные орудия
палеолитической культуры (древнего каменного
века): грубо обработанные каменные копья,
топоры, скребки, костяные и каменные крючки
для рыбной ловли, стали добывать огонь,
строить примитивные жилища.
В это время возникают
более устойчивые формы общего труда и
тесных связей между людьми, появляется
первобытная родовая община, ставшая основной
общественной ячейкой первобытного человека.
Ученые
едины во мнении о том, что экономической
основой первобытно-общинного строя являлась
коллективная собственность на средства
производства.
Неолитическая
революция, имевшая место 10-15 тыс. лет тому
назад, значительно изменила уклад жизни.
В этот период появились весьма совершенные,
шлифованные каменные орудия, возникли
скотоводство и земледелие. Произошло
заметное повышение производительности
труда: человек наконец-то стал производить
больше, чем потреблял, появился избыточный
продукт, возможность накопления общественных
богатств, создания запасов. Экономика
стала производящей, человек стал меньше
зависеть от капризов природы, и это привело
к значительному росту населения. Но вместе
с тем возникла и возможность присвоения
накапливаемых богатств отдельными группами
индивидуумов.
Усовершенствование
труда имела своим неизбежным следствием
утверждение индивидуальной собственности,
возрастание роли семьи как определённой
экономической ячейки и возникновение
известного имущественного неравенства.
Избыточный продукт начал в своей массе
сосредоточиваться в руках немногих лиц,
что создавало условия для появления расслоения.
Возрастали размеры общин, усложнялась
их структура.
В первобытном
обществе действовали и определенные
правила поведения. К ним прежде всего
относились обычаи.
На основе генетических
связей и языческих культов соблюдение
обычаев становилось прочной привычкой,
органической потребностью каждого члена
рода. Непререкаемость обычая опиралась
на кровную связь и общность интересов
членов родовой общины, равенство их положения,
на отсутствие непримиримых противоречий
между ними. В обычаях родового строя не
было еще видового различия традиционных,
нравственных, религиозных и правовых
норм, как это имеет место в цивилизованных
обществах.
Характерной особенностью
данного этапа развития общества было
то, что не сформировались еще отдельные
институты - религия, искусство, этика.
Поэтому не существовало отдельных видов
норм, а были нормы, которые органически
включали в себя комплекс религиозных,
эстетических и социальных представлений
о человеке и окружающем его мире.
На поздних стадиях
существования родового строя начался
процесс «отпочкования» новых родовых
общин от первоначальных, происходило
деление крупных родов на мелкие роды
или большие семьи. Связи между ними сохранялись
в виде более крупных образований - братств
и племен. Развитие племенных объединений
совпало с началом разложения первобытнообщинного
строя. Тем не менее, племена и братства
еще долгое время сохраняли черты родоплеменной
организации. Племя, как правило, имело
свою территорию, свое имя, язык или диалект
однородной основы с языком объединившихся
племен, общие для племени религиозные
и бытовые обряды.
В процессе
развития род постепенно утрачивает многие
свои первоначальные функции, в том числе
экономические, и перестаёт быть основой
общины. Он ещё долгое время мог продолжать
существовать, но уже главным образом
в качестве общественного института, регулирующего
брачные отношения, обеспечивающего защиту
своих членов, соблюдение традиций, культа,
ритуалов и т.п.
По мере развития
производительных сил центр тяжести власти
перемещался к племенным органам, сфера
регулирования дел племенными нормами
постепенно расширялась.
II. Социально-экономические
предпосылки возникновения
Государство -
организация политической власти, содействующая
преимущественному осуществлению конкретных
классовых, общечеловеческих, религиозных,
национальных и других интересов в пределах
определенной территории. Это выделившаяся
из общества и обусловленная его социально-экономическим
укладом, традициями, культурой политическая
организация суверенной публичной власти.
Формирование
государственности (политогенез) в разных
странах шло различными путями, имея свои
специфические черты. В истории человечества
первой формой жизнедеятельности людей
считают первобытное общество, основанное
на родовом самоуправлении. Переход от
самоуправления первобытного общества
к государственному управлению длился
несколько тысячелетий.
Родоплеменному
строю были присущи общественная власть
и социальные нормы, регулировавшие поведение
людей, но при отсутствии власти обособленного
и как бы стоящего над обществом особого
аппарата для принудительного воздействия.
В управлении делами рода участвовали
на основе равноправия все его взрослые
члены. Все жизненно важные вопросы разрешались
на общем собрании рода. Оно являлось и
высшей судебной инстанцией.
Государственность
приходит на смену родоплеменному строю,
когда первобытное равенство и историческая
первичная общественная форма собственности
изживают себя и общество разделяется.
Переход от первобытно-общинного
строя к государственно организованному
обществу сопровождался образованием
территориальной (сельской) общины - т.е.
более поздней формы родовой общины, сочетавшей
в себе индивидуальное и общинное землевладение,-
и развитием центров племенной жизни -
укрепленных городов. Состав территориальной
общины определялся уже не родственными
отношениями, а расселением в одной местности,
соседством.
Со временем
усложняется внутренняя организация семейно-родовых
групп. Их члены приобретают новые культурные
и производственные навыки. Постепенно
начинается разделение труда. Три крупных
общественных разделения труда (выделение
скотоводства, отделение ремесла от земледелия,
обособление слоя людей, занятых в сфере
обмена -- торговли), а также постепенное
совершенствование орудий труда и накопление
опыта привели к такому росту производительности
труда, когда начал создаваться значительный
прибавочный продукт. Первоначально он
реализовывался по принципу внутриродового
обмена, но постепенно все чаще стали поступать
в сферу межобщинных связей, приобретая
характер товара. Начался этап становления
товарного производства.
Прогрессирующее
общественное разделение труда изменяет
содержание и формы организации общественной
жизни в семейных и родовых общинах, во
фратриях, куриях и племенах. Родоплеменная
структура усложняется, постепенно начинает
развиваться разделение социальных функций.
С этого времени появилась объективная
возможность обеспечить содержание большой
группы людей, специализирующейся на выполнении
каких-либо общественно значимых функций,
группы, которая непосредственного участия
в материальном производстве уже не принимает.
В то же время становление
товарного производства вело к дальнейшему
росту прибавочного продукта, к накоплению
богатства. Появилась объективная основа
для возникновения имущественного неравенства
между отдельными общинами, а также внутри
самих родовых групп.
В новых условиях
занятие родовых постов в семейно-клановой
группе давало лидерам не только престиж
и авторитет, но и особый, более высокий
статус. Лидер в изменившихся условиях
получал все более увеличивающиеся имущественные
и иные привилегии, такие как, например,
функцию перераспределения прибавочного
продукта, производимого усилиями всего
рода.
Пути возникновения
государства (западный или восточный пути)
в решающей степени зависят от того, произошло
ли разложение сельской общины или она
сохранилась, что в свою очередь определялось
теми конкретными условиями, в которых
находилось общественное производство.
Так, необходимость ирригационных работ
обусловливала сохранение общин и общественных
форм собственности на землю. Это в конечном
итоге приводило к фактическому появлению
единой государственной собственности,
и возникало восточное (азиатское) государство.
Разложение же общин определялось возможностью
успешной обработки земли одной семьей
и влекло появление частной собственности.
Возникало западное (рабовладельческое
или феодальное) государство.
Важным этапом
в предыстории государства и права наряду
с образованием сложных надобщинных структур
и соответствовавших им механизмов социально-нормативной
регуляции стало формирование принципиально
новых основ управления обществом, являющихся
по своему типу предгосударственными.
Новый тип управленческой
деятельности выделяет наряду с другими
видами общественного разделения труда
еще одну группу людей, занимающихся профессиональной
деятельностью - это управленцы, администраторы,
руководители. Обособление подобного
вида профессий явилось одной из последних
ступеней в создании структуры государства.
Управленческие посты дают их обладателям
большие материальные выгоды, позволяют
им навязывать свою волю коллективу. Формирующаяся
управленческая верхушка, не желая расставаться
с властью и привилегиями, стремилась
закрепить ее за своими семьями и кланами.
Организационная деятельность постепенно
приобретала политический характер, а
административно-общинная знать превращалась
в протогосударственную. Меняется и положение
вождя. Он все больше опирается на административную
иерархию, усиливая тем самым свою власть.
В рассматриваемый
период активизируются процессы миграции
в поисках лучшей территории и для ее завоевания.
Почти во всех
литературных и научных источниках войны
признаются вторичным фактором образования
государства.
Параллельно с
усилением функций профессионального
войска происходило усиление власти военных
вождей, базилевса, рекса, переднеазиатских
и скифских «царей». Главной задачей вооруженных
сил стала охрана благосостояния и жизни
образовавшейся знати не только от внешних
врагов, но и от притязаний своих соплеменников.
Существенное
влияние на процесс возникновения государственности,
особенно у наиболее древних народов,
оказывала религия. Большую роль сыграла
религия в объединении отдельных родов
и племен в единые народы. В первобытном
обществе каждый род поклонялся своим
языческим богам, имел свой тотем (своего
идола).
В большинстве
случаев указанные выше причины действовали
совокупно, в различных сочетаниях. При
этом в разных условиях (исторических,
социальных, географических, природных,
демографических и иных) главными, решающими
могли становиться различные из указанных
причин.
Таким образом,
государство как новая организация формы
жизни общества возникает как закономерный,
объективно обусловленный результат естественного
развития первобытного общества. Это развитие
включает в себя ряд направлений и, прежде
всего, совершенствование экономики, связанное
с ростом производительности труда и появлением
избыточного продукта, укрупнение организационных
структур общества, специализация управления,
а также изменения в нормативном регулировании,
отражающие объективные процессы.
Государство не
навязывается обществу извне, а возникает
в силу внутренних факторов: материальных,
организационных, идеологических. Первоначальная
форма - город-государство - также обусловлена
в основном земледельческим развитием
«неолитической революции».
Итак, раннеклассовое
город-государство было тем типичным государством,
которое пришло на смену социальной организации
первобытнообщинного строя, обладало
сложной социальной структурой, многочисленными
общественными функциями, обеспечивающими
дальнейшее развитие производящей экономики.
В конкретно-исторической действительности
раннеклассовое государство не возникало
как результат деятельности только господствующего
класса. Оно результат определенного развития
общества на этапе становления производящей
экономики, финального развития земледельческих
культур.
Хотя возникновение
и развитие государственности у различных
народов шло по-разному, государство выполняло
и определенные функции, общие для всего
населения (например, защиту от внешних
врагов, обеспечение порядка и выполнение
общественных работ). Общие дела, вытекающие
из природы общества, это все то, что объективно
необходимо для существования и нормального
функционирования человеческого общества,
независимо от его социально-экономического
строя и форм политической организации.
Разумеется, не только объем, но и характер
таких общих дел на различных исторических
ступенях развития человеческого общества,
равно как роль государства в их осуществлении,
весьма различны.
2. Становление социального государства
К середине XIX в. повышение роли социальных
функций государства стало
Таким образом, исходным критерием
выделения социального
Первая треть XX в. ознаменовалась лавинообразным принятием социальных законов и инкорпорирование в политику многих стран принципов социального государства. Законы, связанные с социальным и медицинским страхованием, пенсионным обеспечением, пособиями по безработице, семейными пособиями и страхованием от несчастных случаев, в эти годы были приняты в Австрии, Австралии, Дании, Канаде, Италии, Новой Зеландии, Норвегии, СССР, США, Франции, Швеции и др. Социальное законодательство стало не просто сектором правового поля, но начало оказывать мощное влияние на правовое содержание всей нормативной базы государств.
Констатация правовой природы социального
государства фактически закрепила
за государством его социальные функции.
Социальные функции последнего не просто
приобрели правовые основания, но стали
ведущими для государства, трансформируя,
в свою очередь, правовую базу государства.
Личные права человека стали краеугольным
камнем всей правовой системы государства,
определяя через избирательное
право власть, через гражданские
права - политическую природу государства
и его социальные обязанности, через
социальные права - его социальные функции.
Правовой фундамент придал социальным
функциям обязательный характер. Социальные
функции стали неотъемлемой частью
функциональной структуры государства.
Произошла окончательная
Второй период становления социального государства, длившийся с 30-х до конца 40-х годов XX в., можно обозначить как этап правового социального государства.
Период до 60-х годов ознаменовался, с одной стороны, углублением теории социального государства или государства благоденствия, с другой - практической реализацией идеи социального государства на национальном уровне. Одним из ведущих проявлений социальных функций на данном этапе стало предоставление государством социальных услуг.
Особенностью социальных услуг, предоставляемых государством, является то, что они не просто компенсируют человеку "разрыв" между его материальными возможностями и определенным стандартом жизни, но активно формируют условия достижения последних.
Период с конца 50-х годов и до середины 80-х можно обозначить как этап государства всеобщего благоденствия. Идея государства всеобщего благоденствия возникла благодаря резкому повышению уровня жизни развитых стран в 50 - 60-е годы, когда система страхования социальных рисков практически полностью компенсировала неопределенность будущего. Государство всеобщего благоденствия наилучшим образом обеспечивало сплоченность общества и реализацию основных социальных принципов. Взяв на себя новую по сравнению с предшествующим периодом функцию обеспечения высокого уровня жизни всех членов общества, государство сделало эту функцию доминирующей.
С конца 70-х годов XX в. начинает нарастать критика государства всеобщего благоденствия, которая в середине 80-х годов становится лавинообразной и многосторонней. Критике была подвергнута как практика государства всеобщего благоденствия, так и его теоретические и идеологические основы.
Направленность усилий государства
всеобщего благоденствия на обеспечение
единого для всех членов общества
постоянно повышающегося уровня
жизни столкнулась с
В целом этот - пятый - этап развития (с начала 80-х до середины 90-х годов) можно обозначить как период деструкции и кризиса государства всеобщего благоденствия.
Эффективность сложившейся системы перераспределения благ подвергается сомнению; солидарный принцип социального страхования теряет свою универсальность и перестает быть эффективным для целого ряда рисков; появляются новые значимые социальные риски, требующие новых способов компенсации; традиционная концепция социальных прав пересматривается, появляются новые массовые социальные категории, требующие защиты; формируется новая идеология социальной помощи; меняется роль и социальные функции государства.