Введение
В настоящий момент Верховный
суд Российской Федерации претерпевает
серьезные изменения. 6 февраля 2014 г. вступили
в силу нормативные акты, согласно которым
полномочия ВАС РФ закрепляются за ВС
РФ и определяется новый порядок его формирования.
Но в полном объеме основной
закон - Федеральный конституционный закон
«О Верховном Суде Российской Федерации»
от 05.02.2014 № 3-ФКЗ, который и будет регулировать
всю деятельность суда, пока не вступил
в законную силу, в связи с этим мы будем
рассматривать полномочия и статус Верховного
Суда нынешнего законодательства.
Статус Верховного суда РФ не
имеет абсолютного характера высшего
судебного органа, его статус ограничен
исключительно его компетенцией, то есть
делами, подсудными судам общей юрисдикцией.
Таким образом, в делах о проверке конституционности
законов и иных нормативных актов, а также
по делам об экономических спорах данный
суд не является высшим судебным органом,
так как эти дела рассматривает Конституционный
суд РФ, а также Высший Арбитражный суд
РФ и арбитражные суды субъектов РФ.
Верховный Суд РФ является вышестоящей
судебной инстанцией по отношению ко всем
федеральным окружным судам, то есть Верховный
Суд обладает полной юрисдикции, он правомочен
на основании поступающих к нему протестов
и кассационных жалоб пересматривать
дела, рассмотренные на уровне высших
судебных инстанций субъектов федерации,
и выносить по ним окончательные постановления
или определения.
Но необходимо иметь в виду,
что в настоящее время в России проходит
судебная реформа, которая объединит Верховный
Суд и Высший Арбитражный Суд РФ, таким
образом, Верховный Суд станет высшей
инстанцией по рассмотрению экономических
споров.
Согласно вступившим в законную
силу нормам ФКЗ «О Верховном суде Российской
Федерации» от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ, новый
Верховный суд РФ будет сформирован следующим
образом: в него будут входить 170 судей.
Сам Верховный суд будет состоять из: Пленума
ВС РФ, Президиума, Апелляционной коллегии
ВС РФ, которая будет выступать в качестве
судебной коллегии Верховного Суда Российской
Федерации; судебной коллегии по административным
делам Верховного Суда Российской Федерации;
судебной коллегии по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации;
судебной коллегии по уголовным делам
Верховного Суда Российской Федерации;
судебной коллегии по экономическим спорам
Верховного Суда Российской Федерации;
судебной коллегии по делам военнослужащих
Верховного Суда Российской Федерации;
дисциплинарной коллегии Верховного Суда
Российской Федерации, которая также будет
выступать в качестве судебной коллегии
Верховного Суда Российской Федерации.
Стоит отметить, что изменения
в состав Верховного Суда Российской Федерации
могут вноситься лишь путем внесения изменений
ФКЗ «О Верховном суде Российской Федерации»
от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ
Стоит обратить внимание, что
все 170 судей будут отобраны по новым правилам.
Для этого будет создана Специальная квалификационная
коллегия по отбору кандидатов. Конкретный
порядок отбора кандидатов в судьи Верховного
суда установлен ФЗ «О порядке отбора кандидатов в первоначальный
состав Верховного Суда Российской Федерации,
образованного в соответствии с Законом
Российской Федерации о поправке к Конституции
Российской Федерации «О Верховном Суде
Российской Федерации и прокуратуре Российской
Федерации» от 05.02.2014 № 16-ФЗ.
Судьи будут выбираться на конкурсной
основе: они должны будут сдать специальный
квалификационный экзамен, результаты
которого оценит указанная комиссия. До
начала работы вновь сформированного
суда судьи высших судов, назначенные
ранее, продолжат осуществлять свои полномочия.
В новом законе определены новая
компетенция Пленума и Президиума ВС РФ,
полномочия Председателя ВС РФ и его заместителей.
Согласно ст. 104 Конституции
РФ, Верховный Суд РФ обладает правом законодательной
инициативы, это новое полномочие для
этого органа.
В соответствии с внесенными
изменениями в ст. 126 Конституции РФ, Верховный Суд Российской
Федерации теперь является высшим судебным органом
по гражданским, разрешению экономических
споров, уголовным, административным и
иным делам, подсудным судам, образованным
в соответствии с федеральным конституционным
законом, осуществляет в предусмотренных
федеральным законом процессуальных формах
судебный надзор за деятельностью этих
судов и дает разъяснения по вопросам
судебной практики.
Верховный Суд Российской Федерации:
является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным делам и иным делам, подсудным
судам общей юрисдикции;
осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный
надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды;
в пределах своей компетенции
рассматривает дела в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам,
а в случаях, предусмотренных федеральным
законом, - также и в качестве суда первой инстанции;
является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым и областным судам, судам городов федерального значения (Московскому и Санкт-Петербургскому городским судам), судам автономной области и автономных округов, окружным и флотским военным судам;
изучает и обобщает
судебную практику, анализирует судебную
статистику и даёт разъяснения по вопросам
судебной практики;
разрешает в пределах
своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации, СССР и РСФСР.
- До вступления в силу Федеральный конституционный
закон «О Верховном Суде Российской Федерации»
от 05.02.2014 № 3-ФКЗ полномочия ВС России, порядок его образования (то есть порядок назначения судей) и деятельности установлены Конституцией России, Федеральным конституционным законом «О судебной
системе Российской Федерации» (1996 г.), ФКЗ «О судах
общей юрисдикции в Российской Федерации» (2011 г.), а также Законом
Российской Федерации «О статусе судей в Российской
Федерации» и Федеральным законом «Об
органах судейского сообщества
в Российской Федерации».
Верховный Суд РФ рассматривает
по первой инстанции:
1) уголовные дела,
указанные в ст. 452 УПК РФ (дела
в отношении члена Совета Федерации,
депутата Государственной Думы,
судьи федерального суда), а также
иные уголовные дела, отнесенные
федеральным конституционным законом
и федеральным законом к его
подсудности;
2) гражданские дела
о:
а) оспаривании ненормативных
актов Президента РФ, Федерального Собрания
РФ, Правительства РФ;
б) оспаривании нормативных
актов федеральных министерств и ведомств,
касающихся прав и свобод граждан;
в) оспаривании постановлений
о прекращении полномочии судей;
г) приостановлении
деятельности или ликвидации политических
партий, общероссийских и международных
общественных объединений; о ликвидации
централизованных религиозных организаций,
имеющих местные религиозные организации
на территориях двух и более субъектом
РФ; о приостановлении или прекращении
деятельности средств массовой информации,
распространяемых преимущественно на
территориях двух и более субъектов РФ;
д) оспаривании решений
и действий (бездействия) Центральной
избирательной комиссии РФ и ее должностных
лиц (за исключением решений, принимаемых
по жалобам на решения и действия (бездействие)
нижестоящих избирательных комиссий,
комиссий референдума, а также на решения
избирательных комиссий субъектов РФ
в случаях, предусмотренных федеральным
законодательством);
е) по разрешению споров,
переданных Верховному Суду РФ Президентом
РФ в соответствии со ст. 85 Конституции
РФ, между органами государственной власти
РФ и органами государственной власти
субъектов РФ, а также между органами государственной
власти субъектов РФ
Как суд первой инстанции Верховный
Суд РФ не имеет предметной подсудности
по гражданским делам.
По гражданским делам Верховный
Суд РФ вправе изъять любое дело из любого
нижестоящего суда и принять его к своему
производству в качестве суда первой инстанции.
Изучение практики показывает, что Верховный
РФ разрешал по первой инстанции гражданские
дела о трудовых спорах, о взыскании алиментов
на содержание детей, об установлении
отцовства и некоторые другие. Верховный
Суд РФ как суд общей юрисдикции вправе
принять к своему производству исковое
заявление или иные документы по гражданским
делам, представляющим особую сложность
или получившим широкий общественный
резонанс, непосредственно, а не только
после отмены решения нижестоящего суда
Возглавляя систему гражданских и военных
судов общей юрисдикции, Верховный Суд
РФ является высшей надзорной инстанцией. В надзорном порядке
он рассматривает дела по протестам в
порядке судебного надзора на вступившие
в законную силу приговоры, решения, определения
и постановления.
Проверка Верховным Судом РФ дел в порядке
кассационного и надзорного производства
служит важной гарантией защиты прав и
интересов участников процесса, неукоснительного
соблюдения законности досудебного производства
и осуществления судебного разбирательства.
Еще одним важным полномочием Верховного
Суда РФ является рассмотрение дел по вновь открывшимся
обстоятельствам. Такая проверка допускается,
как правило, тогда, когда обнаруживаются
новые, неизвестные при предшествующем
разбирательстве дела обстоятельства,
из которых вытекает незаконность и необоснованность
данного решения.
Рассматривая дела в кассационном порядке,
порядке надзора или по вновь открывшимся
обстоятельствам, Верховный Суд РФ путем
отмены или изменения попавших в его поле
зрения судебных решений способствует
устранению допущенных в них ошибок, обеспечивает
тем самым единообразие судебной практики,
неуклонное соблюдение требований законности
не только судами, но и другими государственными
органами, охраняет права и законные интересы
граждан.
Гражданские и уголовные
дела рассматриваются Верховным Судом
РФ по первой инстанции по правилам соответственно
гражданского и уголовного судопроизводства.
Решения и приговоры Верховного Суда могут
быть обжалованы сторонами в кассационном
порядке в Кассационную коллегию этого
суда. На них могут быть принесены жалобы
и представления в порядке надзора в Президиум
Верховного Суда РФ.
Заключение
В настоящий момент проходящая
в России судебная реформа достаточно
радикально меняет высшее звено судебной
власти. Объединение Верховного Суда и
Высшего Арбитражного суда несет множество
перемен и новаций.
До тех пор, пока ФКЗ «О Верховном
Суде Российской Федерации» от 5 февраля
2014 г. № 3-ФКЗ не вступил в законную силу
в полном объеме, полномочия и сфера деятельности
этого органа сохраняется прежней. Назначен
переходный период в течение 6 месяцев
для устройства нового типа суда.
На сегодняшний день Верховный
Суд является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным делам и иным делам, подсудным
судам общей юрисдикции.
Список использованной литературы
Конституция Российской Федерации, принята
на всенародном голосовании 12.12.1993 г. (с изм. от 01.12.2012 №
3-ФКЗ).
- Федеральный конституционный
закон «О судебной системе Российской
Федерации» от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 03.02.2014).
- Федеральный конституционный
закон «О судах общей юрисдикции в Российской
Федерации» от 07.02.2011 № 1-ФКЗ (ред. от 01.12.2012).
- Федеральный конституционный
закон «О Верховном Суде Российской Федерации»
от 05.02.2014 № 3-ФКЗ.
- Федеральный закон «О порядке
отбора кандидатов в первоначальный состав
Верховного Суда Российской Федерации,
образованного в соответствии с Законом
Российской Федерации о поправке к Конституции
Российской Федерации «О Верховном Суде
Российской Федерации и прокуратуре Российской
Федерации» от 05.02.2014 № 16-ФЗ.
- Закон РФ о поправке к Конституции
РФ «О Верховном Суде Российской Федерации
и прокуратуре Российской Федерации»
от 05.02.2014 № 2-ФКЗ.
- Гражданский процессуальный
кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (в ред. от 13.04.2014).