Становление Советского государства: формирование государственных органов и принципов управления (1917-1920)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 21:37, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является показать процесс становления советского государства и его политической системы.
Задачи данной работы:
– показать процесс создания Советского государства, государственных органов и принципов управления в первый период после Великой Октябрьской Социалистической революции;
– раскрыть экономическую деятельность советского государства и органы управления экономикой;
– охарактеризовать основные положения Конституции 1918 года;
– сущность идеологии Советской власти.

Содержание работы

Введение …............................................................................................................. 3
Глава 1. Создание Советского государства после Великой Октябрьской Социалистической революции ............................................................................. 4
1.1 Слом временного буржуазного и создание советского государственного аппарата ….................................................................... 4
1.2 Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов. Высшие органы власти ............................................................................................. 6
1.3 Учредительное собрание ..................................................................... 8
Глава 2. Деятельность Советского государства в области экономики …........ 12
2.1 Центральные органы управления народным хозяйством …........... 12
2.2 Военный коммунизм .......................................................................... 15
2.3 Национализация промышленности .................................................. 17
Глава 3. Создание конституционных основ Советского государства ............. 19
3.1 Конституция РСФСР 1918 года …......................................…........... 19
3.2 Государственная идеология на начальном этапе становления Советской власти ...................................................................................... 23
Заключение …....................................................................................................... 27
Список использованных источников ….....................….................................... 28

Файлы: 1 файл

курсовая игу.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Пензенский Государственный Университет

Факультет экономики и управления

Кафедра «Государственное управление и социология региона»

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по истории государственного управления

Тема «Становление Советского государства: формирование государственных органов и принципов управления (1917-1920)»

 

 

 

 

 

Выполнил: Земсков А.В.

Студент гр.12ЭГ1

Проверил: доцент кафедры 

«ГУиСР», к.и.н. Неделько С.И.

 

 

 

 

 

 

Пенза 2013

Содержание

 

Введение …............................................................................................................. 3

Глава 1. Создание Советского государства после Великой Октябрьской Социалистической революции ............................................................................. 4

1.1 Слом временного  буржуазного и создание советского  государственного аппарата ….................................................................... 4

1.2 Всероссийский съезд  рабочих и солдатских депутатов.  Высшие органы власти ............................................................................................. 6

1.3 Учредительное собрание ..................................................................... 8

Глава 2. Деятельность Советского государства в области экономики  …........ 12

2.1 Центральные органы управления народным хозяйством …........... 12

2.2 Военный коммунизм  .......................................................................... 15

2.3 Национализация промышленности .................................................. 17

Глава 3. Создание конституционных основ Советского государства ............. 19

3.1 Конституция РСФСР  1918 года …......................................…........... 19

3.2 Государственная идеология  на начальном этапе становления  Советской власти ...................................................................................... 23

Заключение …....................................................................................................... 27

Список использованных источников ….....................….................................... 28

 

 

Введение

 

Российское государство  было империей и являлось унитарным  государством, большевики же поддерживали демократический лозунг «Право наций  на самоопределение, вплоть до отделения». После Октябрьской революции  начинался распад российского государства и можно сказать, что на его территории образовалось три типа территорий:

  • Провозгласившие свою независимость, и эта независимость была подтверждена СССР в отношении Финляндии, Литвы, Латвии, Эстонии, части территории Польши;
  • Советские республики, образовавшиеся на окраинах бывшей Российской империи (Украинская советская республика, Белорусская советская республика, республики Закавказья);
  • Различные автономные образования внутри РСФСР, одним из первых стала татаро-башкирская АССР, затем автономиями стали Якутия, Тува, Киргизия и т.д.

Актуальность данной темы заключается  в том, что советское государство  – часть истории нашего народа и его становление является важным аспектом исторического и политического  опыта.

Целью курсовой работы является показать процесс становления советского государства и его политической системы.

Задачи данной работы:

– показать процесс создания Советского государства, государственных органов и принципов управления в первый период после Великой Октябрьской Социалистической революции;

– раскрыть экономическую деятельность советского государства и органы управления экономикой;

– охарактеризовать основные положения Конституции 1918 года;

– сущность идеологии Советской власти.

 

Глава 1. Создание Советского государства после Великой Октябрьской Социалистической революции

 

1.1 Слом временного  буржуазного и создание советского  государственного аппарата

 

Первая задача любой  революционной власти – предотвратить  ее ликвидацию военным путем, пока она  не оформилась и не получила минимума поддержки населения. Самый опасный период – первые часы и дни, когда даже информация о взятии власти еще не распространилась в обществе. Сразу же после 25 октября 1917 года Советской власти пришлось отражать наступление на Петроград войск Керенского – Краснова, а в самом Петрограде ликвидировать выступление юнкеров. Эти контрреволюционные выступления не были успешными, в них был виден упадок сил и духа всего проекта Временного правительства, исчерпавшего свой потенциал.

Но со всей остротой встала перед новым государством проблема выхода из мировой империалистической войны. Еще летом 1917 г. стало очевидно, что после разрушения государственности царской России продолжать войну было нельзя. Взяв власть под лозунгом «мира без аннексий и контрибуций», Советы начали переговоры о мире, и 3 марта 1918 г. был подписан грабительский Брестский мирный договор с Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией (с аннексиями и контрибуциями)[3.C. 261].

На фоне непрерывного возникновения и решения критических, угрожающих полным крахом срочных проблем началось становление нового государства.

Аппарат государства  царской России в основном был  сломан Февралем. Новый порядок еще  не сложился, его заменяли «временные конструкции», т. к. вожди либерально-буржуазной революции заняли позицию «непредрешенчества». Временному правительству пришлось, однако, нарушить этот принцип, объявив 1 сентября 1917 г. Россию республикой, то есть присвоив себе функции законодательного собрания.

Согласно любой теории революции, это «непредрешенчество» было принципиальной ошибкой. Отсутствие у революционеров воли к государственному строительству немедленно ведет к распаду страны и утрате власти. С точки зрения государственного порядка, Советы взяли на себя власть, когда в России во многих системах царил хаос, а другие находились на грани хаоса. Это создавало для новой власти огромные срочные трудности в жизнеобеспечении страны, но в то же время облегчало государственное строительство, поскольку сопротивление старых структур было ослаблено.

Процессы слома буржуазного  государственного аппарата и создания нового были взаимосвязаны. Для советского государственного строительства было характерно абсолютное недопущение  разрывов непрерывности в наличии  власти. Проявившееся в эпоху становления  советского строя «чувство государственности» (иногда даже говорят об «инстинкте»), причем на всех, даже низовых уровнях власти, а также сложившаяся во многом стихийно, из обыденного здравого смысла, доктрина государственности – особая глава истории русской культуры.

Для самого первого периода (между Октябрем и гражданской  войной) отметим следующие характерные  моменты:

– Невероятный по обычным (особенно по нынешним) меркам объем проведенной теоретической, аналитической и практической работы по конструированию и созданию форм и процедур государства и права.

– Высокая динамичность концептуальной мысли, быстрота принятия решений и проведения их в жизнь, эффективные и быстродействующие обратные связи с социальной практикой.

– Системное видение задач государственного строительства, верное различение фундаментальных и временных (а также чрезвычайных) структур, эффективное сочетание волевых решений с самоорганизацией, умелое использование неформальных структур власти и авторитета[5.C. 198].

Учитывая материальные и кадровые возможности Советского государства в первый период, историки оценивают проделанную им работу как не имеющую прецедентов. В качестве аналога для сравнения берется обычно государственное строительство во время Великой Французской революции, однако условия несравнимы. Во Франции буржуазия, финансовая олигархия и интеллектуальная элита поддержали революцию, обеспечив ее деньгами и кадрами, а в России после Октября были ее противниками. Во Франции революция произошла при достаточно благополучном состоянии экономики, так что новая власть поначалу не стояла перед угрозой краха всей системы жизнеобеспечения страны; в России Советы приняли власть в условиях крайней разрухи, с необходимостью остановить катастрофу.

 

1.2 Всероссийский  съезд рабочих и солдатских  депутатов. Высшие органы власти

 

Съезд, представленный делегатами 402 Совета страны, сразу приобрел характер законодательного органа. Он начал  свою работу в 22 часа 40 минут 25 октября 1917 г. К началу съезда прибыло 560 делегатов (сумели зарегистрироваться 517), среди них 250 большевиков, 159 эсеров, 60 меньшевиков, 26 от мелких партий и 22 беспартийных.

В это время в стране существовало две системы Советов: Советы рабочих и солдатских депутатов  и Советы крестьянских депутатов. Крестьяне  были представлены на съезде через представителей 19 крестьянских Советов, 119 объединенных Советов, солдаты в Советах были в основном крестьянами. Почти все национальные окраины России прислали своих делегатов: Украина 100, Прибалтика 26, Белоруссия 15, Закавказье 12, Северный Кавказ 9, Средняя Азия 5, Бессарабия 3. Во время съезда фракция эсеров раскололась на правых и левых (98 человек). Лидеры и часть рядовых членов партий правых эсеров, меньшевиков и Бунда ушли со съезда. Но прибывали новые делегаты, и к окончанию работы съезда их было 625 (390 большевики, 179 – левые эсеры).

В первом же документе  съезда – обращении «К рабочим, солдатам и крестьянам» – говорилось, что»…  съезд берет власть в свои руки», а Временное правительство низложено. Съезд постановил, что власть на местах переходит к Советам рабочих и крестьянских депутатов. Таким образом, съезд юридически оформил Республику Советов. Съезд принял два важных декрета: «О мире» и «О земле». Всем воюющим народам и их правительствам предлагалось немедленно заключить перемирие и начать переговоры о справедливом, демократическом мире.

Съезд избрал Всероссийский  Центральный Исполнительный Комитет  – высший орган власти в период между съездами, в составе 101 человека, среди которых было 62 большевика и 29 левых эсеров. Рабочим органом ВЦИК являлся его Президиум, который готовил материалы для заседаний ВЦИК. Пытаясь найти компромисс всех левых сил, Съезд постановил, что ВЦИК может быть пополнен представителями групп, ушедших со съезда.

15 ноября 1917 г. произошло слияние ВЦИК, избранного II Всероссийским съездом рабочих и солдатских депутатов, с Исполнительным комитетом (108 чел.), избранным на Чрезвычайном Всероссийском крестьянском съезде. Это значительно укрепило позиции новой власти. Объединенное заседание этих ЦИКов и Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов единогласно подтвердили законы о земле, о мире и закон о рабочем контроле, принятый ВЦИК[6.C. 329].

1 ноября 1917 г. ВЦИК принял резолюцию по вопросу об условиях соглашения с другими партиями: признание ими программы Советского государства, выраженной в декретах о земле, о мире и о рабочем контроле; признание необходимости борьбы с контрреволюцией (Керенский, Корнилов, Каледин); признание II Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов единственным источником власти и ответственность правительства перед BЦИK. Важным документом конституционного типа была принятая 3 января 1918 г. ВЦИКом «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Она определила географические рамки компетенции Советского государства (Россия) и тип государства (Советская республика).

II Всероссийский съезд  Советов постановил образовать  для управления страной, впредь  до созыва Учредительного собрания, временное рабочее и крестьянское  правительство, именуемое Советом  Народных Комиссаров (CНK). Левые эсеры отказались войти в состав СНК. После объединения ЦИКов левые эсеры вошли в состав СНК и получили ряд важных портфелей. После заключения Брестского мира, в марте 1918 г. они вышли из состава СНК, но остались в ВЧК.

Правительство возглавил В.И. Ленин, наркомом по иностранным делам стал Л.Д. Бронштейн (Троцкий), наркомом по внутренним делам А.И. Рыков, председателем комиссариата по делам национальностей И.В. Джугашвили (Сталин). Создание аппарата наркоматов сильно осложнялось массовым саботажем чиновников прежних министерств и отсутствием кадров. С декабря 1917 г. для решения мелких вопросов с целью разгрузить СНК созывалось совещание заместителей наркомов, которое впоследствии именовалось Малым Совнаркомом (его предшественником была т.н. «вермишельная комиссия», которая занималась текучкой).

4 ноября 1917 г. ВЦИК принял резолюцию о праве СНК издавать неотложные декреты в рамках общей программы Всероссийского съезда Советов. Таким образом три органа были наделены законодательными полномочиями: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК[11.C. 157].

 

1.3 Учредительное  собрание

 

27 октября 1917 г. ВЦИК на своем первом заседании постановил провести выборы в Учредительное собрание в назначенный еще Временным правительством срок, 12 ноября 1917 г. Выборы состоялись по спискам, составленным еще до революции. Например, разделившиеся на две партии с разным отношением к Советской власти левые и правые эсеры шли одним списком, как эсеры. Историки, в том числе буржуазные, признают, что соотношение числа депутатов правых эсеров (370) и левых эсеров (40) было случайным и не отражало позиции крестьянства к этим уже двум разным партиям. Среди делегатов крестьянских съездов, на которые правые и левые эсеры избирались уже по отдельным спискам, преобладали левые эсеры. А на выборах в Советы в городах эсеры уступали даже кадетам.

Отношение к Учредительному собранию было вопросом принципиальным, поскольку оно было органом, который  по типу своему соответствовал буржуазно-либеральному пути развития революции. 13 декабря 1917 г. были опубликованы «Тезисы об Учредительном собрании» – важнейшая после Апрельских тезисов работа В.И. Ленина о государственном строительстве в русской революции. В ней говорилось, что возможность сосуществования двух типов государственности исчерпана, поскольку крестьянство и армия определенно перешли на сторону Советской власти, а буржуазные силы начали с ней вооруженную борьбу (восстание Каледина, действия буржуазных режимов на Украине, в Белоруссии, в Финляндии и на Кавказе). Поэтому вопрос об отношении к Учредительному собранию не является юридическим. Оно может быть включено в государственное строительство лишь при условии признания им Советской власти. Являясь вершиной демократии в ходе буржуазной революции, Учредительное собрание «опоздало».

В приводимых историками данных о количестве голосов, поданных на выборах за те или иные партии, есть расхождения. Видимо, в выборах  участвовало около 44 млн. избирателей. Было избрано 715 депутатов (по другим данным 703). За эсеров, меньшевиков, различные национальные партии проголосовало около 60%. За большевиков около 25%. За кадетов и другие правые партии около 15%.

Таким образом, партии с  принципиально буржуазной программой получили около 15% тех, кто принял участие  в выборах, партии с разными социалистическими программами – 85%. Конфликт, который возник в связи с Учредительным собранием – это конфликт между социалистами, и прежде всего, между двумя революционными партиями социалистов, большевиками и эсерами (меньшевики имели 16 мест, а эсеры 410). Чернов с места председателя даже декларировал «волю к социализму». Это важно подчеркнуть, т. к. в годы перестройки пресса внедрила в общественном сознание представление, будто речь шла о выборе между буржуазно-либеральным и социалистическим путем развития России. В ряде вопросов (например, в отношении к террору) большевики были более умеренной партией, нежели эсеры. Передача власти Учредительному собранию (рассмотренная как умозрительный вариант) означала бы не возникновение дееспособной буржуазной государственности, а продолжение «керенщины»[10.C. 287].

Информация о работе Становление Советского государства: формирование государственных органов и принципов управления (1917-1920)